Сборник методических материалов "Преемственность детский сад-начальная школа"
методическая разработка на тему
Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога с современными родителями является приоритет в выборе активных методов и форм взаимодействия: дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску. Групповая и командная работа участников способствует сплочению и укреплению благоприятного микроклимата в коллективе или группе родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей в детском саду: «Скоро в школу!»
Когда можно считать ребенка готовым к школе?
Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому-то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому рано еще в 8 лет.
То, что ребенок физически уже, так сказать, «созрел», видно снаружи: достает рукой через середину головы противоположное ухо, появились постоянные зубы. Но это еще не все.
Часто считают, что если научить дошкольника читать, считать, выполнять сложение и вычитание, ознакомить с явлениями окружающего мира - он хорошо будет учиться, хотя ему будет всего 5 лет. А в саду, мол, ему уже скучно. Такие родители на учитывают, что у малыша в этом возрасте еще недостаточно развита моторика пальцев, а значит, он не сможет нормально писать, у него еще не до конца сформированы психологические качества, необходимые для обучения, и ему еще трудно напряженно работать в детском коллективе, он быстро устает.
Почему дети не всегда оправдывают надежды родителей на хорошие успехи в учебе?
Попробуем проанализировать, например, такой момент: родители в восторге от способностей и талантов своего малыша, захваливают его. И ребенок начинает чувствовать свое превосходство над другими, поэтому уже не слишком внимательно слушает учителя, поскольку уверен, что и сам все знает и опережает сверстников своей подготовленностью. Со временем такого всезнайку начинают перегонять менее подготовленные одноклассники, и это ущемляет его самолюбие. Он теряет уверенность в себе и начинает хуже учиться. Тогда родители, которые не ожидали такого поворота, сокрушенно вздыхают: «Наверное, рано все же нам было идти в школу».
Внимание! Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а значит, и выполнять задачи, выделять в них подзадачи - то есть, совершает определенные мыслительные операции.
Вот, скажем, детям предлагается следующее задание: «Рассмотрите рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте летающих». Ребенок, который не привык вслушиваться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, он восприняла только слово «раскрась». А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию выделит для себя здесь четыре подзадачи:
1) рассмотреть рисунок;
2) найти живых существ;
3) выбрать летающих;
4) раскрасить их.
После выполнения этой задачи вдумчивый ученик способен обосновать, доказать правильность сделанного.
Очень важно, чтобы у ребенка было сформировано внимание, конечно, в пределах возрастных возможностей. Довольно часто малышам не хватает именно умения сконцентрироваться на задании хотя бы на 3 - 5 минут.
Первоклассник должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве. Ведь если у него не сформированы такие понятия как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», могут возникнуть проблемы при работе с тетрадью. Ребенок не сможет правильно выполнять задания, быстро реагировать на команды учителя, такие как: «Три клеточки вправо, две - вверх» и другие.
Хорошо учиться поможет развитая память, которую можно и нужно тренировать, разучивая стихи, предлагая ребенку запоминать в каком порядке размещены предметы или рисунки и т.д.
Важное значение имеет и развитая речь: ребенок должен уметь пересказывать текст, задавать вопросы, составлять предложения или небольшие рассказы.
Еще один важный момент: приучаете ли Вы, уважаемые родители, своих детей выполнять ваши просьбы или указания с первого раза?
Неумение или скорее нежелание, выполнять просьбы-требования взрослых в семье переходит в садик, а оттуда - в школу. Дети не могут правильно одеться, вовремя поесть, ничего не успевают, потому что все время отвлекаются. Позже, опаздывают на уроки, не умеют переключаться на выполнение задач учителя. А потому часто становятся предметом насмешек со стороны одноклассников.
Родителям таких детей, и воспитателям в саду, приходится терять много нервов и времени. Попутно хочется посоветовать Вам организовать жизнь в семье, группе, в классе по правилу «один, два, три». Если сообщить, что за непослушание или еще какую-либо провинность (объяснить, что считается проступком) ребенок должен будет выйти из комнаты на столько минут, сколько ему лет. Например, Саша дергает кота за хвост. Вы говорите: «Один», «Два». Он не реагирует. Вы говорите: «Три», берете мальчика за руку и выводите из комнаты, если надо, то и силой. Саше 6 лет. Через 6 минут Вы возвращаете его в комнату, ни словом не упоминая о том, что было. Это очень действенный способ воспитания послушания.
