Рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2 класс) по теме

Шайнурова Зарима Хусаиновна
Программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Начальная школа 21 века»и УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана  для  обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями:

 

  1. ООП МОБУ СОШ с. Садовый

  1. Приказа № _______      от ____________

  1. Локального акта МОБУ СОШ с. Садовый    №_____   от ______________

       Целью  уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;  формирование духовных начал личности,  воспитание эмоциональной отзывчивости и  культуры  восприятия произведений профессионального и народного  (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

-  воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;  

-  развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

-  освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;  

-  овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

-  развитие  опыта художественного восприятия произведений искусства.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

- представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение доводить работу до конца;

- способность предвидеть результат своей деятельности;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное  мнение.

Метапредметные результаты:

- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

- умение выполнять по образцу и самостоятельно действовать при решении отдельных  учебно-творческих задач;

- умение проводить самостоятельные исследования;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках  природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

- умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве в целом.

Предметные результаты:

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение объяснить , чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и данной программой конкретизируются для каждого класса.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов

Учащиеся 1класса должны

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

.

Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

        Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)-16 ч.

        Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы  красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

        Развитие фантазии и воображения - 11 ч.

        Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

        Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6 ч.   

        Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса на 2018-2019 учебный год

№ уро-ка

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Приме-чание  

по плану

по факту

КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК?(4 Ч)

1

1

Инструктаж по ТБ. Вступительная  беседа. Кто такой художник? Чем и как работает художник? Палитра.

05.09.18

2

2

Времена года – осень. Рисование осенних листьев.

12.09.18

3

3

Как появилось изобразительное искусство.

19.09.18

4

4

Гуашь. Картина - фантазия

26.09.18

ИСКУССТВО ВИДЕТЬ И ТВОРИТЬ(12 Ч)

5

1

Художник – живописец.

03.10.18

6

2

Художник – график. Рисование цветными мелками золотой рыбки.

10.10.18

7

3

Фломастеры. Подарки своими руками.

17.10.18

8

4

«По дорогам башкирских богатырских сказок»

24.10.18

7

5

Художник- скульптор. Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела.

07.11.18

8

6

Времена года-зима. Зимний сад Снежной королевы.

14.11.18

9

7

Аппликация.

21.11.18

10

8

Художник- архитектор.

28.11.18

11

9

Художник- архитектор. «Уфа – город мой»

05.12.18

12

10

Художник- прикладник.

19.12.18

   13

11

Художник- прикладник.  «Башкирский орнамент в посуде»

26.12.18

14

12

Делаем игрушки сами.

16.01.19

КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТИНЫ?(5Ч)

15

1

Пейзаж.

23.01.19

16

2

Портрет.

30.01.19

17

3

Сюжет.

06.02.19

18

4

Натюрморт.  Рисование с натуры овощей.

20.02.19

19

5

Иллюстрация: рисунок в книге

27.02.19

ПРИРОДА – ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК(5Ч)

20

1

Настроение в природе.

06.03.19

21

2

Времена года – весна. Акварель.

13.03.19

22

3

Рисуем животных из кляксы.

20.03.19

23

4

Лепим животных. Животные нашего края.

03.04.19

24

5

Наблюдаем за птицами. Изготовляем птиц из бумаги.

10.04.19

МУЗЕЙ В ТВОЕЙ КНИЖКЕ(5Ч)

25

1

Разноцветный мир природы. Радуга.

17.04.19

26

2

Рисование на тему «Праздничный салют»

24.04.19

27

3

Идем в музей. 9мая –День Победы

08.05.19

28

4

Состояния природы

15.05.19

29

5

Природа нашего края

22.05.19



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основе, которой разработана программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ;
  • Закон Республики Башкортостан «Об образовании» от 1 июля 2013 года №696-з;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом от 17.12.2010 года №1897. Изменения, внесенные в Федеральный государственный образовательный стандарт: Приказы №1643, №1644, №1645 от 29.12.2014 года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный номер №19993);
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 24.07.1998 №126-ФЗ;
  • Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;
  • Приказ МБОУ СОШ с.Никифарово «Об утверждении перечня учебников на 2017-2018 учебный год;
  • Устав МБОУ СОШ с.Никифарово;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Никифарово (утверждена Приказом №105 от 29.08.2013 года). Изменения, внесенные в Основную образовательную программу основного общего образования МБОУ СОШ с.Никифарово (утвержден приказом №102 от 30.08.2014 года, №89 от 29.08.2015 года);
  • Приказ Министерства образования Республики Башкортостан «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год» от 29 апреля 2015 года №905;
  • Положение о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС НОО (МБОУ СОШ с.Никифарово, Приказ №71 от 02.06.2014 года);
  • Приказ МБОУ СОШ с.Никифарово№152 от 14.08.2017 года «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека.

Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости.

        Место курса в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 2 класса. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, 34 ч в год .

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника  в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Методические особенности тем

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств  —  изобразительная,  декоративная,   конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности  выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Результаты изучения курса

       Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и   архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

      Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

      Метапредметные результаты:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Содержание тем учебного курса

Искусство  и  ты

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класса                                        на 2017-2018 учебный год

№  

уро-ка

№ п/п

Дата  проведения

Тема урока

Приме-чания

Плани-руемая

Факти-ческая

Раздел 1.    ЧЕМ    И    КАК    РАБОТАЮТ    ХУДОЖНИКИ (8 ч.)

Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1

1

05.09.

Три основные краски, строящие многоцветие мира

2

2

12.09.

Пять красок -все богатство цвета и тона

3

3

19.09.

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

4

4

26.09.

Выразительные возможности аппликации

5

5

03.10.

Выразительные возможности графических материалов

6

6

10.10.

Выразительность материалов для работы в объеме

7

7

17.10.

Выразительные возможности бумаги

8

8

24.10.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Раздел 2.    РЕАЛЬНОСТЬ    И    ФАНТАЗИЯ (8 ч.)

Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.

9

1

07.11.

Изображеие и реальность

10

2

14.11.

Изображение и фантазия

11

3

21.11.

Украшение и реальность

12

4

28.11.

Украшение и фантазия

13

5

05.12.

Постройка и реальность

14

6

12.12.

Постройка и  фантазия

15

7

19.12.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

16

8

26.12.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Раздел  3. О ЧЕМ  ГОВОРИТ  ИСКУССТВО (10 ч.)

Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

17

1

16.01.

Выражение характера изображаемых животных

18

2

23.01.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

19

3

30.01.

Выражение характера человека в изображении; женский образ

20

4

06.02.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

21

5

13.02.

Изображение природы в разных состояниях

22

6

20.02.

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения

23

7

27.02.

Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»

24

8

06.03.

Образ здания и его назначение

25

9

13.03.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

26

19

20.03.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

Раздел  4.    КАК    ГОВОРИТ    ИСКУССТВО (8ч.)

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

27

1

03.04.

Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

28

2

10.04.

Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета

29

3

17.04.

Линия как средство выражения: ритм линий

30

4

24.04.

Ритм пятен как средство выражения

31

5

08.05.

Пропорции выражают характер

32

6

15.05.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности

33

7

22.05.

Резервный урок

34

8

29.05.

Обобщающий урок года

Материально-техническое обеспечение

Изобразительное  искусство

В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр ( один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной  работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

кол-во

Примечания

1

2

3

        4        

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа,  рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2.

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Д

3.

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

5.

Учебники по изобразительному искусству

К

6.

Рабочие тетради

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

7.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Д

8.

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

9.

 Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

10.

Альбомы по искусству

Д

по одному каждого наименования

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

по одной каждого наименования

2. Печатные пособия

12.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

13.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

3. Информационно-коммуникационные средства

14.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Программы:

Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9, Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

15.

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.

Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

16.

Игровые художественные компьютерные программы

Д

4. Технические средства обучения (ТСО)

17.

Музыкальный центр

Д

Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

18.

CD/DVD-проигрыватели

Д

19.

Телевизор

С диагональю не менее не менее 72 см

20.

Видеомагнитофон

Д

21.

Слайд проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

22.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

5. Экранно-звуковые пособия

23.

Презентации на CD /DVD дисках

Д

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы

6. Учебно-практическое оборудование

Краски  акварельные

К

Краски гуашевые

К

Бумага  А3, А4

К

Бумага цветная

К

Фломастеры

К

Восковые мелки

К

Пастель

Ф

Сангина

К

Уголь

К

Кисти беличьи  № 5, 10, 20

К

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

Емкости для воды

К

Стеки (набор)

К

Пластилин / глина

К

Клей

Ф

Ножницы

К

7. Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов (комплект)

Д

Муляжи овощей (комплект)

Д

Гербарии

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...