Занятие по внеурочной деятельности "Ярослав Мудрый"
методическая разработка (3 класс)
Занятие посвящено Ярославу Мудрому, великому правителю Руси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._zanyatie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 5.
Тема. Ярослав Мудрый
Цель:
Формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся об истории Древней Руси.
2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
3. Познакомить учащихся с Ярославом Мудрым, с появлением первых законов, библиотек и школ на Руси
4. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.
5. Воспитывать бережное отношение к книгам.
6. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас новым словом:
Ход занятия
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивационный этап:
Загадка старинного письма: фото библиотеки.
- Изучение материала по теме занятия:
(слайд 2) На прошлых занятиях вы узнали о князе Владимире Красном солнышке. У него было 12 сыновей.
(слайд 3) Одного из них, четвертого, звали Ярослав. Он родился в 978 году. За 10 лет до крещения Руси.
(слайд 4) Детство Ярослава было трудным – у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.
На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос – в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Владимира всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание – хромец.
(слайд 5) В 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.
(слайд 6) За время своего правления он объединил почти все русские земли. Князь Ярослав был успешным воином - полководцем, но чтобы стать таким ему пришлось многое преодолеть. Так он был хромым, то каждый шаг причинял ему боль. Но, несмотря на нее, занимался не только науками, но и ратным делом, верховой ездой. Это сделало его сильным, помогло одержать верх в битвах с многочисленными врагами земли русской .
(слайд 7, 8 ) Когда он правил, то христианская вера на Руси продолжала «плодиться и расширяться». «И радовался Ярослав. Видя много церквей и людей христианских».
При нем построены выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как тринадцатиглавый собор святой Софии в Киеве и в Новгороде , основан знаменитый Киево-Печерский монастырь.
(слайд 9) Князь был очень образован. Заботился князь Ярослав и о распространении грамоты и книгописания на Руси. Собрав переводчиков, поручил им перевод греческих, латинских, еврейских, арабских, армянских рукописных книг на славянский язык.
Таким образом было написано много книг, по которым учились верующие люди и наслаждались учением божественным.
(слайд 10) Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.
(слайд 11 ) Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел священникам обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.
Стараясь окружить себя грамотными людьми, организовывал школы и по Руси. Дети и взрослые могли обучаться при монастырях и церквях, в основном по церковным книгам.
Групповая работа: Игра «В древней школе».
Командам предлагается отобрать из ряда книг те, что могли бы быть учебниками в древней школе (каждой команде даем набор из книг, в нем обязательно ветхий и новый завет, псалтырь). Побеждает команда, выбравшая книги церковного содержания.
(слайд 12) При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.
(слайд 13) Князь Ярослав Мудрый построил несколько новых городов. Он стал основателем города Ярославля.
(слайд 14) Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочери князя Анастасия, Елизавета, Анна стали королевами других государств, сыновья Изяслав и Всеволод женились на принцессах.
За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 35 лет – до 1054 года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.
День памяти – 5 марта.
Секрет старинного письма: Ярослав Мудрый способствовал распространению грамотности на Руси.
(слайд 15) Конкурс знатоков. За что люди прозвали Ярослава Мудрым?
- Объединил все русские земли.
- Построил новые храмы.
- Открыл первую библиотеку.
- Открыл первые школы.
- Создал первые письменные законы.
- Построил новые города.
- Сделал страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.
- Закрепление изученного (работа в листках)
- О ком узнали на занятии? Ярослав Мудрый.
- Кем был? Был великим князем Киевским .
- Годы правления? Годы правления: 1019- 1054
- День его памяти? День памяти 5 марта.
- Работа в Ленте истории России.
- Наклеить картинку.
- Запись. Ярослав Мудрый. 978-1054. X-XI вв
8.Домашнее задание. Раскрасить рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Внеклассное занятие "В гости к мудрой вороне" 1 класс
Внеклассное занятие проводится в виде путешествия в сказку,дети работают в группах,используетсянгаглядный материал...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Занятие по экологии "Лаборатория мудрой совы"
занятие для зарепления знаний о воде и знакомства с свойствами воды. Может быть использовано на занятиях по экологии и окружающему миру....
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...