Программа "Лесная сказка"
рабочая программа (1 класс)
Курс психологической адаптации будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_lesnaya_skazka.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу психологической адаптации первоклассников.
Данная программа разработана для работы с детьми 5,5-7 лет (будущими первоклассниками)
Анализ подготовки детей к школе свидетельствует о наличии педагогических, психологических и физиологических проблем в организации обучения, воспитания и развития детей, поступающих в первый класс.
В обществе наметились две устойчивые группы детей: «организованных» (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не посещающих детский сад). При этом часть детей, как «организованных», так и «неорганизованных», могут посещать подготовительные классы (на базе школы). Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создаёт проблему для самих детей, их родителей, так и учителей начальной школы. Учителю, принимающему детей разной степени подготовленности в первый класс, приходиться осуществлять корректировку уровней подготовки. Чаще всего это выравнивание ограничивается образовательной стороной, тогда как специфика возраста детей предполагает подготовку их к осуществлению в школьной жизни широкого спектра деятельностей.
Педагогу в период подготовки детей к школе необходимо решать задачу поддержки и усиления познавательной мотивации, творческого потенциала во всех видах деятельностей в соответствии с сензитивностью периода, тем самым создавая базу плавного перехода в школьный период детства и успешной социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям жизнедеятельности. Переходный период к школе, по данным медицинских исследований, связан со значительными потерями физического и психического здоровья детей в силу резкого повышения умственных и физических нагрузок. Поэтому важно осуществлять плавный переход к школе с постепенным освоением её требований на основе здоровьесберегающих технологий.
В условиях проводимой политики в области образования, направленной на обеспечение доступности, повышения качества и обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе, нельзя не обратить внимания на расхождения в программе обучения детей в детском саду и требованиями предъявляемыми школой. Поэтому возникает необходимость в программе занятий, в которой будут учтены наиболее часто встречающиеся трудности у детей, решение которых позволит всесторонне подготовить ребенка к обучению в школе. Для многих родителей готовность к школе означает умение ребенка писать, считать и читать, но этих умений явно недостаточно для успешного усвоения школьной программы. Понятие «готовность к школьному обучению» намного шире и включает в себя:
- Социальное развитие, т.е. умение управлять своим поведением, владение конструктивными способами общения.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Мотивационная готовность.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие мелкой моторики.
- Достаточный уровень произвольной саморегуляции.
Таким образом, цель данной программы – всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме.
Задачи программы.
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие навыков социального общения.
3. Развитие функций внимания, мышления и речи, памяти, зрительно - пространственного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки, зрительно-моторной координации и произвольной саморегуляции.
Психологические занятия с дошкольниками можно разделить на 3 этапа.
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитие познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы - мыслительных умений.
Третий этап (эмоционально – эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными). Цель работы на этом этапе вызвать у детей интерес к определенной проблеме, Эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. 30 «лесных» сказок раскрывают 5 основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Тематическое планирование
№ | Содержание занятия | Дата | ||||
план | факт | |||||
1 | Занятие № 1 | Сказка «Создание лесной школы» Игра «Ветер дует на…» Упражнение «Раскрась ёжика» «Найди всех зверей» Игра «Доброе животное» | 06.10 | 06.10 | ||
2 | Занятие № 2 | Сказка «Букет для учителя» Приветствие игра «Делай, как я» Упражнение «Букет» Игра «Составь картинку» Игра «Подари мне свою улыбку» | 13.10 | 13.10 | ||
3 | Занятие № 3 | Сказка «Смешные страхи» Приветствие игра «Все кого зовут…» Упражнение «Помоги зайчикам встретиться» Игра «На что похоже настроение» Игра «Бывает, не бывает» | 20.10 | 20.10 | ||
4 | Занятие № 4 | Сказка «Игры в школе» Приветствие игра «Незнайка» Упражнение «Раскрась всех рыб» Упражнение «Лабиринт» Упражнение «Время года» | 27.10 | 27.10 | ||
5 | Занятие № 5 | Сказка «Школьные правила» Приветствие игра «Пропой своё имя» Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо» | 03.11 | 03.11 | ||
