Выступление на педагогическом совете "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"
статья (4 класс) по теме
В докладе приведены конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС" | 603.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
учителя Пчельниковой Е. В.
МБОУ СШ №41
имени М. Ю. Лермонтова
«Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.
Задачи:
- Познакомить с понятием «рефлексия»;
- Дать представление о классификации рефлексии;
- Показать варианты проведения рефлексии на уроках;
Слайд №1
Цель на сегодня: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике….
Только с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Слайд №2
Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Слайд №3
Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Слайд №4
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем,какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Слайд №5
Рефлексия отражает человеческую сущность
1.физическую (успел - не успел);
2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения
испытывал);
4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд №6
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Цели рефлексии:
- сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
- собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
- уйти с урока с зафиксированным результатом.
Слайд №7
Виды рефлексии.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Слайд №8
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
- показ большого пальца вверх или вниз.
- “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
- “Радостный персонаж” – всё хорошо, “грустный персонаж” – грустно.
- Светофор.
Слайд №9
Рефлексия содержания учебного материала.
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
- Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Слайд №10
- Графическая: на доске таблица со знаками
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Слайд №11
- Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д
Слайд №12
- Синквейн (пятистишия).
Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Слайд №13
Слайд №14
- Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Слайд №15
Рефлексия деятельности.
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Слайд №16
- Лесенка успеха.
Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Слайд № 17
- Дерево успеха.
Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Слайд №18
- Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 3 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Слайд №19
5. Итог
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Как помочь учителю в освоении ФГОС"
Презентация составлена по материалам книги М.М. Поташник, М.В. Левит "Как помочь учителю в освоении ФГОС" для педсовета в январе 2016 года....
Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"
Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...
Презентация к выступлению на педагогическом совете : "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"
Презентация знакомит с понятием рефлексия. Даёт представление о классификации рефлексии. Приводятся примеры проведения рефлексии на уроках....
Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС для поддержки успеха учащихся»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи:познакомить коллег с понятием рефлексиядать представление о классификации рефлексиипоказать конкретные вариа...
Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»
Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...
Выступление на педагогическом совете "Эвристические задания, их специфика и условия использования"
Современный школьник – это не чистый белый лист.Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они чит...
Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"
Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"...