Урок литературного чтения по произведению В. Драгунского «Тайное становится явным»
методическая разработка (2 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных по любой образовательной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._chteniya_dragunskiy.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению,
проведенного Тумановой И.И.
Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цель урока: развитие умения прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, совершенствование навыка чтения.
Задачи урока: совершенствование умения анализировать художественное произведение, развитие речи учащихся, развитие воображения, внимания, творческих способностей – устное составление диафильма к прочитанному, нравственное воспитание учащихся.
Оборудование:
- портрет В. Драгунского,
- фотография с видом на московский Кремль,
- толковый словарь С.И. Ожегова,
- выставка книг В. Драгунского,
- учебник по литературному чтению
Оформление доски
Справа от доски на наборном полотне выставка рисунков к домашнему заданию.
Ход урока:
Этапы урока, учебные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационное начало.(Подготовка учащихся к работе на уроке.) 0,5 мин | Глазами проверили готовность к уроку, тихо сели, проверили посадку. Начинаем урок литературного чтения. | Проверка готовности к уроку. Сели. Проверка посадки за столом. |
II.Проверка домашнего задания.(Проверка и контроль.) 5 мин | Перечитывая дома сказку Д.Родари «Солнце и туча», вы сделали замечательные рисунки. Учитель показывает на наборное полотно. Молодцы! Откройте тетради. Подтвердите словами текста, какими же вы изобразили солнце и тучу. Сделайте вывод, сравнив характеристики персонажей. Сказкой Д.Родари закончили чтение произведений по теме: «Много хватать – свое потерять». Чему научили вас эти произведения? | Открывают тетради с.27. Читают характеристики персонажей, дополняют друг друга. Солнце – веселое, горделивое, щедрое, а туча – злая, ворчливая, завистливая, грозовое настроение. Характеры персонажей противоположные. Жадность наказывается, это плохая черта характера, нужно быть щедрым. |
III.Подготовка к первичному восприятию. (Настроить детей на восприятие нового рассказа.) 2 мин | Сегодня начнем новую тему. Откройте учебники с.111, прочитайте название раздела. Название разделу дал рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным» Показ на доске, вывешивается портрет Драгунского. Драгунский писал произведения о детях, посмотрите на выставку его книг. Показ на доске. Он написал сборник «Денискины рассказы». В него вошли рассказы о мальчике Дениске Кораблеве и его друзьях. Когда Драгунский писал эти рассказы, он представлял своего сына – Дениса. Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. | 1 ученик читает: «Тайное всегда становится явным». |
IV Речевая зарядка. (Отработка чтения трудных и непонятных слов и выражений) 7,5 мин. | Но прежде разберем наиболее трудные слова и выражения. Показ на доске. Слова 1-ого столбика читайте 1 раз про себя, а второй раз – хором по указке целым словом. Показ на доске. Раскромсать – что означает это слово? сжимается, обрадовалась, милиционер, интеллигентный (человек) – Какого человека так можно назвать? Чтение пояснений из словаря С.И.Ожегова. Послушайте, как С.И.Ожегов объясняет значение этого слова – образованный, культурный. мусоропровод, фотографироваться. Уточнение лексического значения слов и сочетаний 2 столбика. Показ на доске. Иван Грозный - ИВАН IV Васильевич -великий князь «всея Руси» первый русский царь, за его суровый нрав ему люди дали прозвище – Грозный. Грозный. Грановитая палата – палата, украшенная облицовочным камнем. . Палата в средневековой русской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата). Оружейная палата - Дворцовое учреждение, размещавшееся, как правило, в подобных залах. Эти палаты являются сейчас залами музея, расположенного в московском Кремле. Вывешивается фотография Кремля. Не клевещите – Хрен. Обратимся опять к словарю С.И.Ожегова – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище. (Чтение пояснений из словаря С.И.Ожегова). Язвительно рассмеялся- надсмехался. Пострадавший – человек, получивший неприятности, тот, кто пострадал в чем – либо. | Дети читают. Разломать, разделить разломить на части. Дети читают. Воспитанного, умного, ученого. Дети читают. Дети читают по 1 сочетанию (слову.) - не обманывайте. |