Еще один очень важный фактор - культура поведения. Ребенок, у которого она сформирована, умеет вести себя в коллективе, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Это очень важно, не стоит считать, что ребенок, мол, пока еще мал, и все придет само собой, когда он подрастет.
Некоторые родители окружают своих детей гиперопекой, стараются все делать за них и этого же ждут от воспитателей, а затем - от учителя. Нам следует помнить слова из притчи о том, что на всю жизнь рыбой не обеспечишь, нужно научить ребенка самостоятельно ловить рыбу.
Существенны такие, казалось бы, мелочи, как умение правильно сидеть за столом во время письма, рисования, должным образом держать ручку или карандаш. На это родители в основном не обращают внимание. Вот и привыкает ребенок сидеть боком, поджав под себя ногу, зажав в скрюченных пальцах ручку, так же пытается пристроиться и за партой, Это портит его осанку, зрение, а значит, вредит здоровью, мешает правильно писать.
Переучить малыша не всегда удается. Кстати, не стоит дома учить детей писать, потому что родители, в конце концов, и сами очень часто не знают, как без напряжения держать ручку, правильно писать буквы и соединять их между собой. Приходится переучивать в школе, а как известно, легче научить, чем переучить.
Итак, как видите, для ребенка, который идет в школу, важно не столько иметь какие-то определенные знания, сколько сформированную готовность и умение учиться, воспринимать новое. Понаблюдайте, активно ли ваши сын или дочь интересуются окружающим, умеют ли сосредотачиваться, быстро ли и прочно запоминают материал, хорошо ли развита у них речь, разнообразные ли интересы и насколько настойчиво они их реализуют, склонны ли они к творческому труду. Стимулируйте эти проявления и помогайте им развиваться.
Желаем успехов в нашем общем, таком нелегком, но одновременно радостном труде. Ведь Мы причастны к воспитанию ЧЕЛОВЕКА, к становлению ЛИЧНОСТИ.
:
- Подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность протекала без осложнений.
- Вы должны знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка, и ставьте требования и задачи соответственно возрасту.
- Ни в коем случае не критикуйте ребенка, не занижайте его самооценку.
- Создайте благоприятный климат в семье. Дайте ребенку возможность почувствовать, что вы любите его более чем обычно.
- Заранее поинтересуйтесь о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивайте.
- Следите за умственным развитием ребенка. Создайте условия, чтобы интеллект развивался без задержки.
- Читайте ребенку сказки и стихи. Учите песни, слушайте вместе музыку. - Смотрите мультфильмы, детские фильмы.
- Хвалите за первые рисунки, водите в музеи, театры, цирк, зоопарк.
- Приобретайте игрушки, необходимые для возраста ребенка.
- Любыми способами поощряйте к общению со сверстниками. Воспитывайте мир чувств, учите управлять эмоциями. Старайтесь уменьшить тревожность.
- Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
- Интересуйтесь насколько ребенок готов к школьному обучению. Используйте советы педагогов, психологов, врачей для ликвидации незрелых критериев.
Как не надо вести себя родителям, когда ребенок готовится к школе:
- Не пускать на самотек подготовку ребенка к обучению в школе.
- Не принимать меры в отношении выявленной заранее незрелости, несформированности каких-либо способностей.
- Пытаться записать его в класс с углубленным изучением математики или английского языка, прекрасно понимая, что он в нем не справится с нагрузкой.
- Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности.
- Показывать, что он неспособный как в семье, так и в школе.
- Не интересоваться развитием, способностями своего ребенка, и быть равнодушными к его будущему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Две составляющие психологической готовности ребёнка-дошкольника к ш кольной жизни: (проблемно – ориентированный анализ) От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счёте, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Повышение педагогической и родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребёнка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями условий, от этого зависит успешность ребёнка дошкольника-ученика.
