Программа "Адаптация первоклассников с нарушением зрения"
проект (1 класс)
Настоящий практический курс занятий по СБО и социализации для работы воспитателя с первоклассниками, имеет практическую направленность и призван помочь детям получить не только теоретические знания, но и столь необходимые им практические навыки и умения самообслуживания, такие как:
-расширение представлений и знаний детей об окружающих их знакомых вещах,
-сенсорное воспитание,
-развитие речи,
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
-развитие умения выполнять действия по подражанию,
-развитие умения выполнять действия по словесной инструкции взрослого,
-развитие умения выполнять действия, ориентируясь на образец,
-и др.
Работа по этой программе воспитателя во второй половине дня призвана способствовать социально-психологической и бытовой адаптации детей с нарушением зрения к школьному обучению и формированию у них УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 69.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К программе
«Адаптация первоклассников с нарушением зрения»
Адаптацией называется состояние человека, которое проявляется во время его приспособления
-к новым условиям жизни,
-новой деятельности,
-новым социальным контактам,
-новым социальным ролям.
Адаптация к школьной жизни и деятельности понимается как приспособление ребенка
- к новой системе социальных условий,
-к новым взаимоотношениям,
-к новым требованиям,
- к новым видам деятельности,
-к новому режиму жизнедеятельности и т. д.
От успешного прохождения детьми с нарушением зрения ответственного периода адаптации к школьной жизни и деятельности, во многом зависит не только их дальнейшее психологическое здоровье и комфортность пребывания в школе, но их индивидуальная успешность обучения, а так же и отношение к учебному процессу в целом.
Основными показателями благоприятного течения школьной адаптации детей с нарушением зрения можно считать следующие:
-сохранение ими физического, психического и социального здоровья,
-удовлетворенность детьми с нарушением зрения процессом обучения: детям нравится учиться в школе они не испытывают неуверенности и страхов,
-установление ими удовлетворительного психологического контакта, как с одноклассниками, так и с учителем,
-удовлетворенность ими установленными межличностными отношениями, как с одноклассниками, так и с учителем,
-овладение ими навыками учебной деятельности,
-овладение ими навыками самостоятельности при выполнении учебных заданий,
-сформированность УУД.
Многолетний опыт показывает, что у большинства детей с нарушением зрения психологический процесс адаптации происходит весьма сложно и болезненно.
Совершенно очевидно, что это является следствием отсутствия оказания им психолого – педагогической помощи на раннем этапе их развития, в первую очередь в семье.
Вот почему, очень часто, дети не в состоянии произвести самые простые действия, связанные с самообслуживанием. Порой они не умеют находить не только контакты с взрослыми, но даже и со сверстниками.
Поэтому первостепенными задачами воспитателя с первых дней пребывания детей в школе - интернате являются:
-формирование позитивного отношения первоклассников к школе, образованию в целом, к педагогам и сверстникам,
-формирование основ их социального и гражданского поведения,
-формирование позитивного характера их трудовой, общественной, и творческой деятельности,
-формирование у детей с нарушением зрения навыков самостоятельного обеспечения своего быта,
-практическая работа по обогащению социального, психологического и нравственного опыта детей с нарушением зрения.
С целью оказания практической помощи обучающимся с нарушением зрения во время сложного периода их адаптации к школе в 2016 – 2017 учебном году мною создана рабочая коррекционно-развивающая программа «Адаптация первоклассников».
Настоящий практический курс занятий по СБО и социализации для работы воспитателя с первоклассниками, имеет практическую направленность и призван помочь детям получить не только теоретические знания, но и столь необходимые им практические навыки и умения самообслуживания, такие как:
-расширение представлений и знаний детей об окружающих их знакомых вещах,
-сенсорное воспитание,
-развитие речи,
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
-развитие умения выполнять действия по подражанию,
-развитие умения выполнять действия по словесной инструкции взрослого,
-развитие умения выполнять действия, ориентируясь на образец,
-и др.
Работа по этой программе воспитателя во второй половине дня призвана способствовать социально-психологической и бытовой адаптации детей с нарушением зрения к школьному обучению и формированию у них УУД.