6 | Занятие № 6 | Сказка «Собирание портфеля» Приветствие игра «Ветерок» Упражнение «Раскрась филина» Игра «Школьные принадлежности» Игра «Доскажи словечко» | 10.11 | 10.11 | ||
7 | Занятие № 7 | Сказка «Белочкин сон» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Закономерности» Игра «Воздушный шар» | 17.11 | 17.11 | ||
8 | Занятие № 8 | Сказка «Госпожа Аккуратность» Приветствие игра «Пёрышко» Упражнение «Четвёртый лишний» Упражнение «Цветочки» Игра «Кричалки – шепталки – молчалки» | 24.11 | 24.11 | ||
9 | Занятие № 9 | Сказка «Жадность» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Мостик дружбы» Упражнение «Цепочка» Игра «Угадай, кто мой друг» | 01.12 | 01.12 | ||
10 | Занятие № 10 | Сказка «Волшебное яблоко» Приветствие игра «Подари мне свою улыбку» Упражнение «Составь картинку» Игра «Право – лево» Игра «Передай мяч» | 08.12 | 08.12 | ||
11 | Занятие № 11 | Сказка «Подарки в день рождения» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Запоминайка» Упражнение «Раскраска» Упражнение «Какой игрушки не хватает?» Игра «Подарки» | 15.12 | 15.12 | ||
12 | Занятие №12 | Сказка «Домашнее задание» Приветствие игра «Колокольчик» Упражнение «Листочки» Упражнение «Четвёртый лишний» Игра «Доброе животное» | 22.12 | 22.12 | ||
13 | Занятие № 13 | Сказка «Школьные оценки» Приветствие игра «Мячик» Упражнение «Парные картинки» Упражнение «Последовательность» Игра «Найди свой цветочек» | 12.01 | 12.01 | ||
14 | Занятие № 14 | Сказка «Ленивец» Приветствие игра «Ладошки» Упражнение «Листочки» Упражнение «Прятки с картинками» Игра «Кричалки – шепталки – молчалки» | 19.01 | 19.01 | ||
15 | Занятие № 15 | Сказка «Списывание» Приветствие игра «Колокольчик» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Определения» Игра «» | 26.01 | 26.01 | ||
16 | Занятие № 16 | Сказка «Подсказка» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Запоминайка» Упражнение «Угощенье» Упражнение «Диктант» Игра «Противоположность» | 02.02 | 02.02 | ||
17 | Занятие № 17 | Сказка «Обманный отдых» Приветствие игра «Поймай взгляд» Упражнение «Диктант» Игра «Найди отличие» Игра «Волшебный лес» | 09.02 | 09.02 | ||
18 | Занятие № 18 | Сказка «Бабушкин помощник» Приветствие игра Упражнение «Лабиринт» Игра «Зеваки» | 16.02 | 16.02 | ||
19 | Занятие № 19 | Сказка «Прививка» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Говорящие рисунки» Игра «Составь картинку» Игра «Замри» | 02.03 | 02.03 | ||
20 | Занятие № 20 | Сказка «больной друг» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Снеговик Упражнение «Диктант» Игра «Подарки» | 09.03 | 09.03 | ||
21 | Занятие № 21 | Сказка «Ябеда» Приветствие игра «Доброе утро» Упражнение «Что лишнее в ряду» Упражнение «Одинаковые» Игра «Составь картинку» Игра «Комплименты» | 16.03 | 16.03 | ||
22 | Занятие № 22 | Сказка «Шапка-невидимка» Приветствие игра «Ладошки» Упражнение «Цветочные закономерности» Упражнение «Осенние листья» Игра со шляпой | 23.03 | 23.03 | ||
23 | Занятие № 23 | Задача для Лисенка» Приветствие игра «Здравствуйте» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Выполни по образцу» Игра «Запрещённое движение» | 30.03 | 30.03 | ||
24 | Занятие № 24 | Сказка «Спорщик» Приветствие игра «Наши помощники» Упражнение «Парные фигуры» Упражнение «Закономерности» Игра «Топ – хлоп» | 06.04 | 06.04 | ||
25 | Занятие № 25 | Сказка «Обида» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Лишнее животное» Упражнени «Дорисуй-ка» Игра «Слушай хлопки» | 13.04 | 13.04 | ||
26 | Занятие № 26 | Сказка «Хвосты» Приветствие игра «Наши помощники» Упражнение «Что неверно» Упражнение «Диктант» Игра «Доброе животное» | 20.04 | 20.04 | ||
27 | Занятие № 27 | Сказка «Драки» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Дотронься до…» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Кораблики» Игра «Воздушный шар» | 27.04 | 27.04 | ||
28 | Занятие № 28 | Сказка «Грубые слова» Приветствие игра «Я рад вас видеть» Упражнение «Ругаемся овощами» Упражнени «Мимика и жесты» Игра «Слушай хлопки» | 04.05 | 04.05 | ||
29 | Занятие № 29 | Сказка «Дружная страна» Приветствие игра «Давайте поздороваемся» Упражнение «Ковер» Упражнени «Найди лишнее» Игра «Дружный паровозик» | 11.05 | 11.05 | ||
30 | Занятие № 30 | Сказка «Гордость школы» Приветствие игра «Давайте поздороваемся» Упражнение «Найди отличие» Упражнени «Дорисуй-ка» Игра «Дуэт» | 18.05 | 18.05 |
Литература
- Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей 4-6 лет. М., 1991.
- Аксенова А.К. Дидактические игры. М., 1991.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь , 2001.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.;Генезис, 1999.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.; Речь, 2002.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.; «Сфера», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...