дополнительная общеобразовательная программа «Азбукварик»
рабочая программа
Данная программа направлена на осуществление преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в первом классе и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Поступление в школу - важный этап в жизни, который меняет социальный статус ребенка. И что самое главное, предъявляет к нему более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют
возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути.
Сегодня в багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения. Раннее обучение чтению - это не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы. Успешность её освоения зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Именно востребованность навыка чтения и явилась толчком к модификации данной программы и её адаптация к работе с дошкольниками.
Направленность программы. Общеобразовательная программа «Азбукварик» является общеразвивающей и носит социально- педагогическую направленность, соответствует следующим нормативно-правовым актам:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196;
- Государственная программа Воронежской области «Развитие образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
- Устав МКУ ДО «Терновский ДДТ».
Данная программа направлена на осуществление преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в первом классе и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растёт число детей с нарушениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом до поступления в школу.
Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и этических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Поэтому, в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу -овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому, старший дошкольный возраст - это период серьезной подготовки детей к обучению к школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в это время у ребенка повышается обучаемость. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамоты. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие дети чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, обучение грамоте дошкольников недостаточно развито в системе дошкольного образования. Поэтому создание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбукварик» является актуальным.
Целью данной программы является всестороннее развитие детей дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи этой программы :
- обеспечить преемственность между дошкольным воспитанием и начальным
образованием;
- формировать нравственные и эстетические представления об общечеловеческих ценностях у детей;
- развивать творческие способности у детей;
- развивать внимание, память и логическое мышление.
Данная программа разработана на основе программы доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой «Воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе ее реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться к обучению в школе. Программа предусматривает развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления. Это значит, что ребенок, освоивший программный материал станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
Новизна этой программы заключается в использовании нетрадиционных методов работы: метод наглядного моделирования (мнемотехника), синквейн (нерифмованное стихотворение, метод речевого развития).
Формы организации обучения.
Реализация дополнительной общеобразовательной развивающей программы социально-педагогической направленности осуществляется в форме специально организованного занятия, в основе каждого из которых лежит игровой (или сказочный) сюжет. Применяются такие формы занятий как игра, игра-путешествие, эвристическая беседа, КВН, занятие-соревнование, занятие-беседа, интерактивная игра, занятие-конкурс. Данные виды занятий соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствуют развитию познавательного интереса.
Условия реализации программы
Возраст обучающихся – 5-6 лет.
Наполняемость группы от 3 до 30 воспитанников.
Уровень реализации программы:
1 год обучения.
Срок реализации программы: 1 год, 144 часа.
Кратность занятий в неделю:
2 занятия в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты.
В результате изучения программы ребята должны
- Знать: какие бывают звуки в русском языке, как обозначаются эти звуки на письме, знать произведения русских писателей, поэтов;
- Уметь: правильно произносить звуки, внятно и выразительно высказать мысль, читать по слогам.
Календарно – тематическое планирование | |||||
№ | Т Е М А | Теоретич. занятия | Практическ. занятия | Всего | |
1-2 | Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить». | 1 | 1 | 2 | |
3-4 | Звук и буква А. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Рисуем по точкам. | 1 | 1 | 2 | |
5-6 | Звук и буква А. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Рисуем по точкам. | 1 | 1 | 2 | |
7-8 | Учиться называть противоположные понятия. | 1 | 1 | 2 | |
9-10 | Знакомство с буквой У. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «На лужок» Рисуем плавные линии. | 1 | 1 | 2 | |
11-12 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «На лужок» Рисуем плавные линии. Повторение букв А,У. | 1 | 1 | 2 | |
13-14 | Звук и буква О. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Капустка». Скопируй узор. | 1 | 1 | 2 | |
15-16 | Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ. Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ». | 1 | 1 | 2 | |
17-18 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Повстречались». Рисование бус по образцу. Согласный звук М. Читаем звуки М, О, А | 1 | 1 | 2 | |
19-20 | Запомни потешку и расскажи ее с выражением. | 1 | 1 | 2 | |
