Игры на развитие внимания для детей младшего школьного возраста.
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Кизилевич Олеся Юльяновна

В данном материале приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

 Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения – дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Воскресеновка»

наименование учредителя и образовательного учреждения

Кизилевич Олеся Юльяновна, учитель начальных классов 

Ф.И.О. учителя

Игры на развитие внимания для детей младшего школьного возраста.

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка.

Маленький объём внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребёнку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания – ребёнок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания – ребёнку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш учащийся сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребёнок допустил много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания – неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания – ребёнок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребёнком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения – дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

В данном разделе приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.

Развивающие игры и упражнения.  

1. Упр. «Следи за своей речью».

Да и нет, не говорить, чёрное с белым не носить. Затем начинают задавать каверзные вопросы, пытаясь «вырвать» у отвечающего запрещённые слова. Например: Вы хотите купить чёрное платье? А разве вам этот цвет к лицу? Это будет бальное платье? Ваше платье должно быть длинным? ………..

 Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это проверка внимания.

Например: Вы сегодня завтракали? Ваша причёска вам нравиться? Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите? Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упр. «Запрещённая буква».

В этой игре каждому придётся следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться немудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочерёдно обращаясь к играющим, водящий каждому задаёт какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь за партой?», «Какое ты любишь варенье?» ит.п. Тот, к кому обращён вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе букву, которая по уговору объявлена запрещённой. Игра ведётся в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, употребил в своём ответе запрещённую букву, становишься на место ведущего. Победителями считаются те кто ни разу не ошибся, давал быстрые и находчивые ответы.

Как вариант игры – условием может быть непроговаривание запрещённой буквы, т.е. её надо замещать в словах на любую другую.

3. Упр. «Скрытая подсказка».

В этой игре запрещается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторону. Тем временем загадаем какое-нибудь слово это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырёх-пяти букв, причём все буквы в нём должны быть разные, например, «стол», «комар», «доска», «парус» и т.п. Таких слов множество, подбирать их долго не придётся. Задача ведущего отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придётся ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путём, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово «КОМАР». Отгадчику оно неизвестно.

- Прошу подсказать первую букву,- обращается он к играющим.

Это его право – требовать подсказку, причём подсказывать могут три любых участника игры, каждый по своему.

 Первая буква загаданного слова «К». Как же подсказать её, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочерёдно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двусложному, в состав которого входит буква «К». Допустим, один называет слово «компас», другой – «сурок», третий – «капля». Во всех трёх словах повторяется буква «К». Отгадчик выделит эту букву и запомнит её.

- Давайте вторую букву! – требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: «урок», «слон», «крот». Выделив трижды повторяемую в них букву «О», отгадчик постарается её также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть ещё потренирует своё внимание.

4.Упр. «Спрятанное слово».

Выбирают водящего. Просят его на некоторое время выйти из комнаты. Загадываем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем известного стихотворения.

Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведёт». Разобьём этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведёт». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что «спрятана» пословица и что он, приступая к её поискам, может задать три любых вопроса трём любым участникам игры. Водящий поймёт, что текст загаданной пословицы разделён на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий – последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

«Что ты видел сегодня во сне?» - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свой ответ первую часть загаданного текста – слово «язык», но так, что бы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: «Видел во сне, что я приехал в другой город, зашёл в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь». «Где растут лимоны? – допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: В тёплых странах и в саду у моего дедушки: он живёт в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева». На последний вопрос, каким бы он не был, можно дать уклончивый ответ: «Не будь таким любопытным, это до добра не доведёт». А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.    

5. Игра «Что изменилось?»

На столе разложены 10-15 мелких предметов. Ребёнок в течении 30 секунд (считают до 30) знакомится с расположением предметов, после чего отворачивается, а в это время 3-4 предмета перекладывают на другие места. Снова даётся 30 секунд даётся ему на осмотр предметов, после чего закрывают листом предметы, теперь он должен назвать что изменилось. За правильный ответ засчитывается 1 очко, за ошибку 1 очко снимается.

6. Упр. «Всё помню» (развитие внимания и памяти).  

