программа дополнительного образования для одаренных детей
рабочая программа (1 класс) на тему
программа для одаренных детей "Знаю, умею, творю, говарю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_odarennyh_detey.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы
- Структура программы.
- Содержание программы
- Сетка занятий
- Условия реализации программы и ресурсное обеспечение
- Планируемые результаты развивающей работы
Приложения:
Приложение 1. Используемая литература.
Поянительная записка.
Актуальность программы.
Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, о них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения.
Именно возраст 6-10 лет является сензитивным для развития воображения, умения нестандартно мыслить, принимать нестандартные решения. В этом возрасте ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира.
У ребенка с какой-либо одаренностью: академической, творческой, психомоторной, коммуникативной может обнаруживаться недостаточное развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического оформления, связной речи. Авторский подход состоит в том, что наряду с развитием нестандартного творческого мышления, воображения и т.д. Системно и последовательно ведется работа по развитию всех речевых компонентов.
Общая характеристика программы
В основу программы положена неразрывная связь между всеми психическими процессами, особое внимание уделяется творческому мышлению, воображению и речи.
Развитое творческое воображение относится к числу безусловных ценностей признаваемых в мировой культуре. Однако нельзя не заметить, что в рамках отечественной образовательной традиции доминирует представление о том, что творческое мышление – естественный результат правильно организованного обучения, направленного на усвоение учебного материала (знаний, умений и навыков). А в мировой педагогической мысли процесс развития творческого мышления уже давно стремится к автономизации от классического обучения.
Развитие творческого мышления – целенаправленное специальное развитие интеллектуальных функций, обучение детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска.
Низкий уровень развития воображения, даже при наличии у ребенка определенных «учебных» навыков, затрудняет включение его в учебную ситуацию и построение конструктивного общения ребенка со взрослым.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые представления, образы и идеи.
Источником психического развития ребенка является не само по себе присвоение социокультурного, общечеловеческого опыта (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др.), а его специфическое преобразование. Одной из форм такого преобразования выступает проблематизация этого опыта.
Способность к воображению проявляется не только в создании новых образов действительности, но и в умении смотреть на мир (и в первую очередь – на самого себя) «глазами другого человека», шире - всего человеческого рода, а не просто с «частных» точек зрения отдельных людей (Э.В. Ильенков). Это и дает возможность видеть мир по-настоящему целостно, интегрально – «видеть целое раньше частей».
Программа направлена на создание условий для полноценного развития одаренных детей и подготовке их к школе и успешному школьному обучению. Наиболее ярко индивидуально-психологические особенности ребенка проявляются в творчестве, как универсальной способности, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Взрослый должен стараться создавать ситуации незавершенности или открытости, стараться избегать жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
Адресат : одаренные дети 6-8 лет.
Организация отбора детей в группу.
Система отбора включает в себя:
- Наблюдение за детьми
- Анкетирование взрослых
- Групповое обследование
- Индивидуальное обследование детей с помощью методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности, речевой деятельности.
Цели и задачи.
- Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Развитие творческого мышления, инициативности у детей с одаренностью.
- Развитие критического мышления (умения рассуждать и аргументировать). - - - Мысленно- практическое экспериментирование.
- Развитие умения находить компромиссные решения проблем, дивергентного мышления.
- Распознавать эмоции в себе и других( через тембр голоса, мимику, поведение).
- Развитие всех речевых компонентов.
Задачи:
1. Развивать мыслительные способности (беглость, гибкость, оригинальность).
2. Развивать способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; создавать умные , уникальные идеи и решения.
3. Развивать кругозор, обогащать и активизировать словарь.
4. Формировать правильное звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие и грамматический строй речи.
5. Формировать связную речь (диалогическую, монологическую), учить фантазировать.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 6-8 лет с одаренностью во второй половине дня два раза в неделю (64 занятия). Прохождение курса способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как мышление, восприятие, память, внимание, речь. Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Данная программа содержит эффективный курс, который включает в себя игры на развитие речи, творческие игры типа «Что было, бы если бы …», задание на умение придумать продолжение сказок и рассказов, сочинение новых сказок, рисование (различные техники рисования) с заданиями творческого характера, игры на развитие воображения и выразительности движений.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
- системно-деятельностный подход;
- дифференцированного подхода;
- принцип доступности;
- практичности;
- комплексности.