21-22 | Звук и буква ы. | 1 | 1 | 2 | |
23-24 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали пальчики», нарисуй узор. Знакомство с буквой С. | 1 | 1 | 2 | |
25-26 | Звук и буква Э. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика « Мы рисовали». Рисование дорожек по образцу. | 1 | 1 | 2 | |
27-28 | Чтение слогов. Соединяем буквы. | 1 | 1 | 2 | |
29-30 | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | 1 | 1 | 2 | |
31-32 | Скороговорки: быстрое и правильное произношение. Отгадывание загадок. Узнай и правильно назови фрукты и овощи. | 1 | 1 | 2 | |
33-34 | Звук и буква Р. Чтение слогов, знакомство с предложением. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев». Продолжи узор по точкам. | 1 | 1 | 2 | |
35-36 | Развитие фонематического слуха. | 1 | 1 | 2 | |
37-38 | Буква Я. Чтение слогов и слов. | 1 | 1 | 2 | |
39-40 | Учиться выделять в словах первый звук, составлять рассказ о предмете. | 1 | 1 | 2 | |
41-42 | Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Машинистки». Графический диктант, найди ошибку в узоре. | 1 | 1 | 2 | |
43-44 | Чтение слогов: АС, УС, ОС, АМ,УМ,ОМ, АУ, УА… | 1 | 1 | 2 | |
45-46 | Учиться различать звук и букву в слове. | 1 | 1 | 2 | |
47-48 | Буква Ю. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Шагом через кочки». Продолжи узор. | 1 | 1 | 2 | |
49-50 | Звук и буква Р. Чтение слогов и слов. Повторение. | 1 | 1 | 2 | |
51-52 | Составление рассказа с элементами описания. | 1 | 1 | 2 | |
53-54 | Буква Ё. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пианисты». Рисуем по клеточкам картинку | 1 | 1 | 2 | |
55-56 | Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов и слов. | 1 | 1 | 2 | |
57-58 | Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?». | 1 | 1 | 2 | |
59-60 | Звук и буква И. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик». Рисование по клеточкам, раскрашивание. | 1 | 1 | 2 | |
61-62 | Читаем слитно слоги и слова: СА, СУ, СО, АС, ОС , УС, АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ, МАМА, САМА, САМ, СОМ… | 1 | 1 | 2 | |
63-64 | Закрепление пройденного материала. Буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Л, М, Н, Р.Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Руки в сторону». Графический диктант, рисуем по клеточкам, штриховка. | 1 | 1 | 2 | |
65-66 | Звуки Г – К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пылесос». | 1 | 1 | 2 | |
67-68 | Звуки Т-ТЬ, Д –ДЬ. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Письмо длинной наклонной палочки. Готовим пальчики к письму. | 1 | 1 | 2 | |
69-70 | Буквы: В – Ф. Звуки ВЬ-ФЬ. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Капустка» Письмо полуовалов. | 1 | 1 | 2 | |
71-72 | Закрепление пройденного материала. Буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Л, М, Н, Р. | 1 | 1 | 2 | |
73-74 | Составление рассказа с элементами рассуждения. | 1 | 1 | 2 | |
75-76 | Буквы Т, И. Чтение слогов и слов. Повторение. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Повстречались». | 1 | 1 | 2 | |
77-78 | Пересказ аудио- текста. | 1 | 1 | 2 | |
79-80 | Буква П. Чтение слогов и слов. Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ. Чтение слогов и слов. | 1 | 1 | 2 | |
81-82 | Чтение слогов и слов. | 1 | 1 | 2 | |
83-84 | Буква З. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали пальчики». Письмо полуовалов . | 1 | 1 | 2 | |
85-86 | Составлять рассказ по нескольким картинкам. | 1 | 1 | 2 | |
87-88 | Буква Й. Чтение слогов и слов. Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов. | 1 | 1 | 2 | |
89-90 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Прятки». Пишем крючки. | 1 | 1 | 2 | |
91-92 | Буква Г. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». | 1 | 1 | 2 | |
93-95 | Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца». | 1 | 2 | 3 | |
96-97 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали пальчики». Письмо полуовалов. | 1 | 1 | 2 | |
98-99 | Буква В. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Лошадки». Рисуем плавной линией. | 1 | 1 | 2 | |
100-102 | Звук и буква Ц. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Поиграем в пальчики». | 1 | 2 | 3 | |
103-104 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Печатаем слова: МАМА, ПАПА, СОМ, САМА. | 1 | 1 | 2 | |
105-106 | Составление рассказа с элементами описания. | 1 | 1 | 2 | |
107-108 | Буква Д. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Руки в сторону». | 1 | 1 | 2 | |
109-110 | Скороговорки: быстрое и правильное произношение. Отгадывание загадок. | 1 | 1 | 2 | |
111-112 | Буква Ь, чтение слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Письмо длинной наклонной палочки. | 1 | 1 | 2 | |
113-114 | Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Лошадки». Рисуем плавной линией. Графический диктант. | 1 | 1 | 2 | |
115-117 | Развитие фонематического слуха. | 1 | 2 | 3 | |
118-119 | Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. | 1 | 1 | 2 | |
120-121 | Развитие фонематического слуха. | 1 | 1 | 2 | |
122-125 | Чтение стихотворения. | 2 | 2 | 4 | |
126-128 | Буква Ж. Чтение слогов и слов | 1 | 2 | 3 | |
129-131 | Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ. Правильное употребление в речи предлогов. | 1 | 2 | 3 | |
132-135 | Чтение. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять». Рисование плавной линией без отрыва до конца строки | 1 | 3 | 4 | |
136-137 | Буква Ъ. Чтение слов. | 1 | 1 | 2 | |
138-139 | Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму.Обобщение. | 1 | 1 | 2 | |
140-142 | Чтение стихотворения. | 1 | 2 | 3 | |
143-144 | Подведение итогов года. | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 68ч | 76ч | 144ч |
Содержание программы:
Обучение грамоте (32 часа).
