Методическая разработка для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"
методическая разработка на тему

Цель: ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений.

 

Учитель предлагает отправиться в путешествие по Стране знаний. Вид транспорта выбирается по желанию ребят. Все вместе даём гудок и покидаем класс. Ученики посещают библиотеку, столовую, актовый зал, учительскую, некоторые кабинеты (труда, биологии, рисования). На каждой станции ребят радушно встречают её хозяева: библиотекарь, повар, учащиеся дежурного класса и т. д. Они рассказывают, как называется это помещение, какое в нём оборудование, как им пользоваться, каких правил должны придерживаться ученики. В рассказы включают произведения детской художественной литературы.

 

За одно путешествие желательно посетить не более трёх станций. Продолжение игры следует через один – два дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina_1.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"


Цель: ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений.

ХОД ИГРЫ.

Учитель предлагает отправиться в путешествие по Стране знаний. Вид транспорта выбирается по желанию ребят. Все вместе даём гудок и покидаем класс. Ученики посещают библиотеку, столовую, актовый зал, учительскую, некоторые кабинеты (труда, биологии, рисования). На каждой станции ребят радушно встречают её хозяева: библиотекарь, повар, учащиеся дежурного класса и т. д. Они рассказывают, как называется это помещение, какое в нём оборудование, как им пользоваться, каких правил должны придерживаться ученики. В рассказы включают произведения детской художественной литературы.

За одно путешествие желательно посетить не более трёх станций. Продолжение игры следует через один – два дня.

СТАНЦИЯ «БИБЛИОТЕКА».

МИЛЛИОН МУДРЕЦОВ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ.

Есть в любой школе небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями.Они называются – книгами. Живут они в доме, который называется «библиотека».

Сейчас ни в одном государстве нет столько библиотек, сколько в нашей стране. Они располагаются и в большом каменном доме, и в деревенской хате, и в юрте, и в палатке, и в автофургоне.

Но самая главная наша библиотека, книжная столица страны, находится в центре Москвы и носит имя В.И. Ленина, который был её постоянным читателем.

А если бы вы знали, как в книжной столице заботятся о бумажных жителях – больших и маленьких, толстых и тонких, соотечественниках и иностранцах! К их услугах удобные дома-полки, для них в столице создаётся искусственный климат, как раз такой, какой им полезен. Ездят они от дома до читальных залов в своих лифтах и вагончиках, лечатся в своей книжной больнице. Их покой, и неприкосновенность охраняют пожарные и милиция.

На любую книжку здесь заведена своя карточка, где указан её точный адрес. Вместо района – этаж хранилища, вместо номера дома – номер шкафа, а вместо номера квартиры – номер полки.

Хорошо живётся миллионам мудрецов под одной крышей библиотеки!

С. МИХАЛКОВ

В каждом доме, в каждой хате,

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Наша книга детская-

Детская, советская,

Смелая и честная-

Верный друг ребят!

Книгу всем понятную, умную, занятную-

Мальчики и девочки, все читать хотят!

В. БЕРЕСТОВ

ЧИТАЛОЧКА.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

СТАНЦИЯ «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!»

ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК.

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ.

Все расселись вокруг стола на террасе. За столом было трое детей: две девочки и мальчик. Они подвязали салфетки и тихо сидели, ожидая, когда им подадут суп.В. И. Посматривал на них и тихонько разговаривал. Вот подали суп. Дети ели плохо, почти весь суп остался в тарелках. В.И. посмотрел неодобрительно, но ничего не сказал. Подали второе. Та же история опять многое осталось на тарелках.

-А вы состоите членами общества чистых тарелок?-громко спросил В.И., обращаясь к девочке Наде, сидевшей рядом с ним.

-Нет,-тихонько ответила она и растерянно посмотрела на других детей.

-А ты?..А ты?-обратился он к мальчику и девочке.

-Нет, мы не состоим!-ответили дети.

-Как же это вы? Почему так запоздали?

-Мы не знали…мы ничего не знали об этом обществе!-торопясь говорили дети.

-Напрасно.…Это очень жаль! Оно давно уже существует.

-А мы не знали!-разочарованно сказала Надя.

-Впрочем, вы не годитесь для этого общества…Вас всё равно не примут,-серьёзно сказал В. И.

-Почему?..Почему не примут?-наперебой спрашивали дети.

