Программа "Подготовка дошкольников к школе в среде ФГОС"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_podgotovka_doshkolnikov_k_shkole.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности.
Данная программа позволяет успешно подготовить ребенка к школе, избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму, чтению, математике.
Программа подготовки к школе актуальна, т.к. направлена на то, чтобы дети чувствовали себя комфортно в процессе обучения. Легче вошли в новые для них условия, быстрее адаптировались. Чтобы процесс познания был в радость, т.к. успех в учении вдохновляет ребенка на новые успехи.
Цель программы:
подготовить ребенка физически и психологически к освоению школьной программы.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
- развивать фонематический слух детей: совершенствовать умение различать на слух все фонемы родного языка изолированно и в звуковом окружении;
- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, ручкой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховых и т.д.;
- развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами и цифрами) – символами;
- развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности;
- создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации, вызывая чувство удовлетворения от работы.
Отличительная особенность программы: занятия проводятся в форме игры, которая является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.
В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, помогает в процессе обучения сформировать у детей «готовность к школьному обучению», включающую:
- развитие речи;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие произвольности, т.е. ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением;
- развитие познавательной активности;
- развитие мелкой моторики;
- сформированность внутренней позиции школьника.
Курс рассчитан на детей 6-6,5 лет
84 часа учебного времени
3 занятия по 25 минут с 10 мин. перерывом
1 раз в неделю
Направления работы
Образовательная деятельность | Работа с родителями |
|
|
Развитие речи
Занятия, № | Задачи |
1-5 13, 23, 25, 27 | Ознакомление детей с природными изменениями, жизнью животных и птиц. |
1, 3, 9 | Составление описательных рассказов по игрушкам и картинкам. |
20, 23 | Пересказ литературных произведений. |
6, 11, 14, 21, 23 | Творческое рассказывание |
6, 17, 25 | Составление рассказов по картинке. |
15, 16, 17 | Я – человек. Линия жизни. |
1-5, 23, 25, 27, 28 | Решение противоречий. |
4, 22, 27 | Моделирование. |
4, 24, 25, 27 | Знакомство с линейной системой. |
7, 12, 13, 16, 19 | Школа безопасности. Нравственное воспитание. |
- Лето, лето, скажи нам, где ты?
- День год кормит.
- Осень золотая.
- Почему улетают птицы.
- Почему грустит щенок.
- Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
- К нам гости пришли.
- Сравнение и описание предметов.
- Составление сказок.
- Сказка за сказкой.
- Путаница (особенности времен года).
- Огонь – друг, огонь – враг.
- Что такое хорошо и что такое плохо.
- Вот такой снеговичок!
- Я – человек.
- Я – человек.
- Я – человек.
- Сказка наоборот.
- Рисуем музыку.
- Пересказ сказки «Лиса и козел».
- Весна пришла.
- Путешествие в страну цветов.
- Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».
- Хлеб всему голова.
- Живые картинки.
- Человечек «Разреши противоречие».
- На лесной полянке.
- Знайкина школа.
Подготовка руки к письму
Занятия, № | Основная тема |
1-9 | Печатные буквы |
10-15 | Пишем сами |
16-19 | Графические узоры |
20-28 | Основные элементы прописного письма |
- Вводное занятие. Пр-к первой тетради.
- Основные элементы печатных букв.
- Печатные буквы из вертикального прямоугольника.
П, Н, Г, Е, Ц
- Печатные буквы из квадрата.
Ш, Щ, М, Т, Ы
- Печатные буквы с наклонными элементами.
Л, А, И, У, Х
- Печатные буквы из кругов.
О, Э, С, Ю
- Комбинированные печатные буквы.
Р, Ф, Б, Я, В, З
- Комбинированные печатные буквы.
Ч, Д, К, Ж, Й
- Печатные буквы. Обобщение.
- Печатание слогов.
- Печатание простых слов.
- Фонематический диктант.
- Печатание простых слов. Имена.
- Печатание слов и предложений.
- Печатание слов и предложений.
- Рисование геометрических фигур.
- Графические диктанты.
- Графические диктанты.
- Графические диктанты.
- Рисование кругов и овалов.
- Рисование «волшебных» линий и спиралей.
- Тетрадь в косую линию.
- Точка и наклонные линии разных размеров.
- Крючки сверху вниз.
- Крючки снизу вверх.
- Крючки разных размеров.
- Крючок с подъемом большой и маленький.
- Диктант из разных элементов.
Формирование математических представлений
Занятия, № | Тема |
1-3 | Основные свойства предметов: цвет форма размер материал Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. |
4-6 | Квадрат, круг, треугольник, прямоугольные цепочки. Счет предметов. |
7-10 | Счет предметов. Сравнение предметов. Поиск закономерностей. |
11-15 | Совокупность предметов и фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. |
16-17 | Сравнение совокупностей. Сложение, вычитание. |
18-20 | Часть и целое. Сравнение. Счет прямой и обратный. |
21-24 | Пространственно-временные отношения. Порядок. |
25-28 | Число и цифра. Отношения: длиннее, короче, одинаковые. Понятие: столько же. |
Литература, используемая учителем:
- А. Узденкова «Звукарник», Екатеринбург, 1998 г.
- А.Е. Белая «Пальчиковые игры», М., «Астрель», 2006 г.
- Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей», ТОО «Горинго», 1995 г.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика», М., АСТ «Астрель», 2006 г.
- Г.А. Фалькович «Развитие речи», М., «Вако», 2007 г.
- Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить», М., 1995 г.
- В. Волина «Занимательная математика», СПб, «Дидактика», 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"
В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....
Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС
•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...
Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...
Психологическая готовность дошкольника к школе
Основные показатели готовности ребёнка к школе....
Образовательная программа по подготовке дошкольников к школе "Калейдоскоп знаний"
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состо...
Подготовка дошкольников к школе в контексте подготовки к ФГОС
Материал для развития произвольного внимания, зрительной памяти, активации глагольного словаря....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...