Нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка.
учебно-методический материал
Цель работы: выстроить систему работы по нравственному воспитанию младших школьников на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель начальных классов: Пищикова Лариса Юрьевна
2022 г.
Оглавление:
Стр.
Введение…………………………………………………………………… 3 – 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Нравственное воспитание как педагогическая проблема………….. 5 - 11
- Возрастные особенности нравственного развития детей……………11 - 12
- Проблемы нравственного воспитания на уроках русского языка….. 12 - 17
- Выводы по теоретической части работы…………………………….. 18 - 19
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Формы нравственного воспитания в начальной школе средствами русского языка ……………………………………………………………..19 - 20
2.2 Методы и приемы воспитания нравственности на уроках русского
языка ……………………………………………………………………21 - 28
2.3 Внеклассная работа по нравственному воспитанию младших
школьников ……………………………………………………………28 - 29
Заключение…………………………………………………………………30 - 32
Список использованной литературы…………………………………….. 33 - 34
Приложение «Методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка» ……………………………………………………………35 - 40
Введение
В настоящее время проблема нравственного воспитания является очень актуальной. Телевидение, печать, Интернет зачастую навязывают молодому поколению информацию, несущую аморальное воздействие. В представлениях детей о главных человеческих ценностях нравственные ценности вытесняются материальными, имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, взаимоотношения с другими людьми носит агрессивный характер. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Обучающимся начальных классов нравственность пока еще не свойственна, они смотрят на жизнь с точки зрения «нравится - не нравится». Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач и ошибок. На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между обучающимися.
Особое место в решении данной проблемы занимает русский язык как учебный предмет. Уроки русского языка дают богатую возможность для нравственного воспитания. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, с развитым мышлением, новаторах, творцах.
Учебный предмет "русский язык" всегда рассматривался в школе как "главный, центральный" (К.Д.Ушинский), способствующий через развитие дара слова, изучение языка и произведений отечественной словесности наследованию учащимися в их личностном росте народного духа. Получивший свое методическое развитие взгляд на воспитательную роль этого учебного предмета представлен в настоящее время в работах В.Г.Горецкого, М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской. Однако выдвинутые положения лежат в разных методических областях, отражают особенности авторских позиций, требуют системного осмысления.
Предмет работы: нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка.
Объект работы: организация и содержание процесса обучения в начальной школе.
Цель работы: выстроить систему работы по нравственному воспитанию младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза: если предположить, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:
1. в содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
2. будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания в процессе уроков русского языка;
3. учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;
4. будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;
5. будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
6. будут организованы условия, необходимые для применения детьми полученных знаний и умений.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. рассмотреть возрастные особенности нравственного развития детей;
3. изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников на уроках русского языка;
4. предложить проекты уроков русского языка;
5. подвести итоги, сформулировать выводы.
Работа осуществлялась в три этапа:
на первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме, обобщался педагогический опыт в области нравственного воспитания школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций нравственного образования. На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались условия формирования нравственного сознания, чувств, мышления на уроках русского языка; осуществлялись накопление и обработка полученной информации. На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Нравственное воспитание как педагогическая проблема
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию нравственности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У С.И Ожегова «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но, опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
___________1) Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
_______________________
- Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
В формировании личности школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. Ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.
Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.
По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.
Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов, (педагогический словарь). Под понятием “педагогические действия” подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны
и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное,
так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А. Н. Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
_______________3) Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка.
Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.
Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.
Первый этап охватывает младенчество и раннее детство — этап
приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной
социализации малыша. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
Второй этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст
характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение.
___________________
4). Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/ Под ред. А. А. Смирнова и др. – М.: 1962;
С дошкольным периодом (от 3—4 до 6—7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.
Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам, у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.
Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.
Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.
Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной, потребностной и нравственно-волевой сферах.
1.3 Проблемы нравственного воспитания на уроках русского языка
В последнее время общественность нашей страны настойчиво выступала за усиление воспитательной работы в школе. Вопросы воспитания были подняты на государственную высоту. С новой силой поднят этот вопрос в проекте реформы средней школы. Все это говорит о необходимости совершенствовать воспитательную работу на уроках русского языка, и прежде всего средствами самого предмета. Ибо значение русского языка состоит не только в том, что он является важнейшим предметом изучения в школе, он является и основным средством обучения всем другим предметам. В этом его специфика.