-Как «почему»? А какие у вас тарелки? Посмотрите! Как же вас могут принять, когда вы на тарелках всё оставляете!

И дети стали доедать всё, что у них осталось на тарелках.

-Ну, разве что вы исправитесь, тогда попробовать можно.…Там и значки выдают тем, у кого тарелки всегда чистые, - продолжал В. И.

-И значки!…А какие значки? - расспрашивали дети.

-А как туда поступить?

-Надо подать заявление.

-А кому?

-Мне.

Дети попросили разрешения встать из-за стола и побежали писать заявление.

Через некоторое время они вернулись на террасу и торжественно вручили бумагу В. И.

В. И. Прочёл, поправил три ошибки и надписал в углу: «Надо принять».

Что нам нужно для учёбы?

Цель: закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Активировать словарный запас.

Материал: куклы в ученической одежде, игрушечные портфели, картинки с изображением учебных принадлежностей ( ручки, линейки, карандаша, пенала, тетради,букваря) и предметов, не относящихся к этой группе (тарелки, чашки, платка, пальто)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Учащихся распределяют на несколько команд. Каждая команда получает куклу-ученицу и игрушечный портфель. Перед учителем лежат изображением вниз картинки, на которых нарисованы предметы различного назначения. Представители команд поочерёдно подходят к столу, берут по одной картинке и возвращаются к своей команде. Коллективно обсудив назначение предмета, картинку кладут в портфель, если этот предмет нужен для учёбы, или на парту, если он не используется в процессе обучения.

Когда все картинки со стола учителя будут разобраны, участники игры достают из своих портфелей картинки, называют их и рассказывают, для чего они предназначены, В заключительной части игры представители команд загадывают друг другу загадки об учебных принадлежностях.

ЗАГАДКИ МУДРОГО ПОРТФЕЛЯ.

Цель: уточнить представления учащихся о школе, школьном оборудовании, учебных принадлежностях. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.

Материалы: бутафорский портфель для исполнителя главной роли.

Ход работы: В класс входит Мудрый Портфель. Он обращается к ученикам:

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Портфель

Что это за дом? Какие жильцы живут в этом доме? (Ответы детей). Я портфель не простой, я - Мудрый Портфель. Обо всем, что есть в школе, я знаю загадки.

Кулик не велик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

Школьный звонок

Что это? Что слышат все ученики перед каждым уроком и после него?

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Книга

Какие учебные принадлежности имеют поля? О каком корешке идет речь? Мудрый Портфель достает отгадку-книгу. Дети рассматривают книгу, вспоминают, с чем она в загадке сравнивается.

-В моем портфеле еще кое-что есть:

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

Дневник

-Заглядываю в портфель, а там:

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке

По белому полю пройдет –

Каждый след его поймет

Карандаш

Об этом же предмете можно загадать еще одну

Загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит,и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Карандаш

Кто же этот умный Ивашка? На какой белом поле оно оставляет свой след?

Каждый день в портфеле ещё одна вещица:

Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

Ручка

Кто узнал, что это за конёк.

-А теперь осмотрим наш класс. Загадка трудная,но все вы хорошо

эту вещь знаете:

Лето, зиму-всё на лыжах:

Братец-стол, сестра-скамья.

Это самые на свете

Неразлучные друзья.

Парта.

Вдумайтесь: братец-стол, сестра-скамья. Где же в нашем классе неразлучные брат и сестра?

После отгадывания загадок Мудрый Портфель прощается с ребятами, дети благодарят его за интересную встречу и приглашают в гости.

Я на уроке в первый раз…
Цель: закреплять, представ о правилах поведения на уроке. Упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся. Воспитывать сознательное отношение к поведению на уроке.

Материал: кукла в ученической форме.

Ход игры.

Педагог предлагает детям вспомнить первое правило для учащихся, в котором говорится о том, как вести себя на уроке, подчеркивает, что учёба - одна из форм труда и относится к ней надо с большой ответственностью.

Слышен стук в дверь.Учитель открывает и вводит куклу

Она здоровается с учителем и с ребятами (за куклу изменяя голос,говорит учитель). Педагог обьясняет,что это новая ученица, знакомит её и усаживает на свободное место за партой.Через некоторое время новая ученица А. Барто

Обращается к одноклассникам:

Я на уроке в первый раз.

Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс

Вставать или садится? Как надо парту открывать,

Не знала я сначала.