Цель программы:
-практическая работа по адаптации первоклассников с нарушением зрения к условиям пятидневного пребывания в школе-интернате.
Задачи:
-формировать и развивать у первоклассников с нарушением зрения социально-бытовые навыки самообслуживания;
-развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые им для установления гармоничных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми,
-формировать адекватные отношения с педагогами и со сверстниками,
-создавать условия для формирования сплоченности классного коллектива,
-создавать условия для принятия ребёнком собственной личности как представителя новой социальной общности – детского коллектива одноклассников,
-формировать УУД в соответствии с ФГОСами последнего поколения.
Формы работы и время занятий.
Основной формой работы по программе являются групповые воспитательские занятия, которые могут представлять собой
-теоретические занятия в виде беседы или рассказа,
-развивающие игры,
-разнообразные тренинги,
-другие виды практической творческой работы.
Время проведения занятий не должно превышать 45 минут, а в 1 классе – 40 минут.
Количество занятий в неделю воспитатель может устанавливать самостоятельно.
В качестве одной из особенностей работы можно отметить, что
воспитатель самостоятельно может устанавливать гибкий график подачи материала программы. Он по своему усмотрению и по мере необходимости может выбирать темы занятий, и определять их содержание. Проведение занятий по той или иной теме воспитатель может спланировать, например, применительно к проблемам, возникающим в группе.
При планировании занятий воспитатель обязан учитывать:
-общий режим группы во второй половине дня,
-расписание занятий коллективов дополнительного образования, в которых могут заниматься дети.
Выбор тем программы основан на наблюдениях за детьми с первых дней пребывания в школе. Они показывают, что многие первоклассники не хотят подчиняться новым правилам, школьному режиму, выполнять новые обязанности, с трудом привыкают к требованиям школьной дисциплины, не умеют сдерживать эмоции и свои мысли, не умеют выполнять элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию.
Часто у детей наблюдается отставание в физическом развитии, повышенная тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, неусидчивость, лень, обидчивость, упрямство.
Предполагаемые результаты.
Предполагается, что по достижении учебных и воспитательных задач этой программы, дети смогут научиться:
-навыкам рассуждения,
-тренингу произвольного внимания и памяти,
- навыкам самообслуживания и т.п.
Содержание или структура программы.
Программа состоит из 3 разделов:
- тематического планирования дополнительного рабочего курса занятий по СБО,
- тематического планирования дополнительного рабочего курса занятий по социализации и нравственному воспитанию «Уроки нравственности»,
- «Методической копилки».
В помощь воспитателям, которые будут использовать темы этой программы в своей работе, в разделе «Методическая копилка» размещены сценарии некоторых воспитательских часов, развивающих занятий, игр, тренингов и других мероприятий.
В планировании большее количество часов отводится на работу по формированию практических навыков самообслуживания, чем на изложение теоретического материала. Планирование по СБО рассчитано на 40часов.
Приложение №1
«Уроки нравственности»
Занятия по программе воспитания и социализации учащихся «Уроки нравственности» направлены на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни детей с нарушением зрения, находящихся во второй половине дня в условиях воспитательской группы.
Актуальность создания такой программы очевидна. Её методическая составляющая представляет собой подборку воспитательских часов, развивающих занятий и различных дидактических игр.
Воспитатель с помощью целенаправленной методической работы на внеклассных занятиях во второй половине дня занимается нравственным воспитанием детей с нарушением зрения.
Предполагается, что в результате этой работы дети должны научиться правильно оценивать, как свое собственное поведение и поступки, так и поведение и поступки окружающих, понимать смысл морально - этических норм и понятий, совершать добрые поступки, уметь применять навыки вежливого обращения с окружающими.
Тематическое планирование занятий по курсу «Уроки нравственности» предназначено для работы воспитателя во второй половине дня. Представленные в нем темы и сценарии мероприятий помогут педагогу в решении проблем, возникающих в процессе воспитания первоклассников. Они помогут обогатить социальный, психологический и нравственный опыт малышей. Практические занятия проводятся в занимательной форме:
-бесед,
-рассказов,
-групповых тренингов,
-ролевых дидактических и развивающих, при возможности, подвижных игр.
