Сказочные упражнения по русскому языку.
учебно-методическое пособие (4 класс) на тему
Настоящее пособие предназначено для учащихся начальной школы. Интересно и полезно оно также и для пятиклассников, которые хотят повторить основные орфограммы. В пособии представлены упражнения для тренировки и закрепления орфографических и пунктуационных навыков, составленные на материале всем известных детских сказок. Кроме того, к каждому упражнению даны дополнительные задания различного уровня сложности, которые можно использовать в зависимости от степени подготовленности учащегося. Упражнения не покажутся скучными, поскольку знакомые сюжеты облечены автором в стихотворную форму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказки-упражнения | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Предисловие
Настоящее пособие предназначено для учащихся начальной школы. Интересно и полезно оно также и для пятиклассников, которые хотят повторить основные орфограммы. В пособии представлены упражнения для тренировки и закрепления орфографических и пунктуационных навыков, составленные на материале всем известных детских сказок. Кроме того, к каждому упражнению даны дополнительные задания различного уровня сложности, которые можно использовать в зависимости от степени подготовленности учащегося.
Упражнения не покажутся скучными, поскольку знакомые сюжеты облечены автором в стихотворную форму.
Упражнение 1. Вставь пропущенные буквы, укажи в скобках проверочное слово.
ВОЛК И Л__СА
Раз ры__ки (________) ст__рик (________)нал__вил (________)и в__зёт (__________).
Л__са (__________) прит__илась (__________) , к дороге п__лзёт (__________).
Л__гла (__________) поперёк, замерла и м__лчок (__________),
А старый попался л__се на крючок.
Л__сицу на во__ (__________) положил и домой:
Ст__рухе на шубу, чтоб грелась __мой (__________).
Л__са пот__хонечку (__________) сбросила ры__ку –
Вот так распл__тился (__________) ст__рик за оши__ку (__________).
Л__сичка с с__ней (__________) пры__ (__________) , чтоб ры__ку собрать,
С__дит (__________) на доро__ке (__________), вдруг волк ры__ку (__________) хвать!
- Где ры__ку достала, а ну под__лись (__________)!
- И сам ты наловишь, д__вай (__________) не л__нись (__________)!
Ты в прору__ь (__________) опустишь свой хвост и сп__ёшь (__________):
- Эй, ры__ка, л__вись, от меня не уйдёшь!
Волк к проруби, хвост опустил и с__дит.
На небе луна, волк на звёзды гл__дит (__________).
Вот утро настало, но встать в полный рост
Никак волк не может: примёр__ (__________) его хвост.
А люди увидели волка, б__гут (__________),
Схв__тили (__________) дубины, несчас__ного (__________) бьют.
Волк так отб__вался (__________) и так вырывался,
Что хвост его в проруби мёрзнуть остался.
Волк к лесу, хр__мая (__________), т__хонько б__жит,
А там на опушке л__сица л__жит (__________).
Пока волк рыбачил, л__са не сп__ла (__________),
В чулан забралась, лишь под утро ушла.
В муке и сметане её голова,
Но волку ск__зала (__________) такие сл__ва (__________):
«Ах, милый дружок, мне тебя очень жалко.
Я тоже попалась, меня били палкой,
И ноги св__и (__________) ун__сла (__________) я едва,
Теперь вот разбита моя голова».
«Ну что ж, дов__зу тебя, рыжая, я.
Конечно, с__льнее (__________) обида тв__я (__________)».
Повёз волк л__су, а плутовка п__ёт(__________):
«Бывает, небитого битый в__зёт».
Дополнительное задание:
Выпиши из текста сказки имена существительные с безударными окончаниями -Е и -И. Докажи, что окончания написаны верно.
Образец: в комнате – 1 скл., предл. п.
_____________________________ ______________________________
_____________________________ ______________________________
_____________________________ ______________________________
_____________________________ ______________________________
Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы в корне слов, укажи в скобках проверочное. Допиши окончания существительных.
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ
Мама-коза на работу ушла,
Деток-козляток одних заперла
И нак__зала (__________): «Вы дверь закрывайте,
Волку голодному не отпирайте».
Детки-козлята играют в избушк__,
Волк - злой, голодный уже на опушк__.
Шкуру овечью надел хитрый зверь
И постучался т__хонечко (__________) в дверь.
