Рабочая программа 4 класс "Гармония"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предоставлен материал рабочей программы по предметам 4 класс по "Гармонии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4.zip | 324.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.
«___»________________2016 г.
__________________________
Рабочая программа по учебному предмету
«Литературное чтение»
(начальное общее образование)
«Гармония»
на 2016 – 2017 учебный год
Разработчик:
Безменова Н. П.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принята на педсовете
Протокол № ____ от «____»_________2016 г. Протокол № ____ от «___»________2016 г.
2. Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е. К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- авторской программы О. В. Кубасовой (2013 г.);
- программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1 им. Е. К. Зырянова;
- положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:
- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
Личностные задачи:
- формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;
- развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
- обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
- формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины;
- формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
- формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;
- Развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи:
- формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
- приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
- формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
- формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
- развитие ценностно-смысловой сферы личности;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;
- выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи:
- формирование положительной мотивации к чтению;
- создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
- развитие воссоздающего воображения;
- бучение адекватному восприятию читаемого;
- обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;
- совершенствование всех сторон навыка чтения;
- формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал;
- развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение;
- обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
- изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
- формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
- обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями;
- освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера;
- формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
- развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
- обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания;
- развитие литературных способностей.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в
программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с редакциями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Изменения в программе: распределение часов по разделам было выполнено в соответствии с авторской программой при использовании методического пособия авт.-сост. Ю. Н. Понятовской, под ред. Е. С. Галанжиной – М.: Планета, 2013.
Для реализации программного содержания используются УМК:
- Кубасова О. В. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
- Кубасова О.В. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению - Смоленск: «Ассоциация XXI век».
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе отводится 540 часов: 1 класс – 132 ч., 2 – 4 классы – по 136 часов в году. В третьем классе программа рассчитана на 136 часов в год, (34 учебных недели).
На изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю). 78 часов (обучение грамоте), 54 часа (литературное чтение)
Программа рассчитана:
Класс | Количество часов | |
в учебном году | в неделю | |
1 | 132 | 4 |
2 | 136 | 4 |
3 | 136 | 4 |
4 | 136 | 4 |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
(Литературное чтение)
Универсальные учебные действия
(личностные и метапредметные результаты)
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- ценит культурные и исторические памятники посёлка;
- уважает другие народы России;
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- уважает ценности семьи;
- бережно относится к родной природе;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать
сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют
действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения
задач.
При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию
собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,
важнейшими компонентами, которых являются тексты.
При изучении предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих
коммуникативных результатов:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты «Работа с текстом»
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты.
К завершению обучения при получении начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
4. Содержание учебного предмета
(Литературное чтение)
2016 – 2017 учебный год
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты | Универсальные учебные действия |