Подобные занятия могут стать для первоклассников с нарушением зрения первым шагом в развитии их эмоционально-нравственных качеств, в их воспитании как людей нравственных, способных к эмпатии, умеющих делать добрые дела.
Все мероприятия, включенные в курс «Уроки нравственности», прошли апробацию в 1 классе школы-интерната №2 в 2015 -2016 учебном году.
Эта программа, как и предыдущая, имеет практическую направленность и призвана помочь детям получить не только теоретические знания, но и столь необходимые им практические навыки, такие как
-умение знакомиться;
-умение благодарить и принимать комплименты;
-умение выразить свои теплые чувства по отношению к другому;
-умение слушать и слышать собеседника;
-умение осознавать свои чувства и выражать их;
-умение договариваться в совместной деятельности;
-умение отвечать за свои поступки;
-умение выбирать друзей и водить дружбу;
-умение оказать взаимовыручку, взаимопомощь и т.п.
Планирование «Уроки нравственности» рассчитано на
20 часов
По времени каждое занятие рассчитано на 40 минут.
Приложение №2
Примерный календарно-тематический план занятий по социально - бытовой ориентировке первоклассников с нарушением зрения
в период адаптации к обучению и пребыванию
в условиях школы-интерната IV вида. (40 часов)
№ | Темы теоретических занятий | Кол-во часов | Темы практических занятий | Кол-во часов | |
1 | Портфель школьника. -история создания, -что хранит в себе портфель школьника. | 1 | тренинг «Собери портфель в школу» | 2 | Личностные -принятие социальной роли ученика Познавательные УУД: Принимать и понимать информацию; Ориентироваться в учебных принадлежностях. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством воспитателя Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы порядка |
2 | Школьная форма и одежда для второй половины дня. -в чём их отличие, -история создания школьной формы. -санитарно - гигиенические требования к её содержанию. | 1 | тренинг «Повесь школьную форму на вешалку», тренинг «Повесь одежду для второй половины дня на вешалку» | 2 | Личностные: - овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме. Познавательные УУД: Сравнивать предметы: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: организовывать и соблюдать порядок за своими вещами под руководством воспитателя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). |
3 | Спортивная форма. -история создания, -виды спортивной формы, -санитарно-гигиенические требования к содержанию спортивной формы. | 1 | тренинг «Сложи спортивную форму» | 2 | Познавательные УУД: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; -умение ставить и формулировать проблемы; Регулятивные УУД: -адекватное восприятие предложений воспитателя, товарищей Коммуникативные УУД: -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника |
4 | Верхняя одежда и обувь. -виды сезонной верхней одежды и обуви. -санитарно – гигиенические требования к содержанию верхней одежды и обуви в раздевалке школы. | 1 | тренинг «Как правильно повесить верхнюю одежду и обувь в раздевалке» | 3 | Личностные: -принятие образа «аккуратный ученик»; самостоятельность и личная ответственность за уходом верхней одеждой и обувью; Регулятивные: Коммуникативные: -умение ставить вопросы; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; |
5 | Туалетные принадлежности. - какие предметы называют туалетными принадлежностями, - санитарно – гигиенические требования к содержанию туалетных принадлежностей. | 1 | тренинг «Туалетные принадлежности, которые понадобятся тебе в школе. Где и как их хранить» | 1 | Личностные: - овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме; -установка на здоровый образ жизни; Регулятивные: -использование речи для регуляции своего действия; -умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: -умение учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
6 | Простыня. -история создания, -материалы, из которых изготавливают постельное бельё. | 1 | тренинг «Расстели простыню» | 2 | Личностные: -принятие социальной роли ученика, -принятие и соблюдение норм школьного поведения, |
7 | Подушка. -история создания, -материалы, из которых изготавливают подушки. | 1 | тренинг «Надень наволочку на подушку». | 2 | Личностные: -овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме Регулятивные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, -составление плана и последовательности действий, Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
8 | Одеяло. -история создания, -материалы, из которых изготавливают одеяла. | 1 | тренинг «Надень пододеяльник на одеяло» | 3 | Личностные: развитие самостоятельности, -овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме Регулятивные УУД: -составление плана и последовательности действий, Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками |
9 | Покрывало. -для чего оно необходимо, -санитарно – гигиенические требования к состоянию кровати, -как правильно заправлять кровать. | 1 | тренинг «Заправь свою кровать» | 2 | Личностные: развитие самостоятельности, -овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме Регулятивные УУД: -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, - осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в достижении цели . |
