Окружающий мир. 3 класс. Экосистема луга.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Плешачкова Наталья Александровна

Урок окружающего мира в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_3_klass._ekosistema_luga.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.  3-й класс. ОС «Школа 2100»

Тема: Экосистема луга

Цели:

 – Ознакомить учащихся с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме.

Познавательные УУД:  Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:  Прогнозировать  предстоящую работу. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:  Развивать умение слушать и понимать других.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение работать в паре и в группе.

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: фотографии лугов, гербарии с растениями луга, ёмкость с песком, в котором пророщена пшеница, стакан с водой, рисунки животных, плакат «Экосистема луга» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Ход урока

Оргмомент.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

  Ребята, давайте вспомним,  что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ.)

 – Почему экосистема может существовать сколь угодно долго без чьей-то помощи? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому экосистема может существовать без посторонней помощи как угодно долго.)

– Обратите внимание на схему на доске. Составьте по ней связный рассказ.

 Работа в паре.

экосистема

производители потребители

 ↑                          

     разрушители   мёртвые    

                                   организмы

                                                                                                             

– Где встречались с этой схемой? (Эта схема подходит к экосистеме «озеро», «болото».)

– Что интересного узнали об экосистеме «озеро», «болото»?

                                                            Делятся мнениями.

– Как бы вы связали карточки с названиями экосистема «озеро», «болото»? (Экосистема «озеро» со временем превращается в экосистему «болото». Значит, эти карточки можно связать стрелкой.)

   На этом заканчивается цепочка превращений? Что происходит с экосистемой «болото»? (Нет. Болото зарастает травянистыми растениями и превращается в луг.)

 Какая сегодня тема урока? (Экосистема луга.)

–  На какие вопросы хотите получить ответ в течение урока?

 Давайте составим план урока.

                                            Составляется план

– Рассмотрите гербарий на доске. Как вы назовете эти растения? (Злаки.)

– Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 54.

– О чём рассуждают герои? На что они обратили внимание? Какой у вас возникает вопрос? (Что такое злаки?)

– Мы сегодня попытаемся выяснить тайну злаков.

Совместное открытие знаний.

Работа в группах. Работа по  учебнику.

– Прочитайте текст на с. 54–55, выпишите на листочки с заголовком «Тайны злаков» всё, что найдёте интересного, необычного.  

(Ключевые слова записываются на доске: травы, стебель-соломина, дернина, мелкие невзрачные цветы, особый рост листа).

– Давайте посмотрим, чем такой способ роста (дернина) поможет злакам.

Для этого проведём опыт: у меня здесь выращена пшеница на песке. Как вы знаете, песок очень сыпучий материал. Давайте подсчитаем, сколько потребуется волн, чтобы размыть горку песка, на котором растёт пшеница?

 Какой вывод можно сделать? ( Дернина помогает скреплению почвы.)

–  Используя рисунки с. 55, составьте цепи питания. (Злаки – мышь – ласка; травы – гусеница – жужелица.)

–  Что происходит со старыми, мёртвыми остатками растений? Много ли работы у разрушителей? Все ли справляются? (Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие почв. На лугу растений много и отмерших частей растений много, значит, и работы у разрушителей много. Они не справляются.)

– Посмотрите на схему, которой мы пользовались в начале урока. Что можете сказать применительно к нашей теме урока? (Эта схема подходит и к экосистеме луга.)

– Что можно сказать о нашей цепочке превращений? (Надо поставить стрелку от болота к лугу.)

–  Можем ли мы сказать, что луг – это экосистема? Мы открыли тайну злаков? Назовите ключевые слова урока.

                                                        Называют ключевые слова.

– Чем превращение экосистем заканчивается?

–  Почему это произойдёт? Почему это неизбежно?

– Поставить стрелку от экосистемы луга дальше. А вот что произойдёт, мы и узнаем на следующем уроке.

–  А сейчас  слово ребятам, которые приготовили сообщения об обитателях луга.

Заслушиваются сообщения

Самостоятельное применение знаний.

 Работа по учебнику. 

– Давайте попробуем ответить на вопросы на с. 57.

Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания этой темы человек использует в своём хозяйстве?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Домашнее задание.

1 уровень: тема 14, ответить на вопросы

2 уровень: подобрать загадки об обитателях луга, составить синквейн по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир + математика "Экосистема луга" 2 класс

Интегрированный урок во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" предусматривает парную и групповую работу, систематизирует знания учащихся о "профессиях" членов экосистемы луга, о роли луга в жизни ...

Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.

Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту  урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в ...

"Экосистема луга", 3 класс, образовательная система "Школа 2100"

В данном материале представлена технологическая карта урока....

Конспект урока "Экосистема луга"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе  "Экосистема луга"...

Презентация к уроку-проекту "Экосистема луга"

Урок - проект проводится в 4 классе при изучении темы природные сообщества....

Окружающий мир Экосистема луга

Окружающий мир Экосистема луга...

Экосистема луга. Классификация лугов.

Презентация занятия по теме "Могучая травинка". В презентации представлен лекционный материал, а так же вопросы для прооверки его усвоения....