С. Михалков. Гимн РФ 1ч Что за прелесть эти сказки!.. (26 ч). | Гимн РФ И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности». | Знать: - текст Гимна РФ, историю его создания. Уметь: - целостно воспринимать прочитанное. Знать: - понятия «сказка», «виды сказок», мораль произведения; - понятия «сказка», «зачин», «концовка», устаревшие слова; Уметь: - выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию; - читать по ролям; работать с текстом; - объяснить отличия этой сказки от предыдущих; - пользоваться основными средствами интонационной выразительности; - выразить личное отношение к прослушанному; - анализировать содержание сказок; - делить текст на части и озаглавливать каждую из них; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; эмоционально откликаться на прочитанное; | ЛИЧНОСТНЫЕ 1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны; 2.Осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу; 3.Ценит культурные и исторические памятники посёлка; 4. Уважает другие народы России; 5.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия; 6.Уважает ценности семьи; 7.Бережно относится к родной природе; 8.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни; 10. Выполняет нормы и требования школьной жизни; 11.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; 12.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию; 13.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения; 12. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе. РЕГУЛЯТИВНЫЕ 1.Принимает и сохраняет учебную задачу; 2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; 4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем; 6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи; 7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, 8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, 9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке; 10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. КОММУНИКАТИВНЫЕ 1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; 2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ; 3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 4. Строит сообщения в устной и письменной форме; 5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач; 6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); 7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 8.Осуществляет синтез как составление целого из частей; 9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; 14.Устанавливает аналогии; 15.Владеет рядом общих приёмов решения задач. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; 2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); 3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; 4. Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии 5. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; 6.Формулирует собственное мнение и позицию; 7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; 9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров; 10.Контролирует действия партнёра. |
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (5 ч). | «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина). | Знать: – понятие «былина»; особенности былинных сказов; – правила чтения былин;
Уметь: – работать над содержанием; – находить в тексте слова-подтверждения; - анализировать картину В. М. Васнецова «Богатыри»; – делать выводы | |
Уж сколько раз твердили миру... Басни (5 ч). | Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица». | Знать: – понятие «басня»; –содержание басен. Уметь: – работать с текстом басни; – читать по ролям; инсценировать басню; – отвечать на вопросы по содержанию; – находить основную мысль; | |
Оглянись вокруг. Рассказы (26 ч). | М. Пришвин, «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет». | Знать: - понятие «рассказ». Уметь: - передавать содержание прочитанного; - работать с текстом и анализировать прочитанное; – отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста; – озаглавливать части рассказа; – пересказывать; – делить текст на части; – читать осмысленно про себя; – делать выводы – находить в тексте слова-доказательства; – работать над содержанием; – понимать замысел автора; –пересказывать близко к тексту | |
Золотая колесница. Мифы Древней Греции (5 ч). | «Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар». | Знать: – понятие «миф»; – содержание мифа. Уметь: – осмысливать доступную литературу; – работать с текстом; – делить текст на части и составлять план; – пересказывать мифы. | |
В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (10 ч). | «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса». | Уметь: – выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию; –пересказывать наиболее понравившиеся отрывки; – отвечать на вопросы | |
«Самого главного глазами не увидишь...»-15ч | Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц | Уметь: – работать с текстом; – выделять событие, составляющее основу художественного произведения – выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета – выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию; –пересказывать наиболее понравившиеся отрывки; – отвечать на вопросы | |
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (7 ч). | С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок». | Знать: – понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»; – содержание пьесы. Уметь: – нарисовать словами каждого героя; – читать по ролям | |
Мир волшебных звуков. Поэзия (16 ч). | В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола». | Уметь: – заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов; – читать выразительно перед аудиторией; – находить красочные средства изображения ; - развивать речь, дикцию | |
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (20 ч). | Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константиновский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина». | Знать: содержание статьи. Уметь: читать выборочно, про себя, в парах – рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине; – объяснять переносное значение слов; – делить текст на части; –высказывать свое отношение к природе, произведению; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги; – словесно нарисовать портрет князя Владимира с использованием слов текста |
5. Тематическое планирование (Литературное чтение)
2016 - 2017 учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол-во Часов | Дата (план) | Дата (факт.) |
1 | Введение. С. Михалков «Гимн Российской Федерации» И. Токмакова «В чудной стране». | 1 | 2.09 | |
«Что за прелесть эти сказки!..» (26 ч) | ||||
2-3 | «Всё у нас, слава Богу, хорошо!» (русская народная сказка) «Петр I и мужик» (русская народная сказка) | 2 | 3,5 | |