Русский язык – ведущий предмет гуманитарного цикла – таит в себе неисчерпаемые возможности нравственного воспитания, формирования гармонично нравственной личности, надо только умело пользоваться этими возможностями. Еще в начале прошлого столетия первый нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучению, интеллект ставился на первый план, забывали о выработке характера, воли».
И сейчас на уроках русского языка словесники, которые настойчиво трудятся над фонетическим и грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, иногда, находясь в постоянном цейтноте, забывают обращать внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
Между тем в русском языке содержится масса неиспользованных резервов в плане воспитания – социально-политического, нравственного и эстетического. Проблема социально-политического воспитания в школе решается до какой-то степени на уроках русского языка как средствами самого учебника русского языка, так и силами учителей.
Социально-политическое воспитание активно и плодотворно проводится средствами других гуманитарных предметов (истории, обществознания, литературы, экономической географии).
______________________
Луначарский о народном образовании. М., 1958.
Нравственное же воспитание (этическое образование), являясь основным в том комплексе, который принято называть термином «демократическое воспитание», до сих пор не получило достойного места на уроках русского языка. Между тем русский язык как один из важнейших гуманитарных предметов (наряду с литературой, иностранным языком, рисованием, музыкой) может сыграть огромную роль в формировании нравственных и эстетических качеств человеческой личности. Еще К.Д.Ушинский указывал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств…». Великий педагог, без сомнения, имел в виду и слова-понятия этики, термины, которые необходимо усваивать детям, чтобы постигать те самые «неписанные законы», по которым живет общество.
Какой бы компонент всего комплекса воспитания мы ни взяли, все они опираются на мораль, на нравственность. Как можно воспитать
любовь к Родине, если у школьника не сформировалась любовь к матери? Как можно воспитывать любовь к труду, когда учащиеся имеют смутные представления о таких моральных понятиях, как честь и совесть? Ведь трудолюбие не воспитаешь в человеке, если он бесчестен, бессовестен.
Формирование гармонически развитой личности предусматривает , как известно три стороны: нравственную, умственную и физическую. И нравственное воспитание – это основа воспитания вообще…
Совершенствование воспитательной работы на уроках русского языка может идти в трех направлениях: экстралингвистическом, общелингвистическом и собственно лингвистическом.
__________________
К.Д.Ушинский. Педагогические сочинения. М., 1974
Целесообразно остановиться на собственно лингвистическом аспекте, который предусматривает воспитательное воздействие на учащихся русской лексики – через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл. Этот аспект менее всего разработан методически, хотя способен эффективно влиять на выработку нравственного ориентира школьников. А без этого ориентира, как известно, личность не только не совершенствуется, но может постепенно деградировать.
Действительно, сама русская лексика, работа со словами оказывают воспитательное воздействие на учащихся, если учителя раскрывают значения слов, толкуют их смысл. Имеется в виду не вся лексика, которая изучается в том или ином разделе русского языка, а только специальные слова, содержащие воспитательный потенциал, дающие опору для формирования морали, высокой нравственности и, в конечном счете, воспитания гармонически развитой личности.
Между прочим, через слова, обозначающие этические понятия, устанавливаются тесные связи между преподаванием родного языка и литературы, что сейчас чрезвычайно важно, так как в школьной практике существует определенный водораздел между ними, хотя оба эти предмета, как правило, ведет один учитель. Происходит это потому, что преподавание русского языка излишне формализуется. Если же словесники не будут забывать о смысловом, семантическом принципе преподавания лексики, то это позволит сблизить уроки языка и литературы.
Для нравственного воспитания школьнику необходимо усвоить некоторые понятия этики, тот нравственный смысл, который содержится в слове. Чтобы учащийся понял смысл значения слова, учителю необходимо знать, как донести его значение до каждого из воспитанников. Однако часто можно наблюдать , как учитель не раскрывает перед учащимися глубокий смысл слова, не толкует его значение. Иногда это происходит из-за недостатка времени, а иногда из-за отсутствия внимания и необходимой подготовки к этой работе.
