Творческий план самообразования «Экологическое воспитание детей в природе»
методическая разработка
Творческий план самообразования по экологической тематике в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_detsad_3.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №3»
Творческий план самообразования
воспитателя
Силиной Ольги Сергеевны,
первая квалификационная категория, стаж работы: 24 года
Тема: «Экологическое воспитание детей в природе»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
2017-2018 учебный год
Тема: «Экологическое воспитание детей в природе»
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Задачи: внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения детей, создавать условий для формирования у детей основ экологической культуры, формировать у детей ответственное отношение к природе.
Актуальность выбранной темы. Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому важно изучать природу и заботиться об её охране. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры. Какими станут дети, зависит от родителей, воспитателей. Наша задача - научить их не только брать у природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения к природе, может быть полноценно осуществлено в дошкольном возрасте лишь в том случае, если работа педагога сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику, пропагандировать природоохранную деятельность.
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Этапы работы по проблеме:
I этап - информационно-аналитический (изучение методической литературы по теме самообразования)
II этап – внедрение знаний, полученных по теме самообразования, в практику
III этап – представление опыта работы по теме, в том числе: работа с семьей, мероприятия для детей.
Результаты оформления (формы отчетности): консультации для родителей и воспитателей по экологическому воспитанию; анкетирование родителей по проблеме экологического воспитания детей, анализ анкет; создание картотеки экологических игр, картотеки опытов и экспериментов с водой, воздухом, солнечным светом; изготовление настольных экологических игр; формирование картотеки прогулок; составление конспектов занятий и развлечений по теме «Экологическое воспитание детей»; создание и внедрение проектов «Вырастим огород на окне», «Поможем зимующим птицам», «Экологическая тропа», экологические экскурсии.
2017-2018 уч.год | Октябрь-ноябрь | Декабрь-февраль | Февраль-март | Март-май |
Работа с детьми | «Осень в гости к нам пришла». Выставка работ из природного материала. Дидактическая игра «Что растет в саду, что в огороде». Экологическая игра «Кто где живет». Экскурсия «Поиск примет осени». Дидактическая игра «Собери картинку из частей» (темы: «Осень», «Птицы»). Сбор осенних листьев для гербария. Выставка поделок из природного материала «Подарки осени». Участие в муниципальном творческом конкурсе «Природа – чудо из чудес». Изготовление коллажей: «Зимующие птицы», «Осенний ковер». | Акция «Не рубите елочку, берегите елочку». Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек для птиц) в рамках проекта «Поможем зимующим птицам» . Экскурсия «Поиск примет зимы». Экологическая игра «Раз, два, три, к названному дереву беги». Экологическая игра «Узнай дерево по кроне». Экологическая игра «Собери дерево из частей» (см. Картотеку экологических игр). Выставка работ из природного материала «Жители леса». | Выставка рисунков «Мы – за чистые леса, реки, города». Дидактическая игра «Собери картинку из частей» (темы: Зима», «Животные лесов России», «Растения из Красной книги», «Птицы»). Викторина «Эти забавные животные». Экологическая игра «Найди по описанию». Экологическая игра «Четвертый лишний» (на знание животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов). Изготовление лепбука «Берегите лес!». Участие в проектной деятельности «Вырастим огород на окне». | Фотовыставка «Наши добрые дела». Акция «Сделаем планету чище!». Экскурсия «Поиск примет весны». Экологические игры: «Съедобное-несъедобное», «Птицы, прилетающие весной», «Кто где живет?» Развлечение «Птичьи голоса» (посвящ. Дню птиц-1 апреля). Тематическое занятие «Берегите лес!» Акция «Украсим мир вокруг себя цветами» (высадка рассады на клумбы). Участие в проектной деятельности «Вырастим огород на окне». |