Такие установки способствуют высокой эффективности развивающей работы, максимально используя возможности ребенка.
Программа предполагает, что к концу курса обучения у детей повысится творческий потенциал (увеличится количество разновидностей идей, оригинальность ответов, способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения, умение самостоятельно мыслить) и будут устранены пробелы в развитии речи.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1 этап - диагностическое обследование ребенка
Решение задач данного этапа реализуется через современные методы и методики:
- «Волшебные картинки» О.Н.Дьяченко
- «Изучение природной памяти» Л.В.Черемошкина
- «Как спасти зайку» В.В.Клименко
- « Сказка» Н.И.Гуткина
- «Солнце в комнате» В.В.Клименко
В основе речевой диагностической работы лежит методика О. Б. Иншаковой , методика «Словарная мобильность» В.В.Клименко и «Придумай рассказ» Р.С.Немов.
Первый этап рассчитан на 2 недели.
2 этап – развивающая работа.
Основными принципами при решении задач данного этапа стали:
1) положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой психического развития. Обучение не достигает положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе;
2) системный подход в решении поставленных задач;
3) комплексный подход в работе, включающий в себя формирование всех сторон личности маленького человека: психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.
С целью повышения эффективности развивающего процесса, на данном этапе использовались следующие современные технологии:
- личностно-ориентированное обучение (автор И. Е.Якиманская), направленное на реализацию индивидуального подхода к детям;
- элементы интегрированного занятия, что позволяет активно развивать у детей интерес к творческой деятельности;
- элементы игровых технологий, позволяющие детям овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками и одновременно снимающие напряжение и дающие возможность избегать перегрузок;
- элементы технологии проблемного обучения, способствующие развитию мышления
ребёнка (в том числе и речевого), организующие познавательную деятельность учащихся;
- информационно-коммуникационные технологии.
3 этап – итоговая диагностика.
Содержание программы
Поставленные программой задачи отражаются в содержании и реализуются в ходе проведения занятий. Каждое занятие является комплексным и включает в себя несколько блоков, направленных на развитие разных психических функций, что в итоге способствует целостному формированию одаренной личности.
На занятиях используются следующие виды упражнений.
Упражнения на развитие творческого воображения, оригинальности, беглости, способности видеть в фигурных элементах предметы и создавать из них рисунки.
Увидеть предмет в фигурном элементе: волнистая линия, пружинка, облачко и др.
Упражнения на развитие творческого воображения, оригинальности, беглости, способности видеть в геометрических фигурах предметы и создавать из них рисунки.
Нарисовать рисунок из фигур: квадрат, овал, прямоугольник, треугольник и др.
Упражнение на развитие способности творить и созидать, работая в условиях занимательных ограничений.
Соединить точки так, чтобы получился рисунок, назвать полученный предмет.
Упражнения на развитие вербальной креативности.
- «Какая …?» (зима,погода, собака) ?
- «Что общего между?» (мухомор и пожарная машина)
Упражнения на развитие способности выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, фантазировать, рассуждать.
Игра «Хорошо – плохо».
- Что хорошего и плохого в том, что идет снег?
- Что хорошего и плохого в том, что сломался телевизор?
- Что хорошего и плохого в том, что идет дождь?
- Что хорошего и плохого в Чуде-Юде?
- Что хорошего и плохого в речном песке?
- Что хорошего и плохого в том, что нужно ходить в школу?
- Что хорошего и плохого когда в доме есть компьютер?
Игры и упражнения на развитие логического мышления.
- «Всезнайка»
- «Верю- не верю»
- «Ассоциации»
- «Назови одним словом»
- Загадки
- «4-й лишений»
- «Рассуждения»
- «Исправь предложение»
- «Доскажи словечко»
- «Выбери подходящие слова»
- «Измени высказывания, чтобы они стали верными»
- «Логические задачи»
- «Что произойдет, если…?»
- «Подружи слова»
- «Закончи предложения»
Игры на развитие системности мышления.