Поэтому, главная задача воспитания дошкольников заключается, в подготовке детей к жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей действительности через развитие адаптивных способностей, как средства дальнейшего саморазвития и самореализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение задач направленных на создание условий для развития личности и психоэмоциональной комфортности (согласно I раздела ФГОС ДО п. 1.6. «Общие положения»): Охрана и укрепление психофизического развития здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром.
Эффективные психолого-педагогические подходы в ДОУ, нацеленные на приведение методов воспитания и обучения, в соответствии с требованиями ФГОС ДО: создание психолого-педагогических условий для позитивного проживания дошкольного детства (ФГОС ДО Раздел II п. 3.2.1.); при поддержке позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (раздел II «Требования к структуре образовательной программы ДО и её объёму» в п. 2.3.).
обеспечение эмоционального благополучия детей; создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к себе, к другим людям; развитие детской самостоятельности (инициативности, ответственности); развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Необходимо определить образовательные ориентиры:
Готовность ребёнка к школьной жизни определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. результат , будут сформированы предпосылки к УУД познавательные личностные коммуникативные регулятивные
Подготовка детей к школьной жизни три основных подхода все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых в дальнейшем для успешного проживания школьной жизни у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться исследовать становление отдельных компонентов предпосылок к УУД, проанализировать пути их формирования через разные виды деятельности
Про поступающего в школу ребёнка мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе ( ФГОСДО ). В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Необходимо создание системы работы по формированию психологической готовности выпускников ДОУ повышение грамотности и компетентности педагогов, родителей по подготовке детей к школьной жизни. Для воспитателей: Экскурсия в школу; Рисунок учителя, школы, раскрашивание картинок школьных принадлежностей; Игры « предшкольной » направленности (счётные палочки, графические диктанты, решение логических задачек, лепка букв из пластилина); Взаимодействие с родителями: выставки стенгазет из опыта школьной жизни родителей «Школьные годы чудесные»; беседы на тематических встречах. (каждый педагог выстраивает ряд мероприятий)
Задачи для педагогов и специалистов ДОУ: Чтобы повысить уровень профессиональной и психологической компетентности педагогов в вопросах подготовки детей старших групп к школьной жизни: Разработать и внедрить в практику систему интегрированных занятий в рамках ФГОС ДО, учитывая рекомендации педагога – психолога; составление индивидуальных маршрутов (не только на талантливых детей имеющих какие - либо способности); Разработать систему данных мероприятий
Если ребёнок будет социально позитивно адаптирован, будут соблюдены требования к условиям реализации Программы, то настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к УУД на этапе завершения ими дошкольного образования (IV Раздел образовательного стандарта «Требования к результатам освоения ООП ДО п. 4.7.).
УУД УУД Гр.10 Гр11 Гр12 итого н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. Познавательные УУД 38%-9 39%-9 23%-6 46%-10 42%-9 12%-2 53%-11 27%-5 20%-3 62%-12 30%-6 8%-1 56%- 11 25%- 5 19%- 3 73%- 13 24%- 5 3%-1 49% 30% 21% 60% 32% 8% Регулятивные УУД 35%-9 42%-11 23%-6 66%-16 34%-8 - 11%-2 74%-14 15%-3 47%-9 53%-10 - 40%-7 55%-11 5%-1 47%-9 53%-10 - 28% 47% 25% 53% 47% - Коммуникативные УУД 38%-8 62%-13 - 68%-13 32%-7 - 78%-15 22%-4 - 61% 39% - Личностные УУД 47%-10 53%-11 - 69%-13 31%-6 - 74%-14 26%- 5 - 63% 37% - Диагностический минимум: Психологическая готовность к школьной жизни Результаты первичной диагностики (начало года) Результаты повторной диагностики (конец года)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Деловая игра КВН на тему: «Мамы, папы, не стесняйтесь в школу с нами собирайтесь!
Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога с современными родителями является приоритет в выборе активных методов и форм взаимодействия: дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску. Групповая и командная работа участников способствует сплочению и укреплению благоприятного микроклимата в коллективе или группе родителей.