10 | Причёски - с какой причёской можно ходить в школу. | 1 | тренинг «Сделай причёску для школы» | 3 | Личностные: - овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме; -принятие социальной роли ученика -установка на опрятный вид. Регулятивные: -составление плана и последовательности действий, -умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: -умение учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; -оценка результатов работы |
11 | Питание в жизни человека. -Гигиенические требования к мытью рук. -Правила поведения в школьной столовой. -Правила безопасного поведения при приеме пищи. | 1 | тренинг «Я обедаю в школьной столовой» | 2 | Личностные: -принятие и соблюдение норм школьного поведения Регулятивные УУД -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: -умения благодарить и принимать комплименты |
12 | Дневной сон. -Правила безопасного поведения при переходе в спальню. -Правила поведения в спальне. - Правила хорошего сна. | 1 | тренинг «Я восстанавливаю организм сном». | 3 | Личностные -принятие и соблюдение режима школы и норм поведения; Познавательные УУД: -овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей. Регулятивные УУД -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: - сформированность норм в общении с детьми и взрослыми |
13 | Раздевалка. -Правила поведения в раздевалке. -Одежда по сезону. - Этика общения. | 1 | тренинг «Я собираюсь на прогулку» | 2 | Личностные -овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме -принятие и соблюдение режима школы и норм поведения; Познавательные УУД: -овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: -составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - сформированность норм в общении с детьми и взрослыми. |
14 | Прогулка. -Игры. -Инструктаж по ТБ во время проведения прогулки. -Правила безопасного поведения на участке. | 1 | тренинг «Я иду на прогулку» | 2 | Личностные -принятие и соблюдение режима школы и норм поведения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей. Регулятивные УУД -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, -саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Коммуникативные УУД: - сформированность норм в общении с детьми и взрослыми -умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности |
15 | Игровая комната. -Правила безопасного поведения детей в групповых помещениях. | 1 | тренинг «Я играю» | 3 | Личностные -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей. Регулятивные УУД -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, -саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Коммуникативные УУД: - сформированность норм в общении с детьми и взрослыми -умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности |
16 | Физкультминутка -Что это такое? -Виды физкультминуток | 2 | тренинг «Я выполняю физкультминутку | 3 | Личностные -принятие и соблюдение режима школы и норм поведения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Познавательные УУД: -овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей. Регулятивные УУД -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности. Коммуникативные УУД: - сформированность норм в общении с детьми и взрослыми -умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. |
17 | Самоподготовка. -правильная организация самоподготовки | 1 | тренинг «Я учусь учиться» | 3 | Личностные: -принятие социальной роли ученика, -принятие и соблюдение норм школьного поведения. Регулятивные УУД -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: -способность к планированию учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
18 | Час спорта | 1 | Тренинг «Движенье – сила» | 4 | |
19 | Итоговое занятие | 20 | 40 |
Понятие сформированность УУД включает в себя:
- Личностные
-принятие социальной роли ученика,
-принятие и соблюдение норм школьного поведения,
-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД
-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,
-составление плана и последовательности действий,
-способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,
- осознание качества и уровня усвоения,
-оценка результатов работы,
- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий,
- освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4.Коммуникативные УУД:
- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;
-сформированность умения задавать вопросы;
-умения излагать свое мнение и оценку событий;
-умения знакомиться, присоединяться к группе;
-умения благодарить и принимать комплименты;
-умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому;
-умения слушать и слышать собеседника;
-умение осознавать свои чувства и выражать их;
-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приложение №2
«Уроки нравственности»
Занятия по программе воспитания и социализации учащихся «Уроки нравственности» направлены на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни детей с нарушением зрения, находящихся во второй половине дня в условиях воспитательской группы.
Актуальность создания такой программы очевидна. Её методическая составляющая представляет собой подборку воспитательских часов, развивающих занятий и различных дидактических игр.