Маминым голосом волк нап__вает (__________),
Глупые козлики дверь открывают.
Слопал козлят и довольный ушёл,
Младшего козлика волк не нашёл.
Мама-коза приб__жала (__________) с работы,
Видно, плохое почувствовав что-то.
Дверь нараспашку, козлят в доме нет.
Что здесь случилось? Кто даст ей ответ?
Мама рыдает, кр__чит (__________) на крылечк__,
Вылез козлёнок седьмой из-за печк__,
К маме прижался, про волка сказал
И от испуга с__льней (__________) задр__жал (__________).
Слёзы коза утирает и в лес.
Только сле__ (__________) волчий куда-то исчез.
Где он, куда этот зверь под__вался (__________)?
Вдруг чей-то храп из-за дуба раздался.
Видит коза: волк прилё__ (__________) на опушк__,
Пузо торчит, насторожены ушки.
К серому волку коза подб__гает (__________),
Волк просыпается, громко з__вает (__________).
Драться с козой или съесть на обед?
Пузо м__шает (__________), и места в нём нет.
Волк от с__рдитой (__________) козы поб__жал,
Но зац__пился (__________) и в яму упал.
Лопнуло пузо, козлята оттуда
Выл__зли (__________) целые – вот это чудо!
Пляшут козлята, п__ёт (__________) коза-мама,
Волк чуть ж__вой (__________) выл__зает (__________) из ямы.
Просит: «Ж__вот аккуратно зашейте
Или каким-нибудь клеем заклейте.
С дыркой на пузе ходить не хочу,
Быстро меня отв__зите (__________) к врачу».
«Молнию волку в ж__вот можно вшить –
Мама сказала, - но нужно сп__шить (__________)».
Сказано – сделано, волк ож__вился,
Перед народом л__сным изв__нился (__________).
Дополнительное задание:
Выпиши из текста сказки глагол-исключение с безударным окончанием. Определи его спряжение.
_________________________________________________
Упражнение 3. Вставь пропущенные буквы, укажи в скобках проверочное слово. Допиши окончания существительных.
КОЛОБОК
Ну куда ты, колобок?
Я из дома и в л__сок (__________).
Уб__гу (__________) от ст__риков (__________),
Пры__ (__________) с __кна (__________) – и был таков!
Встречу зайца – посм__юсь (__________),
А с медведем подружусь,
Волку песенку сп__ю (__________),
На опушк__ пост__ю (__________),
Пок__чусь (__________) л__се (__________) навстречу,
А когда её замечу,
От л__сы я ув__рнусь (__________),
В лапы к ней не поп__дусь.
Дополнительные задания:
1. Найди в тексте сказки предлоги и обведи их.
2. Подчеркни в тексте сказки местоимения.
Упражнение 4. Вставь пропущенные буквы в корне слов, укажи в скобках проверочное. Допиши окончания существительных.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Через тёмный страшный лес
Девочка идёт
И в корзинк__ пирожок
Бабушк__ н__сёт (__________).
А навстречу серый волк
По л__сной (__________) тр__пинк__ (__________),
Обл__знувшись (__________), загл__нул (__________)
К девочк__ в корзинку.
«Поб__гу (__________) ск__рей (__________), дружок,
К бабушк__ в избушку,
Отн__су твой пирожок,
Уг__щу (__________) ст__рушку (__________)».
Волк помчался во весь дух,
Доб__жал до дома
И в __кошко (__________) постучал
Стуком незн__комым (__________).
Дверь открыта. Волк зашёл,
Прогл__тил (__________) ст__рушку,
Нац__пил (__________) на нос очки,
Ушки на м__кушк__ (__________).
В дверь стучатся - волк в постель,
Чепчик надв__гает(__________).
Внучка бабушкина в дом
Весело вб__гает.
Что за бабушка л__жит (__________)?
Уши, ко__ти (__________), зубы.
Плачет девочка, др__жит (__________).
Волк см__ётся (__________) грубо.
Прогл__тил малышку зверь
И л__жит, вздыхает.
В это время кто-то дверь
Тихо открывает.
В дом охотники вошли,
Громко выстр__л (__________) хлопнул.
Вздрогнул толстый серый волк
И с испугу лопнул.
