Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
статья по русскому языку

Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости  за свою страну трудно переоценить, поскольку  младший  школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П атриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. В.В.Путин

Слайд 2

Патриот, кто он?

Слайд 3

Словарные эстафеты 1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…) 2. Подобрать слова на тему «Моя отчизна», «Мой край родной», «Любимый город». 3. Написать однокоренные слова к слову Родина (добро, работа…) 4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края» 5 . Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.

Слайд 4

Существительное: улица прилагательные : красивая, длинная глаголы : ходить, гулять, ездить фраза : О , наша улица родная! Синквейн

Слайд 5

Девиз урока Жить - Родине служить. ( жи-ши ) Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак) Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн ) Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов) Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов) На родной сторонушке, рад любой воронушке . Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова) Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы) Поспешишь – людей насмешишь.(правописание глаголов 2 лица, ед. числа) Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами) Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.( правописание НЕ с глаголами) Человек трудолюбивый - самый счастливый. ( соединительная гласная или непроизносимый согласный) Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)

Слайд 6

Герб России У ______ величавой На гербе ______ двуглавый, Чтоб на _____ на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и ________. Он - ________ дух свободный. Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый. Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок.

Слайд 7

Упражнение 2. Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста. Георгий Победоносец С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его. Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.

Слайд 8

Упражнение 3. Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне? Задание: Спиши текст. Государственный гимн Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.

Слайд 9

Упражнение 4. Прочитай стихотворение, напиши по памяти. Придумай свое стихотворение, в котором отрази основные цвета Российского флага. Флаг России Белый цвет- березка. Синий- неба цвет. Красная полоска - Солнечный рассвет.

Слайд 10

Упражнение 5. Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова. Москва Москва - это Красная площадь. Москва - это башни Кремля. Москва - это сердце России, Которое любит тебя. Саранск Родной Саранск - Мордовии столица, Святые храмы, колокольный звон. Какое счастье было здесь родиться, Какое счастье быть сейчас с тобой. Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России. Слова для справок: Саранск, Мордовия .

Слайд 11

Поисковая деятельность а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны. б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Мордовии. г.) Запиши, разделив слова на группы: Инсар, Саранск, Мокша, Краснослободск, Алатырь, Вад, Ковылкино , Темников, Ардатов, Рузаевка, Сивинь . У пражнение 1 . Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество. Напиши пословицы, вставив нужные синонимы. Жить - ________ служить. Не жалей жизни - служи ________.

Слайд 12

« Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества» В.А.Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание  младших школьников на уроках русского языка.

«Патриотизм-это главное.

 Без этого России пришлось бы забыть 

и о национальном достоинстве, 

и даже о национальном суверенитете»     

      В.В.Путин.

      Воспитание патриотизма у  младших школьников, я считаю одной из  главных задач нашего дня.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма.

Кто же такой патриот?

Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ. (Николай Гаврилович Чернышевский)

«Общий толковый словарь русского языка» трактует слово патриот так: «патриот - это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». А «патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства; является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Этому возрасту присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Моя работа в данном направлении осуществляется через:

-серию классных часов;

-внеурочную деятельность (конкурсы стихов, рисунков, уроки мужества);

-беседы;

-проектную деятельность.

И, конечно же, огромное  место в процессе гражданско-патриотического воспитания  отвожу  уроку. Именно на уроках закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества.

Воспитание патриотических чувств  можно осуществлять через уроки окружающего мира, литературного чтения, математики, трудового обучения, изобразительного искусства и  конечно же русского языка.

 Русский язык, как учебный предмет уникален, так как несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма, т.е любовь к своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции своего народа, необходимо показать богатство и разнообразие языка, привить любовь к русскому языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи.

К сожалению, учителя начальных классов констатируют, что последние годы проблемой большинства первоклассников является общее недоразвитие речи, узкий кругозор, логопедические недостатки речи.  В своей работе я тоже столкнулась с этим. Поэтому, для достижения цели веду  планомерную работу по обогащению и развитию словарного запаса младших школьников.

Уже на этапе обучения грамоте, при работе с «Азбукой» и на уроках письма в 1 классе уделяю большое внимание работе со словом:

- толкование слов (игра «Толковый словарик», «Угадай словечко»)

В следующие годы обучения словарную работу я стараюсь  разнообразить

Мне представляется интересным прием « словарные эстафеты». Работу я организую  в мини-группах или по рядам. Всем группам дается одинаковое задание.

Каждый ученик записывает одно слово на листке и передает эстафету следующему. Итог подводится по критериям скорости и качества выполнения задания. Примерные задания для эстафеты:

1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…)

2. Подобрать слова на тему «Моя отчизна» , «Мой край родной», «Любимый город», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи)

3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)

4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края»

5. Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.

