САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК 130 лет со дня рождения (1887-1964)
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему

Антипова Надежда Николаевна

Форма работы: урок внеклассного чтения в начальной школе «Читаем Маршака».

Цель работы: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака и его значением для отечественной детской литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_noyabrya.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

3 НОЯБРЯ

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК

130 лет со дня рождения (1887-1964)

Форма работы: урок внеклассного чтения в начальной школе «Читаем Маршака».

Цель работы: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака и его значением для отечественной детской литературы.

Оборудование: выставка книг С.Я. Маршака, портрет писателя, мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слово учителя с использованием презентации. С.Я. Маршак был человеком многогранного таланта. Замечательный детский поэт, блестящий переводчик, талантливый редактор, возглавлявший Детгиз – детское государственное издательство в Ленинграде. Благодаря организаторской деятельности Маршака оно стало лучшим в стране издательством детской литературы. Редакция Детгиза размещалась на Невском проспекте, 28, в помещении бывшей компании Зингер (сейчас в этом доме большой книжный магазин). Дом под стеклянным куполом в 1930-е годы стал центром советской детской книги. В редакции Детгиза собирались те, кого мы сейчас называем классиками детской литературы (К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки,
Л. Пантелеев, Е. Шварц, Д. Хармс и другие).

Многих из них привел в детскую литературу именно Маршак. Он обладал даром находить тех авторов, в которых живет талант детского писателя. Таким талантом обладал и сам Маршак. Он работал во многих литературных жанрах и писал для детей самого разного возраста.

Малыши начинают знакомство с Маршаком с цикла «Детки в клетке» и «Сказки о глупом мышонке», а также с переводов английских народных песенок. Дошкольникам постарше читают азбуки Маршака («Про все на свете»), энциклопедии в стихах («Разноцветная книга», «Круглый год»), стихотворные истории «Усатый-полосатый» и «Рассеянный с улицы Бассейной». Младшим школьникам нравятся стихотворения «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Праздник леса», «Кот и лодыри», «Друзья-товарищи». Старшие школьники открывают для себя лирику Маршака и переводы сонетов Шекспира. В современных постановках детских театров продолжают жить пьесы Маршака «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев».

Конкурс на знание произведений С.Я. Маршака. Начать со стихотворений, которые известны младшим школьникам с раннего детства. Учащиеся должны узнать, из каких стихотворений взяты следующие отрывки. Попросить учеников вспомнить эти стихи и прочитать по памяти.

1.Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

- Разбойники! Воры! Уроды!

Собака – не той породы!

2.Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

3.Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

4. Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска!

5. Стала петь мышонку щука,

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет.

6. Я учиться не хочу –

Сам любого научу.

Я – известный мастер

По столярной части!

7. Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

8. По проволоке дама

Идет, как телеграмма.  

   Ответ: 1. «Багаж» 2. «Круглый год» 3. «Рассеянный с улицы Бассейной» 4. «Детки в клетке»
5. «Сказка о глупом мышонке» 6. «Мастер-ломастер» 7. «Про все на свете» 8. «Цирк».

Следующее задание предполагает умение младших школьников различать литературные жанры. Творчество С.Я. Маршака, посвященное детям, очень разнообразно. Распределить произведения Маршака по следующим жанрам:

  1. пьесы; 2) азбуки в стихах; 3) переводы английских народных песенок; 4) циклы стихов;
    5) истории в стихах; 6) стихотворные сказки.
  1. «Пожар». 2. «Круглый год». 3. «Разноцветная книга». 4. «Дом, который построил Джек».
    5. «Про все на свете». 6. «Детки в клетке». 7. «Рассказ о неизвестном герое».
    8. «Двенадцать месяцев». 9. «Почта». 10. «Тихая сказка». 11. «Кошкин дом». 12. «Ключ от королевства».

Ответ: 1) 8, 11. 2) 5. 3) 4, 12. 4) 2, 3, 6. 5) 1, 7, 9. 6) 10.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

http://s-marshak.ru/index.htm - Специальный сайт, посвященный жизни и творчеству
С.Я. Маршака.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самуил Яковлевич Маршак - детям.

Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака...

Урок литературного чтения в 4 классе. Самуил Яковлевич Маршак

В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.Цель урока – учить анализирова...

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика     С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...

Творчество Самуила Яковлевича Маршака

Урок внеклассного чтения или классный час...

Самуил Яковлевич Маршак

Портрет автора, изображения книг....

Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.

Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.осознания каждым ребёнком себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произв...