Курс для дошкольников по математике "Формирование математических понятий"
рабочая программа на тему
Курс «Формирование математических понятий» предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 483.5 КБ |
rabochaya_programma.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Директор_________Л.А.Старцева Зам. директора по УВР______________ Руководитель ШМО______________
«_____»______________2016г. «_____»______________2016г . «_____»______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса для дошкольников
«Формирование математических понятий»
учебный год 2016-2017
учитель Ивашура Е.В.
количество часов в неделю 1
количество часов всего 30
Сургут 2016
Пояснительная записка.
Курс для дошкольников по математике.
Курс «Формирование математических понятий» предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Он представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начального и основного уровня, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ребёнка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Цель программы – создание условий для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечение успешного развития способностей и мышления детей.
Основными задачами математического развития дошкольников в данном курсе являются:
- заложить основу мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- работать над увеличением объёма внимания и памяти;
- продолжить формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
- развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
- развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- начать вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:
- поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени.
Программа курса рассчитана на 30 часов по 1 занятию в неделю. Продолжительность одного занятия не более 30 минут.
Содержание программы. Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на... - меньше на ...)
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах длины.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей. Работа с таблицами.
Пространственно - временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди -сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще -тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг.
Формы и методы, используемые на занятиях.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому в курсе предложено большое количество игровых упражнений. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Тетради на печатной основе «Готовимся к школе» Н.Б.Истомина, Н.А.Муртазина (допускается использование других подобных комплектов) помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дошкольники могут высказать своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет учителю впоследствии скорректировать свою работу.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Таким образом, работа с дошкольниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности
Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
• принцип деятельности
Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
• принцип минимакса.
Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом.
• принцип целостного представления о мире.
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
• принцип вариативности
У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия.
• принцип творчества
Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
• принцип непрерывности
Обеспечиваются преемственные связи между всеми уровнями образования.
Данные принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Дошкольник научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
- целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;
- замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос);
- понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
- участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы;
- стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами;
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
- строить небольшие устные монологические высказывания.
Предметные результаты:
Дошкольник научится:
- организовать своё рабочее место за партой;
- правильно сидеть за партой, правильно держать ручку, карандаш, правильно располагать тетрадь на парте;
- называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок, прямая линия);
- различать предметы по цвету, количеству, форме;
- различать многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;
- сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- сравнивать предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
- выделять и выражать в речи признаки сходства им различия отдельных предметов и совокупностей;
- выделять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
Диагностика результативности подготовительных занятий по программе «Формирование математических понятий».
Направление диагностики | Шкала |
Графический диктант | 2 балла - с заданием справился; 1 балл - допущены неточности, которые не влияют на общую форму и смысл задания; 0 баллов - с заданием не справился, допущены грубые искажения формы размера, смысла. |
Классификация предметов по форме, цвету, размеру | 2 балла - с заданием справился; 1 балл - допущены неточности, которые не влияют на общую форму и смысл задания; 0 баллов - с заданием не справился, допущены грубые искажения формы размера, смысла. |
Нахождение «лишних» предметов | 2 балла - с заданием справился; 1 балл - допущены неточности, которые не влияют на общую форму и смысл задания; 0 баллов - с заданием не справился, допущены грубые искажения формы размера, смысла. |
Пространственные отношения | 2 балла - с заданием справился; 1 балл - допущены неточности, которые не влияют на общую форму и смысл задания; 0 баллов - с заданием не справился, допущены грубые искажения формы размера, смысла. |
Итоговые результаты по диагностике:
- высокий уровень (8-7 баллов)
- средний уровень (6-4 балла)
- низкий уровень (3 и менее баллов)
Образцы материала для проведения диагностики находятся в Приложении 1.
Тематическое планирование.
