Формирование универсальных учебных действий
методическая разработка на тему

Формирование универсальных учебных действий учащихся может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно (А. Дистервег). В обучении огромную роль имеет коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижения общности: установление контактов, сплоченность, а также процесса межличностного восприятия, включая понимание собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коммуникативные действия 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий учащихся может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно (А. Дистервег). В обучении огромную роль имеет коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижения общности: установление контактов, сплоченность, а также процесса межличностного восприятия, включая понимание собеседника.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей,  умение слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Нас, как учителей волнует вопрос, Как научить детей учиться, заинтересовать своим предметом, исходя из этого, необходимо применять такие формы работы с учащимися, чтобы способствовать повышению их интереса к предмету. Одним из таких подходов для нас является групповая форма работы. Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают опыт сотрудничества друг с другом. В ходе групповой работы применяются различные стратегии. Стратегия критического мышления предполагает работу в группах, стратегия диалогового обучения подтверждает, что дети эффективнее учатся при активном их вовлечении и в обсуждения и дискуссии. Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, общаются со сверстниками, защищаются и представляют свои идеи, обмениваются мнениями, принимают активное участие во взаимооценивании, и самооценивании. Обучение, то есть обучение в сотрудничестве – это философия творческого ищущего педагога. Групповая работа – это сотрудничество на основе уважения, признание способностей учащегося и личный вклад каждого члена группы.

Принципы групповой работы выделил эстонский ученый Х. И. Лийметс:

  • Группа от 3 до 6 человек
  • Каждая группа получает свое задание (одинаковое или дифференцированное)
  • Внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли (лидер, спикер, аналитики, хранители времени)
  • Процесс выполнения задания осуществляется на основе обмена мнениями

Обучение в группе позволяет всем учащимся активно учувствовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать для положительного конечного результата.

Специфика ваших предметов коллеги такова, что предполагает деление на 2 группы класс в процессе изучения языков. Деление класса по 15-16 человек также затрудняет изучение языков, поэтому внутри своей группы каждый педагога новатор творит:

  • Работа в малых группах (пары, группы, тройки, “два”, “четыре”, “вместе”)
  • Метод карусели
  • “Мозговой штурм”
  • Прием “аквариум”
  • Дискуссии, дебаты

Этот список можно пополнять; каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся.

“Карусель” – групповой метод работы, в процессе которой образуются два кольца: внутренний и внешний. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают за несколько минут проговорить несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отработать диалоги.  

Прием “аквариум” представляет собой “спектакль”, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитикой. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее.

“Метод мозгового штурма” (мозговая атака) является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбираю наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Во время работы учеников по группам учитель может занимать различные позиции: быть руководителем, “режиссером”, экспертом, наблюдателем. В начале, учитель “включает” учеников в совместное выполнение заданий в группе; дает инструктаж о последовательности этапов работы; если дети не умеют распределять роли, то это выполняет педагог.

Но помним, в групповой работе помощь учителя минимальна. Дети, получив задание, сами регулируют взаимодействие с партнерами на всех этапах учебной работы.

Групповая работа позволяет и детям и учителю:

  • Организовать эффективно учебный процесс
  • Приобрести опыт в выполнении важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование)
  • Использование дополнительных средств вовлечение детей в содержание обучения
  • Органически сочетать на уроке “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных коммуникативных универсальных учебных действий.

Второй шаг – выработать правило работы в группах.

  • Перед работой договариваемся, кто какую функцию будет выполнять.
  • Сморим на говорящего.
  • Разговариваем в полголоса.
  • Стараемся понять друг друга

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • Планирование сотрудничества с учителем, учащимися (цели, функции, способы)
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Управление поведением партнера
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть формами речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

Отношения между учащимися должны быть положительными или нейтральными. С ребенком не принимаемым детьми, придется поработать отдельно подумать, как его подключить к групповой работе.

  • Состав групп должен меняться
  • Группы должны быть разными, но близкими по уровню общения
  • Эффективность групповой работы зависит от возможности обмениваться мнениями и обсуждать проблемы, задачи
  • Вам пройдется регулировать уровень шума

По мере использования групповых форм сразу выявляется лидер, кто умеет логически представить общий результат, кто конфликтует. Поэтому помним необходимо менять роли. Лидеру быть исполнителем, конфликтному – роль посредника. Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель.

И конечно, работа в группе при формировании коммуникативных учебных действий зависит от культуры общения.

Ведь необходимо:

  • Слушать внимательно партнера;
  • Уточнять, что ты правильно понял его высказывания;
  • Отмечать только положительные моменты
  • Уважать чужие ошибки;
  • Стараться работать корректно;
  • При затруднении обращаться к партнеру и оказывать взаимопомощь;
  • Помнить результат – общее дело группы;
  • Поблагодарить партнера за работу;

Все эти нормы поведения вводятся с начальной школы.

Сотрудничество в групповой работе – совокупность способностей. Направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмционально-психолргических потребностях партнеров по современной действительности; оказывать поддержку, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную работу в группе.

Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных групповых действий, в силу своего универсального характера естественным образом распространяется на все учебные предметны и, особенно, на внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность открывает талант педагога на раскрытие коммуникативных универсальных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...