Основной путь активизации усвоения школьниками значений новых слов, раскрытия их смысла – это фиксация на них внимания учащихся. На уроках русского языка довольно часто приходится наблюдать, как школьники, понимая общий смысл прочитанного текста, пропускают непонятные или плохо понимаемые слова. Поэтому учителю следует время от времени обращаться к учащимся с такими вопросами: «Понятно ли вам значение слова? Что оно означает?». При работе со словами, имеющими этический смысл, целесообразно обратиться вначале к классу, чтобы выяснить, кто из учащихся может объяснить смысл этих слов. В подобных случаях учитель может ограничиться комментарием, подведением итогов беседы.
К сожалению, в учебниках русского языка не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой учащиеся должны были бы толковать слова, содержащие этический смысл.
Для нравственного развития учащихся очень полезно, когда учитель в специальных домашних заданиях предусматривает поиск и выделение слов, обозначающих этические категории, в художественных и публицистических текстах, пословицах и поговорках. Полезно также, чтобы дети смогли их выписать в тетрадь.
Значительную помощь в активизации этического просвещения школьников может оказывать толкование значения слов, вытекающих из самих текстов, художественных и публицистических, содержащихся в учебниках русского языка.
Полезно бывает прием толкования слова (логического определения) сочетать с приемом составления небольших связных текстов с такими опорными словами – наиболее важными понятиями этики. Такие небольшие связные тексты, в которых ученик пытается дать определение слова-понятия, одновременно развивают речь детей, формируют их мыслительную деятельность.
Опора на анализ состава слова во многом определяет успешное усвоение слов.
Работа с синонимическим рядом слов, имеющих морально-нравственный смысл, также дает неплохой эффект.
Большую помощь в усилении нравственного просвещения могут оказать также постоянные этические «пятиминутки» (на каждом уроке по 5-7 минут), когда учителя ставят дискуссионные вопросы на морально-этические темы, а ученики устно или письменно на них отвечают. Эти «пятиминутки» помогают учащимся сделать жизненный выбор той или иной линии поведения, потому что, когда школьник высказывает или записывает свое мнение, он как бы дает сам себе, коллективу своих сверстников обещание, клятву, вырабатывая тем самым свои нравственные убеждения.
Работе со словами, имеющими этический смысл, надо уделять внимание не от случая к случаю, а каждодневно.
Таким образом, если учителя-словесники будут использовать все воспитательные возможности русского языка, то эффект от уроков предмета значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развитии речи, но и окажет огромную помощь в формировании нравственности, что является сейчас одной их главнейших задач школы.
Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определенные моральные понятия, происходит переход к определенным навыкам поведения.
1.4. Выводы по теоретической части работы
Изучив теоретический материал по теме работы, я убедилась в том, что действительно проблема нравственного воспитания остается мало изученной. Хотя имеется большой теоретический материал, в практике учителя-словесники редко находят ему место на своих уроках. Наверное, это объясняется прежде всего нехваткой учебного времени на уроке, ведь сорок пять минут это лишь мгновенье для того, чтобы проверить степень усвоения теоретического материала прошлого урока, практические умения и навыки работы с языковым материалом, объяснить новый материал, закрепить его с помощью различных видов упражнений, диктантов, устных высказываний. Русский язык является одним из самых важных предметов изучения в школе, кроме того он является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла, который призван не только обучать подрастающее поколение, но и воспитывать своими богатейшими средствами.
Я думаю, что процесс нравственного воспитания будет осуществляться более эффективно, если учитель на каждом уроке будет стремиться не только вести работу над орфограммами и пунктограммами, но и развивать личность каждого учащегося в отдельности, учитывая при этом его индивидуальные особенности и способности. В методике русского языка эта проблема рассматривается с разных аспектов: потребности государства, потребности общества, потребности самой личности. Многие методисты считают, что учителю на каждый урок надо ставить как минимум одну воспитательную задачу и все виды работы в процессе занятия должны быть направлены на решение поставленной цели. От этого зависит продуктивность урока, наличие обратной связи, гармоничное развитие личности учащихся.
Русский язык располагает большими возможностями для осуществления процесса нравственного воспитания, учителю предлагается большой выбор методов и приемов работы на уроке.
