Формирование пунктуационной культуры младших школьников. Упражнения по русскому языку для 1-4 классов.
методическая разработка по русскому языку по теме

Меринова Нина Егоровна

Упражнения по формированию пунктуационной культуры  младших школьников (1-4 классов) и  памятка по выполнению данных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_russkomu_yazyku.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование пунктуационной культуры младших школьников

 Одной из основных целей обучения русскому языку в начальной школе является подготовка  учащихся, грамотных в широком смысле слова и обладающих навыками пользования устной и письменной речи. Однако приобрести навыки пользования письменной речью ученики не смогут без глубокого и прочного усвоения пунктуации. В связи с этим при обучении русскому языку в начальной школе вопросам пунктуации должно отводиться значительное место.

       Учитывая то, что изучение почти всех разделов школьного курса русского языка проходит на фоне предложения и что ни одного предложения без пунктуационного знака не бывает, то станет ясным моё стремление как  учителя - практика к поиску дополнительных возможностей в изучении пунктуации, с одной стороны, обеспечивающих развитие у школьников практических навыков употребления знаков препинания в процессе письма, а с другой – подготавливающих их к более успешному изучению систематического курса «Синтаксис и пунктуация».

         Во всех программах по русскому языку (авторы Т. Г. Рамзаева; Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова,  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; А. В. Полякова) формированию пунктуационной грамотности младших школьников отводится значительная  роль при изучении различных синтаксических понятий и рассмотрении разных синтаксических конструкций. В своей работе я постоянно обращаю внимание учащихся на функцию знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. Это в свою очередь способствует формированию и пунктуационных навыков, и коммуникативных умений  учеников.

         А для формирования пунктуационной культуры учащихся на уроках русского языка при изучении различных тем обращаемся к упражнениям и заданиям, отдельным элементам заданий, способствующим развитию пунктуационных умений. К ним относятся следующие виды работы:

– объяснение знаки препинания в разных синтаксических конструкциях;

– составление предложений по данной основе предложения с учетом знаков препинания;

– составление предложений по предложенным схемам с учетом различных знаков препинания;

– распространение предложений (однородными членами с соблюдением расстановки знаков препинания),

– работа над интонацией предложений различной структуры (по цели высказывания, по эмоциональности, с однородными членами, сложные предложения),

– составление предложений из деформированного текста с учетом знаков препинания;

– наблюдение над предложениями различной синтаксической структуры,

– задания творческого характера,

– совершенствование умений в интонационно правильном чтении предложений с однородными членами, сложных предложений, различных предложений по цели высказывания, по эмоциональности;

– работа над логическим ударением в предложениях различной структуры;

– развитие речевого слуха и интонационных умений, связанных с произношением повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, с использованием интонации перечисления, противопоставления.

          В качестве методических рекомендаций  мной разработаны специальные упражнения практического характера:

Упражнение 1.

       Спиши предложения. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

       1. Который час? 2. Ты всё ещё спишь?! 3. Прочитай наизусть стихотворение Пушкина «Зимний вечер». 4. Как быстро пролетело лето! 5. Птенец сидел на самом краю гнезда. 6. Не дразни собаку! 7. Чёрные стволы деревьев стояли, как великаны.

Упражнение 2.

       Прочитай отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Выпиши из него побудительные предложения.

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет она быть крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом».

Упражнение 3.

       Спиши текст. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания.

       Какая планета самая большая  Самая большая планета по размеру и по весу во всей Солнечной системе – Юпитер Он больше Земли аж в тринадцать раз Примерно так же выглядит горошина (наша планета) рядом с крупным яблоком (Юпитером) А если их сравнивать по весу, то получится такая картина: на одной чаше весов будет лежать яблоко – Юпитер, а на другую придётся насыпать целую гору «Земель»-горошин, триста восемнадцать штук Лишь тогда весы будут в равновесии

                                                                                                                               (По Р. Кошурниковой)

Упражнение 4.

       Спиши, разделяя текст на предложения.

       На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы они жались друг к другу заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой я нарвал большой букет этих цветов когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.

                                                                                                                                           (К. Паустовский)

Упражнение 5.

          Прочитай предложения с однородными членами. Запиши их при помощи схем-кружков.

Образец. Дуб, тополь, ясень — лиственные деревья.

         1. Деревья дают птицам приют и пищу. 2. Скворцы истребляют насекомых, личинок, гусениц. 3. Кормится зяблик на земле, разные семена разыскивает. 4. Поползни, синицы и дятлы зимой в тёплые края не улетают. 5. На земле под листьями отыскивает певчий дрозд насекомых, а осенью ягоды рябины ест. 6. Звонко и весело раздаётся в лесу пересвист синиц-гаичек.