Эту игру можно провести  вдвоём, втроём и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. Судья следит за этим. Слова подбираются на определённую тему, как, например, названия городов, названия животных или растений. Допустим тема игры – название городов.

Участники состязания садятся в круг.

- Тула – говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок. Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

- Тула, Полтава.

- Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов ещё одним названием. Например.

- Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все ранее названные города, упоминая их том же порядке не пропуская не одного. Допустивший ошибку выбывает из игры.

7. Упр. «Где, чей домик?»

Игра на развитие устойчивости внимания. Предложите детям рисунок с изображением 7 разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домками. Нужно определить, где, чей домик, не проводя карандашами по линиям.

8. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Учащимся перечисляют различные слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если слышит слово, обозначающее, например, животное. Если он сбивается, повторите игру сначала.

В другой раз предложите, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задание.

Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-нибудь букву. Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с ребёнком результату.

Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву А, а букву П - подчеркни». Или так: «Зачеркни букву А, если перед ней стоит буква Р, и подчеркни букву А, если перед ней стоит буква Н». Фиксируйте время и количество ошибок.

9. Упражнение «Что изменилось?» (развитие наблюдательности).

Все дети становятся в одну шеренгу. Учитель вызывает одного ученика и просит запомнить внешний вид участников игры. На это даётся 1-2 минуты. После чего он выходит или отворачивается. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в причёску или костюм. Затем запоминающий должен назвать изменения.

10. Картинки «Найди отличие».

Даётся две одинаковые картинки с мелкими отличиями надо их найти.

11. Упражнение «Раскрась вторую половинку».

Это упр. направленно на развитие концентрации внимания. Надо приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. Учащийся должен раскрасить вторую половину так же. Можно усложнить задание, попросив детей дорисовать вторую половину самостоятельно, а затем раскрасить как первую. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик ёлка и т.д.)

12. Упр. «Цифровая таблица».

Покажите ребёнку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но сначала убедитесь, знает ли учащийся все цифры. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

1       10       11       18      7

16     20        3        14      22

2       25        9        13      24

12      5         21       4       17

19      23       15       6        8

Ещё один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовёт их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребёнку для выполнения этого задания.

Если же эти упражнения оказались трудными составьте более простую таблицу, например из 9 клеток.

13. «Птица – не птица».  

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросить ребёнка, что не правильно. Уточните: «А муха – это кто?»

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы. Голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи…

 Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди и утки – и спасибо шутке!

14. «Летела корова».

Игроков должно быть не меньше трёх. Все садятся вкруг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт, слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «ТРАВА». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву слова – «Т», следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «А». Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

15. Топ – хлоп.

Игра на развитие внимания и памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и не правильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не верное – топают.

Пример: «Летом всегда идёт снег». «Картошку едят сырую». «Ворона - перелётная птица».

Чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

16. Игра «Маленький жук».

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить по полю пальцем нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где находился жук».

Если ребёнок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы ребёнок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняя задания ходами: 2 клетки наискосок вправо – вниз, 3клетки влево и т.д.

18. Упражнение, направленное на увеличение уровня внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и просчитать количество ударов.

Можно провести  это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчёт выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятия количество предложений, использованных в тексте, увеличивается.

19. Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направленно на выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 минута.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.  

б) Задание похоже на предыдущее. В течение одной минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с «округлыми» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами»). Задача ребёнка – нарисовать как можно больше треугольников и кругов.

Задания подобного типа можно придумывать самим. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребёнка.

20. Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает: Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!»

