Рабочая программа и КТП Платные курсы "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа и КТП Платные курсы "Занимательный русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП Платные курсы "Занимательный русский язык" РП | 51.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма
«РАССМОТРЕНО» на МО учителей начальных классов протокол №___ от «___»______2018г. Руководитель ШМО ___________________________ Тляубаева З.Г. | «СОГЛАСОВАНО» Методист платных курсов ________________________ Серегина Г.И. «___»______2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Средняя школа №3» __________________________ В.М.Маренюк «___» ________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету (курсу и т.д.) _ Занимательный русский язык _________________
(указать предмет, курс, модуль)
Количество часов по программе __34_( всего за 4 года обучения 135)______
Ступень обучения (класс) ___ начальное (1-4 класс) _________________
Уровень _____базовый_____________________
(базовый, профильный)
Учитель Журавлева Марина Вениаминовна______________________________
Программа разработана на - Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В рабочую программу включены следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (для ФГОС).
7. Содержание учебного предмета, курса.
9. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
11. Приложения к рабочей программе.
12. Лист корректировки рабочей программы.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс).Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
Программа рассчитана на 160 учебных часов (8 часов в месяц, 5 месяцев в каждом классе, 4 года по 40 часов ).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2019 г.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Речь устная и письменная | 1 | |
2 | Что такое слово | 1 | |
3 | В мире звуков | 1 | |
4 | Игротека | 1 | |
5 | Звуки и буквы- не одно и тоже | 1 | |
6 | Что такое метаграммы | 1 | |
7 | Жили-были гласные и согласные | 1 | |
8 | Игротека | 1 | |
НОЯБРЬ | |||
9 | Волшебник Ударение | 1 | |
10 | Такие разные согласные | 1 | |
11 | Такие разные согласные | 1 | |
12 | Полёт в будущее. | 1 | |
13 | Русские народные загадки | 1 | |
14 | Зачем шипят шипящие | 1 | |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | 1 | |
16 | Игротека | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | Привет, пословица! | 1 | |
18 | Поговорим о предложении | 1 | |
19 | Ещё немного о предложении | 1 | |
20 | Экскурсия в прошлое. | 1 | |
21 | Знакомимся с анаграммами | 1 | |
22 | Что такое текст ? | 1 | |
23 | Что мы пишем с большой буквы | 1 | |
24 | Игротека | 1 | |
МАРТ | |||
25 | О безударных гласных | 1 | |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 | |
27 | Слова-приятели | 1 | |
28 | Игротека | 1 | |
29 | Слова-неприятели | 1 | |
30 | Волшебное слова предлог | 1 | |
31 | Что за зверь такой-фразеологизм | 1 | |
32 | Проект по теме «Путешествие по Стране Слов». | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
33 | Учимся различать слова разных частей речи | 1 | |
34 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | |
35 | В гости к Алфавиту. | 1 | |
36 | В страну слов. | 1 | |
37 | К тайнам звуков и букв. | 1 | |
38 | К тайнам волшебных слов. | 1 | |
39 | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | |
40 | Чудесные превращения слов. | 1 |
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2018 г.
Календарно-тематическое планирование во 2 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Что мы знаем о звуках и буквах ? | 1 | |
2 | Что такое лексика? | 1 | |
3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
4 | Игротека | 1 | |
5 | Слова-братья | 1 | |
6 | Слова - наоборот | 1 | |
7 | Пословица недаром молвится | 1 | |
8 | Игротека | 1 | |
НОЯБРЬ | |||
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 | |
10 | Играем со словарными словами | 1 | |
11 | Анаграммы | 1 | |
12 | Игротека | 1 | |
13 | Секреты некоторых букв | 1 | |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 | |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | 1 | |
16 | Игротека | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | Слова, обозначающие предметы | 1 | |
18 | Слова, обозначающие действие предметов | 1 | |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | |
20 | Игротека | 1 | |
21 | Текст, тема, главная мысль | 1 | |
22 | Заголовок- всему голова | 1 | |
23 | Работаем с фразеологизмами | 1 | |
24 | Игротека | 1 | |
МАРТ | |||
25 | И снова пословицы | 1 | |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | 1 | |
27 | Русские народные загадки | 1 | |
28 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
29 | И вновь словарные слова | 1 | |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 | |
32 | Игротека | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
33 | В Королевстве ошибок. | 1 | |
34 | В Страну Слогов. | 1 | |
35 | К тайнам волшебных слов. | 1 | |
36 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
37 | В удивительном городе Неслове. | 1 | |
38 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
39 | В гости к Алфавиту. | 1 | |
40 | К тайнам звуков и букв. | 1 |
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2018 г.