Таким образом, проблема нравственного воспитания является не только общей педагогической проблемой, но и частной дидактической проблемой, решить которую, на мой взгляд, прежде всего должен русский язык как учебный предмет.
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Формы нравственного воспитания в начальной школе средствами русского языка.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка и литературного чтения. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, осуществляющим преподавание курса родного языка в начальной школе, важный вопрос: «Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»? [11].
Духовное начало человека коренится в «даре слова», языковой способности как «силе, делающей человека человеком» (В.Гумбольдт).
Роль русского языка в осуществлении обществом воспитательной функции раскрывается нами через характеристику общения как способа внесения коррективов в образ мира собеседника, в связи с чем рассматриваются основные языковые функции. В реализации коммуникативной функции язык способствует преемственности поколений в социально-культурном опыте, саморегуляции общества. Являясь «системой ориентиров» (А.А.Леонтьев) в диалоге человека с миром, язык несет в себе не только знание о мире, но и отношение к нему, выполняя наряду с познавательной аксиологическую функцию. На основе национально-культурной функции языка в ценностно-окрашенном образе мира отражаются особенности духовного опыта народа, что обусловливает вместе с тем этноконсолидирующую функцию языка. Поэтическая функция, реализуемая языком художественной литературы, позволяет управлять появлением в читательском восприятии представлений и переживаний (Н.И.Жинкин) [11].
Воспитательная работа организуется как во время проведения внеклассных мероприятий, так и на уроках. В процессе разнообразных коллективных действий дети приобретают опыт нравственных взаимоотношений. Решая поставленные учителем задачи, школьники общаются между собой, таким образом, накапливая опыт сотрудничества. Совместная работа учит действовать согласованно для достижения общей цели, формирует умение критически относиться к себе, друг к другу. В совместной деятельности у детей вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют учащихся: отношение к учебе, оценкам, дружбе, труду, к различным поступкам [24].
В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.
Таким образом, процесс становления духовно-нравственного сознания ребёнка реализуется через систему уроков по русскому языку, литературному чтению, внеклассных мероприятий, а также на внеурочных занятиях духовно-нравственной направленности.
2.2 Методы и приемы воспитания нравственности на уроках русского языка
Обучение русскому языку направлено на:
- обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
- освоение универсальных учебных действий
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
- развитие творческих способностей;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы [11].
Так в первом классе на уроках грамматики составной частью урока является развитие речи. На этих занятиях учитель ежедневно ставит задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, следит за тем, чтобы за каждым произнесенным ребенком словом стоял точно понятный смысл, особое внимание уделяется стройности речи ребенка [3].
Первые уроки можно посвятить свободному высказыванию детей о близких событиях или явлениях природы. Дети будут приучаться выслушивать своего товарища, вести коллективную беседу. На первых занятиях они должны почувствовать доброе отношение учителя к их ответам, соображениям, мыслям. Неудачный ответ не всегда должен рассматриваться только как проявление недобросовестности, а как поиск верного ответа среди большого количества человеческих знаний. В доброжелательной обстановке дети активнее проявляют желание говорить перед классом. На уроках обучения грамоте можно включить элементы совместной работы.
Работая с учебной картинкой, можно (после знакомства с ее содержанием) обратиться к детям с предложением, составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на последовательность изложения происходящих событий: о чем следует сказать вначале, что отразит основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное, причем последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания [3].
Постепенно класс можно разбивать на группы и давать задания отдельной группе. Так на уроках русского языка силами всех групп можно составить букварь. Каждая группа детей берет себе несколько букв и подбирает слова, в состав которых входит данная буква. К этим словам учащиеся ищут картинки и наклеивают их на лист бумаги.
Позже можно составить таким образом словарик трудных слов с картинками. Подобрав соответствующие картинки, дети наклеивают каждую на лист бумаги, под картинками пишут слова. Все эти листы вкладывают в одну обложку. Словарик можно использовать на уроке при повторении написания трудных слов [3].
Воспитанию младших школьников способствует проведение на уроках русского языка дидактических игр. Их содержание может и не иметь прямого отношения к нравственному развитию детей. В данном случае воспитывающим фактором является сама форма организации коллективной работы, при которой учащиеся общаются, несут общую ответственность, помогают друг другу [24].
