"Система работы с одаренными детьми,как одно из направлений личностно-ориентированного обучения"
материал по теме
Описывается опыт работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с одаренными детьми | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы
с одаренными детьми как одно из направлений личностно-ориентированного обучения
Бусарова Г.Ф.,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ СОШ № 28 г.Пятигорска
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
В настоящее время выявления способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. Тесты на творческую активность, проводимые психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков - 11%, среди 7-летних - 17%, а среди 6-летних - 37%. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.
В своей практике я стараюсь развивать общую одаренность, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем успехов во многих видах деятельности.
Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В школе в основном учатся дети, способные при благоприятных условиях обучения достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи мне представляется наиболее значимым трехэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми.
В выявлении талантов у детей большую роль должны сыграть родители. Известно, что все таланты ребенка наиболее ярко проявляются в возрасте 5 – 6 лет. В этот период нужно быть особенно внимательными к детям. Одаренность зависит от генетической предрасположенности, от родительского воспитания и от работы педагогов.
На первом этапе я выявляю сведения об успехах ребёнка в какой-либо деятельности, полученные от родителей с помощью группового тестирования. Для опросника предлагаю примерно такие задания:
- Замечали ли вы у своего ребенка проявление каких-либо способностей?
- В каком это произошло возрасте?
- Что вы предприняли тогда?
- Поощряете ли вы интересы своего ребенка?
- Какими способами вы поддерживаете интерес к творчеству у ребенка? и т.д.
- В каких кружках и секциях хотел бы заниматься ваш ребенок?
- Какие виды деятельности больше всего нравится выполнять ребенку?
Таким образом, черты характера, способствующие творческой продуктивности, можно обнаружить достаточно рано. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и учителей. После проведения опроса объясняю родителям роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее - нивелируются. По окончании первого этапа подвожу итог: кто из детей, по мнению родителей, обладает какими способностями. Прихожу к выводу, что у большинства детей имеются способности к разному виду деятельности.
На втором этапе, с помощью психолога, провожу диагностику детей психологическими тестами для выявления творческих способностей у детей как одного из главных показателей творческой одаренности. Используя тесты для изучения различных видов мышления, различных свойств памяти, развитости воображения, развитости интеллекта, речевой готовности, математических способностей.
Однако высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии творческой мотивации и высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений. И наоборот.
После прохождения ребенком второго этапа отмечаю детей с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях, учитывая, что на определенном этапе могут быть проявлены признаки одаренности далеко не все и не у всех по ряду каких - либо причин.
На третьем этапе начинаю работу по развитию творческих способностей учащихся как фактора проявления творческой одаренности. Эти способности называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности».
Нельзя забывать и о трудностях при работе с одаренными детьми. «Сильные» стороны порождают проблемы, т.к. такие дети имеют повышенную познавательную потребность, проявляющуюся в «ненасытной» любознательности исследовательском поведении.
При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности детям постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики.
На уроке русского языка часто предлагаю выполнить логически-поисковые задания, назвав лишнее слово из следующего ряда: дуб, береза, рябина, яблоня. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово дуб, т. к. это слово состоит из одного слога, а остальные - из трех. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и яблоня (начинается с гласной буквы), и дуб, т.к. слово 2 склонения, а остальные 1 склонения и т.д.
На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового характера.
Так, на уроках окружающего мира учащиеся выполняют творческие работы, включающие в себя задания также из области русского языка, чтения, математики. К литературным произведениям готовят свои вопросы, что активизируют стремление детей к творчеству.
В составлении рассказов - загадок, задач выражается первое пробуждение мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержание задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока.
Анализируя свою работу по проблеме развития творческих способностей учащихся в начальный период обучения, выявила основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников:
- Наличие определённого фонда знаний и умений, их количество (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые) и степень обобщённости.
- Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.
- Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.
Большой интерес представляют для учащихся наметившиеся формы задавания вопросов на уроке. Вопросов, требующих однозначного ответа, не бывает. Так, при работе над предложением «Зеленеют все опушки, зеленеет старый пруд, а зелёные весёлые лягушки песенки поют» можно задать такой вопрос: «Что вы можете сказать об этом предложении?» Ответы могут быть различными: «Это предложение сложное. Оно состоит из трёх частей. В нём есть однородные члены. Есть однокоренные слова. Оно повествовательное и невосклицательное. Каждая часть распространена. В нём три глагола и четыре имени существительных». Именно о падежах имён существительных будет говориться на данном уроке. Дети указывают падеж, но кроме этого получили более полную характеристику этого предложения.
Урок, направленный на развитие творческих способностей, может включать различные задания, развивающие внимание, память мышление, воображение. Это применения «обманных» заданий, решение частично-поисковых задач разного уровня..
Это придаёт дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера. Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.
Следует отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показывает, что существует прямая связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Те ученики, которые быстрее решали задачи творческого характера, успешнее выполняли и задания, определяющие степень развития названных познавательных процессов. Это говорит о том, что специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом.
Интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи этого этапа являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей. К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие: «В какие группы можно объединить слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье? Найти из них слова с парными согласными, требующими проверки». «По какому принципу объединены следующие слова: духи, орган, хлопок, замок?» (Это двухсложные слова, ударение может падать на гласную и в первом слоге, и во втором).
Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех.
Помимо учебной деятельности развивать творческие способности детей можно и нужно, вовлекая их во внеклассные мероприятия различной направленности. Это участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Уже с первого класса я рекомендую родителям записать детей в школьные кружки и секции. Готовлю ребят для участия в конкурсах чтецов и олимпиадах, соревнованиях. Проводим много внеклассных мероприятий, поездок, экскурсий. Изучаем достопримечательности родного города и КМВ. Уже во 2 классе у нас есть положительные результаты: победители конкурсов чтецов различного уровня (школьный, городской), дети получают разряды в различных видах спорта, призовые места в творческих конкурсах, активно посещают различные кружки и секции, хореографические художественные студии, музыкальные школы.
Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое – это важный шаг, для того, чтобы одаренность прежде всего увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.
Библиографический список
- Волкова А.И. Развитие творческих способностей учащихся. - М.:Просвещение, 1994.-98с.
2.Сверлов М.З. Одаренные дети: какие они? - Ленинград:1988.-120с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...
Система работы с одаренными детьми
Описание системы работы с одаренными детьми...
Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."
В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы....
Система работы с одаренными детьми как одно из направлений личностно-ориентированного обучения
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое рук...