Особенности развития внимания младших школьников
статья
Данная статья об особенностях развития внимания младших школьников предназначена для учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vnimanie.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития внимания младших школьников
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, а основным видом деятельности ребенка является учебная деятельность. Она то и играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств человека. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Часто плохое запоминание является прямым результатом невнимательности ребёнка, и, наоборот, концентрация внимания способствует значительному улучшению запоминания.
По мнению А.Н. Васильевой внимание 6-7-летних школьников продолжает оставаться неустойчивым, произвольное внимание часто находится в плену непроизвольного. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей без всяких усилий с их стороны. Они склонны подмечать в предметах случайные детали, привлекающие его внимание яркостью, новизной, динамичностью, в то время как более важные детали ускользают от его внимания. Заинтересовавшись какой-либо одной частью предмета или явления, совсем упускает из виду другие. Младший школьник еще не всегда правильно умеет выделить в наблюдаемом предмете главные, существенные признаки. Дети не умеют долгое время сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается.
Вот такие индивидуальные особенности внимания 7-летних младших школьников выделяет Б.С. Волков:
1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание. Ученики долго и старательно решают одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также легко отвлекаемое на посторонние моменты.
3. Хорошо организованное внимание, сочетаемое с малым объемом.
4. Легко отвлекаемое внимание. Ученики сосредоточивают внимание не на изучаемом предмете, а на чем-то другом — на своих мыслях, не связанных с учебой, рисованием и т.д.
5. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на фактах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, интересное, в движении, в сравнении и т.д. Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.
Как указывает В.С. Мухина, переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
Умение распределять внимание, как считает И.В. Дубровина, развивается постепенно, с возрастом. Младшие школьники плохо распределяют внимание. На основе непроизвольного внимания у детей развивается внимание произвольное. Происходят существенные преобразования характеристик внимания к окончанию начальной школы. Особенно быстро в 2,5 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Только к 9-10 годам ребенок становится способным достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики
Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....
Банк игр на развитие внимания младших школьников
Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...
Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.
Собраны упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...
Статья в студенческий сборник "Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности"
статья в студенческий сборник...
Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...
Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция
Внимание среди психических явлений занимает особое место. По мнению отечественного психолога П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленност...