Преемственность между различными ступенями образования
статья по теме
В данной статье рассматривается вопрос о преемственности. Отмечается, что проблема организации преемственности наиболее четно прослеживается в двух ключевых точках- в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_vystuplenie.rar | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность между различными ступенями образования
Проблема преемственности в современной педагогической теории и практике рассматривается как сложный и многосторонний, который проявляется по-разному в различных условиях и имеет свою специфику. Именно этим вероятно вызваны различия в определениях понятия преемственности, поскольку каждым исследователем внимание акцентируется на одной из сторон процесса образования в соответствии с выбранными задачами. Именно поэтому в научной педагогической литературе можно найти множество разнообразных определений понятия преемственности. Многие из которых дополняют, развивая друг друга, либо противоречат, исключая друг друга.
Нам хотелось бы рассмотреть преемственность как последовательность в целостном учебном процессе, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.
Необходимость обеспечения преемственности отдельных ступеней системы образования – задача давняя, но актуальная и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Основных причин, способствующих возникновению проблемы преемственности, можно выделить несколько. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточный уровень готовности учащихся к успешному включению в учебно-познавательную деятельность нового, более сложного уровня.
Проблема организации преемственности наиболее четко прослеживается в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Обеспечение мягкого образовательного перехода с использованием разнообразных форм и методов работы, качественно отличающихся от предшествующих и от последующих, в большей степени возлагаются на учителя начальной школы.
В нашем образовательном учреждении «Гимназия № 2» имени Баки Урманче действует «Школа будущего первоклассника», главной особенностью которой является организация взаимодействия педагогов и будущих первоклассников, которые придут учиться именно в нашу школу. Инновационным компонентом в этой работе является встречи в «Школе для родителей», семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием будущих первоклассников и родителей, педагогические гостиные и пр.
Данный вариант организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей будущих первоклассников, но и сформировать у них активную позицию в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.
Ребенку спокойно и уверенно там, где ему все известно и понятно. Поэтому привыкание к педагогам, ознакомление со школой как зданием, постепенное освоение школьных правил – это также вклад в реализацию принципа преемственности.
Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен быть сделан не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период движение в учебном материале медленное и по объему незначительное. [2, с. 23] Школьники как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
При организации плавного перехода от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей, к концу первого класса могут быть достигнуты следующие результаты образования:
- сложившиеся отношения доверия учителя с детьми и их родителями;
- сложившиеся отношения учебного сотрудничества в классе;
- учащиеся строят свое действие с учетом действий партнеров;
- достаточно высокий уровень инициативности, что проявляется в поиске недостающей информации с помощью умных вопросов, планирование совместных действий;
- дети осваивают объективные критерии оценивания, что способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- усваивают разнообразные средства (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм. [3, с. 23]
Поступательность и согласованность действий педагогов на различных этапах учебного процесса позволяет построить взаимодействия субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, сформировать симпатию к людям, и интерес к содержанию школьной жизни.
Список литературы:
1.Проектные задачи в начальной школе: учебное пособие для учителя; под ред.А.Б.Воронцовой, - Москва: «Просвещение» - 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....
«Проблемы преемственности между ступенями общеобразовательной школы»
Родительское собрание...
Реализация преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования посредством применения конструктора ЛЕГО
Выступление на городской конференции по вопросам преемственности...
Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.
Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления)....
Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.
"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...
Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...