Выступление на педагогическом совете "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"
статья (4 класс) по теме

Пчельникова Елена Владимировна

В докладе приведены  конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

учителя Пчельниковой Е. В.

МБОУ СШ №41

имени М. Ю. Лермонтова

                       «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «рефлексия»;
  • Дать представление о классификации рефлексии;
  • Показать варианты проведения рефлексии на уроках;

Слайд №1

Цель   на сегодня: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике….

Только с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Слайд №2

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Слайд №3

Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Слайд №4

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем,какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Слайд №5

Рефлексия отражает человеческую сущность

1.физическую (успел - не успел);

2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения
испытывал);

4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд №6

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

   Цели рефлексии:

  • сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
  • собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
  • уйти с урока с зафиксированным результатом.

Слайд №7

Виды рефлексии.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Слайд №8

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
  • показ большого пальца вверх или вниз. 
  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. 
  • “Радостный персонаж” – всё хорошо, “грустный персонаж” – грустно.
  • Светофор.

Картинки по запросу смайлики рефлексииКартинки по запросу палец большой  отлично плохоКартинки по запросу солнышко рефлексия

Слайд №9

Рефлексия содержания учебного материала.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Слайд №10

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Слайд №11

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д

Слайд №12

  • Синквейн (пятистишия). 

Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд №13

https://fs00.infourok.ru/images/doc/149/172814/img23.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09dd/00001d64-c11c4ca7/640/img11.jpg

Слайд №14

  • Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. 

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Слайд №15

Рефлексия деятельности.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Слайд №16

  • Лесенка успеха.

Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/271/276846/3/img29.jpghttps://allyslide.com/thumbs_2/d6d082a80ec2d30646eeb499a53af01f/img66.jpg

Слайд № 17

  • Дерево успеха.

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/03/28/s_5abbaaab769cb/s871979_4_9.jpeg

Слайд №18

  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 3 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

 Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

https://arhivurokov.ru/multiurok/5/5/6/5561a78778138d0b9bef0a54e46513165b1a7f30/img33.jpg

Слайд №19

5. Итог

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/037d/00040ea4-249166fe/img42.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Как помочь учителю в освоении ФГОС"

Презентация составлена по материалам книги М.М. Поташник, М.В. Левит "Как помочь   учителю в освоении ФГОС" для педсовета в январе 2016 года....

Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"

Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...

Презентация к выступлению на педагогическом совете : "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"

Презентация  знакомит с  понятием рефлексия. Даёт представление о классификации рефлексии. Приводятся примеры  проведения рефлексии на уроках....

Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС для поддержки успеха учащихся»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи:познакомить коллег с понятием рефлексиядать представление о классификации рефлексиипоказать конкретные вариа...

Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»

Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...

Выступление на педагогическом совете "Эвристические задания, их специфика и условия использования"

Современный  школьник – это  не  чистый  белый  лист.Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они чит...

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"...