№ п/п | Темы | Количество занятий |
1. | Знакомство с математикой. | 1 |
2. | Свойства предметов.Сравнение предметов по цвету. | 1 |
3. | Свойства предметов. Сравнение предметов по размеру и по форме. | 1 |
4-6. | Пространственные отношения. | 3 |
7-8. | Сравнение групп предметов. Нахождение пары. | 2 |
9. | Учимся находить пары предметов по одинаковым признакам. | 1 |
10. | Строим узор по правилу. | 1 |
11. | Составляем узор. Развиваем творческие способности. | 1 |
12. | Пишем графический диктант. | 1 |
13. | Учимся находить «лишнее». | 1 |
14. | Учимся классифицировать. | 1 |
15. | Учимся анализировать предметы по отдельным признакам. | 1 |
16. | Сравнение групп предметов. | 1 |
17. | Длина предметов. | 1 |
18. | Дни недели. | 1 |
19. | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. | 1 |
20. | Пространственные отношения: «уже, короче, выше, ниже, длиннее, шире». | 1 |
21. | Распознаем и считаем геометрические фигуры. | 1 |
22. | Времена года. Называем месяцы. | 1 |
23-24. | Сравнение предметов по форме и размеру. Учимся аргументировать свои высказывания. | 2 |
25-26. | Учимся работать по алгоритму. Сравнение предметов по количеству. | 2 |
27-28. | Отношение: часть - целое. | 2 |
29. | Решение комбинаторных задач. | 1 |
30. | Итоговое занятие. Весёлая математика. | 1 |
Итого: 30 часов
Приложение 1.
- Образец для написания графического диктанта.
- Классификация предметов по форме, цвету, размеру.
Выбери правильный ответ.
- Фигуры разбиты на группы по … (форме, цвету, размеру)
- Что изменилось? (форма, цвет, размер)
С. Что изменилось? (форма, цвет, размер)
- Нахождение «лишних» предметов
- Пространственные отношения
- Кто у нас в гостях? Как назвать одним словом? Назови.
- Каким по счету стоит дятел? Синичка?
- Кто расположен после сороки? Справа от голубя?
- Кто расположен перед вороной? Слева от цыпленка?
- Кто расположен между воробьем и сорокой?
- На какие две группы можно разделить этих птиц?
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике для дошкольников.
№ п/п | Тема | Кол-во часов. | Дата | Корректировка | Основное содержание занятий | Деятельность детей |
1. | Знакомство с математикой. | 1 | Знакомство c предметом «математика». Сравнение совокупностей. Знакомство с понятиями «лишний» предмет, признак. | Выявлять «лишние» предметы из группы, сравнивать совокупности, выделять закономерности. | ||
2. | Свойства предметов. Сравнение предметов по цвету. | 1 | Знакомство со свойствами предметов. Умение сравнивать предметы по цвету. Рассмотрение заданий в тетради, составление плана выполнения работы. | Выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство. | ||
3. | Свойства предметов. Сравнение предметов по размеру и по форме. | 1 | Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник. Умение сравнивать предметы по форме и размеру. | Определение признаков сходства и различия геометрических фигур Сравнивать предметы по размеру и форме. Устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера, изменения формы. | ||
4. | Пространственные отношения. | 1 | Умение распознавать положения: слева, справа. Применение полученных знаний на практике. | Определять положения предметов слева, справа. | ||
5. | Пространственные отношения. | 1 | Умение распознавать положения: на, над, под. Изучение назначения школьных принадлежностей, выработка умения за ними ухаживать. | Определять положения предметов на, над, под. | ||
6. | Пространственные отношения. | 1 | Умение распознавать положения: между, посередине, ближе, дальше, выше, ниже, перед, за. | Определять положение предметов между, посередине, ближе, дальше, выше, ниже, перед, за. Удалять из группы предметов её части. | ||
7- 8. | Сравнение групп предметов. Нахождение пары. | 2 | Сравнение предметов положения: «столько же, больше, меньше». | Находить признаки сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку или отличному от других. | ||
9. | Учимся находить пары предметов по одинаковым признакам. | 1 | Сравнение групп предметов по цвету, форме. | Формирование умение находить одинаковые признаки. | ||
10. | Строим узор по правилу. | 1 | Формирование понятия «порядок предметов». | Сопоставлять число совокупности элементов, обозначающих количество предметов в группе. | ||
11. | Составляем узор. Развиваем творческие способности. | 1 | Совершенствование умения составлять узор | Самостоятельно составлять узор, согласно лично придуманному правилу. | ||
12. | Пишем графический диктант | 1 | Знакомство понятиями «треугольник», «цвет и размер предметов» | Ориентация в пространстве. Находить признаки сходства и различия совокупностей. | ||
13. | Учимся находить «лишнее». | 1 | Знакомство понятиями «квадрат», «ромб, прямоугольник» | Сравнивать предметы по свойствам, соотносить число с предметами. | ||
