Рабочая программа 4 класс "Гармония"
рабочая программа (4 класс) на тему

Безменова Наталья Павловна

Предоставлен материал рабочей программы по предметам 4 класс по "Гармонии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_4.zip324.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                                                                                                Директор школы  Зырянова  Т. Н.                                  

                                                                                                                          «___»________________2016 г.

                                                                                                                                                         __________________________

Рабочая программа по учебному предмету

 «Литературное чтение»

(начальное общее образование)

«Гармония»

на 2016 – 2017  учебный год

                                                                                                Разработчик:

                                                                                                    Безменова Н. П.

                                                                                                                     учитель начальных классов,

                                                                                                                                  первая  квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО                                                                           Принята на педсовете

Протокол № ____ от «____»_________2016 г.                                                          Протокол № ____ от «___»________2016 г.

2.  Пояснительная записка

    Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е. К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • авторской программы О. В. Кубасовой (2013 г.);
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1 им. Е. К. Зырянова;
  • положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

  • создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
  • создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

Личностные задачи:

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;
  • развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
  • обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
  • формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины;
  • формирование привычки к  рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
  • формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;        
  • Развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

  • формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
  • приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества;
  • формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;  
  • формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;
  • выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

  • формирование положительной мотивации к чтению;
  • создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
  • развитие воссоздающего воображения;
  • бучение адекватному восприятию читаемого;
  • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;
  • совершенствование всех сторон навыка чтения;
  • формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал;
  • развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение;
  • обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
  • изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
  • формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
  • обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями;
  • освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера;
  • формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
  • развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
  • обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового  содержания;
  • развитие литературных способностей.

Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в

 программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

           Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с редакциями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

-   соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.  

             Изменения в программе: распределение часов по разделам было выполнено в соответствии с авторской программой  при использовании  методического пособия авт.-сост. Ю. Н. Понятовской, под ред. Е. С. Галанжиной – М.: Планета, 2013.

              Для реализации программного содержания используются УМК: 

  1. Кубасова О. В. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  2. Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению - Смоленск: «Ассоциация XXI век».

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе отводится  540 часов: 1 класс – 132 ч., 2 – 4 классы – по 136 часов в году. В третьем классе программа рассчитана на 136  часов в год,  (34 учебных недели).

   На изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю). 78 часов (обучение грамоте), 54 часа (литературное чтение)

 Программа рассчитана:

 

Класс

Количество часов

в учебном году

в неделю

1

132

4

2

136

4

3

136

4

4

136

4

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

(Литературное чтение)

 

Универсальные учебные действия

                                                                              (личностные и метапредметные результаты)

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

            При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

              Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

               В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать

            сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют

            действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения

            задач.

               При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с    помощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

               Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию

            собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

            воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,

            важнейшими компонентами,  которых являются тексты.

               При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих

   коммуникативных результатов:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты «Работа с текстом»

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» при получении  начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

                                            Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

                                                Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты.

К завершению обучения при получении начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

4.  Содержание учебного предмета

(Литературное чтение)

2016 – 2017 учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

С. Михалков.

Гимн РФ 1ч

Что за прелесть эти сказки!..

(26 ч).

Гимн РФ

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».

Знать:

- текст Гимна РФ, историю его создания.

Уметь:

- целостно воспринимать прочитанное.

Знать:

- понятия «сказка», «виды сказок»,  мораль произведения;

- понятия «сказка», «зачин», «концовка»,  устаревшие слова;

Уметь:

- выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию;

- читать по ролям; работать с текстом;

- объяснить отличия этой сказки от предыдущих;

- пользоваться основными средствами интонационной выразительности;

- выразить личное отношение к прослушанному;

- анализировать содержание сказок;

- делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

эмоционально откликаться на прочитанное;

ЛИЧНОСТНЫЕ

1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;

2.Осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;

3.Ценит культурные и исторические памятники посёлка;

4. Уважает другие народы России;

5.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;

6.Уважает ценности семьи;

7.Бережно относится к родной природе;

8.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;

10. Выполняет нормы и требования школьной жизни;

11.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

12.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;

13.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

12. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1.Принимает и сохраняет учебную задачу;

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;

7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;

10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8.Осуществляет синтез как составление целого из частей;

9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

4. Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

5. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

6.Формулирует собственное мнение и позицию;

7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров;

10.Контролирует действия партнёра.

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины

(5 ч).

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

Знать:

– понятие «былина»;

особенности былинных сказов;

– правила чтения былин;

  • содержание былин;

Уметь:

– работать над содержанием;

– находить в тексте слова-подтверждения;

- анализировать картину В. М. Васнецова «Богатыри»;

– делать выводы

Уж сколько раз твердили миру...

Басни

(5 ч).

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».

Знать:

– понятие «басня»;

–содержание басен.

Уметь:

– работать с текстом басни;

– читать по ролям;

инсценировать басню;

– отвечать на вопросы по содержанию;

– находить основную мысль;

Оглянись вокруг. Рассказы

 (26 ч).

М. Пришвин,  «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».

Знать:

 - понятие «рассказ».

Уметь:

 - передавать содержание прочитанного;

- работать с текстом и анализировать прочитанное;

– отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста;

– озаглавливать части рассказа;

– пересказывать;

– делить текст на части;

– читать осмысленно про себя;

– делать выводы

– находить в тексте слова-доказательства;

– работать над содержанием;

– понимать замысел автора;

–пересказывать близко к тексту

Золотая колесница. Мифы Древней Греции (5 ч).

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

Знать:

– понятие «миф»;

– содержание мифа.

Уметь:

– осмысливать доступную литературу;

– работать с текстом;

– делить текст на части и составлять план;

– пересказывать мифы.

В    начале     было слово, и слово было Бог... Библейские сказания

(10 ч).

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Уметь:

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

–пересказывать наиболее понравившиеся отрывки;

– отвечать на вопросы

«Самого главного глазами не увидишь...»-15ч

Повесть-сказка  А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц

Уметь:

– работать с текстом;

– выделять событие, составляющее основу художественного произведения

– выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

–пересказывать наиболее понравившиеся отрывки;

– отвечать на вопросы

Мир — театр,

люди — актеры... Пьесы

(7 ч).

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе  дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».

Знать:

– понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»;

– содержание пьесы.

Уметь:

– нарисовать словами каждого героя;

– читать по ролям

Мир волшебных звуков. Поэзия

(16 ч).

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».

Уметь:

– заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов;

– читать выразительно перед аудиторией;

– находить красочные средства изображения ;

- развивать речь, дикцию

Когда, зачем и почему? Познавательная литература

(20 ч).

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константиновский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».

Знать:  содержание статьи.

Уметь:  читать выборочно, про себя, в парах

– рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине;

– объяснять переносное значение слов;

– делить текст на части;

–высказывать свое отношение к природе, произведению;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги;

– словесно нарисовать портрет князя Владимира с использованием слов текста

5. Тематическое планирование (Литературное чтение)

2016 - 2017 учебный год  

п/п

Тема урока

Кол-во

Часов

Дата

(план)

Дата

(факт.)

1

Введение. С. Михалков «Гимн Российской Федерации» И. Токмакова «В чудной стране».

1

2.09

«Что за прелесть эти сказки!..» (26 ч)

2-3

«Всё у нас, слава Богу,  хорошо!» (русская народная сказка)

«Петр I и мужик» (русская народная сказка)

2

3,5

4-5

«Петр и Петруша» (русская народная сказка)

2

6,9

6-7

«Марья и ведьмы» (русская народная сказка)

2

10,12

8-9

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

2

13,17

10

Проверка уровня сформированности навыка чтения

1

16.09

11-12

«Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). «Жизнь человека» (бразильская сказка)

2

19,20

13-14

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

2

23,24

15-16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2

26,27

17-18

Д. Джекобс «Рыба и кольцо»

2

30.09,1.10

19-20

В. Берестов «Сказка». К. Чуковский «Приключения белой мышки»

2

3,4.10

21-22

Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

2

7,8

23-24

Дж. Родари «Эти бедные привидения»

2

10,11

25-27

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

3

14,15

«О доблести, о подвигах, о славе …» (5 ч)

28-29

Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

2

17,18

30-31

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

2

21,22

32

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева, обработка В. Аникина)

1

24

«Уж сколько раз твердили миру…». Басни (5ч)

33-34

Г.-Х. Андерсен «Эта басня сложена про тебя». Эзоп «Лисица

и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор

и его мать»

2

25,28

35

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

 1

7.11

36

Л. Толстой «Лев и Лисица»,

 С. Михалков «Просчитался», «Услужливый»

1

8

37

С. Михалков «Заячье горе».

