Программа "Адаптация первоклассников с нарушением зрения"
проект (1 класс)

Арсентьева Галина Григорьевна

Настоящий практический курс занятий по СБО и социализации для работы воспитателя с первоклассниками, имеет практическую направленность и призван помочь детям получить не только теоретические знания, но  и столь необходимые им практические навыки и умения самообслуживания, такие как:

-расширение представлений и знаний детей об окружающих их знакомых вещах,

-сенсорное воспитание,

-развитие речи,

- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,

-развитие умения выполнять действия по подражанию,

-развитие умения выполнять действия по словесной инструкции взрослого,

-развитие умения выполнять действия, ориентируясь на образец,

-и др.

Работа  по этой программе воспитателя во второй половине дня призвана способствовать социально-психологической  и бытовой адаптации детей с нарушением зрения  к школьному обучению и формированию у них УУД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx69.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 К программе

«Адаптация первоклассников с нарушением зрения»

   Адаптацией называется состояние человека, которое проявляется во время его приспособления

-к новым условиям жизни,

-новой деятельности,

-новым социальным контактам,

-новым социальным ролям.

Адаптация к школьной жизни и деятельности понимается как приспособление ребенка

- к новой системе социальных условий,

 -к новым взаимоотношениям,

 -к новым требованиям,

- к новым видам деятельности,

  -к новому режиму жизнедеятельности и т. д.

От успешного прохождения детьми с нарушением зрения  ответственного периода адаптации к школьной жизни и деятельности, во многом зависит не только их дальнейшее психологическое здоровье и комфортность  пребывания в школе,  но их индивидуальная успешность обучения, а так же и  отношение к учебному процессу в целом.

Основными показателями благоприятного течения школьной адаптации детей с нарушением зрения можно считать следующие:

-сохранение ими физического, психического и социального здоровья,

-удовлетворенность детьми с нарушением зрения процессом обучения: детям нравится учиться в школе они не испытывают неуверенности и страхов,

-установление ими удовлетворительного психологического контакта, как с одноклассниками, так и с учителем,

-удовлетворенность ими установленными межличностными отношениями, как  с одноклассниками, так и  с учителем,

-овладение ими навыками учебной деятельности,

-овладение ими навыками самостоятельности при выполнении учебных заданий,

-сформированность  УУД.

Многолетний опыт   показывает, что у большинства детей с нарушением зрения  психологический процесс адаптации происходит весьма сложно и болезненно.

Совершенно очевидно, что это является следствием  отсутствия  оказания им психолого – педагогической помощи на раннем этапе их развития, в первую очередь в семье.

Вот почему, очень часто, дети не в состоянии произвести самые простые действия, связанные с самообслуживанием.  Порой они не умеют находить  не только контакты с взрослыми, но даже и со сверстниками.

 Поэтому  первостепенными задачами воспитателя  с   первых  дней пребывания детей  в школе - интернате  являются:

 -формирование позитивного отношения первоклассников  к школе,  образованию  в  целом, к педагогам и сверстникам,

-формирование основ их социального и  гражданского поведения,

-формирование позитивного характера их трудовой, общественной, и творческой деятельности,

 -формирование  у  детей с нарушением зрения навыков самостоятельного обеспечения своего быта,

-практическая работа по обогащению социального, психологического и нравственного опыта детей с нарушением зрения.

С целью оказания практической помощи обучающимся с нарушением зрения во время сложного периода их адаптации к школе в 2016 – 2017 учебном году мною  создана рабочая коррекционно-развивающая программа «Адаптация первоклассников».

  Настоящий практический курс занятий по СБО и социализации для работы воспитателя с первоклассниками, имеет практическую направленность и призван помочь детям получить не только теоретические знания, но  и столь необходимые им практические навыки и умения самообслуживания, такие как:

-расширение представлений и знаний детей об окружающих их знакомых вещах,

-сенсорное воспитание,

-развитие речи,

- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,

-развитие умения выполнять действия по подражанию,

-развитие умения выполнять действия по словесной инструкции взрослого,

-развитие умения выполнять действия, ориентируясь на образец,

-и др.