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведём некоторые из них:

1класс – «Даны два числа: 6и3.…Сложите первое число и второе…и от полученного числа отнимите ещё 4.…Пишите!.. (ответ: 3)»

«Даны два числа: 15 и 23…. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа… отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7.… Пишите!..» (ответ:8)

2 класс – «Даны два числа: 27 и 32.… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа… и от полученного произведения  отнимите вторую цифру второго числа.…Пишите!..» (ответ:4)

«Даны два числа: 82… и 68.…К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… и полученную сумму разделите на 4.… Пишите!..» (ответ: 2)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: «Загадай число… прибавь к нему 5, теперь отними 2.. отними то число, которое ты задумал… и умножь полученную разницу на 4.…У тебя получилось…»

21. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА                      РЕБЕРГЕ                          АССАМАСА

    ГЕСКЛАЛЛА                       ЕССАНЕССАС                ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ                                                               ЕНАДСЛАТ

    ЕТАЛЬТАРРС                      УСОКГАТА                      ЛИММОДОРА

    КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА                                                                  НОРАСОТАННА

    ДЕБАРУГА                                                                      КАЛЛИХАРРА

   ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА

    СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ

    ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА

     ХЛОРОФОНИМАТА

     ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ

 ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ          РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ

    МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

23. Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания.    

Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-чёрные таблицы».

Для занятия используются таблицы с числами чёрного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остаётся неизменным:

1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа чёрного цвета от 1 до 12;

2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета о обратном порядке от 12 до 1;

3 этап – необходимо поочерёдно искать числа чёрного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

После того, как у ребёнка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. чёрные – от 1 до 24, красные – от 24 до 1).

Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, чёрные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные – в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, то использовать его желательно поле того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна быть не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество чёрных букв не превышает 8, а количество красных - 7).

Когда дети достигнут значительных успехов в работе с выше описанными таблицами, задание можно усложнить.

Дети должны находить на предлагаемой им таблице красные и чёрные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причём красные числа нужно находить в убывающем порядке, а чёрные – в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 чёрных пар чисел – букв и 12 красных пар чисел – букв. Работа идёт таким образом:

Красная цифра 12, пишем букву Р, потом чёрная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем букву И, чёрная цифра 2, пишем букву Н…

При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел – букв и 24 чёрных пар чисел – букв.

3 - А

11 - И

4 - С

6 - Г

10 – Б

5 - М

8 - Е

2 - Н

9 - К

4 – Ф

12 - Р

1 - В

13 - Д

8 - М

7 – Н

7 - Ф

5 - Б

11 - Л

2 - Т

10 – Е

9 - А

3 - К

1 - В

6 - Х

12 – И

24. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.          

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен подчеркнуть эти слова. Пример (слова, которые необходимо ребёнку подчеркнуть, выделены курсивом):

Бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашинапрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

25. Упражнение «Корректурная проба» (развитие умения анализировать написанные слова).

Для этой игры берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а». При этом уславливается, что ели ребята, пропустят больше 4 букв, то они проиграли, четыре и меньше - выиграли. Проверку производят сами ребята – сосед у соседа.

Затем игру можно усложнить. Например, вычёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой. Следующий этап – одну букву в строчке подчеркнуть, а другую вычеркнуть. Например, «е» - вычёркиваем, а букву «м» подчёркиваем. Например:

Говорила мышка мышке – не хочу читать я книжки.

Другой вариант: «Сначала одну букву подчёркиваем, а другую вычёркиваем, затем по команде: «Вперёд!» работа идёт наоборот – первую вычёркиваем, а вторую подчёркиваем».

Например, «1–я часть работы: «С» - подчеркиваем, по команде: «Вперёд!» проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву «С» теперь вычеркиваем, а букву «О» - подчёркиваем».

26. Упражнение на формирование внимательности у учеников в школе.

Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - волнистой линией, затем по команде «Внимание!» - наоборот: существительные – волнистой, а прилагательные – одной чертой.  Например:

В январе мороз трескучий

И валится снег сыпучий,

В феврале у нас в оконце

Внимание!

Засверкало ярче солнце.

Стаял рыхлый снег в апреле,

Птички звонкие там пели.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр – упражнений призыв учителя «быть внимательным» способен вызвать у детей состояние концентрации.

Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребёнка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от «Родной речи», надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.).

При проверке ребёнком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим – «другой девочкой», «плохо обученным щенком».

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким заданиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание -это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте....

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Тренировочные упражнения на развитие внимания....

«Дидактическая игра как способ развития внимания у детей младшего школьного возраста». (методическое пособие)

Пояснительная записка.Решающее значение в развитии ребёнка младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний ,умений и навыков .Но совершенно особое место в жизни ребёнка з...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...