Предлагаем вашему вниманию сценарий КВН с элементами деловой игры для родителей детей подготовительных к школе групп на тему: «Мамы, в школу собирайтесь!»
Цель: Способствовать укреплению знаний родителей и улучшению взаимодействия педагогов и родителей, через активную форму общения.
Задачи:
- Оценить психологическую готовность родителей в сопровождении будущих первоклассников.
- Познакомить родителей с возможными проблемными ситуациями, возникающими со школьниками и путями их решения.
- Укрепить благоприятный микроклимат в коллективе или группе родителей.
- Укрепить детско – родительские отношения через совместную деятельность
Место и время проведения: МАДОУ № 9 «Росинка», музыкальный зал, 25. 02. 2013 г
Участники: педагог – психолог, родители, педагоги.
Оценка результатов: за каждую правильно найденную фигуру – 1 балл. Максимальный результат – 9 баллов.
Ведущий (педагог-психолог): Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать и изобретать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования. Сегодня в такую игру поиграем и мы с вами.
Наш КВН на тему: «Мамы папы, в школу собирайтесь!
1. Остановка « Приветствие » (5 мин)
Родители подготовительных к школе групп № 10, 11 (по 6 человек в команде) представляют свои название и девиз.
Представляем вам еще одну команду. Это наше объективное и справедливое жюри: __________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Итак, мы начинаем КВН.
2. Остановка « Разминай - ка » ( 10 мин)
Ведущий: Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды. Представитель каждой команды получает свой набор вопросов. На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.
Задание для 1 команды:
1. Ребенок готов к школе когда:
а) ему исполнилось 7 лет;
б) умеет читать и считать;
в) его уровень соответствует возрастной норме и он хочет идти в школу.
2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:
а) так как будет учеником и получать «пятерки»;
б) получать новые знания;
в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.
Задание для 2 команды:
1. Общая цель воспитания в современной школе – это:
а) трудовое и политехническое образование;
б) умственное воспитание;
в) разностороннее и гармоническое развитие личности.
2. Дисциплинированный ребенок:
а) всегда и везде выполняет правила поведения;
б) не дерется и не опаздывает;
в) соблюдает правила поведения в школе.
Задание для 3 команды:
1. При выборе школьной Программы обучения в первую очередь следует руководствоваться:
а) осознанием будущих высоких перспектив ребенка в жизни;
б) уровнем реальной подготовленности и возможностей ребенка;
в) уровень профессионализма учителя в данном классе.
2. Самый важный компонент умственной готовности к школе:
а) запас знаний ребенка из разных разделов Программы;
б) умение читать и считать;
в) достаточный уровень развития познавательных способностей:
внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Жюри оценивает ответы команд.
3. Остановка « Размышляй - ка » (15 мин)
Ведущий:
- Переходим к следующему заданию, которое условно мы назвали « Размышляйка ». Представители ваших команд получают карточки с заданием. На карточке – высказывания родителей. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.
Примерные задания лежат веером в перевернутом виде. Представители команд выбирают одну из карточек c утверждением, обсуждают и записывают свои предположения. Затем представляют их для других команд. Ведущий поддерживает возможные дискуссии, обобщает сказанное участниками, подводит итог. Жюри оценивает ответы команд.
Высказывания и комментарии ведущего к заданию № 3.
Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него.
Напишите свои предположения.
I.
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
- Ты, наверное, будешь двоечником?
(Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу, понизят самооценку)
II.
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
( Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто, такой непосильный для ребенка психологический груз, становится причиной невроза.)
III.
- Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!
(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности, страх и др.)
IV.
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
(Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
V.
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
(Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
4. Остановка « Творческая начинай - ка » ( домашнее задание, в рамках акции « Нет, жестокому обращению к детям », оформление эмблемы).
5. Остановка « Запоминай - ка » (10мин)
Ведущий:
- Следующее задание предназначено для диагностики зрительной памяти. А ну-ка, мамы и папы, проверим свою память!