Педагог | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. Оформление «Уголка природы» в группе. Разработка диагностики на начало и конец учебного года. | Создание презентации «Зимующие птицы» в рамках проекта «Поможем зимующим птицам». Разработка анкет и проведение анкетирования родителей, составление перспективного плана по экологическому воспитанию детей. Создание проекта «Вырастим огород на окне». Подготовить консультацию для педагогов на тему «Экологическое воспитание детей в условиях ДОУ». | Изготовление экологических игр, картотеки прогулок, занятий-развлечений по экологии. Формирование картотеки экологических игр. Внедрение проекта «Вырастим огород на окне». Подготовить материал и провести мастер – класс для педагогов по теме « Изготовление лэпбука как метод экологического воспитания детей» | Внедрение проектов «Вырастим огород на окне», «Экологическая тропа». Подготовить материал и провести мастер – класс для педагогов по теме «Экспериментирование в экологическом воспитании детей» |
Работа с родителями | Оформление родительских уголков по темам: «Учим стихи, пословицы, поговорки об осени (зиме, весне, лете)», «Наблюдаем с детьми за сезонными изменениями в природе», «Наблюдаем за жизнью птиц и животных», «Наблюдаем с детьми за растениями и цветами» (по временам года). | Оформление папок-передвижек «Не причиняй вреда природе», «Жизнь птиц зимой». Привлечение родителей к акции «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек для птиц). | Круглый стол «Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры детей и родителей». Родительская стенгазета «Редкие животные и растения Костромских лесов». | Выставка семейных творческих газет «Наши лучшие места отдыха». Выставка поделок из природного материала (родители совместно с детьми). |
Образова-тельный процесс | Наблюдения за цветами на участке. Знакомство с животными и растениями леса, домашними животными. Формирование представлений об уходе за животными, пользе для человека. Тематическое занятие «4 октября - Всемирный день защиты животных». | Наблюдение за елью, шишками ели. Наблюдения за жизнью птиц зимой. Тематическое занятие «Кому нужна вода?». Знакомство с разными агрегатными состояниями воды. Экспериментирование с водой. Прогулка «Путешествие в зимнем лесу». | Посещение зоопарка. Изготовление коллажей: «Животные лесов России» , «Животные жарких стран». Беседа «Берегите лес!». | Наблюдение за первоцветами, насекомыми. Образовательная ситуация «Весна в лесу». Экологическая экскурсия к водоему (к Всемирному дню воды). |
Список литературы для изучения
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях»,
Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»,
Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» Н.А. Рыжова,
Парциальная программа «Юный эколог» С.Н. Николаева,
Практическое пособие «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т.М. Бондаренко,
«Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада». С.Н. Николаева,
П.Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой»,
М.В. Лучич «Детям о природе», Н.А. Рыжова «Не просто сказки», В.Дрязгунова» Дидактические игры для ознакомления детей с растениями».
Название этапа | Содержание деятельности | Сроки (период) | Форма предоставления результата |
Теоретический Практический Итоговый | Изучение методической литературы по теме самообразования Работа с детьми, родителями, педагогами(см. таблицу) Работа с родителями (анкетирование), детьми (диагностика, тестирование знаний по теме «экология»), педагогами (отчет о проделанной работе в форме презентации). | В течение учебного года Октябрь-май май июнь июнь | Список литературы по теме самообразования ( см.выше). Фотоотчет проводимых занятий и мероприятий, создание краткосрочных и долгосрочных проектов «Вырастим огород на окне», «Поможем зимующим птицам». Разработка анкет и проведение анкетирования родителей по проблеме экологического воспитания дошкольников, составление перспективного плана по экологическому воспитанию детей. Изготовление экологических игр, картотеки прогулок, занятий-развлечений по экологии. Формирование картотеки экологических игр. Обобщение и систематизация опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Друзья природы»
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколе...
Творческий план самообразования учителя начальных классов МБОУ «Карадуванская СОШ» Харисовой Розы Гыйлвановны 2013-2016 г
Районная проблема: Комплексный подход к учебно-воспитательному процессу, обучение и развитие путем использования инновационных педагогических технологий.Проблема школы:1....
Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....
Конспект мероприятия по экологическому воспитанию "Человек природе друг"
Материал может использоваться в коррекционной школе для урока мир природы или классного часа. К уроку прилагается презентация....
Творческий план самообразования «Экологическое воспитание детей в природе»
Творческий план самообразования по экологической тематике в старшей группе детского сада...