Групповую    работу   и работу в парах веду с 1 класса. Дети учатся бесконфликтному общению, развивают коммуникативные умения, умения четко формулировать свои мысли. Задания  при работе в группах  и в паре  разнообразны.

Например:

1.Сочинить четверостишие, по данной паре рифм.

2. Сочинить синквейн на тему…

3. Собрать материал о поэтах и писателях, художниках нашего края, города.

4. Сочинить сказку по опорным словам по законам сказочного жанра.

5. Придумать начало или продолжение рассказа.

Существительное:улица
прилагательные:красивая,длинная
глаголы:ходить,гулять,ездить
фраза:О, наша улица родная!

Считаю важным аспектом патриотического воспитания в  своей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников. Вот уже много лет я начинаю урок с пословиц и поговорок, которые могут служить нравственными ориентирами для детей, я называю их «Девизом урока». Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Такой девиз всегда связан с темой, целью урока, работа с ним - органичный этап урока.

  • Например: 
  • Жить - Родине служить. (жи-ши)
  • Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак)
  • Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн)
  • Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов)
  • Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов)
  • На родной сторонушке, рад любой воронушке.
  • Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы)
  • Поспешишь – людей насмешишь.(правописание глаголов 2 лица, ед. числа)
  • Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами)
  • Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.( правописание НЕ с глаголами)
  • Человек трудолюбивый - самый счастливый. ( соединительная гласная

 или  непроизносимый согласный)

  • Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)

Приемы работы с девизами  различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый  мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, города. С букварного периода использую задания творческого и поискового характера: расскажи о своей семье, ее традициях, семейных реликвиях, профессиях родителей; узнай, кто такие предки, составь родословную своей семьи. Успех нравственного и патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от эмоционального восприятия и необычной подачи информации. Поэтому, привлекаю музыкальное сопровождение, репродукции картин известных русских художников, фотографии, часто используем инсценировки.

В уроки с 1 класса, обязательно я  включаю упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России  и нашей республики.

Герб, Флаг и Гимн отражают ее историю и богатейшие культурные традиции, которые должны знать маленькие граждане, приходящие в начальную школу. Поэтому, подбираю тексты, стихи, пословицы, поговорки по этой важной в воспитании подрастающего поколения теме.

 А сейчас мне хочется поделиться с вами рядом упражнений,  которые  я использую в своей практике. Они воспитывают  духовно - патриотические чувства младших школьников на уроках русского языка.

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок, вставь пропущенные слова.

Герб России.

У ______ величавой
На гербе ______ двуглавый,
Чтоб на _____ на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и ________.
Он - ________ дух свободный.

Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый.

Упражнение 2. Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста.

Георгий Победоносец.

С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.

Упражнение 3.Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне? Задание: Спиши текст.

Государственный гимн.

Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.

Упражнение 4. Прочитай стихотворение, напиши по памяти. Придумай свое стихотворение, в котором отрази основные цвета Российского флага.

Флаг России.
Белый цвет- березка.
Синий -неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

Упражнение 5. Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова.

Москва

Москва - это Красная площадь.
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.

Саранск

Родной Саранск  - Мордовии столица,

Сятые храмы, колокольный звон.

Какое счастье было здесь родиться,

Какое счастье  быть сейчас с тобой.

Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России.

Слова для справок: Саранск, Мордовия.

         В своей работе очень часто я использую поисковую деятельность. Например :

а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны.

б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Мордовии.

 г.) Запиши, разделив слова на группы города и реки Мордовии: Инсар, Саранск,  Мокша,  Краснослободск,  Алатырь,  Вад, Ковылкино,  Темников, Ардатов, Рузаевка, Сивинь.

Упражнение. Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество.

Напиши пословицы, вставив нужные синонимы.

Жить - ________ служить.             Не жалей жизни - служи ________.

Таким образом, воспитание патриотизма - это неустанная работа по развитию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.

И роль русского языка в этом плане невозможно переоценить.

Россия златоглавая

Прекрасная страна

В ней есть одна республика

Мордовия моя.

Мордовия - России уголок,

Мордовия - души моей частица.

И на чужбине она будет сниться

Средь суеты - спасенья огонёк.

Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Я вижу миссию учителя,  прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских традиций

Материал для самообразования педагогов начального обучения...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских народных традиций.

Любить Родину-значит быть патриотом. Воспитание патриота в современных условиях, стержнем которого были бы этнокультурные традиции русского народа. Приобщение к этнокультурным традициям русского народ...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка.

Цель работы: выстроить систему работы по  нравственному воспитанию младших школьников на уроках русского языка....

Этическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.

Этика и мораль являются важными аспектами развития личности. Этот процесс начинается еще с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Школа играет важную роль в этом процессе, поскольку ...