                                                                                                                                    (По В. Флинту)

Упражнение 6.

        Спиши потешку, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

Сорока-ворона

кашу варила

на порог скакала

гостей созывала.

Гости не бывали

каши не едали.

Всю свою кашу

сорока-ворона

деткам отдала.

Упражнение 7.

        Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородными членами. Поставь пропущенные запятые. Выдели грамматические основы.

        Морские звёзды охотятся за моллюсками. Они шевелят своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдёт такая морская звезда раковину обхватит её лучами приоткроет створки моллюска и выест его.

                                                                                                                      (По А. Дитриху, Г. Юрмину)

Упражнение 8.

        Прочитай текст. Спиши, устно объясняя постановку знаков препинания.

        По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой олени на лёгких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы Удивительное животное – северный олень: крупное сильное, неутомимое! День-деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает.

Упражнение 9.

       Спиши пословицы и поговорки, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

     1. Новых друзей наживай а старых не теряй. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 3. Пишут не пером а умом. 4. Труд кормит и одевает. 5. Искру туши до пожара беду отводи до удара.

♦ Вспомни и напиши пословицу или поговорку с однородными членами.

Упражнение 10.

        Спиши, расставляя пропущенные запятые. В скобках укажи, как связаны между собой однородные члены: без союза (интонацией перечисления); при помощи союза. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

1. Есть в осени первоначальной

Короткая но дивная пора...

                                 (Ф. Тютчев)

2. Я куплю себе

Косу новую

Отобью её

Наточу её...

               (А Кольцов)

3. Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

                          (А.Фет).

4. А на небе голубом

Солнце светло сияет

Всё живит и обливает

Золотым своим огнем

                        (С.Дрожжин).

Упражнение 11.

       Прочитай текст. Устно объясни постановку каждой запятой.

ПОСЛЕДНИЕ ГРИБЫ.

          Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой. И тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

           Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, разошлась дождем.

           Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

          Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.

                                                                                                                               (По М. Пришвину)

Упражнение 12.

        Спиши предложения. Обведи кружком сочинительные и подчинительные союзы. Рядом с каждым предложением запиши его схему.

      1. Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. 2. Отец работал в саду, а его маленький сынишка играл рядом под старой грушей. 3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна. 4. Когда наступят летние каникулы, мы поедем на Чёрное море. 5. Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей.

Упражнение 13.

          Спиши сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. Задай вопрос от главного предложения к придаточному.

Образец. Я поспешил домой, потому что начался сильный дождь.

        1. Вика позвонила мне по телефону и сказала что она заболела. 2. Если будет плохая погода мы не поедем на загородную экскурсию. 3. Мы вернулись когда дети уже спали. 4. Я не пошла на день рождения к Тане так как она меня не пригласила. 5. Вчера мы узнали что к нам приезжают гости из Москвы.

Упражнение 14.

        Прочитай текст.

       С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

       Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась, и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

                                                                                                                                          (По А. Чехову)

♦ В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка. Найди это предложение и запиши его правильно.

Упражнение 15.

          Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выдели обращения.

        1. Доброе утро Дмитрий Иванович. 2. Спи дитя моё усни! 3. Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня тёмно-голубые? 4. Дедушка пойдём на рыбалку! 5. Не шуми ты лес дубовый!

Упражнение 16.

Прочитай стихотворение. Выпиши из него предложение с обращением и разбери его по членам.

ПТИЧКА

Для чего, певунья-птичка,

Птичка резвая моя,

Ты так рано прилетела

В наши дальние края?

Заслонили солнце тучи,

Небо все заволокли;

И тростник сухой и желтый

Клонит ветер до земли.

Вот и дождик, посмотри-ка,

Хлынул, словно из ведра;

Скучно, холодно, как будто

Не весенняя пора!

                            (А.Плещеев).

Упражнение 17.

Составь и запиши 3 предложения с обращениями к маме: 1) в начале предложения, 2) в середине предложения, 3) в конце предложения.

Упражнение18.

Прочитай стихотворение. Спиши его, расставляя пропущенные запятые.

ЧЕРЕМУХА.

– Черемуха  черемуха

Ты что стоишь бела?

– Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

– А ты трава-муравушка

Что стелешься мягка?

– Для праздника весеннего

Для майского денька.

– А вы березы тонкие

Что нынче зелены?

– Для праздника! Для праздника!

Для Мая! Для весны!

                                (Е.Благинина).

♦ Подчеркни обращения

           А  выполнению данных упражнений будут помогать разработанные мной и  всегда используемые в своей работе следующие памятки для учащихся.

