Разработка урока по математике на тему: "Квадрат" 2 класс УМК Школа России
план-конспект урока (2 класс)

Алиева Саида Дайитбековна

Урок математики

Тема: Квадрат

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

УУД. Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки.

Предметные:  распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; находить периметр квадрата.

Метапредметные (Регулятивные): проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Познавательные: анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; организовывать взаимопроверку; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Оборудование: учебник, презентация к уроку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2

Урок математики

Квадрат

Подготовила и провела:
                                                                                    Алиева С. Д.
учитель начальных классов

Урок математики

Тема: Квадрат

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

УУД. Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки.

Предметные:  распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; находить периметр квадрата.

Метапредметные (Регулятивные): проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Познавательные: анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; организовывать взаимопроверку; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Оборудование: учебник, презентация к уроку.

Ход урока

I.Мотивирование к учебной деятельности.
Сели удобно, начинаем работать.
  Урок математики.
II. Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
- Урок начнём с проверки домашнего задания  (Самоконтроль)
- Что было задано на дом?
- У кого возникли затруднения при выполнении дом. задания?
- Тогда проверим.

СЛАЙД 1-2:

1. Сравни свою работу с образцом.
2. Найди ошибки и исправь их.
3. Дай качественную оценку своей работе
- Молодцы, ребята! Вы меня убедили, что умеете решать примеры и задачи. Но справитесь ли вы со следующим заданием?
2. Устный счет.

1. Задачи на логику.

  • У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у её питомцев лап, крыльев, голов, хвостов? (10, 2, 4, 4)
  • У Ани было 100 рублей. Она купила книгу за 60 руб. и ручку за 20 руб. Сколько рублей она получит сдачи? (20 руб)        100-60-20;             100-(60+20)
  • Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько было рукавичек на левую руку? (6)
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
  • У меня 3 фотографии. На 2 из них моя мама, и на 2 я. Может ли такое быть? (Да)

2. Игра «Кто быстрее» (Каждый ученик получает листок с примерами. Задача учащихся – решить примеры как можно быстрее и не допустить ошибок)

14+6                 34-4                     37+13

27+3                 20-3                     76-6

- Какое число лишнее? Почему?

Что вы можете рассказать об этом числе?

-Составьте числовые выражения с ответом 17.

Почему мы  с вами повторили состав числа 17.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и чистописание – 17.

III Самоопределение к деятельности

Слайд 3:

- Что вы видите на экране?  (геометрические фигуры).

- Назовите их.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Вспомним, почему фигура “прямоугольник” так называется? Расскажите все, что знаете о прямоугольнике.(4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, противоположные стороны равны).

- А что вы можете сказать о квадрате?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова цель урока?

(Тема урока: Квадрат.

Цель  урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата).

IV Изучение нового материала. Практическая работа.

1. Практическая работа. Работа в парах.

- Давайте сравним их. Что общего и чем различаются.

           а                                                                             а

а        в

4 стороны                                                          

  4 стороны                                                          4 стороны

4 вершины                                                          4 вершины

4 прямых угла                                                    4 прямых угла

Противоположные стороны =                        Все стороны =

 - Что знаем о сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны =)

- А знаем ли мы, какие стороны у второй фигуры. (Нет)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Измерить по линейке)

 - А ещё как? Вспомните, как мы работали с прямоугольником. (Наложением одной стороны на другую, сгибанием)

2. Постановка учебной задачи

Возьмите такую же фигуру у себя на столе. (Учащиеся берут квадрат)

Какие действия мы должны выполнить, чтобы сравнить длины сторон фигуры?

Сравним длины сторон наложением. (Сгибаем)

 - Какой можете сделать вывод? (Все стороны равны)

 - Можно ли считать вторую фигуру прямоугольником? (ДА)

 - Кто знает, как называется прямоугольник у которого все стороны равны? (КВАДРАТ)

ВЫВОД: Так что же такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)

3. Работа по учебнику

Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Сравним с выводом авторов учебника.

Найдите в учебнике и прочитайте, что такое квадрат. (с. 34)

- Так чем же отличаются друг от друга квадрат и прямоугольник?

