Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
статья по русскому языку
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриот, кто он?
Словарные эстафеты 1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…) 2. Подобрать слова на тему «Моя отчизна», «Мой край родной», «Любимый город». 3. Написать однокоренные слова к слову Родина (добро, работа…) 4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края» 5 . Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.
Существительное: улица прилагательные : красивая, длинная глаголы : ходить, гулять, ездить фраза : О , наша улица родная! Синквейн
Девиз урока Жить - Родине служить. ( жи-ши ) Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак) Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн ) Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов) Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов) На родной сторонушке, рад любой воронушке . Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова) Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы) Поспешишь – людей насмешишь.(правописание глаголов 2 лица, ед. числа) Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами) Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.( правописание НЕ с глаголами) Человек трудолюбивый - самый счастливый. ( соединительная гласная или непроизносимый согласный) Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)
Герб России У ______ величавой На гербе ______ двуглавый, Чтоб на _____ на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и ________. Он - ________ дух свободный. Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый. Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок.
Упражнение 2. Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста. Георгий Победоносец С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его. Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.
Упражнение 3. Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне? Задание: Спиши текст. Государственный гимн Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
Упражнение 4. Прочитай стихотворение, напиши по памяти. Придумай свое стихотворение, в котором отрази основные цвета Российского флага. Флаг России Белый цвет- березка. Синий- неба цвет. Красная полоска - Солнечный рассвет.
Упражнение 5. Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова. Москва Москва - это Красная площадь. Москва - это башни Кремля. Москва - это сердце России, Которое любит тебя. Саранск Родной Саранск - Мордовии столица, Святые храмы, колокольный звон. Какое счастье было здесь родиться, Какое счастье быть сейчас с тобой. Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России. Слова для справок: Саранск, Мордовия .
Поисковая деятельность а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны. б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Мордовии. г.) Запиши, разделив слова на группы: Инсар, Саранск, Мокша, Краснослободск, Алатырь, Вад, Ковылкино , Темников, Ардатов, Рузаевка, Сивинь . У пражнение 1 . Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество. Напиши пословицы, вставив нужные синонимы. Жить - ________ служить. Не жалей жизни - служи ________.
« Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества» В.А.Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
«Патриотизм-это главное.
Без этого России пришлось бы забыть
и о национальном достоинстве,
и даже о национальном суверенитете»
В.В.Путин.
Воспитание патриотизма у младших школьников, я считаю одной из главных задач нашего дня.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма.
Кто же такой патриот?
Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ. (Николай Гаврилович Чернышевский)
«Общий толковый словарь русского языка» трактует слово патриот так: «патриот - это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». А «патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства; является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Этому возрасту присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Моя работа в данном направлении осуществляется через:
-серию классных часов;
-внеурочную деятельность (конкурсы стихов, рисунков, уроки мужества);
-беседы;
-проектную деятельность.
И, конечно же, огромное место в процессе гражданско-патриотического воспитания отвожу уроку. Именно на уроках закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества.
Воспитание патриотических чувств можно осуществлять через уроки окружающего мира, литературного чтения, математики, трудового обучения, изобразительного искусства и конечно же русского языка.
Русский язык, как учебный предмет уникален, так как несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма, т.е любовь к своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции своего народа, необходимо показать богатство и разнообразие языка, привить любовь к русскому языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи.
К сожалению, учителя начальных классов констатируют, что последние годы проблемой большинства первоклассников является общее недоразвитие речи, узкий кругозор, логопедические недостатки речи. В своей работе я тоже столкнулась с этим. Поэтому, для достижения цели веду планомерную работу по обогащению и развитию словарного запаса младших школьников.
Уже на этапе обучения грамоте, при работе с «Азбукой» и на уроках письма в 1 классе уделяю большое внимание работе со словом:
- толкование слов (игра «Толковый словарик», «Угадай словечко»)
В следующие годы обучения словарную работу я стараюсь разнообразить
Мне представляется интересным прием « словарные эстафеты». Работу я организую в мини-группах или по рядам. Всем группам дается одинаковое задание.
Каждый ученик записывает одно слово на листке и передает эстафету следующему. Итог подводится по критериям скорости и качества выполнения задания. Примерные задания для эстафеты:
1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…)
2. Подобрать слова на тему «Моя отчизна» , «Мой край родной», «Любимый город», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи)
3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)
4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края»
5. Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.
Групповую работу и работу в парах веду с 1 класса. Дети учатся бесконфликтному общению, развивают коммуникативные умения, умения четко формулировать свои мысли. Задания при работе в группах и в паре разнообразны.
