"В гостях у сказки" Программа и КТП по внеурочной деятельности для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Перепёлка Ирена Петровна

"В гостях у сказки" Программа по внеурочной деятельности для 2 класса.Цель программы:

  • формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребёнка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;
  • формирование у детей интереса к народным и авторским сказкам;
  • расширение читательского кругозора второклассников;
  • формирование навыков исследовательской работы.

Задачи:

- приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;

- воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям, близким людям, терпение,  

  милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать      

  хорошее от плохого и в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, ценит и беречь красоту     

  родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, содействовать развитию речи детей.

- развивать навыки исследовательской работы: собирать информацию, анализировать, делать выводы и т.д. 

В качестве учебного плана для формирования второклассников-читателей выбрана фольклорная (народная)  и литературная сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki_vneurochn_2_kl_programma.docx33.08 КБ
Файл ktp_skazka.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:


  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом концепции приоритетных направлений воспитательного образования, на основе авторской программы Вечесловой Г. В.  г.Санкт-Петербург, 2015; в соответствии с основной воспитательной программой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22».

         Сказка любима не только детьми, но и взрослыми. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у детей развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вне времени: никогда не поймёшь, где и когда происходит её действие, а значит, сказка  актуальна всегда. Она поднимает вопросы самые важные: что значит добро и что есть зло, о предназначении человека в жизни.

        Народные сказки воспитывают ребёнка в народных традициях, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе и жизни, годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил не только сюжеты, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую душу силу сказок. А русские мыслители И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают своё высокое предназначение. Данная культурно-образовательная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок с использованием на занятиях практической и исследовательской проектной работы.

Цель программы:

  • формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребёнка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;
  • формирование у детей интереса к народным и авторским сказкам;
  • расширение читательского кругозора второклассников;
  • формирование навыков исследовательской работы.

Задачи:

- приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;

- воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям, близким людям, терпение,  

  милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать      

  хорошее от плохого и в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, ценит и беречь красоту      

  родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, содействовать развитию речи детей.

- развивать навыки исследовательской работы: собирать информацию, анализировать, делать выводы и т.д.

   

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Метапредметные результаты:

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб-лиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Предметные результаты:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Учащиеся должны знать:

- виды сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные),

- народные и авторские сказки,

- признаки сказки как жанра,

- пословицы, поговорки, крылатые выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации возможно их употребление)

Учащиеся должны уметь:

- определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- давать характеристику основным действующим лицам произведения;

- высказывать своё отношение к прочитанному;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц;

- работать с дополнительной литературой (под руководством взрослых).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общая характеристика учебного курса.

         В качестве учебного плана для формирования второклассников-читателей выбрана фольклорная (народная)  и литературная сказка. Выбор сделан не случайно. Второклассник – особенный читатель и слушатель. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические сказочные образы для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия окружающей действительности.

В сказе воплощены мечты народа о лучшей жизни, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей 7-8 лет являются сказки о животных, которые вселяют в ребят веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь.

Тематическая ценность данной программы.

Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, просмотр видеофильмом с последующим их обсуждением, что способствует развитию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из неё нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность6 рисование, аппликация, сочинительство, работа с литературой, сбор информации.

Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, при проведении классных часов, праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации: выставки творческих работ, игры, викторины, конкурсы.

Главным моментом занятий кружка является деятельность самих ребят, когда они собирают информацию, наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

Примерное содержание занятий

Знакомство с выставкой книг сказок и иллюстрациями к ним.

Беседа-диалог «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Беседа – диалог «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут».

Беседа-диалог на тему. Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Игра «Вежливое слово»: участники передают друг другу мячик, сказав при этом вежливое, доброе слово, не повторяясь).

Просмотр мультфильма «Морозко» с последующим обсуждением.

Познакомить ребят с различными видами сказок: сказки о животных, бытовые, волшебные сказки. Игра-исследование «К какому виду относится сказка?»

Вспомнить героев сказок о животных. Викторина «Узнай сказку по её герою»

Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.

Русская народная сказка «Три медведя»

Презентация на тему. Отличительные особенности бытовой сказки. Русская народная сказка «Каша из топора» как пример бытовой сказки. Чтение, просмотр мультфильма, обсуждение.