4-5 | «Петр и Петруша» (русская народная сказка) | 2 | 6,9 | |
6-7 | «Марья и ведьмы» (русская народная сказка) | 2 | 10,12 | |
8-9 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) | 2 | 13,17 | |
10 | Проверка уровня сформированности навыка чтения | 1 | 16.09 | |
11-12 | «Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). «Жизнь человека» (бразильская сказка) | 2 | 19,20 | |
13-14 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 2 | 23,24 | |
15-16 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 | 26,27 | |
17-18 | Д. Джекобс «Рыба и кольцо» | 2 | 30.09,1.10 | |
19-20 | В. Берестов «Сказка». К. Чуковский «Приключения белой мышки» | 2 | 3,4.10 | |
21-22 | Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» | 2 | 7,8 | |
23-24 | Дж. Родари «Эти бедные привидения» | 2 | 10,11 | |
25-27 | К. Драгунская «Лекарство от послушности» | 3 | 14,15 | |
«О доблести, о подвигах, о славе …» (5 ч) | ||||
28-29 | Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева) | 2 | 17,18 | |
30-31 | «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» | 2 | 21,22 | |
32 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева, обработка В. Аникина) | 1 | 24 | |
«Уж сколько раз твердили миру…». Басни (5ч) | ||||
33-34 | Г.-Х. Андерсен «Эта басня сложена про тебя». Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать» | 2 | 25,28 | |
35 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки» | 1 | 7.11 | |
36 | Л. Толстой «Лев и Лисица», С. Михалков «Просчитался», «Услужливый» | 1 | 8 | |
37 | С. Михалков «Заячье горе». И. Демьянов «Валерик и тетрадь» | 1 | 11 | |
«Оглянись вокруг». Рассказы (26 ч) | ||||
38 | М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока». Н. Сладков «В норе» | 1 | 12 | |
39 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | 14 | |
40 | Р. Фраерман «Девочка с камнем» | 1 | 15 | |
41 | Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой» | 1 | 18 | |
42 | Ю. Яковлев «Полосатая палка», А. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 19 | |
43 | Проверка уровня сформированности навыка чтения | 1 | 21 | |
44 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | 22 | |
45 | Н. Носов «Огородники» | 1 | 25 | |
46 | Н. Носов «Клякса» | 1 | 26 | |
47-48 | Ю. Ермолаев «Жарко», М. Зощенко «Елка», О. Григорьев «Две трубы» | 2 | 28,29.11 | |
49-50 | С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет» | 2 | 2,3.12 | |
51-52 | А. П. Чехов «Ванька» | 2 | 5,6 | |
53-54 | Г. Сенкевич «Янко-музыкант» Проверка уровня сформированности навыка чтения | 2 | 9,10 | |
55-56 | Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» | 2 | 12,13 | |
57-58 | Л. Кассиль «У классной доски» | 2 | 16,17 | |
59-60 | В. Лидин «Завет» | 2 | 19,20 | |
61-63 | Обобщение по разделу. Книги о Великой Отечественной войне | 3 | 23,24,26 | |
«Золотая колесница». Мифы Древней Греции (5ч) | ||||
64-65 | Герои Эллады. Персей | 2 | 27,30.12 | |
66-67 | «Орфей и Эвридика» | 2 | 13,14.01 | |
68 | «Дедал и Икар» | 1 | 16,17 | |
«В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания (10 ч) | ||||
69-70 | Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Всемирный потоп» | 2 | 20,21 | |
71-72 | Моисей («Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек») | 2 | 23,24 | |
73-75 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 3 | 27,28,30 | |
76-78 | А. Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение по разделу. | 3 | 31.01, 3,4.02 | |
«Мир – театр, люди – актеры…» Пьесы (7 ч) | ||||
79-80 | С. Маршак «Про козла» | 2 | 6,7 | |
81-82 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Н. Носов «Два друга» | 2 | 10,11 | |
83 | Проверка уровня сформированности навыка чтения | 1 | 13 | |
84-85 | С. Козлов «Снежный цветок» | 2 | 14,17 | |
«Самого главного глазами не увидишь» (15 ч) | ||||
86-100 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (повесть-сказка) | 15 | 18,20,21,24,25,27,28.02 3,4,6,710,11,14,15.03 | |
Мир волшебных звуков. Поэзия (16 ч) | ||||
101-102 | В. Жуковский «Песня». А. Пушкин «Птичка», «Няне» | 2 | 17,18 | |
103-104 | А. Пушкин «Зимняя дорога».М. Лермонтов «Горные вершины» | 2 | 20,21 | |
105-106 | М. Лермонтов «Утес», «Молитва» И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка» | 2 | 24.03 3.04 | |
107-108 | А. Блок «На лугу», «Гроза прошла» С. Есенин «С добрым утром!» | 2 | 4,7 | |
109-111 | М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». Ю. Владимиров «Чудаки» | 3 | 8,10,11 | |
112-114 | Д. Хармс «Очень страшная история». В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы». О. Высоцкая «Песня» | 3 | 14,15,17 | |
115-116 | Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли». В. Высоцкий «Песня Кэрролла» | 2 | 18,21 | |
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (20 ч) | ||||
117-118 | Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида» | 2 | 22,24 | |
119-120 | Ю. Яковлев «О нашей Родине». М. Пришвин «Моя Родина» | 2 | 25,28 | |
121-122 | И. Соколов-Микитов «Русский лес». Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое» «Крещение Руси» Н. Соловьев «Сергий Радонежский» | 2 | 29.04 2.05 | |
123-124 | Промежуточная аттестация: диагностическая тестовая работа по читательской грамотности | 2 | 5,6 | |
125-126 | В. Губарев «В открытом космосе», Л. Яхнин «Метро» | 2 | 12,13 | |
127-128 | М. Ильин, Е. Сегал «Что из чего», «Сто тысяч почему» Н. Надеждина «Лук – от семи недуг». М. Константиновский «Что такое электрический ток?» | 2 | 15,16 | |
129-130 | В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» Административная проверка сформированности навыка чтения | 2 | 19,20 | |
131-133 | А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная». К. Паустовский «Великий сказочник» | 3 | 22,23,26 | |
134-136 | Я. Смоленский «Как научиться читать стихи». К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказочника» | 3 | 27,29,30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...