САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК 130 лет со дня рождения (1887-1964)
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему
Форма работы: урок внеклассного чтения в начальной школе «Читаем Маршака».
Цель работы: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака и его значением для отечественной детской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_noyabrya.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
3 НОЯБРЯ
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК
130 лет со дня рождения (1887-1964)
Форма работы: урок внеклассного чтения в начальной школе «Читаем Маршака».
Цель работы: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака и его значением для отечественной детской литературы.
Оборудование: выставка книг С.Я. Маршака, портрет писателя, мультимедийное оборудование.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слово учителя с использованием презентации. С.Я. Маршак был человеком многогранного таланта. Замечательный детский поэт, блестящий переводчик, талантливый редактор, возглавлявший Детгиз – детское государственное издательство в Ленинграде. Благодаря организаторской деятельности Маршака оно стало лучшим в стране издательством детской литературы. Редакция Детгиза размещалась на Невском проспекте, 28, в помещении бывшей компании Зингер (сейчас в этом доме большой книжный магазин). Дом под стеклянным куполом в 1930-е годы стал центром советской детской книги. В редакции Детгиза собирались те, кого мы сейчас называем классиками детской литературы (К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки,
Л. Пантелеев, Е. Шварц, Д. Хармс и другие).
Многих из них привел в детскую литературу именно Маршак. Он обладал даром находить тех авторов, в которых живет талант детского писателя. Таким талантом обладал и сам Маршак. Он работал во многих литературных жанрах и писал для детей самого разного возраста.
Малыши начинают знакомство с Маршаком с цикла «Детки в клетке» и «Сказки о глупом мышонке», а также с переводов английских народных песенок. Дошкольникам постарше читают азбуки Маршака («Про все на свете»), энциклопедии в стихах («Разноцветная книга», «Круглый год»), стихотворные истории «Усатый-полосатый» и «Рассеянный с улицы Бассейной». Младшим школьникам нравятся стихотворения «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Праздник леса», «Кот и лодыри», «Друзья-товарищи». Старшие школьники открывают для себя лирику Маршака и переводы сонетов Шекспира. В современных постановках детских театров продолжают жить пьесы Маршака «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев».
Конкурс на знание произведений С.Я. Маршака. Начать со стихотворений, которые известны младшим школьникам с раннего детства. Учащиеся должны узнать, из каких стихотворений взяты следующие отрывки. Попросить учеников вспомнить эти стихи и прочитать по памяти.
1.Собака-то как зарычит, А барыня как закричит: - Разбойники! Воры! Уроды! Собака – не той породы! | 2.Открываем календарь. Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. |
3.Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. | 4. Эй, не стойте слишком близко! Я тигренок, а не киска! |
5. Стала петь мышонку щука, Не услышал он ни звука: Разевает щука рот, А не слышно, что поет. | 6. Я учиться не хочу – Сам любого научу. Я – известный мастер По столярной части! |
7. Воробей влетел в окно Воровать у нас пшено. | 8. По проволоке дама Идет, как телеграмма. |
Ответ: 1. «Багаж» 2. «Круглый год» 3. «Рассеянный с улицы Бассейной» 4. «Детки в клетке»
5. «Сказка о глупом мышонке» 6. «Мастер-ломастер» 7. «Про все на свете» 8. «Цирк».
Следующее задание предполагает умение младших школьников различать литературные жанры. Творчество С.Я. Маршака, посвященное детям, очень разнообразно. Распределить произведения Маршака по следующим жанрам:
- пьесы; 2) азбуки в стихах; 3) переводы английских народных песенок; 4) циклы стихов;
5) истории в стихах; 6) стихотворные сказки.
- «Пожар». 2. «Круглый год». 3. «Разноцветная книга». 4. «Дом, который построил Джек».
5. «Про все на свете». 6. «Детки в клетке». 7. «Рассказ о неизвестном герое».
8. «Двенадцать месяцев». 9. «Почта». 10. «Тихая сказка». 11. «Кошкин дом». 12. «Ключ от королевства».
Ответ: 1) 8, 11. 2) 5. 3) 4, 12. 4) 2, 3, 6. 5) 1, 7, 9. 6) 10.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
http://s-marshak.ru/index.htm - Специальный сайт, посвященный жизни и творчеству
С.Я. Маршака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самуил Яковлевич Маршак - детям.
Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака...
Урок литературного чтения в 4 классе. Самуил Яковлевич Маршак
В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.Цель урока – учить анализирова...
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака
Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...
Творчество Самуила Яковлевича Маршака
Урок внеклассного чтения или классный час...
Самуил Яковлевич Маршак
Портрет автора, изображения книг....
Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.
Урок внеклассного чтения «Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»» в 3 «В» классе.осознания каждым ребёнком себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произв...