Дидактические игры также позволяют организовать повторение изученного материала в увлекательной для детей форме. Играя, дети приобретают навыки общения в группе. Основой общения в данном случае является не просто игра, а учебная игра.
Игра «Не поддаваться» может быть использована для запоминания правила о том, что имена, фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы. Водящий называет слово. Если оно означает имя, фамилию или кличку, дети поднимают руку и говорят: «Пишется всегда с большой (заглавной) буквы». Если же водящий назвал нарицательное имя существительное, дети рук не поднимают и молчат. Тот, кто ошибся, штрафуется, т.е. отдает квадратик цветной бумаги (каждый из играющих получает пять таких квадратиков). Выигрывают те, у которых осталось больше квадратиков.
Эту игру можно использовать и для различения предметов, отвечающих на вопросы кто? и что? Водящий подряд называет предметы. Если назван предмет на вопрос кто?, дети поднимают руку, если на вопрос что? – не поднимают.
Содержание дидактических игр и заданий может и не иметь прямого отношения к нравственному развитию детей. В данном случае воспитывающим фактором является сама форма организации коллективной работы детей, при которой учащиеся общаются друг с другом, несут общую ответственность, помогают друг другу [3].
К концу первого года обучения дети приобретают некоторый опыт совместной работы на уроках.
Огромную воспитательную возможность дают уроки развития речи, в том числе написания изложений. С этой целью в текст рассказа для изложения включается проблемная нравственная задача, требующая выбора соответствующего способа поведения. Выполняя учебное задание, ребенок получает материал, необходимый для формирования нравственных представлений [24].
Во втором классе на уроках русского языка, в целях нравственного воспитания можно использовать краткие изложения. Для этого в текст рассказа для изложения целесообразно включать проблемную нравственную задачу, требующую выбора соответствующего способа поведения. Выполняя учебное задание, ребенок получает материал, необходимый для формирования нравственных представлений.
Например, второклассникам был прочитан такой рассказ: Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга – Вася, Митя и Миша – принести домой по корзине спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг увидел Митя, что нет ключа от дома в кармане. Решил вернуться поискать, где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася….
Задание: написать, как должен был поступить Вася.
Учитель может сам подобрать аналогичные тексты и составить к ним задания, содержание которых наиболее актуально для детей в настоящий момент.
Основные виды мыслительной деятельности детей быстрее и лучше развиваются при наличии коллективных форм работы на уроке. Во II классе, как и в I, интерес представляют коллективно составленные рассказы. В процессе этой работы у детей развивается умение сравнивать предлагаемые варианты предложений, находить лучшее [3].
В III классе возрастает объем учебного материала. Огромное воспитательное значение имеет стиль отношений, который складывается на уроках между учителем и детьми. Проявляется стиль, прежде всего в содержании его требований, в системе стимулирования и оценке деятельности детей. На каждом уроке учитель предъявляет требования, направленные на формирование взаимоотношений между детьми, на то, чтобы научить детей интересоваться успехами друг друга, сотрудничать, приходить на помощь, правильно реагировать на успехи и неудачи свои и своих одноклассников. Для этого учитель использует различные приемы.
Например. На уроках практикуется оценка выполненного задания товарищами по классу. С этой целью в начале урока помощники учителя сообщают всему классу о том, как ученики справились с выполнением задания. Обязательно называются имена тех, кто добросовестно отнесся к выполнению задания и заслуживает поощрения перед всем классом.
На уроках русского языка можно упражнять детей в самостоятельном изучении материала. Так, при изучении темы «Имя существительное» дети могут самостоятельно вспомнить, что это за часть речи, что они знают об этой части речи, какое место в речи людей, по наблюдениям детей, занимает имя существительное.
По-прежнему важное место занимает развитие речи, особенно такие виды работ, как изложение и сочинение. Детские творческие сочинения на темы «Если бы я был волшебником», «Как я дружу», «Мои товарищи» и т.д. позволяют учителю узнать внутренний мир ребенка, и прежде всего его нравственную направленность. Можно рекомендовать темы, затрагивающие различные нравственные ситуации, складывающиеся в классе или во внеклассном общении детей, с последующим коллективным обсуждением и анализом написанного [3].
На уроках также можно использовать дидактические игры в группах. «Кто больше составит слов?». Дается слово, например гвоздика. Из букв, входящих в него, надо составить как можно больше слов: зов, год, коза, воз и т.д.
