Программа внеурочной деятельности : «Учимся решать логические и комбинаторные задачи»
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Учимся решать логические и комбинаторные задачи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_uchimsya_reshat_zadachi.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Наименование курса : «Учимся решать комбинаторные задачи»
Направление : общеинтеллектуальное
Класс: 2
Срок реализации: 2017 -2018 учебный год
Количество часов по учебному плану : в год 35 часов , в неделю 1 час.
Программу составил: Иванова Оксана Николаевна, учитель начальных классов
Составлена на основе пособий
- Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. «Учимся решать комбинаторные задачи». Рабочая тетрадь 1-2 класс. Смоленск, из-во «Ассоциация XXI век», 2013г.
- Н. Б. Истомина . «Учимся решать логические задачи». Рабочая тетрадь 1-2 класс. Смоленск, из-во «Ассоциация XXI век», 2013г.
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению "Учимся решать комбинаторные задачи" для 2 класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов.(автор: Н.Б.Истомина),предназначена для работы с детьми 1- 4 классов, обучающихся по УМК «Гармония» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая их. Курс построен на основе дополнительных пособий (тетрадей с печатной основой) к учебникам «Математика. 1 класс» и «Математика. 2 класс». Особенностью данного курса является то, что он состоит из нескольких курсов, связанных с учебными предметами и реализуется на основе пособий входящих в состав УМК «Гармония» («Учимся решать комбинаторные задачи», «Учимся решать логические задачи» Н.Б.Истоминой, «Играю и учусь» Н.С. Кузьменко) и УМК ПервоЛого А.Л. Семёнов
Предлагаемые пособие имеют своей целью – формирование у младших
школьников универсальных учебных умений (действий) по решению логических и комбинаторных задач. С этой целью каждое задание составлено таким образом, чтобы предлагаемые задачи рассматривались и анализировались с разных сторон.
Цель :
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- учить применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Основная функция комбинаторных задач в 1-2 классах – создать условия для формирования у учащихся приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование), для развития произвольного внимания и образного мышления и для усвоения тех вопросов, которые входят в содержание программы.
При составлении комбинаторных задач авторы руководствовались:
- логикой построения начального курса математики (автор Н.Б. Истомина);
- результатами психологических и методических исследований, связанных с решением комбинаторных задач младшими школьниками;
- различными видами соединений (комбинаций), которые связаны с размещениями, перестановками, сочетаниями. Используя известные формулы (они приведены в комментариях к различным заданиям), учитель может быстро посчитать число комбинаций, соответствующих условию.
Комбинаторные задачи, учащиеся сначала решают способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц.
Эти способы не требуют введения в программное содержание начального курса математики новых понятий, то есть не перегружают младших школьников дополнительной информацией.
Процесс решения каждой логической задачи разбивается на систему дополнительных вопросов и заданий, посильных детям, направленных на знакомство с различными методами решения логических задач и подходами к оформлению процесса рассуждений. Выполняя предлагаемые задания, ребенок имеет возможность не только самостоятельно решить рассматриваемые логические задачи, но и научиться обобщенным, универсальным способам решения логических задач в целом.
Под логическими мы понимаем такие задачи, которые решаются
преимущественно на основе рассуждений. Поэтому для того, чтобы научить детей
решать логические задачи, необходимо научить их рассуждать. Умение рассуждать основано на знании и умении использовать логические операции и правила рассуждений при построении умозаключений.
Подобранные в пособии задания знакомят младших школьников с основным
способом решения логических задач – методом рассуждений, состоящим в
построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с
наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений:
• словесным (в виде цепочки умозаключений – речевых высказываний);
• табличным;
• графическим.
В пособии имеются задания, знакомящие с исследовательским методом решения
задач, основанным на выдвижении и проверке всевозможных гипотез.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать свое предположение (версию);
- работать по предложенному педагогом плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
-отличать факты от домыслов;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
- выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
« Учимся решать логические задачи»
(17 часов)
Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания. Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки. Учить табличному способу решения логических задач.
Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить оценивать истинность высказываний на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием. Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения получения умозаключений на основе построения отрицания высказываний. Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжение работы по формированию умения строить умозаключения на основе отрицания.
Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Закрепление умения использовать операцию отрицания. Формирование умения достраивать графическую модель по логическому условию. Продолжение формирования умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. Формирование умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжение формирования умения построения истинных высказываний.
«Учимся решать комбинаторные задачи»
(18 часов)
Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логических задач табличным способом.
Знакомство с графическим и табличным способами представления функциональной зависимости. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний. Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе. Закрепление умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Закрепление табличного способа решения логических задач. Формирование умения решения логических задач на сопоставление трех параметров способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.
Учить решать логические задачи на пространственные взаимоотношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий. Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений. Учить находить ошибки в рассуждениях.
Формы и методы реализации программы:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие универсальных действий.
Способы и средства:
-модели и таблицы;
-технические средства;
-рисунки;
-дидактические материалы.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Ещё одной особенностью рабочей программы являются определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | дата | |
| план | факти чески |
Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.
| 2 | |||
Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.
| 1 | |||
Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.
| 1 | |||
Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.
| 1 | |||
Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.
| 2 | |||
Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой.
| 1 | |||
Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.
| 1 | |||
Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Закрепление умения использовать операцию отрицания. Формирование умения достраивать графическую модель по логическому условию. | 1 | |||
Продолжение формирования умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.
| 2 | |||
Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логических задач табличным способом. | 2 | |||
Знакомство с графическим и табличным способами представления функциональной зависимости. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.
| 2 | |||
Знакомство с графическим и табличным способами представления функциональной зависимости. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.
| 1 | |||
Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.
| 1 | |||
Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.
| 2 | |||
Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.
| 1 | |||
Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Закрепление табличного способа решения логических задач
| 2 | |||
Формирование умения решения логических задач на сопоставление трех параметров способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.
| 2 | |||
Учить решать логические задачи на пространственные взаимоотношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.
| 1 | |||
Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.
| 1 | |||
Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.
| 2 | |||
Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.
| 2 | |||
Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.
| 2 | |||
Учить находить ошибки в рассуждениях. | 2 |
Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
Средства контроля
Результативность и целесообразность работы по программе «Учимся решать комбинаторные задачи» осуществляется в течение учебного года на уроках математики: в самостоятельной работе; работе в парах, в группах. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные традиционные недели математики.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме оформление математических газет, участие в математической олимпиаде , международной игре «Кенгуру».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Н.Б.Истомина. Математика и информатика. Учимся решать логические задачи. Тетрадь для 1 – 2 классов. /Н.Б.Истомина. -Смоленск.: Ассоциация ХХI век ,2012 г.
Н.Б.Истомина. математика и информатика: учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь для 1 – 2 классов. /Н.Б.Истомина. З.Б.Редько -Смоленск.: Ассоциация ХХI век ,2012 г.
Н.Б.Истомина. Математика и информатика. Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное направление.Учимся решать комбинаторные задачи(1-4 классы). Пособие для учителя. /Н.Б.Истомина. -Смоленск.: Ассоциация ХХI век ,2015 г.
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
Согласовано:
Зам.директора по УВР МБОУ
«Смоленская средняя
общеобразовательная школа
№2» _________ Г.А. Микушина
24.08.2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать задачи" (Система "Школа 2100") 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"
Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи"
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для учеников 1-4 классов "Учимся решать задачи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"
Рабочая программа «Учимся решать проектные задачи» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с ...
Внеурочная деятельность «Учимся решать проектные задачи»
Данная программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «решение проектных задач» предназначена для работы с детьми 2-4 классов, носит и предметный, и, прежд...