И я не знала, как вставать,

Чтоб парта не стучала.

Мне говорят - иди к доске, -

Я руку поднимаю,

А как держать мелок в руке,

Совсем не понимаю.

Ученики помогают новой школьнице освоить правила поведения в классе рассказывают обо всём. Что они запомнили. В заключение встречи используется инсценировка-миниатюра:

1-й ученик. Учитель спросит надо встать (все встают)

2-й ученик. Когда он сесть позволит-сядь. (все садятся)

3-й ученик. Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними. (Все поднимают правую руку).

Подняла руку новая ученица. Обращаясь к классу, она говорит:

Я на уроке в первый раз,

Теперь я ученица.

На парте правильно сижу,

Хотя мне не сидится.

На часы я погляжу, что вам делать расскажу.

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению режима дня, умение самостоятельно ориентироваться в предстоящей деятельности.

Материал: режим дня в виде большого будильника с вращающейся стрелкой и иллюстрированным циферблатом.

Ход игры.

Учитель напоминает, что такое режим дня, уточняет его значение. После этого внимание учеников обращается на появившийся в классе будильник. Это необычный будильник-его циферблат состоит из картинок. Ребята рассматривают картинки, коллективно вспоминают, какие виды деятельности входят в режим первоклассника и в каком порядке следуют друг за другом. После беседы к часам по очереди приглашаются пары учеников. Один- часовщик, он вращает стрелки часов, а второлй-рассказчик. Произнеся слова:

На часы я погляжу,

Что вам делать расскажу,

Этот ученик рассказывает о действиях школьника, на которые в данный момент указывает стрелка часов. Выслушав рассказ товарища, все дети изображают описанное действие с помощью пантомимы.

ВЕСЁЛАЯ ОЛИМПИАДА.

Цель: закрепить и уточнить представления о спорте, спортивном снаряжении, оборудовании и некоторых предметах спортивной техники.

МАТЕРИАЛ: реальные предметы или изображения предметов, связанных со спортом; игрушечные медали с изображением олимпийских видов спорта; цветные обручи – олимпийские кольца.

ХОД ИГРЫ.

Детей распределяют на две команды. Каждая избирает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок. Предлагаются несколько загадок о спорте, туризме, спортивных развлечения, играх, спортивных принадлежностях.

Условие: надо правильно отгадать загадку, показать отгадку на картине, плакате или найти её среди спортивного оборудования площадки, зала; доказать отгадку, и, если можно, обыграть.

После каждого правильного ответа на табло команды вешают цветной обруч. Команда, первая набравшая пять колец, объявляется победительницей. Членам команды вручаются призы.

ВЕДУЩИЙ. У спортсменов много друзей. Вот загадка об одном из них:

КОГДА С ТОБОЮ ЭТОТ ДРУГ,

ТЫ МОЖЕШЬ БЕЗ ДОРОГ

ШАГАТЬ НА СЕВЕР И НА ЮГ,

НА ЗАПАД И ВОСТОК.

КОМПАС.

Какое устройство помогает туристам ориентироваться в лесу и поле, не сбиться с дороги? В этом устройстве есть подвижная стрелка, которая и показывает направление.

ВОТ ТАК ЧУДО. ЧУДЕСА!

ПОДО МНОЙ ДВА КОЛЕСА.

Я НОГАМИ ИХ ВЕРЧУ,

ЯКАЧУ, КАЧУ,КАЧУ.

НЕ ДОГОНИШЬ, ВЕТЕР, НЕТ.

МЧИТ МЕНЯ ………………..(велосипед) С.Маршак.

После отгадывания загадки детям предлагается ответить на вопросы:

-Как называют спортсменов, которые соревнуются друг с другом на велосипедах?

-Как называется этот вид спорта?

ДВА КОНЯ У МЕНЯ, ПО ВОДЕ ОНИ ВОЗЯТ МЕНЯ,

ДВА КОНЯ, А ВОДА ТВЕРДА, СЛОВНО КАМЕННАЯ.

Отгадать загадку помогают вопросы: Когда вода бывает твёрдая? Как называется твёрдая вода? На чём катаются ребята по льду?

ОН С ТОБОЮ И СО МНОЮ 
ШЁЛ ЛЕСНЫМИ СТЕЖКАМИ,

ДРУГ ПОХОДНЫЙ ЗА СПИНОЮ
НА РЕМНЯХ С ЗАСТЁЖКАМИ. (Рюкзак).