Например:
1.Сочинить четверостишие, по данной паре рифм.
2. Сочинить синквейн на тему…
3. Собрать материал о поэтах и писателях, художниках нашего края, города.
4. Сочинить сказку по опорным словам по законам сказочного жанра.
5. Придумать начало или продолжение рассказа.
Существительное:улица
прилагательные:красивая,длинная
глаголы:ходить,гулять,ездить
фраза:О, наша улица родная!
Считаю важным аспектом патриотического воспитания в своей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников. Вот уже много лет я начинаю урок с пословиц и поговорок, которые могут служить нравственными ориентирами для детей, я называю их «Девизом урока». Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Такой девиз всегда связан с темой, целью урока, работа с ним - органичный этап урока.
- Например:
- Жить - Родине служить. (жи-ши)
- Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак)
- Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн)
- Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов)
- Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов)
- На родной сторонушке, рад любой воронушке.
- Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы)
- Поспешишь – людей насмешишь.(правописание глаголов 2 лица, ед. числа)
- Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами)
- Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.( правописание НЕ с глаголами)
- Человек трудолюбивый - самый счастливый. ( соединительная гласная
или непроизносимый согласный)
- Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)
Приемы работы с девизами различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.
Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, города. С букварного периода использую задания творческого и поискового характера: расскажи о своей семье, ее традициях, семейных реликвиях, профессиях родителей; узнай, кто такие предки, составь родословную своей семьи. Успех нравственного и патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от эмоционального восприятия и необычной подачи информации. Поэтому, привлекаю музыкальное сопровождение, репродукции картин известных русских художников, фотографии, часто используем инсценировки.
В уроки с 1 класса, обязательно я включаю упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России и нашей республики.
Герб, Флаг и Гимн отражают ее историю и богатейшие культурные традиции, которые должны знать маленькие граждане, приходящие в начальную школу. Поэтому, подбираю тексты, стихи, пословицы, поговорки по этой важной в воспитании подрастающего поколения теме.
А сейчас мне хочется поделиться с вами рядом упражнений, которые я использую в своей практике. Они воспитывают духовно - патриотические чувства младших школьников на уроках русского языка.
Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок, вставь пропущенные слова.
Герб России.
У ______ величавой
На гербе ______ двуглавый,
Чтоб на _____ на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и ________.
Он - ________ дух свободный.
Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый.
Упражнение 2. Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста.
Георгий Победоносец.
С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.
Упражнение 3.Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне? Задание: Спиши текст.
Государственный гимн.
Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
Упражнение 4. Прочитай стихотворение, напиши по памяти. Придумай свое стихотворение, в котором отрази основные цвета Российского флага.
Флаг России.
Белый цвет- березка.
Синий -неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Упражнение 5. Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова.
Москва Москва - это Красная площадь. | Саранск Родной Саранск - Мордовии столица, Сятые храмы, колокольный звон. Какое счастье было здесь родиться, Какое счастье быть сейчас с тобой. |
Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России.
Слова для справок: Саранск, Мордовия.
В своей работе очень часто я использую поисковую деятельность. Например :
а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны.
б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Мордовии.
г.) Запиши, разделив слова на группы города и реки Мордовии: Инсар, Саранск, Мокша, Краснослободск, Алатырь, Вад, Ковылкино, Темников, Ардатов, Рузаевка, Сивинь.
Упражнение. Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество.
Напиши пословицы, вставив нужные синонимы.
Жить - ________ служить. Не жалей жизни - служи ________.
Таким образом, воспитание патриотизма - это неустанная работа по развитию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.
И роль русского языка в этом плане невозможно переоценить.
Россия златоглавая
Прекрасная страна
В ней есть одна республика
Мордовия моя.
Мордовия - России уголок,
Мордовия - души моей частица.
И на чужбине она будет сниться
Средь суеты - спасенья огонёк.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...
Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских традиций
Материал для самообразования педагогов начального обучения...
Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских народных традиций.
Любить Родину-значит быть патриотом. Воспитание патриота в современных условиях, стержнем которого были бы этнокультурные традиции русского народа. Приобщение к этнокультурным традициям русского народ...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.
Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка посредством использования краеведческого материала .
Из опыта работы....
Нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка.
Цель работы: выстроить систему работы по нравственному воспитанию младших школьников на уроках русского языка....
Этическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
Этика и мораль являются важными аспектами развития личности. Этот процесс начинается еще с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Школа играет важную роль в этом процессе, поскольку ...