- « Сейчас в течение 10 секунд вы рассмотрите таблицу с различными фигурками. Будьте очень внимательны и постарайтесь их запомнить. Затем уберем эти таблицы и посмотрим на другие, где будет больше фигур, но среди них будут и те, что вы запомнили. Вам нужно будет найти и отметить их ».
Команды подсчитывают общую сумму баллов, полученную членами своей группой и сообщат ее жюри, которое подводит итог.
Музыкальная пауза « Танцевальный релакс » (5мин )
6. Остановка «Угадай-ка » (5 мин)
Ведущий:
- Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям, очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию.
Перед вами 12 выражений лица, в которых художник закодировал 12 эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. Если вам удалось угадать большинство состояний, значит, вам будет легко понять своего ребенка с первого взгляда.
Командам представляются изображенные на ватмане схематические изображения различных эмоций (тест см. в кн. Панфиловой М.А. «Игротерапия общения»). Время на обсуждение внутри своей команды 5 мин. Жюри оценивает правильность предложенных названий эмоций.
6. Спортивная остановка «Догоняй-ка» (10мин)
Ведущий:
- Устали сидеть? Устроим физкультурное соревнование с физ. Атрибутами.
Жюри подсчитывает баллы и выставляет общие оценки командам, определяет места команд-участников.
7. Остановка Рефлексия « Спелое яблочко » (10 мин)
Награждение команд дипломами.
Подведение итога
8. Остановка « Информацион - ка» (раздаточный материал)
Информационная галерея « Родителям будующих первоклашек ».
Литература.
Клюева Н.В. «Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг»,- Ярославль: Академия развития, г.
Луньков А.И. «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома». – М., 1995 г.
Панфилова М.А.,«Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.- М.:»Издательство ГНОМ и Д», г.
Хухлаева О.В. «Активные формы групповой работы с родителями» ст. в газете «Школьный психолог» № 19, г.
Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды. Представитель каждой команды получает свой набор вопросов. На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.
Задание для 1 команды:
1. Ребенок готов к школе когда:
а) ему исполнилось 7 лет;
б) умеет читать и считать;
в) его уровень соответствует возрастной норме и он хочет идти в школу.
2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:
а) так как будет учеником и будет получать «пятерки»;
б) получать новые знания;
в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.
Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды. Представитель каждой команды получает свой набор вопросов. На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.
Задание для 2 команды:
1. Общая цель воспитания в современной школе – это:
а) трудовое и политехническое образование;
б) умственное воспитание;
в) разностороннее и гармоническое развитие личности.
2. Дисциплинированный ребенок:
а) всегда и везде выполняет правила поведения;
б) не дерется и не опаздывает;
в) соблюдает правила поведения в школе.
Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды. Представитель каждой команды получает свой набор вопросов. На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.
Задание для 3 команды:
1. При выборе школьной Программы обучения в первую очередь следует руководствоваться:
а) осознанием будущих высоких перспектив ребенка в жизни;
б) уровнем реальной подготовленности и возможностей ребенка;
в) уровень профессионализма учителя в данном классе.
2. Самый важный компонент умственной готовности к школе:
а) запас знаний ребенка из разных разделов Программы;
б) умение читать и считать;
в) достаточный уровень развития познавательных способностей:
внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
__________________________________________________________________________
- Ты, наверное, будешь двоечником?
_______________________________________________________________________
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
__________________________________________________________________________
- Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!
_________________________________________________________________________
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
__________________________________________________________________________
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
- Я же тебе уже говорила, делай сам ( а) уроки…
- У меня нет времени, ты уже школьник….
Покрутить
обруч
Прыгать на скакалке
Попасть в цель
Психологическое сопровождение развития детей 5–7 лет с нарушениями речи в ДОУ
Пояснительная записка
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает [12]:
- защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
- психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, следовательно, в настоящее время в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
- энурез(недержание мочи);
- онанизм;
- повышенную обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:
- Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
- Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
- Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Достижение данных целей возможно при помощи:
- Создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.
- Методов психологического сопровождения: психогимнастики, психологических, развивающих игр и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
- Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
- Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.