Воспитатель с помощью целенаправленной методической работы на внеклассных занятиях во второй половине дня занимается нравственным воспитанием детей с нарушением зрения.
Предполагается, что в результате этой работы дети должны научиться правильно оценивать, как свое собственное поведение и поступки, так и поведение и поступки окружающих, понимать смысл морально - этических норм и понятий, совершать добрые поступки, уметь применять навыки вежливого обращения с окружающими.
Тематическое планирование занятий по курсу «Уроки нравственности» предназначено для работы воспитателя во второй половине дня. Представленные в нем темы и сценарии мероприятий помогут педагогу в решении проблем, возникающих в процессе воспитания первоклассников. Они помогут обогатить социальный, психологический и нравственный опыт малышей. Практические занятия проводятся в занимательной форме:
-бесед,
-рассказов,
-групповых тренингов,
-ролевых дидактических и развивающих, при возможности, подвижных игр.
Подобные занятия могут стать для первоклассников с нарушением зрения первым шагом в развитии их эмоционально-нравственных качеств, в их воспитании как людей нравственных, способных к эмпатии, умеющих делать добрые дела.
Все мероприятия, включенные в курс «Уроки нравственности», прошли апробацию в 1 классе школы-интерната №2 в 2015 -2016 учебном году.
Эта программа, как и предыдущая, имеет практическую направленность и призвана помочь детям получить не только теоретические знания, но и столь необходимые им практические навыки, такие как
-умение знакомиться;
-умение благодарить и принимать комплименты;
-умение выразить свои теплые чувства по отношению к другому;
-умение слушать и слышать собеседника;
-умение осознавать свои чувства и выражать их;
-умение договариваться в совместной деятельности;
-умение отвечать за свои поступки;
-умение выбирать друзей и водить дружбу;
-умение оказать взаимовыручку, взаимопомощь и т.п.
Планирование «Уроки нравственности» рассчитано на
20 часов
По времени каждое занятие рассчитано на 40 минут.
Примерный календарно-тематический план первоклассников с нарушением зрения
воспитательских часов
по практическому курсу
«Уроки нравственности».
в период адаптации к обучению и пребыванию
в условиях школы-интерната IV вида. (20 часов)
Тематика воспитательских часов
по практическому курсу
«Уроки нравственности».
№ п/п | Темы занятий | Цели | Ролевые игры | К-во часов | УУД |
1 | «Вот и стали мы учениками…» | Знакомство с правилами поведения в школе, с правилами бережного отношения к школьному имуществу. | «Я – школьница» | 1 | Личностные: 1.оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью воспитателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -учиться готовить рабочее место Познавательные УУД: 1.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные УУД: -донести свою позицию до других -слушать и понимать речь других. |
2 | Клуб «Выручай-ка» | Приобретение базовых нравственно-этических ценностей – оказание помощи друг - другу, взаимная выручка в любой ситуации и др. | Игра «Чай-чай, выручай» | 1 | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, -осознание ответственности человека за общее благополучие; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; Метапредметные: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; -умение ставить и формулировать проблемы; Регулятивные: -умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; -умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; -ставить вопросы; -обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; |
3 | «О дружбе» | Формирование представления о дружбе, обучение навыкам сотрудничества, развитие познавательной активности. | Игра «Мы - друзья» | 2 | Личностные: -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий, Регулятивные УУД -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, -составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: -умения знакомиться, присоединяться к группе; -умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому; -умения слушать и слышать собеседника; |
4 | «В царстве Мойдодыра» | Знакомство с правилами личной гигиены. | Игра «В гостях у Мойдодыра» | 1 | Личностные: - овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме Регулятивные УУД -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: -сформированность умения задавать вопросы; -умения излагать свое мнение и оценку событий |
5 | «Учимся вежливости» | Формирование понятия о вежливости. Вежливые слова. Значение слов «Спасибо», «Благодарю». | Игры «Доскажи словечко!», «Вежливые прятки» | 2 | Личностные: -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий, Регулятивные УУД: -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; -сформированность умения задавать вопросы; -умения излагать свое мнение и оценку событий; -умения знакомиться, присоединяться к группе; -умения благодарить и принимать комплименты; |