Работа  по этой программе воспитателя во второй половине дня призвана способствовать социально-психологической  и бытовой адаптации детей с нарушением зрения  к школьному обучению и формированию у них УУД.

Цель программы:

-практическая работа по адаптации первоклассников с нарушением зрения к условиям пятидневного пребывания в школе-интернате.

Задачи:

-формировать и развивать у первоклассников с нарушением    зрения социально-бытовые навыки самообслуживания;

-развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые им для установления гармоничных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми,

-формировать адекватные отношения с педагогами и со сверстниками,

-создавать условия для формирования  сплоченности классного коллектива,

-создавать условия для принятия ребёнком собственной личности как  представителя новой социальной общности – детского коллектива одноклассников,

 -формировать УУД в соответствии с ФГОСами последнего поколения.

Формы работы и время занятий.

 Основной формой работы по программе являются групповые воспитательские занятия, которые могут представлять собой

-теоретические занятия в виде беседы или рассказа,

-развивающие игры,

-разнообразные тренинги,

-другие виды практической творческой работы.

Время проведения занятий не должно превышать 45 минут, а в 1 классе – 40 минут.

Количество занятий в неделю воспитатель может устанавливать самостоятельно.

В качестве одной из особенностей работы можно отметить, что

воспитатель самостоятельно может устанавливать гибкий график подачи материала программы. Он по своему усмотрению и по мере необходимости может выбирать темы занятий, и определять их содержание. Проведение занятий по той или иной теме  воспитатель может спланировать, например, применительно к проблемам, возникающим в группе.

 При планировании занятий воспитатель обязан учитывать:

 -общий режим группы во второй половине дня,

 -расписание занятий коллективов дополнительного образования, в которых могут заниматься дети.

  Выбор тем программы основан на наблюдениях за  детьми с первых дней пребывания в школе. Они показывают, что  многие первоклассники не хотят подчиняться новым правилам, школьному режиму, выполнять новые обязанности, с трудом привыкают к требованиям школьной дисциплины, не умеют сдерживать эмоции и свои мысли, не умеют выполнять элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию.

Часто у детей наблюдается отставание в физическом развитии, повышенная тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, неусидчивость, лень, обидчивость, упрямство.

Предполагаемые результаты.

  Предполагается, что  по достижении учебных и воспитательных задач этой программы, дети смогут научиться:

 -навыкам рассуждения,

-тренингу произвольного внимания и памяти,

- навыкам самообслуживания и т.п.

Содержание или структура программы.

Программа состоит из 3 разделов:

 - тематического планирования дополнительного рабочего курса  занятий по СБО,

 - тематического планирования    дополнительного рабочего курса занятий по социализации и нравственному воспитанию «Уроки нравственности»,

 - «Методической копилки».

 В помощь воспитателям, которые будут использовать темы этой программы в своей работе, в  разделе «Методическая копилка» размещены сценарии некоторых воспитательских часов,  развивающих занятий,  игр, тренингов и других мероприятий.

В планировании большее количество часов отводится на работу по формированию практических навыков самообслуживания, чем на изложение теоретического  материала. Планирование по СБО рассчитано на 40часов.

Приложение №1

 «Уроки нравственности»

Занятия по программе воспитания и социализации учащихся «Уроки нравственности» направлены на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни детей с нарушением зрения, находящихся во второй половине дня  в условиях воспитательской группы.

Актуальность создания такой программы очевидна. Её методическая составляющая  представляет собой подборку воспитательских часов,  развивающих занятий и различных дидактических игр.

   Воспитатель с помощью целенаправленной методической работы  на внеклассных занятиях во второй половине дня занимается нравственным воспитанием детей с нарушением зрения.

 Предполагается, что в результате этой работы дети должны научиться правильно оценивать, как свое собственное поведение и поступки, так и поведение и поступки окружающих, понимать смысл морально - этических норм и  понятий, совершать добрые поступки, уметь применять навыки вежливого  обращения с окружающими.