Психологическая диагностика проводится с целью:
определения актуального уровня развития детей,
его соответствия возрасту,
выявления личностных особенностей ребенка;
вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Основные направления психологической диагностики
Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов:
внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);
контактность;
проявление инициативы;
усидчивость (или расторможенность)
интерес к обследованию;
работоспособность и темп.
Познавательная сфера [4]
Мышление:
наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
Память:
кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
Восприятие:
формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
Мелкая моторика:
мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера
- Эмоциональный комфорт в детском саду.
- Личностная и волевая готовность к школе.
- Симптомы психосоматики.
- Повышенная тревожность.
- Проявления агрессивности.
- Страхи.
Коммуникативная сфера.
Статус в группе.
Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Выделено два направления психологической диагностики:
- Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
- Углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.
Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является:
- психологические тесты и интервью;
- диагностические интервью;
- наблюдения поведения детей в разных видах деятельности;
- метод экспертных оценок;
- изучение продуктов деятельности детей;
- проективные методы;
- экспериментальные методы.
На основании данных психологической диагностики составляется индивидуальная карта психологического развития ребенка, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы (Приложение 1).
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.
Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в следующих формах [11]:
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- подгрупповые психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие графических навыков.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие внимания;
Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа и синтеза;
- навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
- умения работать по инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
- Предметно-манипулятивные;
- Двигательно-экспрессивные;
- Изобразительно-графические;
- Музыкально-ритмические;
- Вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные.
Продолжительность занятий:
20 минут в старших группах;
30 минут в подготовительных группах.
Программы и методические пособия, используемые в коррекционно – развивающей работе с детьми указаны в Приложении 2.
Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
- Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;
- Обучить адекватным способам общения с детьми с нарушениями в развитии познавательных процессов, речи и поведения.
- Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
Применяются следующие формы работы с педагогами:
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, педсоветов,
- Семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы и пр.
Важным условием эффективной работы программы является участие педагога – психолога в планировании педагогического процесса, в том числе в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог помогает подобрать игры и упражнения, а так же оказать помощь в их проведении [4] (см. Приложение 3).
Работа педагога-психолога с родителями
Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.
При реализации индивидуальной программы развития ребенка с нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
- Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила:
- проявлять доброжелательное отношение к родителям и детям, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;
- описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;
- следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.
- акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.
Формы работы педагога-психолога с родителями
- Психологическое просвещение через «Уголок психолога», информационные стенды, папки – передвижки.
- Индивидуальные, групповые и семейные консультации для родителей.
- Выступления на родительских собраниях.
- Проведение занятия школы «Психология – родителям» совместно с учителем – логопедом.
Список литературы
Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. [Текст] / Л.А.Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А.Горбачева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, - 288 с.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. [Текст]: / Материалы Всероссийского совещания. –М.: Издательство Гном и Д, 2001. – 140 с.
Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / Под. ред. П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
Каралашвили, Е.А. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: организация работы. [Текст]/ Под ред. Е.А.Каралашвили. // Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 176 с.
Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам [Текст] / Сост. Н.В. Нищева. – СПБ., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 208с.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А.Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]: / Н.Ю.Савельева. – Ростов н\Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании. [Текст]/ М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. Психолог в школе М.: Генезис, 2004. – 136 с.
Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.М.Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова. - СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. [Текст] / Г.А. Широкова – Ростов – н/Д: «Феникс», 2005. – 384 с.
Якимова, М.Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнерства. [Текст]: учебно методическое пособие. / М.Н. Якимова, Т.А. Шааб, Л.М. Волкова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач в стихах для начальной школы.
В этом сборнике собраны задачи в стихах для учащихся начальной школы,материал предназначен для устного счета на уроках математики...
Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"
Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....
Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа
Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А" НОУ ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...
Методический сборник по ПДД для учащихся начальной школы.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших к...
Методическая разработка для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"
Цель: ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений. Учитель предлагает отправиться в путешествие по Стране знаний. Вид...
Методический сборник "Пословицы и поговорки в начальной школе"
Методический сборник...
Сборник методических материалов для учителей начальных классов
В помощь учителю!...