И. Демьянов «Валерик и тетрадь»

1

11

«Оглянись вокруг». Рассказы (26 ч)

 38

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока».

Н. Сладков «В норе»

1

12

39

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

14

40

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

1

15

41

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

18

42

Ю. Яковлев «Полосатая палка», А. Платонов «Цветок на земле»

1

19

43

Проверка уровня сформированности навыка чтения

1

21

44

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

22

45

Н. Носов «Огородники»

1

25

46

Н. Носов «Клякса»

1

26

47-48

Ю. Ермолаев «Жарко», М. Зощенко «Елка», О. Григорьев «Две трубы»

2

28,29.11

49-50

С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

2

2,3.12

51-52

А. П. Чехов «Ванька»

2

5,6

53-54

Г. Сенкевич «Янко-музыкант»

Проверка уровня сформированности навыка чтения

2

9,10

55-56

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

2

12,13

57-58

Л. Кассиль «У классной доски»

2

16,17

59-60

В. Лидин «Завет»

2

19,20

61-63

Обобщение по разделу. Книги о Великой Отечественной войне

3

23,24,26

«Золотая колесница». Мифы Древней Греции (5ч)

64-65

Герои Эллады. Персей

2

27,30.12

66-67

«Орфей и Эвридика»

2

13,14.01

68

«Дедал и Икар»

1

16,17

«В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания (10 ч)

69-70

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Всемирный потоп»  

2

20,21

71-72

Моисей («Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек»)

2

23,24

73-75

С. Лагерлеф «Святая ночь»

3

27,28,30

76-78

А. Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение по разделу.

3

31.01,

3,4.02

«Мир – театр, люди – актеры…» Пьесы (7 ч)

79-80

С. Маршак «Про козла»

2

6,7

81-82

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Н. Носов «Два друга»

2

10,11

83

Проверка уровня сформированности навыка чтения

1

13

84-85

С. Козлов «Снежный цветок»

2

14,17

«Самого главного глазами не увидишь» (15 ч)

86-100

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (повесть-сказка)

15

18,20,21,24,25,27,28.02

3,4,6,710,11,14,15.03

Мир волшебных звуков. Поэзия (16 ч)

101-102

В. Жуковский «Песня». А. Пушкин «Птичка», «Няне»

2

17,18

103-104

А. Пушкин «Зимняя дорога».М. Лермонтов «Горные вершины»

2

20,21

105-106

М. Лермонтов «Утес», «Молитва» И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка»

2

24.03

3.04

107-108

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла» С. Есенин «С добрым утром!»

2

4,7

109-111

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». В. Маяковский

«Тучкины штучки». С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». Ю. Владимиров «Чудаки»

3

8,10,11

112-114

Д. Хармс «Очень страшная история». В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы». О. Высоцкая «Песня»

3

14,15,17

115-116

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».

В. Высоцкий «Песня Кэрролла»

2

18,21

Когда, зачем и почему? Познавательная литература (20 ч)

117-118

Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»

2

22,24

119-120

Ю. Яковлев «О нашей Родине». М. Пришвин «Моя Родина»

2

25,28

121-122

И. Соколов-Микитов «Русский лес». Ю. Дмитриев «Зеленое  и желтое»

«Крещение Руси» Н. Соловьев «Сергий Радонежский»

2

29.04

2.05

123-124

Промежуточная аттестация: диагностическая тестовая работа по читательской грамотности

2

5,6

125-126

В. Губарев «В открытом космосе», Л. Яхнин «Метро»

2

12,13

127-128

М. Ильин, Е. Сегал «Что из чего», «Сто тысяч почему» Н. Надеждина «Лук – от семи недуг». М. Константиновский

«Что такое электрический ток?»

2

15,16

129-130

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

Административная проверка сформированности навыка чтения

2

19,20

131-133

А. Дитрих, Г. Юрмин  «Какая  книжка самая интересная».

 К. Паустовский «Великий сказочник»

3

22,23,26

134-136

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».

К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказочника»

3

       27,29,30.05

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...