Тематическое планирование занятий по  курсу  «Уроки нравственности» предназначено  для работы воспитателя во второй половине дня. Представленные в нем темы и сценарии мероприятий помогут  педагогу в решении проблем, возникающих в процессе воспитания первоклассников. Они помогут обогатить социальный, психологический и нравственный опыт малышей. Практические занятия проводятся в занимательной форме:

-бесед,

-рассказов,

-групповых тренингов,

-ролевых дидактических и развивающих, при возможности, подвижных игр.

Подобные занятия могут стать для первоклассников  с нарушением зрения первым шагом в развитии их эмоционально-нравственных  качеств, в их воспитании как людей нравственных, способных к эмпатии, умеющих делать добрые дела.

 Все мероприятия, включенные в курс «Уроки нравственности»,  прошли апробацию в 1 классе школы-интерната №2 в 2015 -2016 учебном году.

 Эта программа, как и предыдущая, имеет практическую направленность и призвана помочь детям получить не только теоретические знания, но  и столь необходимые им практические навыки, такие как

-умение знакомиться;

 -умение благодарить и принимать комплименты;

 -умение выразить свои теплые чувства по отношению к другому;

 -умение слушать и слышать собеседника;

 -умение осознавать свои чувства и выражать их;

 -умение договариваться в совместной деятельности;

-умение отвечать за свои поступки;

-умение выбирать друзей и водить дружбу;

-умение оказать взаимовыручку, взаимопомощь и т.п.

Планирование «Уроки нравственности» рассчитано на

20 часов

По времени каждое занятие рассчитано на 40  минут.

Приложение №2

Примерный календарно-тематический план занятий по социально - бытовой ориентировке первоклассников с нарушением зрения

в период адаптации к обучению и пребыванию

в условиях школы-интерната IV вида. (40 часов)

Темы теоретических занятий

Кол-во часов

Темы практических занятий

Кол-во часов

1

Портфель школьника.

 -история создания,

-что хранит в себе портфель школьника.

1

тренинг «Собери портфель в школу»

2

Личностные 

-принятие социальной роли ученика

Познавательные УУД:

Принимать и понимать информацию;

Ориентироваться в учебных принадлежностях.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством воспитателя

Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы порядка

2

Школьная форма и одежда для второй половины дня.

-в чём их отличие,

 -история создания школьной формы.

 -санитарно -   гигиенические требования к её содержанию.

1

тренинг «Повесь школьную форму на вешалку»,

тренинг «Повесь одежду для второй половины дня на вешалку»

2

Личностные: 

- овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме.

Познавательные УУД:

  Сравнивать предметы: находить общее и различие.

 Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

организовывать и соблюдать порядок за своими вещами под руководством воспитателя;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом

Коммуникативные УУД:

вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3

Спортивная форма.

-история создания,

 -виды спортивной формы,

-санитарно-гигиенические требования к содержанию спортивной формы.

1

тренинг

 «Сложи спортивную форму»

2

Познавательные УУД:

  -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные УУД:

-адекватное восприятие  предложений воспитателя, товарищей

Коммуникативные УУД:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-слушать собеседника

4

Верхняя одежда и обувь.

-виды сезонной верхней одежды и обуви.

-санитарно – гигиенические требования к содержанию верхней одежды и обуви в раздевалке школы.

1

тренинг «Как правильно повесить верхнюю одежду и обувь в раздевалке»

3

Личностные:

 -принятие образа «аккуратный ученик»;

самостоятельность и личная ответственность за уходом верхней одеждой и обувью;

Регулятивные:

Коммуникативные:

-умение ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

5

Туалетные принадлежности.

 - какие предметы называют туалетными принадлежностями,

 - санитарно – гигиенические требования к содержанию туалетных принадлежностей.

1

тренинг «Туалетные принадлежности, которые понадобятся тебе  в школе. Где и как их хранить»

1

Личностные:

- овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме;

-установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные:

-использование речи для регуляции своего действия;

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

-умение учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

6

Простыня.

 -история создания,

 -материалы, из которых изготавливают постельное бельё.

