Образовательный проект по литературному чтению
проект (3 класс) на тему
Тема урока:" Осенние мотивы"
Тема учебной программы:" Унылая пора! Очей очарование!" -- 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа. Проект урока по литературному чтению. | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект по литературному чтению
1.Тема проекта: « Осенние мотивы»
2.Тип проекта: исследовательский
3.Постановка проблемы проекта, актуальность:
В современном мире обучения и развития школьников главное -- это индивидуальное развитие творческой личности. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем. Самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Для этого организовывается проектная деятельность, которая приводит их к правильным ответам. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности; умение делать обобщения, сравнения; рассуждать по аналогии и применять новые знания в жизни.
Тема учебной программы: « Унылая пора! Очей очарованье!..»
4.Цель и задачи проекта:
- а ) Практические
1.Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения об осени;
2.Рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая;
3. Лепка, рисование, аппликация, поделки из природного материала;
4. Разучивание песен об осени;
б) Педагогические:
- Познавательные УУД:
-- Учить умению ориентироваться в книгах, специальной литературе;
-- Учить умению выбирать главное.
- Личностные УУД:
-- Развивать эстетические чувства и эстетический вкус;
-- Формировать экологическое сознание
3.Коммуникативные УУД:
-- Вступать в общение
-- Выражать свою точку зрения
-- Умение слушать другого
4. Регулятивные УУД:
-- Умение следовать инструкции;
-- Принимать и удерживать учебную задачу;
-- Развивать способность к самооценке
Метапредметные УУД:
-- исследовательские
-- проектировочные
-- информационные
-- коммуникативные
-- творческие
-- рефлексивные
5.Сведения об участниках проекта:
а) Организаторы: учитель
б) Состав проектной группы: учащиеся 3 «А» класса, 23 человека, возраст 8 – 9 лет
в) Помощники: родители учащихся
6.Условия осуществления проектной деятельности:
а) Сроки проведения: октябрь, 2016 год
б) Место проведения и реализации проекта: учебный кабинет
в )Оборудование: проектор, компьютер, презентации, магнитная доска
7. Планируемые результаты и продукта проекта.
-- В ходе проектной деятельности осуществляется активное сотрудничество с семьей, укрепление дружеских отношений между детьми, детьми и родителями.
-- У детей повышается осознанность проделанной работы, появляются навыки оценивания и самооценивания.
-- После завершения проекта ученики систематизируют старые и приобретают новые доступные знания
об окружающем мире, расширяют свой кругозор.
-- У детей формируются доступные представления об изменениях в живой
и неживой природе в осенний период.
-- Продуктом проекта должно являться – презентация по выбранной теме, поделка или аппликация из природного материала, картина на тему: Осенние мотивы».
План проведения проекта
1 этап -- Подготовительный
- Знакомство со временем года «Осень».
- Вводная презентация проекта.
- Определение и присвоения темы проекта.
- Привлечение родителей к теме и содержанию проекта на родительском собрании.
2 этап -- Организация деятельности
- Определение типа проекта.
- Обсуждение методов исследования.
- Обсуждение сроков реализации.
- Обсуждение критериев оценки проекта.
- Распределение по группам.
3 этап – Осуществление деятельности
- Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе на основе прогулок, игр, экскурсий.
- Чтение произведений об осени на уроках литературного чтения.
- Прослушивание музыкальных произведений об осени, разучивание песен на уроках музыки.
4 этап – Презентация результатов
- Представление проекта.
- Оценивание участников проекта.
