Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения, 3 класс, "Тайное становится явным" В. Драгунский | 9.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Цель: способствовать полноценному восприятию произведения В. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи:
1) формирование умения сопоставительного анализа рассказов (определить идею, объединяющую рассказы «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным»);
2) развивать систему читательских умений.
Оборудование: Рисунки-портреты девочки – эквилибристки, иллюстрация к тексту, эпиграф, пословицы, цитатный план.
Ход урока
1. Организационная часть.
— Урок литературного чтения и мы продолжаем работу по разделу: «Мы с мамой и папой».
— О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).
— На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … («Девочка на шаре»), напомните, кто автор этого произведения? (Виктор Драгунский).
— Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга «Он живой и светится» (1961 г., 16 рассказов).
— Это был настоящий успех. По сценарию Драгунского поставлен кинофильм «Веселые истории».
— Заслуженную славу ему принесли «Денискины рассказы» (хором), в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов «Девочка на шаре».
— Давайте вспомним краткое содержание рассказа.
— Где происходят события рассказа? (В цирке)
— Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).
— Дома вы нарисовали портреты девочки, давайте их озвучим, подпишем словами из текста (стр. 132, 3 ч.)
— Прочитайте слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам нарисовать портрет. (Выборочное чтение детей).
— За всю свою жизнь Дениска не видел ничего такого подобного.
— Расскажите, как автор показывает пробуждение глубокого чувства Дениски к девочке.
Рассказ – размышление мальчика.
Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет ее из всех знакомых девочек, называет особой. Все что делала эквилибристка, очень ему нравилось: «не бегала, а плыла, он сравнивает ее с птицей, с Дюймовочкой, с молнией».
Денису хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, ее образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представление.
Он называет ее «моя девочка», как говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала.
Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.
— Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям).
— Кто поддержал Дениску, разделил его боль?
— Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?
— О чем хотел рассказать автор в этом серьезном и грустном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребенка).
— Дома вам было задание побывать в роли писателей и придумать продолжение рассказа. Давайте послушаем, что может произойти через несколько лет. (Рассказ детей, 1-2 ученика).
2. Сообщение темы урока.
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
— Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают).
— Найдите в учебнике произведение с созвучным по смыслу названием. (стр.139)
3. Работа над рассказом. Дети читают хором название рассказа.
— Кто автор? (В. Драгунский)
Рассмотрим иллюстрацию к произведению.
— Как вы думаете, кто будет главным героем?
— Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, несколько эпизодов).
— А по настроению? Почему?
— Прочитайте заглавие еще раз (про себя).
— Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).
— Какой другой пословицей можно озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).
— Как вы понимаете заглавие?
Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните ваш ответ с авторским.
— Совпали ваши рассуждения с авторскими?
Чтение рассказа по ролям.
— А теперь давайте прочитаем рассказ целиком. Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы внимательно послушайте, так как в конце урока нам с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)
Вопросы после чтения:
— Понравился вам рассказ?
— Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым, неожиданным?
— Почему было смешно?
Жужжащее чтение цитатного плана на карточках (цитатный план на доске и на карточках).
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
— Какие появились мысли? — Что вы прочитали? (План).
— Объясните значение слова «цитата». (Цитата – от лат. дословная выдержка из какого-либо произведения или речи).
— Какой это план? Цитатный.
— Последовательно он составлен?
— Давайте определим последовательность плана.
Чтение рассказа по цитатному плану.
— Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям составленного плана.
А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются события).
— Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).
— Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама). Выборочное чтение.
— Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)
— В каких еще произведениях В. Драгунского мы встречали эти слова?
— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)
В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.
— Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.
Чтение цепочкой.
— Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? (Дети задают вопросы).
— Что испытывал Дениска, какие чувства, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).
— Правда ли Дениска потерял сознание, когда выплеснул кашу на улицу?
— Почему автор использует это выражение?
— Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?
— Найдите и прочитайте еще раз слова мамы выразительно.
Г) 4 часть.
— Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь диалог прочитать выразительно, попробуйте передать сложившуюся атмосферу, передать недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите внимание на слова – действия, которые помогут вам выбрать нужную интонацию.
Чтение по ролям.
— Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).
— Какого человека называют интеллигентным? Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.
— Как понимаете: «язвительно рассмеялся милиционер» (злобно – насмешливо).
— Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации?
— Как изменилось настроение у Дениски?
— Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках? (Мы представляем, как он с кашей пойдет фотографироваться).
— Хорошо ли Дениска знал свою маму?
— Какие слова это доказывают? Прочитайте.
— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).
Д) 5 часть.
— Дочитаем рассказ до конца.
— Почему мама «смотрела долго-долго на сына?» (Хотела понять, что чувствует Дениска).
— Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте, постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
— Как вы думаете, какой человек получится из Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?
— Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
— Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?
— Итак, давайте подведем итог: «Почему мама не стала наказывать Дениску?»
— Что запомнит Дениска на всю жизнь?
— Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней?
Подготовка к пересказу от 3 лица (по вариантам).
— А сейчас давайте попробуем пересказать рассказ.
— Взяли карандаши. Сейчас вы будете самостоятельно читать части, выделяя ключевые слова (самостоятельное чтение части по вариантам).
— Пересказ можете закончить пословицей, подходящей по смыслу к вашей части
Пословицы:
Игра не доводит до добра.
Кашу свари, да еще и в рот положи.
Короткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
4. Итог урока.
— Давайте подведем итог урока. Попробуем определить замысел писателя.
— Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей пропитано произведение?
— С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так необходимо в жизни).
— Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?
— Сравните произведение «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным». Что их объединяет? (Одинаковая идея – взаимопонимание родителей и детей).
— Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.
5. Домашнее задание:
Читать рассказ выразительно.
Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)
Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...
Конспект урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным» Цели деятельности учителя: формирование представлений о В.Драгунском, как о детском писателе, углубление знаний учащихся о произвед...
Конспект урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» ( УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Предметные: з...
Конспект урока литературного чтения "В. Драгунский "Тайное становится явным" (УМК "Школа России") 2 класс
Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка бегло...
Конспект урока литературного чтения "В. Драгунский "Тайное становится явным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»Цели деятельности учителя: углубление знаний учащихся о рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка б...
Конспект по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели деятельности: ознакомление детей с жизнью и творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умение...
Конспект урока литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» ( УМК "Школа России", 2 класс )
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: В. Драгунский «Тайное становится явным» Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное ст...