игры на развитие словообразования у обучающихся младшего школьного возраста
презентация к уроку
Презентация, на тему словообразования в начальной школе.В презентации идет рассмотрения, игр на формирование новых слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_slovoobrazovaniya.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.
Вопросы теории и практики словесной игры разрабатывались исследователями : З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой. А.П. Усова
Виды игр - познавательные - сюжетные - театрализованные - дидактические: - словесные -игры с наглядным материалом -лексические упражнения -настольные
Словообразование – образование новых слов из исходных определенными способами, принятыми в русском языке; часть лексико-грамматического строя речи.
Цель – формирование навыков словообразования у детей младшего школьного возраста через словесные игры. Задачи 1.Формировать навык словообразования существительных суффиксальным способом. 2.Формировать навык словообразования прилагательных от существительных. 3.Формировать навык словообразования относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям , различным материалам; относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов. 4.Формировать навык словообразования приставочных глаголов. 5. Развивать умение образовывать однокоренные слова 6.Развивать умение образовывать слова путём слияния двух основ.
Классификация способов словообразования: 1. Приставочный: делать – пере делать 2. Суффиксальный: мяч - мя ч ик 3. Приставочно-суффиксальный: стакан – под стакан ник 4. Образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб( о )лов
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов . «Ласковые имена» Юля- Юлечка , Сережу –……, Оля – …., Саша - …, Костя - …, Таня - …., Ира - …, Миша - …, Соня - … . «Назовите детенышей животных» Волк - …, медведь - …, кошка - …, заяц - …, лиса - …, гусь -…….
«Гномик» Жил гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, а головка. А как же скажем про другие части тела? Нос - …, уши - …, руки - …, локти - …, лоб - …, глаз - …, щека - …, ноги -… «Назови ласково предметы» Гриб – грибочек, чашка – чашечка, стол - …, кресло - …, кровать - … .
Образование слов со значением единицы целого дождь –дождинка, бусина -бусинка, пыль -пылинка, роса -росинка, икра - икринка, изюм-изюминка, солома-…, чай -…, песок -…,
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия «Назови профессию» Кто играет на барабане? Кто ловит рыбу? Кто строит дом? Кто убирает двор?
”Мужские” и “женские” профессии Мужчина – художник, женщина – художница Мужчина – писатель, женщина – писательница Мужчина - продавец, женщина – продавщица Мужчина – артист, женщина – артистка Мужчина-пианист, а женщина- пианистка
Образование существительных со значением вместилища « Что для чего?» Для супа - супница Для сахара – Для соуса – Для конфет – Для мыла – Для салата – Для хлеба – Для пепла –
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности «Назови ласково» Зубастый крокодил – зубастенький . Ленивый бегемот – ленивенький . Быстрая обезъянка – … Страшный рассказ – … Соленый огурец – … Кислое яблоко – …
Обозначение предмета по действию или качеству ( слово+слово ) « Два слова в одном» Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад) Когда листья падают? (Листопад) Когда камни с гор падают? (Камнепад) Какой прибор сосёт пыль? Какая машина сок выжимает? Какая машина кофе варит?
Образование качественных прилагательных. «Какой? Какая? Какое?» Ум – умный, умная, умное. Длина – длинный, длинная, длинное. c трах - …, разговор-…, загар-…, старость -…, холод - ….
Образование относительных прилагательных. «Что из чего?» Бумага-бумажный Виноград – виноградный Дерево – деревянный Лимон – лимонный Стекло – стеклянный Глина - …. Резина - … Гриб - … Мех - …
Образование притяжательных прилагательных «Чьи хвосты?» Кошка – кошачий Лиса - … Лебедь - … Гусь - … Слон - … Медведь - …
«Чья вещь?» Мама – мамина (сумка) Тетя - … Дядя – дядин (чемодан) Бабушка - … Папа - … Дедушка - ….
Образование сравнительной степени прилагательных «Доскажи словечко» Эта темная юбка, а другая ещё (темнее). Этот дом высокий, а другой ещё … Это красное платье, а другое ещё … Мама молодая, а дочка ещё … Это удобное кресло, а другое ещё … Ромашка красивая, а роза ещё … Диван мягкий, а подушка ещё … У сестры книжка толстая, а у брата ещё … У Маши голос громкий, а Пети ещё … Этот коридор узкий, а другой ещё … Обозначение качества (слово + слово )
«Назови птичку» Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (Длиннохвостая) С желтой грудкой? (Желтогрудая) С острым клювом? (Остроклювая) С голубыми глазами? (Голубоглазая) С красными щеками? (Краснощекая)
ГЛАГОЛ «Добавляй и говори» Если к слову ехать добавить [ у ] , то получится новое слово «уехать». Далее также с приставками в-, вы -, от -, за-, пере-, под-, до-, с-, на-, пере-, при-
Образование глаголов из других частей речи «Образуй слово» Образуем глаголы. бег – бежать клей – клеить мороз - … свет - … любовь - …
Образование категории времени глагола «Два брата» Жили были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик . Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик ещё только … (встает). «Когда же ты …(встанешь)?» Шустрик оделся, а Мямлик … и т.д.
Игра «Сложные слова» Цель: учить образованию слов с помощью соединительных гласных. Рыбу + ловит = рыб( о )лов
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт –Петербург 2001 2. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией Санкт –Петербург КАРО 2009 3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва 1994 4. Горюнова Т.П., Минашина В.С. Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития// Нарушен. речи у дошк . Москва 1972 5. Лебедева Л.В., Козина И.В. И. Игры и упражнения с родственными словами Москва 2009 6. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения Санкт –Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2012 7.Электронные образовательные ресурсы: Сборник «Дошколята» пр-ль : «EDUCATION MULTIMEDIA. Источник : http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-prityazhatelnyih-prilagatelnyih/.html ЛИТЕРАТУРА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.
Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....
Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»
Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....
Игры на развитие внимания для детей младшего школьного возраста.
В данном материале приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентра...
Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...
Игры для развития речевого дыхание детей младшего школьного возраста
Зачастую, в логопедический пункт зачисляются дети с нарушениями звукопроизношения. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная стр...
Дидактические игры для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Сделана подборка дидактических игр для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Будет полезна для дефектологического сопровождения детей с ОВЗ,...