V. Первичное восприятие. (Знакомство с произведением.) 10 мин | Слушаем рассказ. Чтение рассказа учителем до слов: «И я остался с кашей наедине». -Что может произойти дальше? Подумайте. Посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения. Во время чтения уточняются выражения: глаза на лоб полезли, остановилось дыхание (расширились, стали огромными; перестал дышать). - Чем по-вашему закончится рассказ? Дочитайте рассказ про себя. По вашим лицам я вижу, что рассказ вам понравился. | Дети слушают. 1-2 ученика отвечают. Выразительное чтение 2-3 учащимися до слов «В это время вошла мама». Дети отвечают. . Чтение учащимися текста до конца( про себя). |
VIФизкультминутка (Релаксация.) 2 мин. | Немного отдохнем. Дети повторяют движения за учителем под музыку. | Дети повторяют движения за учителем под музыку. Сели за парты. |
VII. Постановка цели урока. (Пробудить потребность в перечитывании и обдумывании текста.) 0,5 | Давайте посмотрим, в чем же и как выражается авторское отношение к персонажам. | |
VIII. Анализ произведения. (Углубление понимания содержания произведения.) 13,5 мин. | - Где и когда происходят события рассказа? Как узнали? - Кто действует в произведении? - Какая у Дениски мама? Опишите черты характера. Докажите свое мнение словами текста. - Опишите, героя рассказа. Какой он? - Какое событие главное? Этот самый напряженный момент называется кульминация. Прочитайте этот момент. - Почему Денис так поступил? - Представьте, что вы создатели диафильмов. Какие кадры вы нарисуете к кульминации. -Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему? - Кто вам понравился и не понравился? | Летом в Москве. Объясняют выбор по тексту. (Кремль, одежда, открыто окно). Денис, мама, милиционер, пострадавший. Строгая. Выборочное чтение учащимися. Ответы учащихся. (сообразительный, но глупый, не думает о последствиях, совестливый, обманывает маму) Приход милиционера и пострадавшего. Выборочное чтение учащимися. Не любил густую манную кашу, но очень хотел пойти в музей. 1. Милиционер у окна на дальнем плане, на ближнем - за столом довольный Денис с пустой тарелкой и мама стоит встревоженная около стола. 2. На дальнем плане потерпевший, запачканный кашей, на ближнем - за столом грустный Денис с пустой тарелкой и опущенной головой, сердитая мама стоит около сына. Ответы детей. Денис, мама, потерпевший. |
XI. Итог урока. (Обобщение знаний.) 3 мин Рефлексия | - Какое настроение вызвало у вас прочитанное? - Веселый или все же грустный рассказ? Почему? - Рассказы и стихи, в которых герои изображены так, что их поступки вызывают смех, относятся к юмористическим произведениям. Запись на доске «юмористическое». Смеясь над поступками Дениса, мы выражаем свое отношение к нему, понимаем, как не стоит поступать. - Как Драгунский относится к Дениске? - Почему говорят, что тайное становится явным? - Прочитайте, как автор раскрывает смысл этого выражения. - Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский». –Зачитывает учитель. Показ на доску. - Книги Драгунского продолжают печататься уже много лет, их читали еще ваши родители. Читайте и вы эти юмористические произведения. | Смех, веселье. И то, и другое. Осуждает его. Ответы учеников. Выборочное чтение учащимися. С.111 |
XII. Домашнее задание. (Подготовка к выполнению рекомендаций учителя.) 1 мин | Вспомните, были ли в вашей жизни такие ситуации, когда тайное становится явным. Страницы 111-114 чтение по ролям. Печатная тетрадь с.28- найти ошибки в тексте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"
Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания....
Конспект урока литературного чтения Тема В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»...
Конспект урока литературного чтения Тема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»...
Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Драгунский «Тайное становится явным"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и от...
Урок литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Тайное становится явным"
Урок изучения нового произведения. Показана работа с текстом до чтения, анализ прочитанного, инсценирование отрывка....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения произведений В. Драгунского.Задачи урокаДидактические:познаком...
Урок литературного чтения по теме: В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)
В данном ресурсе представлен конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме «В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Урок п...