Программа по математике (предшкола)
рабочая программа
Программа по математике расчитана на 3 часа в неделю, всего 99 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преемственность - предшкола. | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
| УТВЕРЖДАЮ ________________ Директор МАОУ ПСОШ №1 ___________________Б.А. Ринчино « » сентября 2018 г. Приказ № |
СОГЛАСОВАНО_________________ Председатель Наблюдательного совета С.М. Жигмитова «____» __________________ 2018 г. |
Учебная программа
предшкольной подготовки
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1»
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность»
Авторы: Федосова Н. А., Сорокко О.С., Волкова С.И., Шпикалова Т.Я и др.
ФГОС
Составитель: Цыденжапова
Светлана Цыбеновна
учитель начальных классов 1 категории
2015 г
Пояснительная записка
Программа предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и группах предшколы, которые дети могут посещать при школе или ДОУ . Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе. Занятия с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов. Введение предшкольного образования направлено на создание более благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи. Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьѐзные требования к физическому и психическому здоровью ребѐнка, поэтому важно соблюдать основные режимные моменты в организации жизни будущего школьника: рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный отдых. Важно, чтобы ребѐнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный рассказ; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью; выделял и правильно произносил все звуки родного языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно», считал до 10 и дальше, называл числа в прямом и обратном порядке; ориентировался в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку, определял время по часам с точностью до часа. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования: дошкольной, предшкольной и начальной школьной. Программа состоит из следующих курсов:
Курс «Родное слово» и «Детская риторика» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «Изобразительная деятельность» призваны решать главную общую цель-развитие личности ребенка 5-6 лет. При разработке содержания , задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия в народном творчестве, погружение в мир культуры и искусства своего народа.
Содержание программы
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий
(УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Математические ступеньки
Курс «Математические ступеньки». В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является, и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.);
- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.);
- содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Календарно -тематическое планирование курса «Математические ступеньки» (26ч.)
Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Преемственность).
№ урока |
Наименование темы | Плановые сроки прохождения | |
Признаки предметов (размер, цвет, форма) | 23.10 | ||
Признаки предметов. Фигуры в заданном цвете. (раскрашивание) | |||
Фигуры в заданном цвете, форме, размере (раскрашивание) | |||
Большой, маленький. | 30.10 | ||
Определение размера фигур. Раскрашивание фигур заданного размера. | |||
Деление фигур по размерам на группы. Раскрашивание фигур заданного размера по заданным цветам. | |||
Высокий, низкий. Выше, ниже. | 06.11 | ||
Определение фигур по высоте. Раскрашивание фигур заданного размера по высоте. | |||
Раскрашивание фигур заданного размера по высоте, заданными цветами. | |||
Слева, справа. | 13.11 | ||
Повторение. Определение расположения фигур относительно друг друга. Раскрашивание фигур заданными цветами. | |||
Определение расположения фигур. Раскрашивание фигур слева, справа заданными цветами. | |||
Длинный, короткий. Длиннее, короче | 20.11 | ||
Практическая работа. Измерение отрезков относительно друг друга. | |||
Раскрашивание фигур заданной длины заданным цветом | |||
Больше, меньше, столько же. | 27.11 | ||
Счёт предметов. Пары предметов. | |||
Знаки больше, меньше, столько же. Работа с предметными картинками. | |||
Круг. Многоугольник | 04.12 | ||
Закрашивание заданных фигур заданным цветом. | |||
Нахождение и закрашивание фигур заданной формы. | |||
Прямоугольник. Квадрат | 11.12 | ||
Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Прямоугольный лист превращаем в квадратный | |||
Повторение. Отличие прямоугольника от квадрата. Закрашивание фигур заданной формы заданными цветами. | |||
Справа, слева, вверху, внизу | 18.12 | ||
