Дифференцированный подход в обучении младших школьников
статья

Белоусова Анастасия Вячеславовна

научно-методическая  статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении младших школьников

    Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.

Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.

Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.

Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения.       Дифференцированный  подход к обучающимся состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Применение дифференцированного подхода на этапе изучения нового материала.

 

   Усвоение учащимися начальных классов нового учебного материала обычно опирается на ситуализацию уже изученного путём предварительного повторения (при домашней работе) либо беседе на уроке, либо комплексно через опрос и самостоятельную работу.

    Для большинства учащихся такой подготовительной работы достаточно, чтобы актуализировать нужные знания, умения, навыки. А вот учащимся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов. Хотя и медленно, но учебный материал они усвоили, правда, для его восстановления нужен вопрос, какое-то напоминание.

   Детям с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила должно подкрепляться практической работой с объяснением каждого действия, рассуждая, что и с какой целью следует сделать, что вначале, что затем.

Дифференцированный подход к обучению при закреплению знаний, умений и навыков.

 

   Процесс овладения учащимися знаниями, умениями и навыками вместе с  

Первоначальным восприятием, осмыслением включает в себя закрепление не только, но и закрепление на продвинутом этапе, тренировочное и творческое.

Этап закрепления – это преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности ученика. Необходимо сформировать у детей, как психические способы рациональных учебных действий, так и оригинальные, т.е. развивать творчество. На этом этапе учитель может использовать различные варианты дифференцированных заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания  основные и дополнительные, задания по объёму, а также учитывающие интересы и склонности детей.

   На уроках русского языка варианты заданий по степени трудности обычно связаны с уровнем сложности языкового материала для упражнений. Склонность определяется, например, выбором слов для разбора по составу и написания пропущенной орфограммы, распространённостью предложения и порядком слов в нём (для разбора), частотой употребления предложений и подбора родственных слов.

   На уроках математики варианты заданий по степени трудности различаются характером решения (одним, двумя или всеми возможными способами, выбором рационального из всех возможных), сложностью математического материала при вычислениях.

   На уроках чтениях и окружающего мира различие заданий по степени трудности определяется необходимостью использовать при их выполнении свой опыт, наблюдения, давать оценку, привлекать дополнительные сведения.

   Дифференцированный подход при проверке ЗУН применяется в виде разноуровневых контрольных работ. Так же мы его используем и при работе над ошибками. Памятка «Как работать над ошибками» часто очень громоздки или рассчитан на сильного ученика, который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило им была допущена ошибка. А вот слабый ученик теряется и не знает, на какое правило допущена ошибка. Исходя из этого, слабому ученику нужна памятка, которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка и в которой был дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку. При задании домашней работы так же используем дифференцированный подход.

    Чтобы дифференцированный подход сделал урок наиболее эффективным, надо проводить эту работу постоянно, задания должны быть ёмкими и конкретными, характер заданий должен быть только практический, а их проверка и оценивание должны быть регулярными. В нашей школе действуют сопутствующие службы – логопед и соцпедагог, которые очень помогают нам в работе. В нашу поселковую школу приходят разные дети, а научить мы должны всех, поэтому дифференцированный подход является для нас тем методом, который позволяет обучение сделать наиболее качественным.

   Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно лишь  тогда, когда учебный процесс организован как интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей, потребностей, интересов, уровня подготовки, особенностей познавательных процессов. Только в этом случае можно создать оптимальные условия для овладения младшими школьниками знаниями, умениями и навыками, а главное – учебной деятельностью.

   Дифференцированный подход к  обучению в начальной школе является одним из наиболее важных условий успешности обучения и воспитания. «Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательного процесса, постоянное варьирование его методов и организационных форм с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.»[3] Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...