Презентация на тему. Отличительные особенности волшебных сказок. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Игра «Узнай сказку по волшебному предмету»

Знакомство с творчеством художников, изображающих на своих полотнах сказочных героев. Васнецов, Врубель. Презентация на тему.

Занятие с использованием интерактивной доски. Задание: собрать пазлы по прочитанным сказкам.

Моя любимая сказка. Любимый герой. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, прокомментировать её.

Выставка детских рисунков по сказкам.

Проведение конкурса «Из какой мы сказки?»

Литературный аукцион «Кто больше назовёт положительных героев русских народных сказок?»

Инсценирование отрывков из любимых сказок.

Беседа-диалог о сходстве и различии народных и авторских сказок.

Самые известные писатели-сказочники.

Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой книг-сказок А.С.Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников.

Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» с последующим обсуждением.

Беседа-диалог о смирении и гордости, о бескорыстии и жадности, послушании и своенравии.

Чтение, обсуждение сказки. Характеристика героев.

Просмотр мультфильма с последующим обсуждением.

Чтение сказки. Выделение главной мысли. Характеристика героев.

Просмотр мультфильма с последующим обсуждением.

Моя любимая сказка А.С.Пушкина. Любимый герой. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, прокомментировать её.

Работа на интерактивной доске: собрать пазлы по сказкам А.С,Пушкина.

Знакомство со сказками нашего детства. Чтение сказки, обсуждение, характеристика героев. Иллюстрирование сказки.

Познакомить с творчеством датского писателя-сказочника. Презентация на тему. Чтение сказки. Обсуждение. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением.

Чтение и обсуждение сказки. Иллюстрирование понравившихся эпизодов.

Чтение сказки. Выделение главной мысли. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением.

Работа на интерактивной доске: собрать пазлы по сказкам Г.Х.Андерсена.

Познакомить ребят с требованиями к оформлению проекта (задание на лето)

Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, прокомментировать её.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

Формы и методы контроля

1

Путешествие в сказку

7

Викторина

2

Сказки о животных

3

Сюжетно-ролевая игра

3

Бытовые сказки  

3

Игра «Вопрос- ответ»

4

Волшебные сказки  

3

Конкурс «Из какой мы сказки?»

5

Сказки в  изобразительном искусстве и музыке  

5

Рисунок с комментарием

6

Сказки литературные

3

Беседа

7

Сказки А.С.Пушкина

12

Викторина

8

Сказки зарубежных писателей

10

Игра « Угадайка кто я и откуда?»

9

Проект «В гостях у сказки»

5

Проект

Итого

51



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» 2 КЛАСС

№ п/п

По плану

По факту

Тема занятия

Формы и методы контроля

1.

Вводное занятие.Путешествие в сказку.

2

Конкурс стенгазет  «Самая читающая семья» (совместно с родителями)

3

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

4-5

 «Доброе слово – что ясный день» Русская народная сказка

6.

Тематические особенности сказок.

7

Иллюстрируем любимую сказку

Викторина

8 - 9

Сказки о животных.

10

Медведь – сказочный герой

Сюжетно-ролевая игра

11

Бытовые сказки.

12

Сочиняем сказку. Жанровые особенности.

13

Конкурс творческих работ «Наши сказки»

Игра «Вопрос- ответ»

14-16

Волшебные сказки.

17.

Сказки и сказочные герои на картинах художников.

18-19

Смотрим сказку в театре

Конкурс «Из какой мы сказки?»

20-21

«Духовный мир русской сказки» Викторина по русским народным сказкам

Рисунок с комментарием

22.

Сказки литературные (авторские).

Беседа

23-24

«Что за прелесть эти сказки!»

25-28

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Викторина

29-30.

А.С.Пушкин «Золотой петушок»

31-32

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

33-34

Смотрим сказку в театре.

35-36

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

37-38.

Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»

Игра « Угадайка кто я и откуда?»

39-40

Сказки Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка»

41-43.

Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»

44-46

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок»

47-50

Подготовка к защите проекта «В гостях у сказки»

51

Проект «В гостях у сказки»

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...