Занятие по внеурочной деятельности "Ярослав Мудрый"
методическая разработка (3 класс)

Кучеренко Людмила Евгеньевна

Занятие посвящено  Ярославу Мудрому, великому правителю Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._zanyatie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 5.

Тема.   Ярослав Мудрый

Цель:

Формировать  у учащихся духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность, воспитывать   уважение к родной стране, её историческим корням.

Задачи:

1.  Расширить  знания  учащихся об истории Древней Руси.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Познакомить учащихся с   Ярославом Мудрым,   с появлением   первых законов,  библиотек и школ на Руси

4. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

5. Воспитывать бережное отношение к книгам.

6. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас  новым словом:  

   

        Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивационный этап:

Загадка старинного письма:  фото библиотеки.

  1. Изучение материала по теме занятия:

(слайд 2)  На прошлых  занятиях вы узнали о князе Владимире  Красном солнышке. У него было 12 сыновей.

(слайд 3)    Одного из них, четвертого,  звали Ярослав.  Он родился в  978 году. За 10 лет до крещения Руси.

 (слайд 4)   Детство Ярослава было трудным – у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

 На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос – в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Владимира    всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание – хромец.

  (слайд 5)    В 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

 (слайд 6) За время своего правления он объединил почти все русские земли. Князь Ярослав  был  успешным воином - полководцем, но чтобы стать таким ему пришлось многое преодолеть. Так он был  хромым, то  каждый шаг причинял  ему боль. Но,  несмотря на нее, занимался не только науками, но и ратным делом, верховой ездой. Это сделало его сильным, помогло одержать верх в битвах с многочисленными врагами земли русской .

 (слайд 7, 8 )   Когда он правил, то христианская вера на Руси продолжала «плодиться и расширяться». «И радовался Ярослав. Видя много церквей и людей христианских».

 При нем  построены выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как  тринадцатиглавый собор  святой Софии в Киеве   и в Новгороде ,  основан знаменитый Киево-Печерский монастырь.      

  (слайд 9)     Князь был очень образован. Заботился князь Ярослав и о распространении грамоты и книгописания на Руси. Собрав переводчиков, поручил им перевод греческих, латинских, еврейских, арабских, армянских рукописных книг на славянский язык.

     Таким образом было написано  много книг, по которым учились  верующие люди и наслаждались  учением божественным.  

 (слайд 10)  Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.  

(слайд 11 ) Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел  священникам  обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Стараясь окружить себя грамотными людьми, организовывал   школы и по Руси. Дети и взрослые могли обучаться при монастырях и церквях, в основном по церковным книгам.                

        Групповая работа: Игра «В древней школе».

Командам предлагается  отобрать из ряда книг те, что могли бы быть учебниками в древней школе (каждой команде даем набор из книг, в нем обязательно ветхий и новый завет, псалтырь). Побеждает команда, выбравшая книги церковного содержания.

  (слайд 12)   При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и  преступления.

   (слайд 13)   Князь Ярослав Мудрый  построил несколько новых  городов.  Он стал  основателем города Ярославля.

  (слайд 14)   Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочери князя Анастасия, Елизавета, Анна  стали королевами других государств,    сыновья  Изяслав и Всеволод  женились на  принцессах.  

      За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 35 лет – до 1054  года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

       День памяти – 5 марта.

Секрет старинного письма: Ярослав Мудрый способствовал распространению грамотности   на Руси.

 (слайд 15)  Конкурс знатоков.   За что люди прозвали  Ярослава Мудрым?

  1. Объединил все русские земли.
  2. Построил новые храмы.
  3. Открыл первую библиотеку.
  4. Открыл первые школы.
  5. Создал первые письменные законы.
  6. Построил новые города.
  7. Сделал   страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

 

  1. Закрепление изученного (работа в листках)
  1. О ком узнали на занятии?   Ярослав Мудрый.
  2. Кем  был? Был великим князем Киевским .  
  3. Годы   правления?  Годы правления: 1019- 1054
  4. День его памяти? День памяти  5 марта.

  1. Работа в Ленте истории России.

- Наклеить картинку. 

- Запись. Ярослав Мудрый. 978-1054.  X-XI вв

8.Домашнее задание. Раскрасить рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Внеклассное занятие "В гости к мудрой вороне" 1 класс

Внеклассное занятие проводится в виде путешествия в сказку,дети работают в группах,используетсянгаглядный материал...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Занятие по экологии "Лаборатория мудрой совы"

занятие для зарепления знаний о воде и знакомства с свойствами воды. Может быть использовано на занятиях по экологии и окружающему миру....

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...