Урок литературного чтения в 4 классе Г.Х. Андерсен "Русалочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VII вида № 10»
Автозаводского района
г. Нижнего Новгорода
Конспект урока литературного чтения
в 4 классе:
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Выполнила: учитель начальных классов
Рогова Э.М.
Н. Новгород, 2017
Тема урока: Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»
Цели урока:
- Расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, читать сказку «Русалочка» и учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их.
- Развивать память, речь, внимание, мышление, навыки выразительного чтения.
- Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
компьютер, экран, проектор, рисунки по сказкам Андерсена, морская ракушка, камень янтарь, тетради по литературному чтению, индивидуальные карточки, картинки – раскраски с домашним заданием.
План урока:
- Оргмомент.
- Речевая гимнастика.
- Сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Биография Г.Х. Андерсена.
- Работа над сказкой.
- Чтение отрывка учителем под музыку.
- Гимнастика для глаз.
- Словарная работа.
- Чтение «по цепочке».
- Физкультминутка.
- Продолжение работы над произведением.
- Чтение «по ролям».
- Озаглавливание 1 части.
- Эталонное чтение. Словарная работа.
- Жужжащее чтение.
- Чтение про себя.
- Озаглавливание 2 части.
- Итог урока.
- Домашнее задание по группам.
- Оценки.
I Оргмомент
- Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Поприветствуйте их. Садимся (осанка). Слайд 1
II Речевая гимнастика.
- Проведем речевую разминку, для того чтобы наша речь на уроке была четкая, правильная.
- Что это? (Демонстрация морской ракушки.)
- Разминка называется «Морская ракушка». Слайд 2
- Читаем строки «птичьим базаром», а затем вслух, четко проговаривая звуки в словах.
Ушка-ушка-ушка – на берегу лежит морская ракушка.
Ушку-ушку-ушку – к уху приложим ракушку.
Ушке-ушке-ушке – шум моря услышим в ракушке.
Ушку-ушку-ушку – домой принесем мы морскую ракушку.
Ушка-ушка-ушка – напоминает нам море ракушка.
III Сообщение темы и целей урока.
- С морем связано и произведение «Русалочка», которое сегодня на уроке мы начнем читать. Написал его великий сказочник Г.Х. Андерсен. Слайд 3
IV Проверка домашнего задания.
- Дома вы прочитали и нарисовали рисунки к сказкам Андерсена. (На доске рисунки)
- Напомним по рисункам, какие сказки Андерсена вы прочитали.
- Ваша задача назвать сказку по рисунку. Тот, кто рисовал говорит в последнюю очередь).
- Вам понравились сказки Андерсена? Чем они интересны?
- Сказки Андерсена учат делать добро, любить своих близких, свою Родину.
V. Биография Г.Х. Андерсена.
- На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании остров Фюн – и на этом острове расположен городок Оденсе, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Слайд 4
- О жизни и творчестве великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена нам расскажут ребята.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. И Андерсен добился своего – он стал писателем.
Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Ганс Христиан Андерсен много путешествовал и все время писал: стихи, романы, пьесы, комедии и сказки. Не стало Андерсена в 1875 году.
В Дании хранят все, что связано с именем Андерсена. На родине писателя в старом городе Оденсе созданы статуи отдельных персонажей его сказок. В настоящее время в Копенгагене (столице Дании) установлено два памятника великому сказочнику Слайд 5. В порту Копенгагена всех восхищает статуя русалки из сказки Андерсена, которая появилась 23 августа 1913 года. Слайд 6
- В этом году будет отмечаться 100-летие со дня открытия памятника.
VI. Работа над сказкой.
1.Чтение учителем отрывка сказки под музыку (до слов: « В самом глубоком месте…»)
-Чтобы лучше понять жизнь Русалочки, почувствовать жизнь моря, закроем глаза и попробуем нарисовать картины морских глубин. Я начну читать сказку Г.Х.Андерсена «Русалочка» под музыку, а вы внимательно слушайте. Слайд 7
- Как вы понимаете слова: «Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность».
- Что вы запомнили из прочитанного мной отрывка.
2. Гимнастика для глаз. Слайд 8
3. Словарная работа. Работа с толковыми словарями.
-Прежде чем продолжить чтение, объясним значение некоторых слов.
Коралл - морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышенностях морского дна. (Никита) Слайд 9
Янтарь - окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев. Слайд 10
Демонстрация камня янтаря.
Стрельчатые окна - окна, имеющие в очертании форму арки, завершающейся острым углом. (Объясняет учитель на слайде) Слайд 11
- Кого в старину называли вельможей? (Вельможа - знатный и богатый человек.)
Сан - звание, связанное с почётным положением.
- Устрица - это двустворчатый моллюск, живущий в раковине. Обитает он на дне моря. Когда внутрь раковины попадает, например, песчинка, устрица покрывает этот предмет перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной.
Слайд 12
4. Чтение «по цепочке».
- Откроем учебник на стр.167
- Кто помнит, где я закончила читать? Чтение «по цепочке».
Индивидуальные карточки
– Кто управлял хозяйством у морского царя? (Старуха-мать, бабушка.)
– Сколько дочек-русалочек было у морского царя? (6)
- Какая из них была самая красивая? Зачитайте.
– Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?
- Кого из сестер тянуло на поверхность? Зачитайте.
VII.Физкультминутка. Слайд 13
VIII. Продолжение работы над произведением.
1. Чтение по «ролям».
- Как украсила бабушка младшую русалочку?
2. Озаглавливание 1 части.
- Мы прочитали с вами 1 часть, попробуем ее озаглавить. (Морская семья)
- Запишем план в тетрадях.
3.Эталонное чтение.
Снасти – на судне: тросы, канаты, цепи специального назначения. Слайд 14
Реи – подвижный поперечный брус на мачтах, к которому прикрепляют паруса. Слайд 15
- Кого увидела русалочка на корабле?
- Зачитайте слова о молодом принце.
4. Жужжащее чтение.
- Что происходило на корабле?
5. Чтение про себя 1 абзац.
- Что стало происходить на море?
6. Озаглавливание 2 части. (Прекрасный принц)
IX. Итог урока.
- Произведение какого автора мы начали читать?
- Что нового вы узнали о нем?
- Кто является главным героем сказки?
- Что вы прочитали сегодня о ней? (Краткий пересказ)
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
X. Домашнее задание по группам.
- Откройте дневники.
- Что вы там нашли? Это ваше индивидуальное задание.
1гр. - перечитать текст, прочитанный в классе, нарисовать рисунок к нему (низкий уровень)
2 гр. – перечитать и пересказать прочитанный текст в классе (средний уровень)
3гр. прочитать текст далее – найти, где заканчивается 2 часть и озаглавить ее (выше среднего).
XII. Оценки. Слайд16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...