Вот так чудо! Все гл__дят
Не на волка, мимо:
Внучка с бабушкой ст__ят (__________) –
Целы, невр__димы (__________).
Пляшут, радуются все,
Волка заш__вают (__________),
В зоопарк навечно жить
Зверя отпр__вляют (__________).
Дополнительное задание:
Найди в предложениях однородные сказуемые и подчеркни их.
Упражнение 5. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных.
КУРОЧ__КА РЯБА
Ст__рик со ст__рухой в деревн__ ж__вут,
Их пёструю куроч__ку Рябой з__вут.
Однажды насе__ка яич__ко сн__сла.
Ст__руха яич__ко к глазам подн__сла.
Боч__ком золотым засв__ркало яйцо,
Ст__руха из дома ск__рей на крыльцо.
И тут на свету заблестело в л__дошках:
Оно золотое! А мимо шла кошка.
За мышкой кралась осторожная кошка,
А мышка подпрыгнула и на окошко.
От кошк__ б__жит то туда, то сюда,
Задела ст__руху – какая б__да!
Ст__рушка яйцо ур_нила и в крик!
Разбилось яичко, заплакал ст__рик.
С__дят и грустят ст__рики на крыльце,
Как будто их жизнь заключалась в яйце.
Но куроч__ка Ряба ворчит: «Куд – куда,
Разбилось яич__ко – совсем не беда.
Сн__су вам другое, яич__ко пр__стое.
Забудьте ск__рей про яйцо золотое».
Дополнительное задание:
Найди в предложениях имена существительные и над каждым напиши падеж.
Упражнение 6. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.
Л__СА И ЖУРАВЛЬ
Л__са (по)звала _______________ журавля на обе__:
«Ты (в)гости _______________ (ко)мне ______________ приходи-ка, сосед!
Я так уг__щенье готовить люблю!
Увид__шь, как вкус__но тебя (на)кормлю _______________».
Лиса (при)готовила _______________ кашу и вот
В тарелку красивую гостю кл__дёт.
Журавль (в)это ______________ время сп__шит на обе__,
Подруг__ н__сёт он душистый букет.
Журавль (по)здоровался ______________ и зам__лчал.
Увидел тарелку, и клю__ (за)стучал ______________.
Пытается клювом поймать что-нибудь,
(По)пробовать ______________ кашу, хотя бы чуть-чуть.
Л__сич__ка (со)чувствует ______________: бедный сосед!
Сама (в)это ___________ время сл__знула обе__.
Журавль (не)поел ______________ и устал – нету сил,
Но всё же л__су на обе__ пригласил.
С утра нав__рил он (по)больше ______________ окрошки,
(В)кувшин ______________ с у__ким горлом залил всё (до)крошки ______________.
Л__сица пришла на обе__, хоч__т есть,
Но в горло кувшина (не)может ______________ проле__ть.
Журавль всю окрошку скл__вал и см__ётся:
«Ну как, наша дружба ещё ост__ётся?»
«Ну нет, не друзья мы (с)тобою _____________ теперь», -
Лиса закр__чала и быстро (за)дверь ______________.
Дополнительное задание:
Разбери выделенные слова по составу.
Упражнение 7. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов.
Л__СА И ЗАЯЦ
Строил домик лубяной
Зайчик в три окна,
А л__сичка – л__дяной,
Но пришла в__сна.
Вместо дома у л__сы –
Лужа и труба,
А у зайчика ст__ит
Целая изба.
Вот л__сич__ка к зайцу в дом
Прос__тся и плач__т:
«Дружно вместе заж__вём,
Верь мне, милый зайчик!»
Заяц сам л__су впустил,
В дом вошла плутовка,
Тут же зайчика за дверь
Выт__лкнула ло__ко.
Вот теперь пришёл черёд
Зайцу об__жаться.
Все сочувствуют ему,
Но л__сы б__ятся.
Всех л__сица прогн__ла,
Кто помочь пытался.
И опять один к__сой
На п__ньке остался.
Только Петя-Петушок
Смело зайчику помо__:
Так пугнул л__сицу,
До сих пор б__ится!
Дом свободен, и п__тух
Переехал к другу,
А л__са в соседний лес
Кинулась с испугу.
Дополнительное задание:
Найди в предложениях имена существительные и над каждым напиши падеж.
Упражнение 8. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.