1

тренинг «Расстели простыню»

2

Личностные:

-принятие социальной роли ученика,

-принятие и соблюдение норм школьного поведения,

7

Подушка. 

-история создания,

 -материалы, из которых изготавливают подушки.

1

тренинг «Надень наволочку на подушку».

2

Личностные:

-овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

-составление плана и последовательности действий,

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

8

Одеяло.

 -история создания,

-материалы, из которых изготавливают одеяла.

1

тренинг «Надень пододеяльник на одеяло»

3

Личностные:

развитие самостоятельности,

-овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме

Регулятивные УУД:

-составление плана и последовательности действий,

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

способность к планированию учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками

9

Покрывало.

 -для чего оно необходимо,

 -санитарно – гигиенические требования к состоянию кровати,

-как правильно заправлять кровать.

1

тренинг «Заправь свою  кровать»

2

Личностные:

развитие самостоятельности,

-овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме

Регулятивные УУД:

-способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,

- осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в достижении цели .

10

Причёски

 - с какой причёской можно ходить в школу.

1

тренинг «Сделай причёску для школы»

3

Личностные:

- овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме;

-принятие социальной роли ученика

-установка на опрятный вид.

Регулятивные:

-составление плана и последовательности действий,

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

-умение учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-оценка результатов работы

11

Питание в жизни человека.

-Гигиенические требования к мытью рук.

-Правила поведения в школьной столовой.

-Правила безопасного поведения при приеме пищи.

1

тренинг

«Я обедаю в школьной столовой»

2

Личностные:

-принятие и соблюдение норм школьного поведения

Регулятивные УУД

-способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

-умения благодарить и принимать комплименты

12

Дневной сон.

 -Правила безопасного поведения при переходе в спальню.

 -Правила поведения в спальне. - Правила хорошего сна.

1

тренинг

«Я восстанавливаю организм сном».

3

Личностные

-принятие и соблюдение режима школы и норм поведения;

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

-способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

13

Раздевалка.

 -Правила поведения в раздевалке.

 -Одежда по сезону.

-  Этика общения.

1

тренинг

«Я собираюсь на прогулку»

2

Личностные

-овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме

-принятие и соблюдение режима школы и норм поведения;

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми.

14

Прогулка.

 -Игры.

 -Инструктаж по ТБ во время проведения  прогулки.

-Правила безопасного поведения  на участке.

1

тренинг

«Я иду на прогулку»

2

Личностные

-принятие и соблюдение режима школы и норм поведения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

-саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Коммуникативные УУД:

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

15

Игровая комната.

 -Правила безопасного поведения детей в групповых помещениях.

1

тренинг

«Я играю»

3

Личностные

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

-саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные УУД:

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

16

Физкультминутка

-Что это такое?

 -Виды физкультминуток

2

 тренинг

«Я выполняю физкультминутку

3

Личностные

-принятие и соблюдение режима школы и норм поведения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности.

Коммуникативные УУД:

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

17

Самоподготовка.

 -правильная организация самоподготовки

1

тренинг

«Я учусь учиться»

3

Личностные:

-принятие социальной роли ученика,

-принятие и соблюдение норм школьного поведения.

Регулятивные УУД

-способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить.

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-способность к планированию учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

18

Час спорта

1

Тренинг «Движенье – сила»

4

19

Итоговое занятие

20

40

Понятие сформированность УУД включает в себя:

  1. Личностные

-принятие социальной роли ученика,

-принятие и соблюдение норм школьного поведения,

 -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

-составление плана и последовательности действий,

-способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

 -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,

- осознание качества и уровня усвоения,

 -оценка результатов работы,

- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий,

- освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4.Коммуникативные УУД:

- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 -возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 -способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 -сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

 -сформированность умения задавать вопросы;

 -умения излагать свое мнение и оценку событий;

 -умения знакомиться, присоединяться к группе;

 -умения благодарить и принимать комплименты;

 -умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому;

 -умения слушать и слышать собеседника;

 -умение осознавать свои чувства и выражать их;

 -умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Приложение №2

 «Уроки нравственности»

Занятия по программе воспитания и социализации учащихся «Уроки нравственности» направлены на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни детей с нарушением зрения, находящихся во второй половине дня  в условиях воспитательской группы.