Календарно-тематическое планирование в 3 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Да здравствует русский язык! | 1 | |
2 | Вежливые слова | 1 | |
3 | Поговорки и пословицы | 1 | |
4 | Игротека | 1 | |
5 | Запоминаем словарные слова | 1 | |
6 | Растения во фразеологизмах | 1 | |
7 | Животные во фразеологизмах | 1 | |
8 | Игротека | 1 | |
НОЯБРЬ | |||
9 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | |
10 | Как Морфология порядок навела | 1 | |
11 | Игры с пословицами | 1 | |
12 | Игротека | 1 | |
13 | И снова животные во фразеологизмах | 1 | |
14 | Кое-что о местоимении | 1 | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 | |
16 | Игротека | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 | |
18 | Про корень и окончание | 1 | |
19 | Про суффикс и приставку | 1 | |
20 | Крылатые слова. | 1 | |
21 | Непроизносимые согласные | 1 | |
22 | Учимся различать приставку и предлог | 1 | |
23 | Учимся писать не с глаголами | 1 | |
24 | Игротека | 1 | |
МАРТ | |||
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | |
26 | Его величество Ударение | 1 | |
27 | Поговорим о падежах | 1 | |
28 | Крылатые слова. | 1 | |
29 | Сложные слова | 1 | |
30 | От архаизмов до неологизмов | 1 | |
31 | По страницам энциклопедий | 1 | |
32 | Игротека | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
33 | Синонимы в русском языке | 1 | |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 1 | |
35 | Путешествие в страну Слов. | 1 | |
36 | В гостях у слов- родственников. | 1 | |
37 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
38 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |
39 | Новые слова в русском языке. | 1 | |
40 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2018 г.
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
И снова о русском языке… | 1 | ||
Крылатые слова и афоризмы | 1 | ||
Копилка занимательных заданий | 1 | ||
Что такое орфоэпия? | 1 | ||
Об именах | 1 | ||
О русских фамилиях | 1 | ||
В поисках сбежавших головоломок | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
НОЯБРЬ | |||
Мы играем в логогрифы | 1 | ||
Учимся распознавать речевые ошибки | 1 | ||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | ||
Многозначность слова. | 1 | ||
Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 | ||
Работаем над рифмами | 1 | ||
Словесные забавы | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
Продолжаем работу над фразеологизмами | 1 | ||
Русские пословицы и поговорки | 1 | ||
Ассорти для любителей русского языка | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
И снова о фразеологизмах | 1 | ||
Однородные члены предложения | 1 | ||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | ||
Многозначность слова. | 1 | ||
МАРТ | |||
Про омонимы и их разновидности | 1 | ||
Еще немного фразеологизмов | 1 | ||
Словари «чужих» слов. | 1 | ||
О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | ||
Что такое «паронимы» | 1 | ||
Запоминаем словарные слова | 1 | ||
Фразеологические обороты. | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
АПРЕЛЬ | |||
Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | ||
Словарь- грамотей. | 1 | ||
Научная этимология. | 1 | ||
Какие бывают имена? | 1 | ||
Древнерусские имена. | 1 | ||
Отчество и фамилия. | 1 | ||
Слова, придуманные писателями. | 1 | ||
Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения курса:
- Книгопечатные пособия:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
- Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультмедиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Б...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа 4 класс "Школа России" русский язык
Рабочая программа 4 класс "Школа России" русский язык...
Рабочая программа по окружающему миру и русскому языку по программе ПНШ 1 класс
Рабочая программа по перспективной начальной школе....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...