Урок литературного чтения в 4 классе Г.Х. Андерсен "Русалочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Рогова Эльвира Махмудовна

Урок литературного чтения в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kllitcht.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VII вида № 10»

Автозаводского района

г. Нижнего Новгорода

Конспект урока литературного чтения

в 4 классе:

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Выполнила: учитель                               начальных классов    

                   Рогова Э.М.

Н. Новгород, 2017


Тема урока: Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»

Цели урока:

  1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена,  читать сказку «Русалочка» и учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их.
  2. Развивать память, речь, внимание, мышление, навыки выразительного чтения.
  3. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование:

компьютер, экран, проектор, рисунки по сказкам Андерсена, морская ракушка, камень янтарь, тетради по литературному чтению,  индивидуальные карточки, картинки – раскраски с домашним заданием.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Речевая гимнастика.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Биография Г.Х. Андерсена.
  6. Работа над сказкой.
  1. Чтение отрывка учителем под музыку.
  2. Гимнастика для глаз.
  3. Словарная работа.
  4. Чтение «по цепочке».
  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы над произведением.
  1. Чтение «по ролям».
  2. Озаглавливание 1 части.
  3. Эталонное чтение. Словарная работа.
  4. Жужжащее чтение.
  5. Чтение про себя.
  6. Озаглавливание 2 части.
  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание по группам.
  3. Оценки.

I Оргмомент

- Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Поприветствуйте их. Садимся (осанка). Слайд 1

II Речевая гимнастика.

- Проведем речевую разминку, для того чтобы наша речь на уроке была четкая, правильная.

- Что это? (Демонстрация морской ракушки.)

- Разминка называется «Морская ракушка». Слайд 2

- Читаем строки «птичьим базаром», а затем вслух, четко проговаривая звуки в словах.

Ушка-ушка-ушка – на берегу лежит морская ракушка.

Ушку-ушку-ушку – к уху приложим ракушку.

Ушке-ушке-ушке – шум моря услышим в ракушке.

Ушку-ушку-ушку – домой принесем мы морскую ракушку.

Ушка-ушка-ушка – напоминает нам море ракушка.

III Сообщение темы и целей урока.

- С морем связано  и произведение «Русалочка», которое сегодня на уроке мы начнем читать. Написал его великий сказочник  Г.Х. Андерсен. Слайд 3

IV Проверка домашнего задания.

- Дома вы прочитали и нарисовали рисунки к сказкам Андерсена. (На доске рисунки)

- Напомним по рисункам, какие сказки Андерсена вы прочитали.

 - Ваша задача назвать сказку по рисунку. Тот, кто рисовал говорит в последнюю очередь).

- Вам понравились сказки Андерсена? Чем они интересны?

- Сказки Андерсена учат делать добро, любить своих близких, свою Родину.

V. Биография Г.Х. Андерсена.

- На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании остров Фюн – и на этом острове расположен  городок Оденсе, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Слайд 4

- О жизни и  творчестве великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена нам расскажут ребята. 

 Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. И Андерсен добился своего – он стал писателем.

      Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Ганс Христиан Андерсен много путешествовал и все время писал: стихи, романы, пьесы, комедии и сказки. Не стало Андерсена в 1875 году.

В Дании хранят все, что связано с именем Андерсена. На родине писателя в старом городе Оденсе созданы статуи  отдельных персонажей его сказок. В настоящее время в Копенгагене (столице Дании) установлено два памятника великому сказочнику Слайд 5. В порту Копенгагена всех восхищает статуя русалки из сказки Андерсена, которая появилась 23 августа 1913 года. Слайд 6

- В этом году будет отмечаться 100-летие со дня открытия памятника.

VI. Работа над сказкой.

1.Чтение учителем отрывка  сказки под музыку (до слов: « В самом глубоком месте…»)

-Чтобы лучше понять жизнь Русалочки, почувствовать жизнь моря, закроем глаза и попробуем нарисовать картины морских глубин. Я начну читать сказку Г.Х.Андерсена «Русалочка» под музыку, а вы внимательно слушайте. Слайд 7

- Как вы понимаете слова: «Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность». 

- Что вы запомнили из прочитанного мной отрывка.

2. Гимнастика для глаз. Слайд 8

 3.  Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

-Прежде чем продолжить чтение, объясним значение некоторых слов.

Коралл - морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышенностях морского дна. (Никита) Слайд 9

Янтарь - окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев. Слайд 10

Демонстрация камня янтаря.

Стрельчатые окна - окна, имеющие в очертании форму арки, завершающейся острым углом. (Объясняет учитель на слайде) Слайд 11

- Кого в старину называли вельможей? (Вельможа - знатный и богатый человек.)

Сан - звание, связанное с почётным положением.  

- Устрица - это двустворчатый  моллюск, живущий в раковине. Обитает он на дне моря. Когда внутрь раковины попадает, например, песчинка, устрица покрывает этот предмет перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной. 

Слайд 12

4. Чтение «по цепочке».

- Откроем учебник на стр.167

- Кто помнит, где я закончила  читать? Чтение «по цепочке».

 Индивидуальные карточки

– Кто управлял хозяйством у морского царя? (Старуха-мать, бабушка.)

– Сколько дочек-русалочек было у морского царя? (6)

-  Какая из них была самая красивая? Зачитайте.

– Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?

- Кого из сестер тянуло на поверхность? Зачитайте. 

 VII.Физкультминутка. Слайд 13

VIII. Продолжение работы над произведением.

1. Чтение по «ролям».

- Как украсила бабушка младшую русалочку?

2. Озаглавливание 1 части.

- Мы прочитали с вами 1 часть, попробуем ее озаглавить. (Морская семья)

- Запишем план в тетрадях.

3.Эталонное чтение.

Снасти – на судне: тросы, канаты, цепи специального назначения. Слайд 14

Реи –  подвижный поперечный брус на мачтах, к которому прикрепляют паруса.  Слайд 15

- Кого увидела русалочка на корабле?

- Зачитайте слова о молодом принце.  

4. Жужжащее чтение.

- Что происходило на корабле?

5. Чтение про себя 1 абзац.

- Что стало происходить на море?

6. Озаглавливание 2 части. (Прекрасный принц)

IX. Итог урока.

- Произведение какого автора мы начали читать?

- Что нового вы узнали о нем?

- Кто является главным героем сказки?

- Что вы прочитали сегодня о ней? (Краткий пересказ)

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

X. Домашнее задание по группам.

- Откройте дневники.

- Что вы там нашли? Это ваше индивидуальное задание.

1гр. - перечитать текст, прочитанный в классе, нарисовать рисунок к нему (низкий уровень)

2 гр. – перечитать и пересказать прочитанный текст в классе (средний уровень)

3гр. прочитать текст  далее – найти, где заканчивается 2 часть и озаглавить ее (выше среднего).

XII. Оценки. Слайд16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...