Распределение деятельности по этапам проекта «Осенние мотивы»
Этапы | Цель | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1 этап | Погружение в проект: определение и присвоение темы проекта. | Разработать концепцию: - цель и задачи предстоящей работы; - изучить литературу по проектной деятельности; - подготовить диагностические методики для оценки хода и результатов проектной деятельности; - провести предварительную работу и разработать дидактические игры, конспекты занятий, игровые тренинги и т.д. | Подбор материала. Для успешной творческой деятельности создать такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить. На родительском собрании обсудить тему проекта и заинтересовать родителей в подготовке и помощи реализации проекта. | Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность. |
2 этап | Организация деятельности: определить тип проекта | Обсудить как будем реализовать проект -- в группах или индивидуально; обсудить сроки реализации; обсудить критерии оценки проекта; распределение по группам. | Помочь распределить обязанности каждого из участников проекта. Для успешной творческой деятельности создать такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить. | Распределение обязанностей каждого участника проекта. |
3 этап | В процессе реализации проектной деятельности, пользоваться методами и приемами, разработанными на первом и втором этапе деятельности. | - На уроках литературного чтения изучать и обсуждать произведения на тему « Осень»; - на уроках музыки выучить песни про осень; -провести экскурсию в парк и пришкольный участок. | Проведение экскурсии по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе осенью. | Принимают участие в конкурсе чтецов -- на тему : « Осень»; сочинении стихов, загадок. Слушают музыку, разучивают новые песни; Изготовление аппликаций из осенних листьев, поделок из природного материала. Рисование осеннего леса, парка. |
4 этап | Презентация результатов проекта. | Представление проекта, Экспертиза; Рефлексия. | Подведения итогов по результатам проекта. | Представляют проектную работу. |
Тематическое планирование
Тема | Неделя | Социально-личностное развитие | Познавательно – речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | Работа с родит. |
Осень | Рассматривание иллюстраций и открыток, посвященных осени. Беседы: «Лес в жизни человека» «Что такое листопад…» Загадки: об осени, явлениях природы. Экспериментирование: «Летающие семена» - - познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Рассматривание картин: А.А.Грицай «Листопад», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Сосновый бор» | Ознакомление с окружающим:
Цель: Формировать представления детей о состоянии растений осенью, закрепить знания о частях дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья). Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие речи: «Экскурсия в лес» Цель: Учить составлять рассказы, используя алгоритмические таблицы; развивать речь, воображение.
Конструирование: «Дерево» - природный материал, пластилин. | Чтение: К. Бальмонт « Осень» И.Соколов – Микитов « Листопадничек» Ф.Тютчев « Листья» А.Фет « Ласточки пропали…» К. Паустовский « Барсучий нос» А. Пушкин « Осень» М.Лермонтов « Осень» К. Толстой « Осень! Просыпается весь наш бедный сад..» Н.Некрасов « Славная осень!» Загадки, пословицы, поговорки. Разучивание песен об осени Рисование: «Осенний лес» Аппликация: «Осенняя фантазия» (цветы, листья, грибы, фрукты, овощи) – - учить использовать в аппликации засушенные листья. | Подвижные игры: «Осенние листочки» «Догони свою пару!» «Ручеёк» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Хитрый лис», «Солнышко и дождь» | Консультация «Учим детей видеть прекрасное» | |
октябрь |
Результаты нашей работы.
- В результате нашего проекта выделились 6 групп.
- группа -- « Осень глазами художников»
- группа – « Поэты, воспевающие осень»
- группа – « Учёные»
- группа – « Фотокорреспонденты»
- группа – « Дизайнеры»
- группа – « Осень в музыке»
- В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.
- В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрению.
- Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
- в своих рассказах
- рисунках
- поделках
Этапы организации деятельности и защиты результатов
Педагогическая деятельность учителя | Учебно-познавательная деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности Вот художник, так художник! Все леса позолотил! Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл! Отгадать загадку просим, Кто художник этот? - Осень! - По каким признакам узнали это время года? 2.Целеполагание - Ребята, мы на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года -- осени. Мы с вами выбрали общее название. -Какова тема нашего проекта? -- Осенние мотивы. -Какая была цель нашего проекта? -Исследовать, какими средствами и приёмами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы. -Над проектом трудились несколько групп. Сегодня они представят результаты своей работы. -Каждая группа исследовала осень. Поиск информации вы осуществляли самостоятельно и иногда с помощью учителя и родителей. 3. Творческий отчёт групп. Защита проекта группы №1 «Осень глазами художников» - Художники создавали замечательные картины, изображая осень. Задачи исследования 1 группы: 1.Развивать художественный вкус 2.Развивать творческое воображение 3.Развивать образное мышление Выступления детей:
Слева – берёзовая роща, справа -- лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое лёгкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одёждах, кое-где краснеют листья осени. -- Что объединяет эти картины? Самооценка и взаимооценивание -Ребята, давайте оценим работу группы. На доске лесенка со ступеньками. - На какую ступеньку вы поставите себя сами? - А на какую ступеньку поставят вас ребята? Защита проекта группы №2 « Поэты, воспевающие осень» Задачи исследования: 1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир 2. Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевлённым -- Но не только художники любили осень. Многие поэты воспевали это красивейшее время года! -- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею? -- Какой образ вам особенно понравился и почему? --Какими приёмами пользуются поэты?( олицетворением) -- Для чего используют олицетворение? -- Одинаково ли пишут поэты? Самооценка и взаимооценивание -- Опять пойдём на лесенку. -- Поставим сами себя на ступеньку. -- Ребята на какую ступеньку поставят вас? -- Почему? Защита проекта группы №3 « Учёные» Задачи исследования:
Самооценка и взаимооценивание -Оцените работу группы. Защита проекта группы №4 « Фотокорреспонденты» Задачи исследования: 1.Развивать художественный вкус 2.Развивать творческое воображение -- Расскажите, что вы фотографировали в нашем городе. -- Какие приметы осени вы нашли? Самооценка и взаимооценивание -Оцените работу группы. Защита проекта группы №5 « Дизайнеры» Задачи исследования: 1. Развивать художественный вкус 2.Развивать творческое воображение 3.Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевлённым -- Очень большая группа ребят захотела быть дизайнерами. Им захотелось, используя разные материалы создать свои картины. -- Посмотрите, что у них получилось. -- Понравились ли работы ребят? -- Захотелось ли вам попробовать себя в роли дизайнеров? Защита группы №6 « Осень в музыке» -У нас осталась еще одна группа, которая исследовала музыку. Природа и музыка – эти два слова неотделимы друг от друга. Задачи исследования:
Самооценка и взаимооценивание -- Оцените свою работу. -- Оцените работу своих товарищей. 4. Подведение итогов. -- Ребята, вы создали удивительную красоту -- словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. -- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка? -- Поэзия, живопись, музыка облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира, его хрупкость, быстротечность. -- « Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!» -- Как вы понимаете эти слова? -- Подлинная красота -- она хранится в душе. Красота мира принадлежит всем людям. Сохранить её -- высшее проявление культуры человека. -- Чему мы научились, работая над проектом? | Приветствуют учителя Дети формулируют цели и задачи проекта Слайд с названием для каждой группы. Презентация детей Рассказы детей о художниках и картинах. Ребята оценивают себя и других. Высказывают свое мнение. Презентации ребят. Ребята рассказывают о поэтах – С. Есенине, А.С. Пушкине. Ребята оценивают себя и других. Высказывают свое мнение. Презентации ребят. Дети рассказывают о приметах осени, Объясняют пословицы и поговорки об осени. Ребята оценивают себя и других. Высказывают свое мнение. Презентации ребят. Ребята показывают фото родных мест и рассказывают о них. Ребята оценивают себя и других. Высказывают свое мнение. Ребята демонстрируют свои работы и рассказывают, как они выполняли их. Ребята оценивают себя и других. Высказывают свое мнение. Выступления детей. Дети рассказывают о творчестве русского композитора П.И. Чайковского. Слушание музыки. Ребята оценивают себя и других. Высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение |
Использованная литература:
- А.Г. Асмолов. Как проектировать УУД, М. 2012
- Федеральный государственный стандарт начального образования
- А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В. Егоркина. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя, М.: Просвещение, 2011
- Литературное чтение 3 класс. Поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. « Учитель», 2006
- В.В.Занков. Хрестоматия по внеклассному чтению. М.: Издательство Оникс, 2009
- В.П. Жуков. Словарь русских пословиц и поговорок, М.: Русский язык, Медиа, 2004
- В.П. Аникин. К мудрости ступенька. М.: Детская литература, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по литературному чтению
Настоящая программа курса относится к программам начальной школы и обеспечивает формирование оптимального навыка чтения у обучающихся в начальной школе. Программа курса рассчитана на 3 год...
Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению
Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...
Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)
Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....