Практическая работа. Справа, слева. Закрашивание предметов заданными цветами. | |||
Практическая работа. Вверху, внизу. Закрашивание предметов заданными цветами. | |||
Позже. Раньше. Работа с предметными картинками. | 25.12 | ||
Сначала, потом. Рассказы детей о своём режиме дня. | |||
Практическая работа. Режим дня. Работа с предметными картинками, с клеем. | |||
Легкий, тяжёлый. Легче, тяжелее | 15.01 | ||
Практическая работа. Определение предметов на опыте. | |||
Раскрашивание фигур заданного веса, заданными цветами | |||
Число 1. Цифра 1. | 22.01 | ||
Работа с предметными картинками. Закрашивание фигур. | |||
Работа с предметными картинками. Закрашивание предметов заданным цветом | |||
Число 2. Цифра 2. | 29.01 | ||
Состав числа 2. Домино. Раскрашивание предметных картинок заданным цветом. | |||
Пара - число 2. Деление по парам. | |||
Число 3. Цифра 3. Треугольник. | 05.02 | ||
Состав числа 3. Домино. Раскрашивание предметных картинок с заданным цветом. | |||
Число 3 в сказках. Раскрашивание сказки – творческая работа. | |||
Число 4. Цифра 4. Прямоугольник. | 12.02 | ||
Состав числа 4. Домино. Нахождение картинок с числом 4. Раскрашивание предметных картинок с числом 4. | |||
Прямоугольник и квадрат. Повторение. Угол. | |||
Число 0. Цифра 0. | 19.02 | ||
Состав чисел до 4 с числом 0. Домино. Повторение. | |||
Работа с числом 0. Предметные картинки. | |||
Число 5. Цифра 5. | 26.02 | ||
Состав числа 5. Домино. | |||
Раскрашивание предметных картинок с числом 5 заданным цветом. Вырезание картинок, наклеивание. | |||
Состав числа 5. Повторение. | |||
Равенство | 04.03 | ||
Сравнение числа предметов. Закрашивание предметных картинок с одинаковым числом заданным цветом. | |||
Знак «равно». Повторение чисел от 0 до 5 | |||
Сложение | 11.03 | ||
Знак «+». Работа с предметными картинками. Составление элементарных задач. | |||
Работа с цифрами от 0 до 5. Дорисовывание предметов до определённого числа. | |||
Вычитание | 18.03 | ||
Знак «-» . Составление элементарных задач со знаком «-». | |||
Работа с цифрами от 0 до 5. Зачеркивание «убранных» фигур при вычитании. | |||
Число 6. Цифра 6. | 25.03 | ||
Состав числа 6. Домино. | |||
Примеры на сложение и вычитание с числом 6. | |||
Состав чисел до 6. Работа с предметными картинками. Закрашивание предметов с заданными числами заданным цветом. | |||
Число 7. Цифра 7. | 01.04 | ||
Состав числа 7. Домино. | |||
Решение элементарных задач с числом 7. Решение примеров на сложение и вычитание с числами до 7. | |||
Состав чисел до 7. Домино. Работа с предметными картинками. | |||
Число 8. Цифра 8. | 08.04 | ||
Состав числа 8. Домино. | |||
Решение элементарных задач с числом 8. Решение примеров на сложение и вычитание с числами до 8. | |||
Состав числа 8. Закрепление. Работа с предметными картинками. | |||
Число 9. Цифра 9. | 15.04 | ||
Состав числа 9. Домино. | |||
Решение примеров на сложение и вычитание с числом 9. | |||
Состав числа 9. Решение задач. | |||
Число 10. Счет в пределах 10. | 22.04 | ||
Состав числа 10. Домино. | |||
Решение задач. | |||
Состав числа 10. Решение примеров с числами до 10. | |||
Обобщение пройденного материала – состав чисел от 1- 10 | 29.04 | ||
Весёлый счёт. «Кто быстрее расставит цифры?» | |||
Решение примеров с числами до 10. Игра «Сравни рисунки» | |||
Составление задач на сложение. Запись решения. | 06.05 | ||
Составление задач на вычитание. Запись решения. | |||
Отрезок. Сравнение отрезков с длиной до 10 (см). Чертёж отрезков с помощью линейки. | |||
Прямая линия. Кривая линия. Чертёж. Состав чисел. | |||
Многоугольники. Углы. Стороны. Состав чисел. | 06.05 | ||
Лучики солнца. Лучик. Луч. Состав чисел. | |||
Проверка знаний по составу чисел. | |||
Геометрические фигуры. Повторение. | |||
Проверка знаний детей геометрических фигур. | |||
Решение примеров на сложение и вычитание. | 13.05 | ||
Решение примеров на сложение и вычитание. | |||
Проверка умений детей решать примеры на сложение и вычитание. | |||
Работа с рисунками на раскрашивание элементов с заданными цветами и ответами. | |||
Решение задач. Проверка. | |||
Повторение пройденного материала. | 20.05 |
Учебно-методический комплекс:
1. С.И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5—7 лет. Москва. Издательство «Просвещение».2015г
2. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—7 лет. Издательство «Просвещение».2015г.
3. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка. Рабочая тетрадь. Издательство «Росмэн».2015г.
4. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
5. Методические рекомендации к программе «Преемственность»:пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа дополнительного образования (предшкола)
Рабочая программа дополнительного образования (предшкола)...