МАША И МЕДВЕ__Ь
(По)грибы __________ , (по)ягоды __________
Маша в лес (по)шла __________,
(На)избушку __________ Мишину
Маша (на)брела __________.
Од__ноко жил медведь
В старенькой избушк__.
Как (об)радовался _______________ он
Маленькой подружк__!
Маша целый день (в)избе __________
Мо__т, убира__т,
А Медве__ь ей (на)трубе __________
Весело игра__т.
Ягоды, гр__бы Медве__ь
(Из)лесу __________ принос__т.
Отпустить её домой
Маша Мишку прос__т.
«Буд__шь жить (со)мной __________ (в)лесу __________,
(Не)роняй __________ сл__зинки,
А г__стинцы отн__су,
Собирай корзинку».
(В)короб __________ спряталась ск__рей,
Очень тесно было,
А для дома пиро__ки
Сверху положила.
Всё готово, и Медве__ь
Коро__ поднимает.
Вперевалку и кряхтя,
(По)лесу __________ ш__гает.
Вкус__ный зап__х пир__гов
В__ётся из корзинк__.
Сел бы Миша на п__нёк,
Сбоку от тр__пинк__.
Только Машины сл__ва
(За)звенели __________ громко:
«Не с__дись на пень, Медве__ь,
Не снимай котомку!»
Миша вздрогнул и (по)нёс __________,
Вот деревню видно.
(Не)попробовал __________ пиро__,
Как ему обидно!
(К)дому__________ (подо)шёл __________ Медве__ь,
Коро__ (с)плеч __________ снимает.
Тут же Машина р__дня
Мишку (об)ступает __________.
Испугался их Медве__ь,
(В)лес __________ ск__рей помч__лся.
(В)это__________ время голосок
Машенькин раздался.
Крышку сбросили, а там
Маша с пир__гами.
Так вернулась Маша (в)дом __________
К бабушк__ и мам__.
Дополнительное задание:
Разбери выделенные слова по составу.
Упражнение 9. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.
РЕ__КА
Де__ка с ба__кой жили,
Жили, (не)тужили __________,
В огород__ ре__ку
Вместе пос__дили.
Ре__ка подрастала,
Внуч__ка пол__вала,
В огород__ места
Ре__ке (не)хв__тало __________.
Осень наступила,
Огоро__ умыла,
Убирать карто__ку
Очень трудно было.
Овощи собрали,
Всё перек__пали,
Только дёргать ре__ку
Каждый день устали.
Внуч__ка, ба__ка, де__ка
Тянут эту ре__ку.
Выт__щить (не)могут __________!
Ух! Засела кре__ко!
Поб__жала внуч__ка,
Пригласила Жуч__ку,
Попр__сила ко__ку:
«Пом__ги немно__ко!»
Закр__чали дружно:
«Звать мышонка нужно!»
Ко__ти держ__т це__ко!
Выт__щили ре__ку!
Дополнительное задание:
Подчеркни однородные подлежащие и сказуемые.
Упражнение 10. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.
СН__ГУРОЧ__КА
Жил старик в избушк__
(Со)своей __________ старушк__й.
Од__ноко старикам,
Все несчаст__я пополам.
Вот (под)вечер __________ старики
Выгл__нут в око__ко:
Дети ягоды н__сут
И грибы в луко__ках.
А у этих стариков
Ни детей, ни внуков -
Только горькая тоска
И такая скука!
Но однажды в зимн__й день
Старики гуляли.
Дети (во)дворе __________ к__мки
Снежные к__тали.
Вот старик и говорит,
Сне__ собравши в куч__ку:
«А д__вай, жена моя,
Слеп__м себе внуч__ку».
Постарались, как м__гли,
Девоч__ку сл__пили.
(В)дом __________ свой радос__но вн__сли,
Сразу (по)любили __________.
Ож__ла Сн__гурка вдруг,
Говорит, хохоч__т,
Пом__гает ш__ть, в__рить,
Вымыть избу хоч__т.
И ж__вёт у стариков
(В)маленьк__й ________________ избушк__.
(В)гости __________стали зах__дить
(К)девоч__ке ________________ подру__ки.
Но з__ма уже в__сне
Место уступает.
Со__нце свет__т, ветер стих,
Сне__ последний та__т.