- Найдите квадраты среди других прямоугольников? С.34 №1 (1,4)

Но прежде чем вы начнёте работать, давайте ещё раз проговорим, какие действия вы должны выполнить, чтобы доказать, что эта фигура - квадрат?  (Алгоритм)

Составляется алгоритм: ( на доске)

а) Сосчитать углы, вершины;

б) Проверить, все ли углы прямые;

в) Измерить стороны;

г) Сделать вывод, как называется?

4. Самостоятельная работа.

 - У кого это задание не вызвало затруднения? А кому ещё не всё удалось?  

Попробуем сделать выводы. Отвечайте «да» или «нет».

Прямоугольник и квадрат:

  1. геометрические фигуры (да)
  2. многоугольники (да)
  3. имеют по четыре стороны (да)
  4. имеют по 4 угла (да)
  5. все углы прямые (да)

Вывод: прямоугольник – тоже квадрат. (нет). Почему?

А наоборот, квадрат – тоже прямоугольник? (да)

V.  Первичное закрепление во внешней речи.

А где в жизни нам встречаются предметы в форме квадрата? Назовите их.

Слайд 4

Физминутка

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1.Будем учиться чертить квадрат, находить его периметр.

№ 1 Начертите в тетради квадрат.

Наибольшее однозначное число уменьшите на количество дней в неделе.

 (9-7=2см)

 - Можно ли начертить, зная длину 1 стороны?

- Что такое периметр фигуры?
- Кто догадался, как найти периметр квадрата?

 - Сколько слагаемых? Почему? Какие они? Почему?  

Р кв. = а+а+а+а

Найдите периметр квадрата. 2+2+2+2=8см

2. Работа по учебнику

№3, с.34

3.Работа в группах.

1. Каждой группе раздаётся лист белого картона, клей и кусочки разрезанной фигуры.

Используя все части:

1 группе составить квадрат;

2 группе – прямоугольник;

3 группе-любой четырёхугольник.

( Работы вывешиваются на доску)

2. Работа с полосками (на партах 4 больших полосок, 3 средних, 5 маленьких)
- У вас на партах набор полосок. Сконструируйте из них квадрат.

- Кто-то взял маленькие полоски и составил маленький квадрат, кто-то из больших полосок – большой квадрат, но никто не взял средние полоски. Почему? (Их три, а у квадрата 4 одинаковые стороны).

VII. Рефлексия деятельности.

  • С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?
  • Какая фигура называется квадратом?
  • Всё ли было понятно?
  • Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • О чём расскажете дома?
  • Что мы должны были научиться делать? Получилось ли это у вас?
  • Поднимите руку, кто теперь знает, что такое квадрат?
  • А как вы думаете, мы уже всё узнали про квадрат?
  • Конечно же,  нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этой интересной фигуре. Но это будет позже.
  • Кому сегодня на уроке было работать легко? Оцените свою работу.

VIII. Итог урока.

 

Слайд 4

Выберите из утверждений те, которые считаете верными.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой четырехугольник – это многоугольник.

IX. Д.з. с. 34 № 3, № 7.

Дополнительное задание (по желанию)

Коля, Петя и Миша решили из квадрата сделать другую геометрическую фигуру. Коля отрезал 1 угол и получил треугольник, Петя – четырёхугольник, а Миша – пятиугольник. Как они это сделали? Попробуйте выполнить такое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Таблица умножения" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вам конспект открытого урока по математике, проведенного в 3 классе УМК "Школа России"....

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»

Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...

План-конспект урока по математике "Виды треугольников" 4 класс, программа "Школа России"

Тема: «Виды треугольников»Цели:  - знакомить с понятием «треугольник», с разными видами треугольников в зависимости от вида углов (прямоугольный, остроугольный, тупоу...

Тема: Квадрат. 2 класс. Программа: Школа России

Предмет: математикаКласс: 2еТема урока: Квадрат.Цели урока: дать учащимся представление о квадрате как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые и все стороны...

Конспект урока по математике на тему "Квадрат", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тема: "Квадрат"Цели деятельности учителя: формирование понятия «квадрат»; формирование знаний о свойствах квадрата, его отличий от других четырехугольников; закрепление навыков п...