6 | «Равнодушие и доброта» | Формирование понятий «сочувствие», «доброта», «отзывчивость», «сопереживание». | Игра «Все наоборот» | 1 | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, -осознание ответственности человека за общее благополучие; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; Метапредметные: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; -умение ставить и формулировать проблемы; Регулятивные: -умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: - -умение осознавать свои чувства и выражать их -предлагать помощь и сотрудничество; |
7 | «Наши домашние животные» | Привитие детям чувства любви к живой природе и ответственности к своим домашним питомцам. История одомашнивания животных | Игра «Домашние», «Дикие» | 2 | Личностные: -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий Регулятивные УУД -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: -умения выразить свои теплые чувства по отношению кживотным; -умения слушать и слышать собеседника; |
8 | «Могу. Делаю. Отвечаю». | Дать представление о важном нравственном качестве – ответственности. Установить разницу между понятиями «могу», «делаю», «отвечаю». | Игра «Вспомнить всё» | 1 | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, -осознание ответственности человека за общее благополучие; Метапредметные: -навыки контроля, самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; -умение ставить и формулировать проблемы; Регулятивные: -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, -составление плана и последовательности действий, - саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Коммуникативные: умения излагать свое мнение и оценку событий; -предлагать помощь и сотрудничество; |
9 | «Как победить лень?» | Раскрыть понятие – лень. Памятка «Как бороться с ленью» | Игра «Прогоняем лень» | 1 | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, -осознание ответственности человека за общее благополучие; Метапредметные: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; -умение ставить и формулировать проблемы; Регулятивные: -умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; -умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; -ставить вопросы; -обращаться за помощью; |
10 | «Спортландия» | 1 | Личностные -принятие социальной роли ученика, -принятие и соблюдение норм школьного поведения Познавательные УУД: -овладение логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, простых причинно-следственных связей. Регулятивные УУД -саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные УУД: -умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; -умения излагать свое мнение и оценку событий; | ||
11 | «Почему люди спят?» | Дать понятие о состоянии «сон», фазах сна и науке «сомнология». Правила хорошего сна. Рисуем сон. | Игра «Молчанка» | 2 | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, -осознание ответственности человека за общее благополучие; Регулятивные: -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, - саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Коммуникативные: умения излагать свое мнение и оценку событий; |
12 | «Учимся слушать друг друга» | Правила взаимного общения. Практическое разыгрывание ситуаций общения. Формирование приёмов эмпатийного слушания собеседника. | Игра «Говорим и слушаем» | 1 | Личностные: -осознание ответственности человека за общее благополучие; Метапредметные: -навыки контроля, самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; -умение ставить и формулировать проблемы; Регулятивные: -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, - саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Коммуникативные: -умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому; -умения слушать и слышать собеседника; -предлагать помощь и сотрудничество; |
13 | «Гости желанные» | Как организовать дома праздник? Правила приёма гостей. Правила поведения за столом. | Игры «Встречаю гостя», «Я иду в гости», « Я дарю подарок» | 3 | Личностные: -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий, -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Регулятивные: -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, Коммуникативные: -умения благодарить и принимать комплименты; -умения выразить свои теплые чувства по отношению к другому; -умения слушать и слышать собеседника;
|
итого | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей первоклассников с нарушениями зрения
Рекомендации для родителей первоклассников с нарушениями зрения,упражнение для зрительно-двигательной ориентации и для снятия усталости глаз, специальная литература для родителей....
«Система коррекционной работы по предупреждению и устранению оптической и кинестетической дисграфии у первоклассников с нарушением зрения»
В данной работе отражены теоретические и практические моменты профилактической, коррекционной, развивающей работы с первоклассниками имеющими нарушение зрения. Описаны трудности с которыми могут...
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Пояснительная записка. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...
Зрительно-моторная координация у первоклассников с нарушением зрения
В консультации приведены краткие причины трудностей освоения письменной речи первоклассниками с точки зрения слабой согласованности движений руки и глаз....
Острота и характер зрения. Дети с нарушением зрения
Краткая классификация нарушений зрения у младших школьников....