Статья " Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС"
статья
В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество педагогов и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного звеньев непрерывного образования сегодня становится все более актуальной. Совсем недавно преемственность считали «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. В связи с переходом и реализацией ФГОС анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую.
Мы можем заметить противоречие в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей разных социальных позиций. Цели начального и дошкольной ступени образования традиционно не совпадают. В детском саду основное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его всестороннему развитию, в начальной школе педагог видит свои задачи в формировании практических навыков чтения, письма, счёта и продолжает работу становления личности учащихся. Начальная школа, с первых дней предъявляет к детям определённые требования. Детский сад выполняет важную функцию, применяя игровые технологии, воспитывает у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», хочу отметить, проблему выравнивания уровня стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в первом классе. Специальная готовность определяется наличием у него ЗУН, которые составляют основу изучения различных школьных предметов [1]. В свою очередь общая готовность определяется хорошим физическим и психическим состоянием здоровья малыша, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям; нормальным показателям роста и веса, уровнем развития двигательной сферы, готовностью руки к овладению письмом; достаточному развитию культурно-гигиенических навыков и пр. Физически развитый ребенок комфортнее будет чувствовать себя в первом классе и легче справляться с трудностями обучения в школе. Также ребенок должен психологически быть готовым к обучению. Большое значение имеет развитие познавательных интересов и любознательности. К сожалению, с каждым годом в школу приходит больше гипервозбудимых ребят, которым требуется больше внимания и индивидуальный подход.
Система преемственности работы детского сада и школы начинается для меня с изучения программы: «Начальная школа» и « Детский сад», изучение системы работы воспитателя и учителя. Результатом преемственности является: всестороннее общее развитие ребенка, способствующее расширению его потенциальных возможностей. Педагоги ставят перед собой цель: формирование практических умений и навыков чтения, письма и счета, навыков, влияющих на способность учиться, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребенка как личности. А результатом преемственности будет являться продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентов учебной деятельности и внутренней позиции ребенка. Какие формы взаимодействия между педагогами возможны? Посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические семинары, посещение занятий учителем, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе, совместное проведение мероприятий, праздников, совместные методические рекомендации, взаимопомощь, изучение системы работы воспитателя, обмен опытом. Все эти формы будут направлены на успешное взаимодействие воспитателей и учителей начальной ступени образовательных учреждений. Самое главное – это быстрый и безболезненный адаптационный период у первоклассников, формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Сегодня успешно реализуется проекты «детский сад – школа», когда на базе образовательных учреждений создается несколько средних и подготовительных групп, и учителя имеют возможность знакомиться и наблюдать за своими потенциальными учениками.
Изучив теоретические и практические аспекты по преемственности начальной школы и детского сада в условиях внедрения ФГОС, исходя из опыта тесного сотрудничества, можно выделить важный момент в построении единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей согласованность и связь всех компонентов методической работы. Таким образом, педагоги дошкольной и начальной ступени школы совместными усилиями будут стремиться работать в едином направлении по реализации единой линии общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства. Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству. Проанализировав общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС, учителя и воспитатели должны объективно дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе, обеспечив уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивая стартовые возможности при поступлении в школу.
Установление связи и творческого сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению в условиях реализации федерального образовательного государственного стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Преемственность начальной школы и детским садом
Преемственность начальной школы и детским садом...
Преемственность начальной школы и детским садом
Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...
Акция "Начальная школа - в детском саду: новогоднее чудо". Заключительная статья.
В рамках акции "Начальная школа - в детском саду: новогоднее чудо" мы учителя ГОУ средней общеобразовательной школы № 2035 ВАО Моринова Ольга Валерьевна и Зубенко Алла Витальевна провели и...
Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.
Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...
Программа преемственности начальной школы и детского сада.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со с...
Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...
Роль классного руководителя в реализации преемственности между школой и детским садом.
Преемственность между школой и детским садом....