Психокоррекционные игры для развития памяти и внимания у младших школьников
методическая разработка на тему

Федорова Елена Валентиновна

Все представленные игры эффективны и направлены на постепенное развитие памяти у ребенка младшего школьного возраста. Но, как и любая тренировка, эти занятия должны быть систематичными. Только так вы сможете достичь желаемого результата

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психокоррекционные игры для развития памяти и внимания

у младших школьников

Все представленные игры эффективны и направлены на постепенное развитие памяти у ребенка младшего школьного возраста. Но, как и любая тренировка, эти занятия должны быть систематичными. Только так вы сможете достичь желаемого результата.

«Море волнуется раз…». Игра прекрасно тренирует зрительную память и воображение детей.

Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» При этом дети замирают, изображая выдуманные фигуры, а ведущий отгадывает, кого или что изобразил каждый участник.

«Зарядка». Проводите с ребенком физические упражнения на копирование и повторение движений. Эти занятия развивают зрительную память, воображение и помогают лучше адаптироваться к интеллектуальным нагрузкам. Можно включать ребенку детский канал со спортивными играми и программами. Ему будет веселее заниматься в обществе ровесников по ту сторону экрана.

«Фотоаппарат» - прекрасное упражнение для развития памяти и внимания для детей. Покажите малышу цветную картинку с изображением разных предметов. Пусть ребенок посмотрит на нее несколько секунд, затем закройте картинку. Задача малыша – описать изображение на картинке как можно более подробно. Постепенно усложняйте задание, выбирая более сложные изображения, одновременно увеличивайте время на запоминание картинки до 30 секунд.

«Запоминание цифр». Упражнение для развития памяти школьников. Произносите вслух десять цифр (для этого очень хорошо подойдут номера мобильных телефонов), а ребенок должен повторить порядок цифр как можно точнее.

«Пересказ». Подходит упражнение для развития памяти, как для младших школьников, так и малышей детсадовского возраста. Включите ребенку послушать сказку в аудиозаписи. После прослушивания побеседуйте с ним. Ребенок должен сделать подробный пересказ услышанного произведения. Постарайтесь выудить из его памяти не только общее развитие событий, но и какие-то не очень существенные детали.

«Слова». Занятие отлично тренирует и развивает словесно-логическую память. Произнесите вслух ряд слов и попросите ребенка повторить то, что вы сказали. Сначала можно произносить слова, связанные между собой по смыслу, далее усложняйте задачу. Называйте не связанные между собой слова или слова, часть которых будет иметь общий смысл. Ребенок должен сам определить, какие слова подходят по смыслу друг к другу. Помимо повторения попросите малыша назвать связанные между собой слова. Например: стакан, лампочка, тарелка, мяч, бумага, ложка, сковорода. Такая дополнительная тренировка в данном упражнении отлично развивает память, внимание, логику и творческое воображение малыша.

«Озвучивание мультфильмов». Упражнение для развития памяти, творческого мышления и внимания у детей. Включите ребенку фрагмент знакомого мультфильма без звука, предложив озвучить его самостоятельно. Отрывок не должен быть длинным, выберите кусок длиной не более 3 минут. Сначала можно посмотреть выбранный мультфильм со звуком. После чего попросите ребенка подробно пересказать содержание мультфильма. Важно, чтобы ребенок научился точно цитировать персонажей мультика. Задавайте малышу наводящие вопросы, акцентируйте внимание на деталях. После пересказа предупредите ребенка, что сейчас мультфильм будет без звука и озвучивать героев ему нужно самому. Если у ребенка не получается, включите мультфильм со звуком еще раз.

«Что изменилось». Расставьте на столе несколько фигурок и попросите ребенка посмотреть на них. Затем попросите его отвернуться, и уберите или замените одну или несколько из них. Можно переставить игрушки местами. Малыш должен самостоятельно определить, что изменилось на столе.

Игра «Кто быстрее?»

Цель: выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий варьируется от возраста (15 мин.)

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем величина этих показателей меньше, тем выше успешность. При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Игра «Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей Верно ли…? Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию

Игра «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются двое. Остальные – зрители. Один ребёнок – путник, а другой – его тень. Путник идёт, выполняя различные движения, а тень старается точно их повторить.

Игра «Исчезнувший предмет»

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра «Инопланетяне»

Прежде чем начать упражнение на развитие памяти детей, подготовьте карандаши, чистый лист бумаги и рисунок. На нем должно быть изображено три инопланетянина. Важно, чтобы их изображения были составлены из геометрических фигур. Расскажите ребенку историю, как в город прилетели инопланетяне. Акцентируйте внимание ребенка на их внешности, попросите ее внимательно изучить. На это хватит полминуты. Теперь заберите рисунок и смоделируйте ситуацию. Например, скажите, что скоро к вам в гости придет третий инопланетянин и попросите малыша представить, как он выглядит. Дайте ему карандаши и попросите вспомнить, как он выглядел и нарисовать его по памяти.

  • Используйте простые геометрические фигуры
  • Не используйте более трех цветов
  • Постарайтесь сделать основной рисунок простым, без мелких деталей

Проанализируйте как он справился с заданием и предложите ему попробовать снова. Просите рисовать не одного, а двоих персонажей или уменьшайте время на запоминание. Настаивайте на том, чтобы ребенок, перед тем как начать рисовать, визуализировал образ мысленно.

Игра «Знакомство с фигурами»

Вам понадобится шесть изображений различных геометрических фигур. Учтите, все они должны быть очень похожими друг на друга. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок запоминал детали рисунка, а не его общий вид. Покажите вначале одну фигуру. Пусть изучит ее в течение десяти секунд. Заберите карточку и попросите его закрыть глаза, мысленно представив то, что он видел. Пока он восстанавливает рисунок, разложите все шесть карточек и попросите найти ту фигуру, которую он пытался запомнить. Сложность этого упражнения можно постоянно повышать, рисуя более сложные фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти и внимания младшего школьника

Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...

Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников

В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...

статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"

Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны...

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

Развитие памяти, внимания у младших школьников.

Предлагаю вашему вниманию перечень игр с описанием на развитие памяти, внимания у детей младшего школьного возраста....

План занятия с психологом "Развитие памяти и внимания младшего школьника"

План занятия:Приветствие.Эмоциональный настрой на занятие.Первое задание – развитие зрительной и слуховой памяти.Второе задание  – развитие зрительно-слуховой памяти и ассоцеативного ...

Игры на развитие фонематического слуха у младших школьников

Данная статья может представлять интерес для школьных учителей-логопедов, т.к. содержит практические рекомендации, позволяющие использовать их на логопедических занятиях с учащимися младших классов....