Актуальность создания такой программы очевидна. Её методическая составляющая  представляет собой подборку воспитательских часов,  развивающих занятий и различных дидактических игр.

   Воспитатель с помощью целенаправленной методической работы  на внеклассных занятиях во второй половине дня занимается нравственным воспитанием детей с нарушением зрения.

 Предполагается, что в результате этой работы дети должны научиться правильно оценивать, как свое собственное поведение и поступки, так и поведение и поступки окружающих, понимать смысл морально - этических норм и  понятий, совершать добрые поступки, уметь применять навыки вежливого  обращения с окружающими.

Тематическое планирование занятий по  курсу  «Уроки нравственности» предназначено  для работы воспитателя во второй половине дня. Представленные в нем темы и сценарии мероприятий помогут  педагогу в решении проблем, возникающих в процессе воспитания первоклассников. Они помогут обогатить социальный, психологический и нравственный опыт малышей. Практические занятия проводятся в занимательной форме:

-бесед,

-рассказов,

-групповых тренингов,

-ролевых дидактических и развивающих, при возможности, подвижных игр.

Подобные занятия могут стать для первоклассников  с нарушением зрения первым шагом в развитии их эмоционально-нравственных  качеств, в их воспитании как людей нравственных, способных к эмпатии, умеющих делать добрые дела.

 Все мероприятия, включенные в курс «Уроки нравственности»,  прошли апробацию в 1 классе школы-интерната №2 в 2015 -2016 учебном году.

 Эта программа, как и предыдущая, имеет практическую направленность и призвана помочь детям получить не только теоретические знания, но  и столь необходимые им практические навыки, такие как

-умение знакомиться;

 -умение благодарить и принимать комплименты;

 -умение выразить свои теплые чувства по отношению к другому;

 -умение слушать и слышать собеседника;

 -умение осознавать свои чувства и выражать их;

 -умение договариваться в совместной деятельности;

-умение отвечать за свои поступки;

-умение выбирать друзей и водить дружбу;

-умение оказать взаимовыручку, взаимопомощь и т.п.

Планирование «Уроки нравственности» рассчитано на

20 часов

По времени каждое занятие рассчитано на 40  минут.

Примерный календарно-тематический план первоклассников с нарушением зрения

воспитательских часов

по практическому курсу

 «Уроки нравственности».

в период адаптации к обучению и пребыванию

в условиях школы-интерната IV вида. (20 часов)

Тематика воспитательских часов

по практическому курсу

 «Уроки нравственности».

№ п/п

Темы занятий

Цели

Ролевые игры

К-во часов

УУД

1

«Вот и стали мы учениками…»

Знакомство с  правилами поведения в школе, с правилами бережного отношения к школьному имуществу.

«Я – школьница»

1

Личностные:  

1.оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью воспитателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место

Познавательные УУД:

1.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других

-слушать и понимать речь других.

2

Клуб «Выручай-ка»

Приобретение  базовых нравственно-этических ценностей – оказание помощи друг - другу, взаимная выручка в любой ситуации и др.

Игра

«Чай-чай, выручай»

1

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,  

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Метапредметные:

-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные:

-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

 -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-ставить вопросы;        

-обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество;

3

«О дружбе»

Формирование представления о дружбе,  обучение навыкам сотрудничества,  развитие познавательной активности.

Игра

 «Мы - друзья»

2

Личностные:

-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

-составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-умения знакомиться, присоединяться к группе;

-умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому;

 -умения слушать и слышать собеседника;

4

«В царстве Мойдодыра»

Знакомство  с  правилами личной  гигиены.

Игра «В гостях у Мойдодыра»

1

Личностные:

- овладение начальными навыками СБО и  адаптации в социуме

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-сформированность умения задавать вопросы;

 -умения излагать свое мнение и оценку событий

5

«Учимся вежливости»

Формирование понятия о  вежливости.