Даётся задание объяснить, почему «друг походный» и почему «за спиной».

Сказать, что кладут в рюкзак, и показать, как его надевают. ХОТЬ НАДУТ ОН ВСЕГДА, С НИМ НЕ СКУЧНО НИКОГДА. (Мяч). Надо найти предмет, объяснить отгадку: почему «с ним не скучно»?. Показать, как можно играть с мячом. РУКАМИ ТРОГАТЬ НЕ ДАЮТ, ЗАТО НОГАМИ ЛОВКО БЬЮТ. (футбольный мяч) Детям предлагается объяснить отгадку, найти предмет; сравнить футбольный мяч с обычным, ответить на вопрос: как называется вид спорта? Спортсмены? ПЛЫВЁТ БЕЛЫЙ ГУСЬ- БРЮХО ДЕРЕВЯННОЕ, КРЫЛО ПОЛОТНЯНОЕ. (яхта) Дети должны найти игрушку –отгадку, объяснить, почему «гусь», показать «крыло», «брюхо», назвать эти части яхты (крыло-парус, брюхо—днище). В НЕБО ЛАСТОЧКОЙ ВСПОРХНЁТ, РЫБКОЙ В ОЗЕРО НЫРНЁТ. (Прыгун с вышки) Находят картинку, объясняют отгадку и отвечают на вопрос, как называется спортсмен? ЧТО ЭТО У ГАЛОЧКИ? НИТОЧКА НА ПАЛОЧКЕ, ПАЛОЧКА В РУКЕ, А НИТОЧКА В РЕКЕ. (Удочка)

Дети отыскивают предмет, о котором говорится загадке, и объясняют, как называются части. Показывают, как держать удочку.

После отгадывания загадок выполняются физкультурные упражнения, и дети играют в спортивные игры, в которых используются те предметы и спортивный инвентарь, о которых шла речь в загадках.

У нас в гостях хозяин улицы светофор.

Цель: закрепить представления учащихся о правилах поведения на улице, назначении и внешнем виде городского транспорта.

Материал: шапочка для ведущего, исполняющего роль светофора; игрушки и картинки, соответствующие ответа на загадки о транспорте; бутафорские медальки для победителей игры с изображением светофора.

Ход игры. Учитель предлагает детям прислушаться: за дверью слышны шаги. Детидолжны угадать, кто идё к ним в гости.

Л.Сандлер.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

Светофор.

После отгадывания загадки входит пионер в шапочке светофора,представляется ребятам и начинает проверять,хорошо ли ребята знают улицу,правила перехода проезжей части, различные виды транспорта

Ведущий: как называют людей , идущих куда- либо пешком ?По какой части улицы ходят пешеходы? Какая часть улицы предназначена для перехода?

У меня, у «Светофора» ,три глаза .Много интересного мне пришлось повидать. Сейчас я буду закрывать глаза и вспоминать, что я видел в своей жизни. Если вы отгадаете правильно, мой глаз откроется ,и отгадчик получит медаль с моим изображением .

Если бы я встала,

До неба бы достала.

Дорога.

«Светофор» рассказывает, что он был и под землёй. Оттуда он принёс такую загадку:

Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

Метро

Отгадав загадку, дети вспоминают правила дорожного движения, значение сигналов светофора.

С. Михалков.

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Жёлтый свет- предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Методическая разработка обобщающего межпредметного занятия для первоклассников "Путешествие по океану Знаний"

Данную презентацию можно использовать как игровой материал для обобщения знаний первоклассников...

Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"

Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе "Путешествие в страну Цифиркино". 1-2 класс

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Цифиркино" повышает интерес к предмету математика.Способствует сплочению детского коллектива через участие в коллективно творческом де...

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе "Путешествие в страну Цифиркино". 1-2 класс

Этот праздник для учащихся 1-2 классов способствует повышению  интереса к предмету математика, а также сплочению детского коллектива через участие в коллективно творческом деле...

Методическая разработка классного часа во 2 классе "Путешествие в страну Здоровья"

Классный час проводится в форме заочного путешествия.Его целью является пропаганда здорового образа жизни, ознакомление ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук, зубами, глазами...

Открытие декады начальной школы "Путешествие в страну Знаний"

Программа проведения декады начальной школы предусматривает различные формы и методы работы в организации урочной и внеурочной деятельности....