Знакомство с линиями. Знакомство с правилами при письме. Знакомство с
основными видами штриховки.«Печатание» букв, слов. Штриховка
Изучение алфавита (46 часов).
В процессе занятий ребята познакомятся со всеми буквами алфавита, научатся составлять их в слоги, а слоги в слова. Узнают, чем звук отличается от буквы. Также научатся определять гласные и согласные звуки.
Развитие речи (20 часов).
Составление текста на заданную тему, по картинкам. Составление текста описания. повествования, рассуждения. Правильное проговаривание слов.
Работа с текстом (26 часов).
Ребята научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли, давать характеристику героям, их поступкам. Также в процессе занятий будут учиться по картинкам или по заданной теме составлять небольшие рассказы.
Скороговорки, загадки, потешки (10 часов).
На занятиях дети будут проговаривать скороговорки, заучивать небольшие потешки.
Предлоги (8 часов).
В процессе занятий ребята научатся правильно употреблять предлоги в своей речи.
Заключение (2 часа).
Повторение изученного материала. Викторина.
Контрольно-измерительные материалы
Современный подход к обучению детей, таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, формирует у детей потребности в освоении определенных знаний. Контроль за усвоением знаний проходит по каждой теме в различных формах – викторины, конкурсы, проектная деятельность, практические работы.
Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Составляют предложения из 5-6 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении. Осваивают слоговое и слитное чтение, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки. Данные задания позволяют подводить итог образовательной деятельности по представленной программе.
Материально-техническое обеспечение программы:
- учебный класс;
- оборудование учебного класса: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебного материала;
- тетради: Бортникова Е. Ф.Развиваем навыки чтения и грамотного письма (для
детей 5-6 лет), части 1, 2.; Обучение грамоте, часть 2 (серия «Рабочие тетради
дошкольника»);
- простой и цветные карандаши,
ластик – на каждого ребёнка.
Информационное обеспечение: магнитофон, ноутбук, аудио- и видеозапи-
си.
Методическое обеспечение программы:
- индивидуальные карточки с клеточным пространством, фишки красного, зе-
лёного, синего цветов;
- раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения;
- плакаты «Алфавит для малышей», «Согласные и гласные»; «Гласные после
шипящих»;
- видео материалы и презентации.
Список литературы
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: «Профессиональное образование», 1994.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6-7 лет. - М: «Ювента», 2001.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: « Просвещение», 1988.
- Программа развития и воспитания в детском саду «ДЕТСТВО». - СПб., 1995.
- Парамонова Л.А. «Воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста»
- Туманова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: «Просвещение», 1991.
- Урунтаева Т.Л. Помоги принцу найти Золушку. - М.: «Просвещение», 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: «Просвещение», 1981.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.
Список литературы для детей и родителей
1. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.
2. Занятия с родителями / Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
3.Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240 c.
4.Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. - Серия: В помощь психологу ДОУ. / Составители: Лесина С.В., Попова Г.П. и др. – Серия: В помощь психологу ДОУ. – Издательство: Учитель, 2011. – 164 c.
5.Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 160 c.
6.Микляева, Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Библиотека Воспитателя. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. – 128 c.
7. Сказки и стихи Корнея Чуковского.
8. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Детки в клетке»; «Усатый-полосатый». Стихи эмоциональные, добрые, простые по содержанию, короткие, легко запоминающиеся. Стихи Маршака отличаются философским содержанием и открывают детям незнакомые грани окружающего мира.
9. Рассказы и сказки Владимира Сутеева.
10. Рассказы Валентины Осеевой.
11. Рассказы Николая Носова.
12. Сказки Геннадия Цыферова.
13. Стихи Агнии Барто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-473996-1418032202.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882587-1485253672.jpg)
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-1015449-1519481899.jpg)
О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...