Особый интерес представляют коллективные домашние задания поискового типа.
Интересный вид работы – сбор пословиц и поговорок о добре и зле, которые можно найти в словарях и книгах. Пословицы, поговорки используются на уроках русского языка с обучающей целью, но, кроме того, дети приучаются пользоваться ими в своей речи. Такая работа развивает способность детей отбирать факты, обобщать их, проводить аналогию в конкретных жизненных ситуациях [3].
В IV классе продолжается нравственное воспитание детей на уроках русского языка. Также используются сочинения, изложения, дидактические игры, работы в группах.
Для достижения наилучших результатов, учителю необходимо, во-первых, постоянно учитывать изменения в содержании, условиях воспитания и в развитии детей, чтобы иметь возможность своевременно изменять методику воспитательной работы, характер педагогического руководства детьми; во-вторых, не только опираться на результаты воспитания, достигнутые в предшествующем периоде, обеспечивать преемственность в работе с детьми, но и учитывать задачи последующего периода, готовить к нему детей, т.е. обеспечивать перспективную направленность содержания и методики нравственного воспитания.
Только при этих условиях достигается последовательность и непрерывность воспитательного процесса, предупреждающие многие противоречия и срывы в воспитании детей, обеспечиваются благоприятные условия для успешного разрешения воспитательных задач [3].
Материал учебников по русскому языку предоставляет учителю прекрасную возможность для воспитания нравственности у младших школьников. Например, упр. 182 из учебника В. П. Канакина [13, с. 114]:
- Прочитайте:
1. Шли, и, из, мальчик, девочка, школы.
2. Мальчик, помог встать, и, портфель, девочке, передал, старушке.
3. Старушка, и, упала, поскользнулась.
4. Скользко, на, было, улице.
5. Впереди, старушка, них, шла.
- Из каждой цепочки слов составьте предложение.
- Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
- Придумайте заголовок.
На материале этого текста полезно организовать беседу с детьми:
- Ребята, не приходилось ли вам оказаться в такой ситуации?
- Как поступили бы вы, если на ваших глазах случилось такое?
С помощью учителя школьники приходят к выводу: старость надо уважать и понимать. Пожилые люди прожили долгую жизнь, много сделали для будущего поколения, к ним нужно относиться с заботой и терпением: помогите по дому, в огороде, сходите в магазин. Чаще спрашивайте, нужна ли помощь. Уважительного, заботливого отношения заслуживают не только ваши родные бабушки и дедушки, но и те, которые живут с вами по соседству, а также те, которых вы совсем не знаете, встретили случайно на улице, в магазине, в общественном транспорте. Уступите им место, помогите спуститься/подняться по ступенькам… Жизнь проходит очень быстро. Придет время, и вы тоже станете старенькими, будете нуждаться в помощи окружающих. Относитесь сейчас к другим так, как хотите, чтобы относились потом к вам [24].
Материал упражнения 114 [13, с. 74] дает возможность организовать беседу о любви к животным, о необходимости заботиться о братьях наших меньших. С этой целью учащимся задаются вопросы:
- Приходилось ли вам оказывать помощь больным, раненым животным, птицам?
- Расскажите, как вы ухаживали за ними? Как заботились?
- Что случилось после их выздоровления?
- Ребята, животных называют нашими меньшими братьями. Они нуждаются в нашей заботе, защите. Представители древней религии в Индии, джайнисты, очень трепетно относятся к сохранению любой формы жизни – вплоть до мельчайшего насекомого. Поэтому они во время ходьбы метут перед собой лёгкой метёлкой, чтобы не задавить насекомое. Конечно, в современной жизни это невозможно себе представить, тем не менее, я прошу вас быть добрее, не оставаться равнодушными тогда, когда кому-то нужна ваша помощь. Животные – это часть природы, которую мы должны беречь.
На материале упражнения 19 [13, с. 21] может быть организована работа по трудовому воспитанию младших школьников:
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст.
Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов.
Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними.
В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.
Слова для справок: поливали, выдергивали сорняки, собрали в букет, первого сентября, подарили учительнице.
- Используя слова для справок, дополните 2 часть.