А Сн__гурка замерла
И с__дит в тенёч__ке.
Знать, (не)радуют ________________ её
Тёплые денёч__ки.
Вот однажды в лес з__вут
Девоч__ку подру__ки.
«Ну, пойди, повеселись», -
Говорит старушка.
И Сн__гурка (в)лес ___________пошла,
Все см__ются звонко,
Разв__ли в лесу к__стёр
Шустрые девчонки.
Стали прыгать (над)огнём ______________
Смело, друг (за)дру__кой ________________
И Сн__гуроч__ку з__вут:
«Ну, а ты подру__ка?»
Страшно, но Сн__гурка вдруг
Над огнём взл__тает.
Нежн__м облач__ком вд__ли
Сле__ прощ__льный та__т.
На крыльце ст__ит старик,
Рядом (с)ним ________________ старушка,
Без Сн__гуроч__ки идут
Грус__ные подру__ки.
Только г__ревать и ждать
Старым ост__ётся
Может быть, Сн__гуроч__ка
(К)ним ________________ з__мой вернётся.
Дополнительное задание:
Сделай морфологический разбор выделенных частей речи.
____________________ _____________________ ______________________
____________________ _____________________ ______________________
____________________ _____________________ ______________________
____________________ _____________________ ______________________
____________________ _____________________ ______________________
Упражнение 11. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания существительных и глаголов. Раскрой скобки.
Т__РЕМОК
Сп__шит Лягушка по доро__ке.
Л__тят, (под)прыгивают ________________ но__ки.
Вдруг вид__т: милый т__ремок
Ст__ит в сторонк__ от доро__.
А кто ж__вёт (в )том ________________ т__ремке?
Нет никого, и ключ (в)замке.
Решила здесь ост__новиться
И (в)этом ________________ доме пос__литься.
(К)ней постучалась Мышь-н__рушка,
См__шная серая зв__рюшка:
- Мы заж__вём (с)тобой ________________ вдвоём,
Ватрушек вкус__ных нап__чём.
Потом и Ёжик с Зайцем-другом
Зашли (по)пить ________________ чайку к подругам.
Их пригласили в терем ж__ть,
Друж__ть и терем сторож__ть.
Волк и Л__са с самим Медведем
Х__тели загл__нуть (к)соседям ________________.
Их (не)пустили ________________ (в)т__ремок ________________,
Повесили б__льшой замок.
Дополнительные задания:
- Подчеркни имена собственные.
- Сделай фонетический разбор выделенных слов.
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
Упражнение 12. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы в корне слов, устно подбери проверочные. Допиши окончания прилагательных и глаголов. Раскрой скобки.
ТРИ ПОРОСЁНКА
Три поросёнка розовых
Решили строить дом.
Тепло там буд__т, вес__ло,
И волк не страшен (в)нём ________________.
Потом они (по)спорили ________________
И разошлись, ворча:
Один хотел соломенный,
Другой – из кирпича.
(Из)веток ________________, прут__ев строили
Два брата новый дом,
А старш__й строил каменный –
Т__пло, уютно (в)нём ________________.
Но Волк услышал: песенку
Хвас__ливую п__ют.
«Ну, что ж, - решил, - разрушу я
Ваш розовый уют».
На дом из веток дунул он,
И дом взл__тел, как пух,
А поросята к старш__му
Помч__лись (во)весь ________________дух.
Л__нивых бра__цев принял брат
И кре__ко дверь (за)хлопнул ________________.
А Волк? Он дул три дня подря__,
А на четвёртый лопнул.
Дополнительное задание:
- Подчеркни однородные сказуемые.
- Разбери выделенные слова по составу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы
Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....
Задания и упражнения по русскому языку. Имя существительное. 3,4 класс
Развивающие задания и упражнения...
Банк игр и упражнений по русскому языку
Тема "Безударные гласные в корне слова" одна из самых трудных. Эти упражнения и игры помогут ученикам лучше усвоить материал по теме....
Формирование пунктуационной культуры младших школьников. Упражнения по русскому языку для 1-4 классов.
Упражнения по формированию пунктуационной культуры младших школьников (1-4 классов) и памятка по выполнению данных упражнений....
Сборник упражнений по русскому языку.Звуки и буквы.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.
Дидактический материал для самостоятельной работы....