* Игра «Теремок»
* «Нелепицы»
Упражнения на развитие ассоциативного мышления, способности генерировать множество ответов:
Раздумья о словах «Что вы представляете, когда слышите.....
«Красивый»;
«Колючий»;
«Мокрый»;
«Горячий»;
«Сильный»;
«Умный»;
«Праздник»
«Утро»
«Лес»
«Море»
«Школа»
«Город»
«Спорт»
Упражнения на развитие воображения и умения находить множество разнообразных решений для одной проблемы:
Помочь Незнайке решить проблему:
- Как гулять под дождем и не намокнуть?
- Как достать яблоко, не залезая на дерево?
- Как научиться плавать?
- Как спрятаться так, чтобы никто не заметил?
Упражнения на развитие умения создавать имеющийся смысл объект с помощью добавления и разработки деталей. Развитие символической беглости и гибкости.
- Украсить торт для праздника;
- Добавить несколько линий, чтобы получился рисунок;
- Дорисовать коврики;
- Дорисовать рыбок;
- Нарисовать на посуде необычные узоры и др.
Упражнения на развитие способности находить нетрадиционные способы использования предметов:
- Нетрадиционное использование пластиковой бутылки;
- Нетрадиционное использование газеты;
- Нетрадиционное использование коробок из под сока и молока.
Упражнение на развитие образного воображения и умения сочинять:
- Посмотреть на рисунки и придумать сказку или историю, в которой участвовали бы эти сказочные персонажи;
- Рассмотреть картинки и придумать по ним интересный рассказ;
- Придумать сказку по картинкам;
- Придумать продолжение к уже знакомой сказке;
- Придумать необыкновенную историю про свою любимую игрушку;
- Придумать небольшой рассказ, где будут связаны между собой два предмета нарисованные на карточке (предлагается карточка);
- В кого или во что могут превратить феи то, что им попалось под руки? (предлагается рассмотреть карточки);
- Рассказать о фантастическом представлении в цирке;
- Рассказать о том месте на земле, где ты хотел бы побывать;
- Придумать и рассказать забавную историю, используя картинку.
Творческая игра «Что было бы, если…» на развитие творческого воображения, образного мышления, умение сочинять:
- Что было бы, если бы у мальчишек не было карманов;
- Что было бы, если бы из крана вместо воды потек вишневый сок;
- Что будет, если кошки подружатся с мышками?
- Что будет, если солнце будет светить и днем и ночью?
- Что было бы, если бы вдруг исчезли все сказки?
Упражнение на развитие вербального воображения:
- «Я хотел бы узнать…»
- «Я надеюсь, что когда- нибудь…»
- «Я радуюсь, когда…»
- «Я верю…»
- «Я надеюсь…»
Упражнения на развитие вербального воображения, на умение находить предметы по признакам.
Назови три предмета, которые могут сочетать два названных признака:
- Пушистый, белый;
- Разноцветный, красивый;
- Зеленый, хрустящий;
- Стеклянный хрупкий;
- Добрая, ласковая;
- Прозрачный , голубой.
Упражнение на развитие вербального воображения, фантазии, на умение придумывания причины данной ситуации:
- У мальчика Саши заболело горло, потому что…
- На дереве не осталось ни одного листочка, потому что…
- Девочка пришла домой заплаканная, потому что…
- У мамы на плите сгорели котлеты, потому что…и др.
Игры на развитие творческого воображения и образного мышления :
- «Говори наоборот»
- «Чего на свете не бывает?»
- «Кто кем будет?»
- «Бывает – не бывает»
Игры на развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Игры на развитие фонематического восприятия.
«Звук заблудился»
«Светофор»
«Вагончики»
«Домики»
«Измени слово»
Игры и упражнения на формирование и развитие грамматического строя и связной речи.
- Считалки
- Синквейн
- Рифмы
- «Печатная машинка»
- «Четыре стихии»
- «Это правда или нет?»