Памятки

                                                                       Памятка № 1

Знаки препинания в конце предложения

                                                                 Типы предложений

повествовательное предложение

вопросительное предложение

побудительное предложение

Предложение, в котором о чем-либо сообщается

Предложение, в котором о чем-либо спрашивают

Предложение, в котором содержится просьба, совет, побуждение к действию

Знак препинания

точка (.)

вопросительный знак (?)

точка (.)

восклицательный знак (!)

Памятка № 2

Запятая при однородных членах предложения

                                             Запятая при однородных членах предложения

ставится

не ставится

Если между однородными членами нет союзов:

Марина, Алиса, Юля – ровесницы.

Если однородные члены соединены между собой одиночным союзом И:

У нас в доме живут собака и кошка.

Если однородные члены соединены между собой союзами А или НО:

Это было не сегодня, а вчера.

Если однородные члены соединены между собой повторяющимся союзом И:

Я люблю и соленые, и жаренные, и маринованные грибы.

Памятка № 3

Знаки препинания в сложном предложении

Запятые

в сложносочиненном предложении

Запятые

в сложноподчиненном предложении

     Части сложносочиненного предложения соединяются без союзов (при помощи интонации).

Запятая ставится между частями сложного предложения:

Чирикают воробьи, каркают вороны.

       Части сложноподчиненного предложения соединяются при помощи подчинительных союзов.

Запятая ставится между частями сложного предложения:

Самолеты не летали, потому что в небе разразилась гроза.

Части сложносочиненного предложения соединяются при помощи сочинительных союзов.

Запятая ставится между частями сложного предложения:

Чирикают воробьи, И каркают вороны.

Памятка № 4

Знаки препинания при обращении

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.

                                                       Место обращения в предложении

в начале предложения

в середине предложения

в конце предложения

после обращения ставится запятая или восклицательный знак:

обращение с обеих сторон выделяется запятыми:

запятая ставится перед обращением:

Солнце, ярко ты сияешь!

О родина! Все дни твои прекрасны!

Широко ты, степь, раскинулась…

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

          Кроме работы по формированию пунктуационных умений учащихся, провожу специальную работу по развитию речевого слуха, умению выразительно читать как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения, и на внеклассных занятиях по предметам

          Для этого предлагаю  учащимся задание подготовить для выразительного чтения уже изученный ранее текст. Например, отрывки из художественных (поэтических, прозаических) произведений, загадки, скороговорки:

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит.

                                   (А.Пушкин).

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

                              (С.Маршак)

                Песни птиц надо слушать лишь ранним утром. Тут слышится и чудная песня соловья, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички.                                      

                                                         (М. Пришвин)  

            Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас же повторился уже немного впереди. Крупные красивые птицы летели прямоугольником, резко и редко махали выпуклыми крыльями. Они неслись неудержимо, до того быстро, что воздух свистел вокруг.

                 

                                                                                                                              (И. Тургенев).

Нашу речку, словно в  сказке

за ночь вымостил мороз,

обновил коньки, салазки,

елку из лесу привез.

                            (С.Маршак)

Елка плакала сначала

от домашнего тепла,

утром плакать перестала,

задышала, ожила.

                            (С.Маршак)

Загадки:

Мне загадку загадали:

Это что за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой велосипед.

Над полями гонит дымку,

Низко вьется над травой,

Носит запах луговой.

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник.

    Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.

    Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.

    По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.

    Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает?

    Светит, сверкает, всех согревает.

Какой это мастер

на стекла нанес

и листья, и травы,

и заросли роз?

Скороговорки

Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

Конь ретивый долгогривый скачет полем, скачет нивой.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Учащимся 1 – 2 классов предлагаю выполнить индивидуальные задания на карточках (расставить в предложениях знаки препинания, составить схемы):

Поля леса и луга чаруют сочной свежестью.

В полях лежит снег но уже показались первые проталины.

Они сидели на сучьях деревьев пели щебетали.

Я спустил ноги с кровати потихоньку оделся и вышел на улицу

Земля от листьев желтая стала а под кленом она красная и оранжевая.

Лебеди гуси утки возвращаются домой.

В полях лежит снег но уже показались первые проталины.

Цветут тополя осины медуницы волчье лыко и все первые цветы.

      Таким образом, данные упражнения формируют пунктуационные умения младших школьников, способствуют развитию грамматической и пунктуационной зоркости, развитию речи, выразительному чтению, а также развивают самостоятельность учащихся, расширяют их кругозор.

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. ЭГВЕКИНОТ»_______________/Н. Е. МЕРИНОВА/

Директор МБОУ «СОШ п. ЭГВЕКИНОТ_________________________/Л. А. ХУДОЛЕЕВА/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка

Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»

На примере упражнений для первоклассников мы видим, что для возрастания уровня развития коммуникативных компетенций, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые зада...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...

Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"

Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"...