Они поливали растения, выдергивали сорняки.
- Прочитайте концовку. Как можно ее дополнить?
Первого сентября дети собрали букет и подарили учительнице.
- Расскажите получившуюся историю [24].
Итак, материал учебников и другие дидактические средства, используемые на уроках русского языка в воспитательных целях, позволяют воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, природе, человеку, чувства товарищества, доброты, милосердия, совести, сострадания и др.
Таким образом, к методам и приемам воспитания нравственности на уроках русского языка можно отнести нравственные беседы и свободное высказывание детей о близких событиях или явлениях природы; работа по картине и коллективный рассказ; составление словаря; сочинения и изложения, дидактические игры: специально организованная работа в группах; материал учебников и другие дидактические средства.
2.3 Внеклассная работа по нравственному воспитанию младших школьников
Формирование активной жизненной позиции невозможно также без обращения к нравственным ценностям в процессе обучения младших школьников в форме внеклассной работы. Рассмотрим формы нравственного воспитания во внеурочной деятельности по русскому языку:
- Посещение выставки, музея, театра позволяет приобщить детей к культурным ценностям края и страны в целом. По итогам культурных мероприятий предлагается сочинить рассказ или написать письмо сказочному герою. В результате будет расширяться общий и культурный кругозор ребёнка, а вместе с этим, и развиваться речь.
- Посильная волонтёрская работа «Сделаем наш двор уютным», «Помоги пожилому человеку» и др. Итогом такой деятельности может стать написание заметки в школьную газету.
- Беседы на нравственные темы, актуальные для младшего школьного возраста (в ходе беседы по прочитанной книге, просмотренному фильму и т.п. учителю становится понятным, о чём думают дети, что их волнует, на что откликаются их разум и сердце).
- Проектная деятельность, например, создание книги памяти «Великая Отечественная война и моя семья», фотоальбома и пр. [1].
Также одним из средств духовно-нравственного воспитания является семейное чтение. Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного и эстетического воспитания личности [21].
Таким образом, к формам нравственного воспитания во внеурочной деятельности по русскому языку относят посещение выставок, беседы на нравственные темы, проектная деятельность и пр.
Заключение
Работая над проблемой нравственного воспитания школьников на уроках русского языка я изучала психолого–педагогическую, методическую, периодическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также раскрыла особенности нравственного воспитания в школьном возрасте, изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в процессе уроков русского языка и пришла к следующим выводам:
Нравственное воспитание – целенаправленный двусторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Важнейшим средством нравственного воспитания на занятиях по русскому языку является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Я считаю, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность на уроках русского языка имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
- личный пример учителя;
- использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
- компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Завершая исследование, я могу сказать следующее, что нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Нравственное воспитание школьников на уроках русского языка должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание в процессе уроков русского языка, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках русского языка, во внеклассных мероприятиях по предмету.
Русский язык как учебный предмет, как основной предмет гуманитарного цикла располагает большими возможностями для осуществления процесса нравственного воспитания, в этом плане его отличает разнообразие форм уроков, средств, методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо только умело и грамотно использовать их в организации занятий.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем на уроках русского языка и литературного чтения, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Список использованной литературы:
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
- Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
- Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.
- Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
- Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
- Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск 1988;
- Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты М.: Изд-во РАГС, 1998
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
- Каиров И. А. Нравственное развитие школьников в процессе воспитания, Москва, 1979 г
- Карпова М.А. Воспитывать нравственного человека.// Русский язык в школе. – 1990. - № 5
- Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания в школе, Москва, 1980 г.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника, Москва, 1985 г.
- Мищенко С.Н. вопросы нравственности на уроках русского языка.// Русский язык в школе. – 1990. - № 2
- Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000;
- Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969;
- Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 1995.
- Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю. К – М.: Просвещение, 1983;
- Пияшев Н.Ф. Воспитание на уроках русского языка. // Педагогика. – 1990. - № 4
- Пияшев Н.Ф Проблемы нравственного воспитания на уроках русского языка.// Русский язык в школе. – 1984. - № 2
- Подласый П. И. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996;
- Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников, Москва, 1981 г.