- «Добавь слово»
- «Козлята и зайчик» (окончание сказки)
- «Составь рассказ» (по картинкам)
- «Какие бывают иголки» (многозначные слова)
- «Кого можно гладить» (многозначные слова)
- «Шишка» (многозначные слова)
- Составление сказки «Приключение Маши в лесу»
- Расскажи про белочку
- Творческий рассказ «В гостях у лесника»
- «Найди точное слово»
- «Скажи точнее»
- «Составь описание»
- «Один – много»
- «Найди другое слово»
Игры и упражнения на развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы
- «Звери, птицы, небылицы»
- «Колпак мой треугольный»
- «Бабушка поставила в погребок»
- «Зеркало»
- «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»
- «Белки, шишки, орешки»
- «Каракули»
- «Рисунок на спине»
- «Цепочка движений»
- «Пластилиновое настроение»
- «Построение мира» (песочница)
- «Лиса и гуси»
- «Рисование сказки»
Упражнения на развитие творческого воображения и умения находить в окружающем нас мире объекты, которые выполняют те же функции, что и рассматриваемый объект:
- Найти предметы, похожие на машину;
- Найти предметы, похожие на ветер;
- Найти предметы, похожие на самолет и др.
Упражнения на развитие образной креативности.
- Кляксография
- Монотипия (бабочка, лес, дерево, яблоко)
- Техника эбру
Упражнения на развитие воображения и умения находить множество разнообразных решений для одной проблемы:
- Что нужно сделать, если исчезнут все пуговицы? Как или чем их заменить?
- Что нужно сделать, если вдруг на земле исчезнут все книги, чем их заменить? и др.
Упражнение на развитие вербального воображения, фантазии, умение определять причины данной ситуации:
- Во всем доме погасли вдруг погасли все электрические лампочки. Почему это произошло?;
- Речка вышла из берегов и затопила все окрестные луга. Почему?
- Мама обиделась на своего сына. Почему?
Упражнения на развитие вербального воображения, на умение находить предметы по признакам:
Назови предметы, которые могут сочетать в себе три названия признака:
- Непослушный, взъерошенный, драчливый;
- Белый, мягкий, съедобный;
- Чистый, хрупкий, стеклянный;
- Зеленый, хрустящий, свежий;
- Гладкий, черный, тихий;
- Красивый, разноцветный, блестящий.
Упражнение на развитие фантазии и речи.
Закончи предложение.
- «Я встал сегодня пораньше, чтобы…»
- «Миша пришел домой и увидел, что…»
- «Оля весело засмеялась, когда…»
- «Катя взяла из коробки зеленый карандаш, чтобы…»
Игры на развитие творческого воображения, произвольности, наблюдательности и выразительности движений:
- «Веселая зарядка»
- «Походка и настроение»
- Этюд «Строители»
- «Огонь и лед»
Сетка занятий
№ занятия | Тема и содержание занятий |
1. | Развитие артикуляционной моторики. Упражнение «Что общего между…» (мухомором и пожарной машиной). Знакомство с речевыми и неречевыми звуками и их различение. Игра на решение противоречий «Хорошо- плохо» (идет дождь). Дорисовать несколько линий, чтобы получился рисунок. Игра на развитие коммуникативности «Бабушка поставила в погребок». |
2. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква А. Упражнение на развитие вербальной креативности «Какая осень?» Творческое задание «Аналогия по форме» (Что представляешь, когда слышишь слово «Круглый»?) Увидеть предмет в фигурном элементе (волнистая линия) Упражнение «Белки, шишки, орешки» |
3. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква У. Творческое задание «Что вы представляете, когда слышите слово « школа»? Решение проблемы: «Как гулять под дождем и не намокнуть» Нарисовать как можно больше предметов из кляксы (кляксография) на звук У. |
4. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква О. Творческое задание «Что было бы, если бы из крана вместо воды потек вишневый сок?» Упражнение на развитие логического мышления «Исправь предложение». Дорисовать коврики. Игра «Колпак мой треугольный» |
5. | Развитие артикуляционной моторики. Анализ и синтез звукосочетания АУ. Творческая игра «Что представляете, когда слышите слово «Сильный»?) Игра «Верю – не верю». Монотипия (дерево). |
6. | Развитие мелкой моторики. Анализ и синтез звукосочетания УА. Закончи предложение.«Я встал сегодня пораньше, чтобы…» Послушай предложение и выбери подходящее слово. Творческая игра «Что бывает» (Бумажным, деревянным и другим). Нарисовать предметы из круга. |
7. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква М. Определить причину. Почему это произошло? (Мама обиделась на своего ребенка). Игра «Больше слов на звук М». Соединить точки так, чтобы получился рисунок, назвать полученный предмет. Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» |
8. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Х. Назови три предмета, которые могут сочетать два названия признака:
Игра «Построение мира» (песочница) |
9. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква П. Игра «Вагончики». Ассоциации. Назови предметы, похожие на (ветер, самолет, машину) по функциям. Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Спорт»? Игра «Я радуюсь, когда…» Нарисовать на посуде необыкновенные узоры. |
10. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Т. Игра «Найди свой домик». Определение причинной ситуации «Что случилось?» (Девочка пришла домой заплаканная или У мамы на плите сгорели котлеты…) Игра «Цепочка движений». Нарисовать предметы из фигурного элемента. |
11. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква К. Игра «Доскажи словечко». Посмотри на рисунки и придумай сказку или историю, в которой участвовали бы эти сказочные персонажи. Украсить торт для праздника. |
12. | Развитие мелкой моторики. Звуковой анализ слогов типа КА, АК. Определить причину «Почему это произошло?» (Ученик опоздал в школу). Логическая задача «Мальчик сильно расстроился, когда…» Игра «Какой может быть книжка?» Рисование — техника эбру. |
13. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква С. Игра «Наоборот». Игра «Договори слово». Назови предметы, которые могут сочетать в себе три названия признака:
Этюд «Огонь и лед». Нарисовать предметы из фигурного элемента, похожего на букву С. |
14. | Развитие мелкой моторики. Звуко - буквенный анализ и синтез слов МАК, КОТ. Игра «Всезнайка» Составь рассказ по картинкам. Игра «Рисование сказки» ( техника эбру). |
15. | Развитие артикуляционной моторики. Звуко - буквенный анализ и синтез слов СУП, СУК, ТУК. Творческая игра «Представьте себе, что будет, если…» (На земле исчезнут все воры и бандиты). Игра «Запомни и повтори». Превратить кляксу в предмет. |
16. | Развитие мелкой моторики. Звуко - буквенный анализ и синтез слов СОМ, ТОМ, КОМ. Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Утро»? Загадки. Решение проблемы: Что нужно сделать, если вдруг на земле исчезнут все книги, чем их заменить? Игра «Зеркало». |
17. | Развитие артикуляционной моторики. Звуко - буквенный анализ и синтез слов СОК, ТОК, КОК. Творческая игра «Необычное использование» (Газета). Игра «Часть, целое». Реши логическую задачу. Дорисовать квадраты. |
18. | Развитие мелкой моторики. Деление слова на слоги. Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Стеклянный»? Ответить на вопрос: «В каких сказках зеркало сыграло важную роль» Нарисовать стеклянные предметы |
19. | Развитие артикуляционной моторики. Деление слова на слоги. Знакомство с эмоциями: «Рассматривание фотографий детей в разных эмоциональных состояниях». Определить эмоциональное состояние героя этюда. Этюд «Походка и настроение». Нарисовать лица. |
20. | Развитие мелкой моторики. Слоговой и звуковой анализ слов МУХА, МУКА. Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Радость»? Игра «Пластилиновое настроение». Нарисовать лица. |
21. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Н. Игра «Доскажи словечко». Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Бумага»?» Игра на решение притиворечий «Хорошо- плохо» (Дома из бумаги). Послушай рассуждения. Скажи, правильно ли рассуждают ребята. Ворона, дятел, сова- птицы. Ворона умеет летать, дятел умеет летать и сова тоже умеет летать. Значит, все птицы умеют летать? Дорисовать фей так, чтобы одна превратилась в добрую, другая – в злую. |
22. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Ы. Игра «Измени слово». Творческое задание: Определить причину данной ситуации» (Во всем доме погасли все электрические лампочки). Послушай строчки из стихотворения М. Поляковского и выполни задания. Назови «сладкие», «пушистые», «быстрые», «колючие» слова. Представить себе два предмета, которые бы вызывали удовольствие, грусть, печаль, успокоение и раздражение. Игра «Белки, шишки, орешки» |
23. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Л. Игра «Назови слова , в которых встречается звук Л». Творческая игра: «Придумать свои способы, как рассмешить Царевну Несмеяну». Игра «Какие бывают иголки» (многозначные слова) Игра «Зайки и слоники» (самооценка) |
24. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Ш. Игра «Звук заблудился». Придумать что-то новое (фантастическое животное), видоизменяя или улучшая привычное . Придумать название этому животному, где будет жить и чем питаться. Нарисовать это фантастическое животное. |
25. | Развитие артикуляционной моторики. Моделирование слого - звуковой структуры слова. Игра «Жили-были». Творческая игра: «Я злюсь, когда…» Упраднение «Нелепицы» Игра «Звери, птицы, небылицы» |
26. | Развитие мелкой моторики. Дифференциация Ш-С. Синквейн Игра «Мы по кругу идем и с собою берем...» (стеклянное, тяжелое, мягкое) Нарисовать деревья из данных фигур. |
27. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Б. Творческая игра «Необычное использование» (коробок из под сока и молока) Игра «Теремок» Придумать продолжение к уже знакомой сказке «Заюшкина избушка» Игра «Где мы были мы не скажем, а ч то делали покажем» |
28. | Развитие мелкой моторики. Моделирование слого - звуковой структуры слова. Решение проблемы: Что нужно сделать, если исчезнут все пуговицы? Как или чем их заменить? Игра «Подружи слова» Превратить геометрическую фигуру в предмет. |
29. | Развитие артикуляционной моторики. Дифференциация Б-П. Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Лес»?» Расскажем про белочку. Нарисовать интересные предметы, используя предложенные фигуры. |
30. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Р. Игра «Скажи наоборот». Определить причину: Речка вышла из берегов и затопила все окрестные луга. Почему? Творческая игра « Я думаю, что…» Нарисовать предметы, похожие на лягушку по цвету. |
31. | Развитие артикуляционной моторики. Дифференциация Р-Л. Игра «Измени звук». Аналогия по форме «Что представляете, когда видите этот элемент?» Решение проблемы: Как помочь Незнайке научиться плавать? Игра: «Как сказать по-другому». Укрась волшебные коврики. |
32. | Развитие мелкой моторики. Моделирование слого - звуковой структуры слова. Творческая игра «Что произойдет, если…» (Дома остановятся все часы». Игра «Это правда или нет». Раскрасить варежки и флажки, так, чтобы получились комплекты. |
33. | Развитие артикуляционной моторики. Предложение. Аналогия по способу действия: «Какие предметы в окружающей нас жизни похожи на воду (ветер) по способу действия?» Творческая игра «Что произойдет, если…» (Дельфины научатся говорить) Игра «Скажи точнее» (ветер ветрище, ветерок) Нарисовать картину с помощью предложенных фигур |
34. | Развитие мелкой моторики. Моделирование структуры предложения. Творческое задание «Доказать свое мнение словами» (Чем вам нравится зима? Как можно интересно провести воскресный день? Придумай вопрос, который ты мог бы решить самостоятельно). Упражнение «Печатная машинка». Игра «Расшифруй слова» (ребусы). Дорисовать круг. |
35. | Развитие артикуляционной моторики. Составь предложение по модели. Творческий рассказ: « В гостях у лесника». Придумать и нарисовать животное (из частей разных животных). |
36. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква В. Составление сказки «Приключение Маши в лесу» Упражнение «Подружи слова» (предложение). Нарисовать любимую сказку. |
37. | Развитие артикуляционной моторики. Составь предложение по модели. Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Космос»?» Творческая игра: «Что произойдет,если…» (У тебя вырастут крылья). Разукрасить хвост жар-птицы. |
38. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква З. Творческое задание: «Что произойдет, если вы окажитесь в стране, где все сделано из шоколада?» Придумать предложение с заданными словами. Нарисовать как можно больше предметов, названия которых начинались на звук З. |
39 | Развитие артикуляционной моторики. Дифференциация З-С. Творческое задание:»Над чем стоит подумать данным персонажам и почему? (Собаке, Златовласке и т.д.) Творческая игра: «Мне весело бывает в то время…» Игра «Что у них общего?»( Филин и зонтик, филин и лиса и т.д.) Превратить кляксу в предмет. |
40. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква И. Творческая игра «Что произойдет, если…» (Солнце будет светить и днем и ночью) Продолжить начатое предложение: «Я хочу…, мне нельзя…, потому что…) Нарисовать деревья из геометрических фигур. |
41. | Развитие артикуляционной моторики. Твердые и мягкие согласные. Творческая игра «Что могло бы произойти, если …» (Вы оказались в стране роботов». Творческая игра «Я надеюсь, что когда- нибудь…» Игра «Рисунок на спине». Нарисовать роботов из геометрических фигур. |
42. | Развитие мелкой моторики. Дифференциация Ы-И. Творческая игра «Что произойдет, если …» (Всегда будет лето) Придумай предложение со словами МЫШКА-МИШКА. Игра «Каракули».ж |
43. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Д. Пескотерапия. Придумать слова-рифмы к слову «ДОМ». Придумать с этим словом четверостишие. Считалки. Нарисовать как можно больше разных зверей из геометрических фигур. |
44. | Развитие мелкой моторики. Дифференциация Д-Т. Придумать название к рассказу. Игра «Доскажи словечко». Придумать и нарисовать рифму к слову «катушка». Игра «Собери бусы по модели». |
45. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Ж. Игра «Отгадай слово». «Придумать как можно больше историй» (В доме сломался телевизор). Закончить предложение: «Оля весело засмеялась, когда…» Нарисовать все что представляешь, когда слышишь слово «океан». |
46. | Развитие мелкой моторики. Дифференциация Ж-Ш. Творческое задание: «Чтобы ты сделал, если бы у тебя были такие палочки: выручалочка, уменьшалочка , увеличалочка». Игра «Игра «Кто кем будет или станет». Нарисовать волшебную палочку, себя и свои желания. |
47. | Развитие артикуляционной моторики. Звук им буква Г. Рассказать о фантастическом проишествии в магазине. Творческое задание: «Что произойдет, если кошки подружатся с мышками?» Игра «Бывает – не бывает». Дорисовать фантастический замок и раскрасить. |
48. | Развитие мелкой моторики. Дифференциация Г-К. Творческое задание на понимание пословиц о дружбе и друзьях. Творческое задание «Каким правилам следует придерживаться в дружбе?» Пескотерапия. Нарисовать правило дружбы. |
49. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Э. Определить причину: «В лесу исчезли все животные». Придумать предложение с заданными словами. Рисование на тему «Мусору – вторую жизнь». |
50. | Развитие мелкой моторики. Буква Я. Рассмотреть картинки и составить по ним интересный рассказ (Яна и яблоко). Творческая игра «Что у них общего». Творческое упражнение «Что может быть глубоким». Раскрась картинку так, чтобы она получилась веселой. |
51. | Развитие артикуляционной моторики. Дифференциация А-Я. Творческое задание: «Какие правила нужно выполнять, чтобы приносить природе пользу, а не вред». Творческая игра «Я хотел бы побывать…». Нарисовать свои правила заботы о природе. |
52. | Развитие мелкой моторики. Буква Е. Игра «Печатная машинка». Творческое задание: «Назовите правила настоящих принцесс и рыцарей». Нарисовать свое правило. Игра «Зеркало». |
53. | Развитие артикуляционной моторики. Буква Ю. Творческая игра «Оживление предмета» (юла) Придумать сказку про Чудо - Юдо. Дорисовать и разукрасить карету и волшебную палочку. |
54. | Развитие мелкой моторики. Дифференциация У-Ю. Определить причину следующей ситуации: «В лесу ни осталось ни одного дерева… Почему это произошло»? Закончи предложение «Катя взяла из коробки зеленую бумагу, чтобы…» Нарисовать героев своей любимой телепередачи. |
55. | Развитие артикуляционной моторики. Буква Е. Игра «Колючий Ежик». Творческое задание «Как победить свои страхи». Нарисовать свои страхи. Упражнение «Шишка» (многозначные слова). Игра «Лиса и гуси». |
56. | Развитие мелкой моторики. Буква Ь. Игра «Деформированное предложение». Раздумье о словах «Что представляете, когда слышите слово «Север». Творческое задание: Какие виды искусств вы знаете»? Нарисовать свое любимое искусство. |
57. | Развитие артикуляционной моторики. Буква Й. Творческое задание «Какие науки вы знаете»? Творческое упражнение «Придумай и задай свой вопрос». Упражнение :«Я хотел бы узнать…» Нарисовать свой вопрос. |
58. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Ч. Игра «Светофор». Придумать и рассказать забавную историю, используя картинку. Творческое упражнение «Какие приключения с вами случались, и в каких бы вы хотели участвовать?» Нарисовать приключение, в котором бы хотелось побывать. |
59. | Развитие артикуляционной моторики. Звук и буква Ц. Нетрадиционное использование пластиковой бутылки Игра «Зато» (Идет дождь - я не гуляю, зато…) Упражнение «Скажи наоборот». Нарисовать рисунок используя разные предметы. |
60. | Развитие мелкой моторики. Звук и буква Щ. Игра «Светофор». Игра «Хорошо-плохо». Что хорошего и плохого, когда в доме есть компьютер. Синквейн со словом щетка. Пескотерапия. |
61. | Развитие артикуляционной моторики. Звуки и буква Ф. Рассказать о том месте на земле, где ты хотел бы побывать. Игра «Незаконченные строчки». Игра «Я люблю…» Нарисовать фломастерами предметы, используя различные линии. |
62. | Развитие мелкой моторики. Буква Ъ. Раздумье о словах: «Что вы представляете, когда слышите слово «объявление»?» Игра «Назови одним словом». Творческая игра: «Мне грустно, когда…» Нарисовать три узора из предложенных элементов — техника гравюра. |
63. | Развитие артикуляционной моторики. «В сказочной стране звуков и букв». Изготовление страны звуков и букв из пластилина и др. материалов. |
64. | Развитие мелкой моторики. «Путешествие по сказкам». Повторение изученного материала. Раздумье на тему «Что было бы, если бы мне все разрешили». |
Условия реализации программы и ресурсное обеспечение
Реализация программы кружка предполагает наличие помещения с зоной для подвижных игр и учебной зоной с детскими столами и стульями по количеству и возрасту детей, занимающихся в подгруппе).
Ресурсное обеспечение программы:
- Дидактический материал для работы с детьми (демонстрационные пособия: предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, серии сюжетных картинок и т.д., оборудование для занятий пескотерапии, листы с творческими заданиями,карточки, фишки для звукового анализа.
- Раздаточные материалы (принадлежности для рисования, зеркала — по количеству детей);
- Технические средства обучения (аудиотехника и музыкальные диски для проведения подвижных игр);
- Информационное обеспечение (библиотека книг с играми и заданиями по развитию творческого мышления, речи старших дошкольников и младших школьников).
Критерии оценки достижений детей
На начало прохождения курса:
- Неумение детей сочинять, фантазировать, строить логически завершенные предложения.
- Неумение детей быстро создавать уникальные, необычные идеи и решения.
- Недостаточно развиты звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связная речь.
- Неумение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
- Отсутствие у детей способности расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие – либо идеи и рисунки.
На конец прохождения курса:
Сформирована:
- Способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем.
- Готовность рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
- Способность создавать уникальные и необычные идеи и решения.
- Способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.
Положительная динамика в развитии:
- творческого воображения и мыслительных способностей детей.
- дивергентного мышления.
- способности быстро генерировать поток идей, возможных решений.
- самостоятельности мышления, наличие собственного мнения.
- всех речевых компонентов (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй и связная речь).
Приложение 1.
ЛИТЕРАТУРА.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. Издательство: СПб: Иматон .Год: 1999.
- Глинка Г. А. «Буду говорить , читать, писать правильно». Издательство: Питер Год: 1999.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического воспрития. (Выпуск 1). М.: Книголюб, 2003.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда .Серия: Коррекционная педагогика Издательство: Владос, Год: 2008 г.
- Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие... Тетрадь для логопедических занятий № 4. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Издательство: Сфера,2009.
- Чекушкина О.В. Исследование одаренных детей в условиях детского сада общеразвивающего вида // Справочник педагога – психолога №11, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"
Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...