Вежливые слова.

Значение слов «Спасибо», «Благодарю».

Игры «Доскажи словечко!»,

«Вежливые прятки»

2

Личностные:

-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

Регулятивные УУД:

-способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

 -сформированность умения задавать вопросы;

 -умения излагать свое мнение и оценку событий;

 -умения знакомиться, присоединяться к группе;

 -умения благодарить и принимать комплименты;

6

«Равнодушие и доброта»

Формирование понятий  «сочувствие», «доброта»,  «отзывчивость», «сопереживание».

Игра «Все наоборот»

1

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,  

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Метапредметные:

-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные:

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

 - -умение осознавать свои чувства и выражать их

-предлагать помощь и сотрудничество;

7

«Наши домашние животные»

Привитие детям чувства любви к живой природе и  ответственности к своим домашним питомцам. История одомашнивания животных

Игра «Домашние», «Дикие»

2

Личностные:

-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-умения выразить свои теплые чувства по отношению кживотным;

 -умения слушать и слышать собеседника;

8

«Могу. Делаю. Отвечаю».

Дать представление о важном нравственном качестве – ответственности.

Установить разницу между понятиями «могу», «делаю», «отвечаю».

Игра «Вспомнить всё»

1

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,  

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

Метапредметные:

-навыки контроля, самоконтроля  и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

-составление плана и последовательности действий,

- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Коммуникативные:

 умения излагать свое мнение и оценку событий;

-предлагать помощь и сотрудничество;

9

«Как победить лень?»

Раскрыть понятие – лень. Памятка «Как бороться с ленью»

Игра «Прогоняем лень»

1

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,  

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

Метапредметные:

-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные:

-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

 -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-ставить вопросы;        

-обращаться за помощью;

10

«Спортландия»

1

Личностные

-принятие социальной роли ученика,

-принятие и соблюдение норм школьного поведения

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

-саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Коммуникативные УУД:

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

-умения излагать свое мнение и оценку событий;

11

«Почему люди спят?»

Дать понятие о состоянии «сон», фазах сна и науке «сомнология». Правила хорошего сна.

Рисуем сон.

Игра «Молчанка»

2

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,  

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

Регулятивные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Коммуникативные:

 умения излагать свое мнение и оценку событий;

12

«Учимся слушать друг друга»

Правила взаимного общения.

 Практическое разыгрывание ситуаций общения.

Формирование  приёмов эмпатийного слушания собеседника.

Игра

«Говорим и слушаем»

1

Личностные:

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

Метапредметные:

-навыки контроля, самоконтроля  и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Коммуникативные:

  -умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому;

 -умения слушать и слышать собеседника;

  -предлагать помощь и сотрудничество;

13

«Гости желанные»

Как организовать дома праздник?

Правила приёма гостей. Правила поведения за столом.

Игры «Встречаю гостя»,

«Я иду в гости»,

« Я дарю подарок»

3

Личностные:

-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

Регулятивные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

Коммуникативные:

-умения благодарить и принимать комплименты;

  -умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому;

 -умения слушать и слышать собеседника;

 

итого

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей первоклассников с нарушениями зрения

Рекомендации для родителей первоклассников с нарушениями зрения,упражнение для зрительно-двигательной ориентации и для снятия усталости глаз, специальная литература для родителей....

«Система коррекционной работы по предупреждению и устранению оптической и кинестетической дисграфии у первоклассников с нарушением зрения»

В данной работе отражены теоретические и практические моменты  профилактической, коррекционной, развивающей работы с первоклассниками имеющими нарушение зрения. Описаны трудности с которыми могут...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...

Зрительно-моторная координация у первоклассников с нарушением зрения

В консультации приведены краткие причины  трудностей освоения письменной речи первоклассниками с точки зрения слабой согласованности движений руки и глаз....

Острота и характер зрения. Дети с нарушением зрения

Краткая классификация нарушений зрения у младших школьников....