- Тихоненко А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. –2001. - № 8
- Трусова Е.И. Профориентация учащихся и воспитание уважения к труду на уроках русского языка. // Русский язык в школе. – 1987. - № 2
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М.: 1985, т.2.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983;
- Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983;
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Янгирова В. М. Теория воспитания
- Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
Приложение.
Методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
1. Прочитай пословицу. Объясни ее основной смысл. Чему учит нас эта пословица?
Друзья познаются в беде.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Доброе дело и в воде не тонет.
2.Выбери одну из пословиц и составь небольшой текст. Помни, что пословица является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа или поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения.
Вот что получилось у Светы (3 класс):
Доброе дело и в воде не тонет.
Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».
3.Еще один прием – «слово – магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова были отмечены знаком плюс (+), а злые — знаком минус (-). По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы... Ребята фантазируют, представляя произнесенное и записанное слово в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста.
Ксения, выбравшая слово-магнит гуманный (дети ранее знакомились с этим словом при изучении темы «Слова-пришельцы, или что и у кого мы заимствуем»)
Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди говорили: «У него золотое сердце». И была у этого человека мечта – сделать всех счастливыми, чтобы жили люди в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его и называли гуманным.
4. Следующее задание – творческое исследование «Энциклопедия одного слова»
Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите творческую работу – составьте своеобразную энциклопедию одного слова. Ощути сам, с помощью своих родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков. Понаблюдай, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым.
Для успешного выполнения задания-исследования предлагается использовать примерный план. Свою работу необходимо красиво оформить. Если к своей работе ты отнесешься добросовестно и серьезно, может получиться настоящая семейная рукописная (или напечатанная с помощью компьютера) книга.
Схема-план описания для творческого исследования «Энциклопедия одного слова»
Слово... и его лексическое(ие) значение(ия) (в толковом словаре).
История происхождения слова (в этимологическом словаре).
Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).
Слово... и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).
Слово... и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).
Слово... во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
Слово... и слова (сочетания) — рифмы.
Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях.
Слово... в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.
Слово... в названиях картин художников.
Слово… в названиях художественных фильмов.
Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
Слово… в иллюстрациях, рисунках.
5. С целью обогащения словаря обучающихся, формирования нравственных представлений, использовались дополнительные задания к упражнениям и в течение 5 – 8 минут проводились беседы.
Список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений: верность, верный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность, гуманный, доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный, доверие, доверчивый, доверять, дружба, дружный, дружить, жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться, милосердие, милосердный, насмешка, насмешливый, насмехаться, отзывчивость, отзывчивый, отзываться, равнодушие, равнодушный, совесть, совестливый, человечность, человечный, честь, честный, правда, правдивый, ложь, лживый, лгать.
6. Упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.
∙ Прочитайте слова.
Мороз, агроном, шофёр, доброта, иней, заботится, честный, комбайн, корабль, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный, уважительный.
Выполните по образцу.
Явления природы: мороз, ...,
Профессии: агроном, ...,
Машины: комбайн, ...,
Человеческие отношения: доброта, ....
К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского «Бабушка Арина»
Что можно сказать о девочках?
∙ Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, окружающему.
Определите, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.
∙ Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого
отнять. 2. Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а кого – скупым? Как люди оценивают щедрость, а как – скупость?
∙ Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Верный ..., внимательная ..., добрая ..., жестокое ..., равнодушный ..., гостеприимная ..., заботливое ..., нежная ..., ласковое .... .
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
∙ Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный,
скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (равнодушное, радушное) угощение.
∙ Перепишите, подбирая к выделенные словам антонимы.
Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.
∙ Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.
1.И очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гладков) 3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров) 4. Надо быть милосердным, папа! (А. Чехов) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.
∙ Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.
Образец: мягкий (хлеб, характер); мягкий хлеб (это какой?) свежий; мягкий характер (это какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый. Твёрдый (камень, характер).
Тёплые (вечера, отношения).
Чёрствый (батон, человек).
Сухой (ветер, взгляд).
∙ Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу, заячья душа, большое сердце, золотые руки.
∙ Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"
Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...
Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....
Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...
"Формирование нравственной самооценки у младших школьников на уроках русского языка"
тема эксперимента...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)
Формирование этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характ...
Этическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
Этика и мораль являются важными аспектами развития личности. Этот процесс начинается еще с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Школа играет важную роль в этом процессе, поскольку ...