14. | Учимся классифицировать. | 1 | Развитие умения классифицировать предметы по различным признакам. | Соотносить совокупность предметов с признаками. Разбивать группу фигур на части по различным признакам. | ||
15. | Учимся анализировать предметы по отдельным признакам. | 1 | Обучение умению анализировать предметы по отдельным признакам. Развитие умение работать в паре. | Соотносить совокупность предметов. Разбивать группу фигур на части по различным признакам. Формирование мыслительных операций (анализ). | ||
16. | Сравнение групп предметов. | 1 | Обучение умению сравнивать группы предметов по количеству различными способами. | Сравнивать группы предметов путём составления пар (наложением, проведением линий), выявлять закономерность между предметами. | ||
17. | Длина предметов. | 1 | Обучение умению сравнивать предметы, употребление в речи слов «длиннее», «короче» «шире», «уже» | Сравнивать предметы, выделять параметры длины, использовать при сравнении слова в речи «длиннее», «короче», «уже», «шире». | ||
18. | Дни недели. | 1 | Знакомство понятиями «дни недели» | Знать дни недели. Соотносить совокупность предметов с количеством. | ||
19. | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. | 1 | Формирование умения сравнивать группы предметов по количеству на наглядной основе. | Сравнивать предметы по количеству, по форме, по цвету и размеру с помощью составления пар. Решать логические задачи, опираясь на полученные знания. | ||
20. | Пространственные отношения: «уже, короче, выше, ниже, длиннее, шире». | 1 | Знакомство с пространственными понятиями «уже», «короче», «выше», «ниже», «длиннее», «шире», измерение с помощью мерки. | Уметь сравнивать предметы по длине, высоте, ширине. Измерение длины с помощью мерки. | ||
21. | Распознаем и считаем геометрические фигуры. | 1 | Знакомство с объемными и плоскими геометрическими фигурами. | Соотносить совокупность предметов с числом. Знать названия объемных и плоских геометрических фигур. | ||
22. | Времена года. Называем месяцы. | 1 | Знакомство с понятиями «времена года», «название месяцев». | Уметь присчитывать и отсчитывать по одному, используя пространственные отношения. Знать времена года. | ||
23-24. | Сравнение предметов по форме и размеру. Учимся аргументировать свои высказывания. | 2 | Закрепление умения сравнивать предметы по размеру, форме. | Соотносить совокупность предметов по форме и размеру. Решать логические задачи, опираясь на полученные знания. | ||
25-26. | Учимся работать по алгоритму. Сравнение предметов по количеству. | 2 | Формировать умение работать по алгоритму | Использовать символы для обозначения свойств предметов, планирование действий согласно алгоритму. | ||
27-28. | Отношение: часть - целое. | 2 | Формирование умения объединять группы предметов, удалять из группы предметов её части. | Объединять группы предметов в одно целое. Определять положения предметов в пространстве. Определять целое и части. Удалять из группы предметов её части. | ||
29. | Решение комбинаторных задач. | 1 | Формирование комбинаторных способностей. Развитие логического и творческого мышления. | Использовать различные комбинации и варианты ответов при решении задач, использовать в речи соответствующие термины, осознавая их смысл. | ||
30. | Итоговое занятие. Весёлая математика. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал. | Соотносить цифры и количество предметов. Сравнивать совокупности, уметь ориентироваться на плоскости листа, знать числовой ряд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические понятия
Презентация поможет учителю в объяснении материала по теме " Математические понятия"...
Формирование элементарных математических понятий младшего школьника
Формирование элементарных математических понятий младшего школьника...
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры
Занятие-развлечение для дошкольников старшей группы...
Статья на тему «Математические игры как средство пропедевтики математических понятий»
Статья посвящена математическим играм – одной из разновидностей дидактических игр. Описана методика работы с математическими играми....
Статья на тему: "Использование аналогии при изучении математических понятий в начальных классах"
Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже ...
Формирование математических понятий и представлений у первоклассников на примере изучение темы «Длина и её измерение»
Описание методики введения понятий "длина", "измерение длины" в первом классе УМК "Школа России". Алгоритм подготовки учителя к уроку. Упражнения по развитию приёма классификации на примере изучения т...
Кроссворд-презентация "Математические понятия" (3 класс).
Кроссворд составлен на основе арифметических, алгебраических и геометрических знаний для учащихся 3 классов. Если задание сложное, можно взять подсказку. При составлении кроссворда использовался учебн...