Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту  урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в интерактивной оболочке HOT POTATOES.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ учителя начальных классов Иваненко Н.А.

Тема: Экосистема луга

Класс: 3 «Е»

Программа: «Школа 2100».

Учебник: А.А.Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели  Земли». 3 класс.

Цель урока: знакомство обучающихся с экосистемой луга и ее живыми организмами.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. выяснить особенности круговорота веществ в экосистеме луга;
  2. сформировать понятие экосистема луга.
  1. Развивающие:
  1. развивать информационную  культуру учащихся посредством совершенствования работы с   разнообразными источниками информации, критические ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией;
  2. развивать  познавательную активность и творческие способности учащихся;
  3. развивать психические процессы: памяти, внимания, воображения, внимания.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам;
  2. развивать коммуникативные навыки учащихся.
  1. Здоровьесберегающие:
  1. формировать навыки саморегуляции своего поведения;
  2. создание ситуации успеха при освоении нового материала, снятие тревожности.

Основные вопросы урока:

  1. Экосистема луга незамкнута.
  2. Экосистема луга имеет своих производителей, потребителей и разрушителей.

Умения, отрабатываемые на уроке:

  1. Работать с текстом учебника, словарем (над основными понятиями темы).
  2. Уметь определять тему и цели урока.
  3. Развивать информационную культуру обучающихся.
  4. Уметь обосновывать свою точку зрения.
  5. Формировать навыки познавательной деятельности.
  6. Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:  ИКТ технологии, проблемно-поисковые методы;  метод создания воспитывающих ситуаций, наблюдение, прогнозирование, эмоциональное воздействие.

Основные понятия урока: экосистема луга, дернина, сенокос.

  1. Оборудование: А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100"); А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");  таблицы, карточки, карточки слов, иллюстрации, гербарий злаковых, компьютер для учителя, презентация  SMART NOTEBOOK, проектные карты для организации работы в группах, задания в электронном варианте для групп, передвижной компьютерный класс для детей, Интерактивный тест (программа Hot Potatoes)

Программное обеспечение: персональный компьютер, проектор, экран, интерактивная доска; инструментальные среды: программа Hot Potatoes .

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Повторение изученного.

(Заранее учитель делит класс на 4 группы)

-Повторять материал будем в виде викторины. За каждый ответ группа будет получать бонусы, которые в итоге и помогут выиграть.

Вопросы викторины:

  1. Что такое экосистема?
  2. Какие экосистемы знаете и в чем их особенности?
  3. Как экосистема озера связана с экосистемой болота?
  4. Какие “профессии” живых организмов встречаются в каждой экосистеме?
  5. Живым организмам какой профессии приходится туго на болоте? Почему?
  6. Почему разрушителям приходится на болоте туго?
  7. Что может произойти с болотом через много лет, если круговорот веществ полностью незамкнут?

Возможные ответы детей:

  1. Содружество живой и неживой природы.
  2. Озеро и болота, экосистемы незамкнуты.
  3. Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему – болото
  4. В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители
  5. На болоте трудно приходится организмам профессии – разрушители
  6. Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф
  7. Со временем толща торфа становится всё выше, а болото суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться луговые растения

Вызов. Мотивация.

Разгадайте кроссворд и узнаете тему сегодняшнего урока. СЛАЙД 2

(Ответы: болото, кулик, сфагнум, экосистема)

-Какая тема урока?

-Какие задачи на уроке мы должны решить?

-Что уже знаете об этой экосистеме?

-Что такое луг? Кто бывал на лугу?

СЛАЙД  3-4

-Чем похожи эти картинки?  Где располагаются луга?

-Это разные виды лугов. Луга заливные, сенокосные, альпийские. Сегодня мы познакомимся с экосистемой заливных лугов.

Разгадывают кроссворд и по вертикали определяют тему урока: «Экосистема луга»

Тема: Экосистема луга.

-Узнать особенности экосистемы луга, познакомиться с производителями, потребителями и разрушителями этой экосистемы.

(Дети высказывают свои предположения)

(См. в Толковом словарике в учебнике)

-Луг - это участок покрытый травянистой растительностью.

-Это обширные равнины, луга

- Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.

Физминутка

Давайте выйдем все на луг.

Как много трав, смотри, вокруг!

Вот бабочка вспорхнула

И крыльями взмахнула.

А вот кузнечик скок-скок.

Давай понюхаем цветок.

Мы наклонимся к нему,

Раздвинем пальцами траву.

А сейчас встаем на ножки,

Пробежимся по дорожке.

Дружно все вздохнули,

Мы немножко отдохнули.

Дети выполняют движения под музыку

Осмысление.

Каждая группа получает задание: СЛАЙД 5  и один  компьютер на группу, на котором, в зависимости от задания, группа и выполняет свою работу.

(Сначала дети читают текст учебника, работают с картинками на компьютере или с гербарием и готовят слайд по своей теме)

Учитель корректирует и помогает, в случае необходимости.

Работа в группах.

Дети читают текст учебника по теме, находят ответы на вопросы учителя  и выполняют совместное задание на компьютере (готовят слайд по теме)

Обмен информацией.

Рассказ 1 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 6-11 (слайд детей тоже показывается и комментируется)

Работа 2 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 12-13

Работа 3 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 14-15

Работа 4 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 16-17

Рассказ по своей теме в группах и презентация своего слайда.

Анализ услышанной информации.

Рефлексия

-Что интересного на уроке запомнили и какой информацией урока  готовы поделиться с родными?

-Работу лучшей группы поможет оценить тест. Кто лучше и быстрее в группе ответит на вопросы теста, тот и победил.

-Проверка усвоения темы с помощью теста.

( См. приложение: Интерактивный тест (программа Hot Potatoes)

Дети отвечают на вопросы

-Отвечают на вопросы теста по теме: «Экосистема луга»

(У каждого ребенка компьютер или NETBOOK)

Подведение итогов.

Подсчет бонусов, работы в группе и работы с тестом.

Закончить работу хочу строками стихотворения.

СЛАЙД 18

Выявляется лучшая группа, она получает или презент или отметку «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ). учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Дан...

Урок окружающего мира по теме "Экосистемы озера, болота, луга"

Урок окружающего мира  в 3 классе ( УМК "Школа 2100") по теме "Экосистемы озера, болота, луга"....

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад....

Презентация урока окружающего мира по теме "Экосистема болот"

Презентация урока окружающего мира по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой по теме "Экосистема болот" (УМК "Начальная инновационная школа")....

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в начальной школе на уроках окружающего мира.

Оснавная идея ТРКМ -создать такую атмосферу учения при которой учащиеся, совместно с учителем активно работают, сознательно расмышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают ил...

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА БИБЛИОТЕКИ МЭШ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся при помощи компьютера. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в образование наложило свой отпечат...