рабочая программа
методическая разработка (1 класс) на тему
Программа обучения детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Речи и альтернативной коммуникации»
1 класс
(Вариант II)
2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Особенности обучения
Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Аудирование | |
Способность понимать обращенную речь | Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. |
Дикция и выразительность речи | |
Умение определять интонацию | Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки; Уметь различать интонацию. |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | |
Умение вступать в контакт | Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. |
Культура общения | |
Понимать смысл доступных жестов и графических изображений | Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. |
IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД | Учебные действия и умения. | Виды заданий на уроке. | Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить) |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока. | Наглядные - практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Найди свою парту» «Покажи свое рабочее место» |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы. | «Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение вместе с педагогом. ( физкультминутки, динамические паузы) « Знакомство с книгой» « Найди в пенале» «Что лишнее?» Игра «можно- нельзя» «Прописи» |
- умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; | |||
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||
3. Формирование умения выполнять задание: | - в течение определенного периода времени, | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Кто внимателен» «Выбери правильный ответ» «Отгадывание загадок», «Раскрась», «Бусины и ниточки», «Построй домик », «Раскрась по шаблону» «Соедини точки» |
- от начала до конца, | |||
- с заданными качественными параметрами. | |||
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | -Умение следовать инструкции педагога. | Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. | Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч». |
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
V. Содержание программы
Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:
1.Аудирование
Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации заложенном в устном высказывании.
В содержание работы по развитию навыков аудирования так же включены упражнения на слушание, понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируюсь только на ее вербальный компонент
2. Дикция и выразительность речи
Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа.
В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержании подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
4 Культура общения
Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.
VI. Тематическое планирование.
п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | Аудирование | Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов Выбор из 2 близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Слушание сказок и рассказов в устном изложении. | |
2 | Дикция и выразительность речи | Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Упражнения в развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек. Перечисление предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданных условиях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Разучивание детских стихотворений. Вопросительная и восклицательная интонация в стихах. | |
3 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «я дома», «я и мои товарищи», «Мойдодыр», «мир природы». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстрированный материал. Называние предметов и действий с ними, характеристики предметов. Составление предложений по вопросам. Сравнение 2 предметов по заданному признаку. Внятное выражение просьбы и желания. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. | |
4 | Культура общения | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания. Использование как выразительных средств речи, так и их помощников. Употребление вежливых слов. |
VII. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п | Изучаемый раздел | Индикаторы | Баллы | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Аудирование | Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. | ||||||
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов | ||||||||
Выбор из 2 близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. | ||||||||
Слушание сказок и рассказов в устном изложении. | ||||||||
2 | Дикция и выразительность речи | Умение играть и выполнять упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. | ||||||
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. | ||||||||
Пение слоговых цепочек. | ||||||||
Перечисление предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. | ||||||||
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданных условиях. | ||||||||
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов. | ||||||||
Разучивание детских стихотворений. | ||||||||
Различение вопросительной и восклицательной интонация в стихах. | ||||||||
3 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | Называние предметов и действий с ними, характеристики предметов. | ||||||
Составление предложений по вопросам. | ||||||||
Сравнение 2 предметов по заданному признаку. | ||||||||
Выражение просьбы и желания. | ||||||||
4 | Культура общения | Приветствие и прощание в школе и дома. | ||||||
Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания. | ||||||||
Использование как выразительных средств речи, так и их помощников. | ||||||||
Употребление вежливых слов. |
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
- Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
- Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
- Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
- Учебно-методический комплекс.
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с сюжетными картинками и игрушки.
- Литература
IX. Поурочное планирование
№ Урока | Дата | Тема | Тип урока | Технологии | Цели урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Формы и виды контроля | ||
План | Факт | Предметные | БУД | |||||||
1 | 01.09 02.09 | Имена детей в речи учителя. | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Формиров-е эмоц-го контакта с учителем, знакомство с детьми. | Работа с мячиком | Уметь: произносить имена одноклассников и различать женские от мужских, обращение детей к друг другу | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | |
2 | 04.09 08.09 | Выявление представлений детей о цвете | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Скорректировать представления детей о цвете | Игра «Цветик-семицветик», «Собери цветок» | Уметь различать цвета | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | |
3 | 09.09 11.09 15.09 | Различение предметов по цвету и форме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Скорректировать представления детей о цвете и форме | Игра собери пирамидку, картинки и конструктор | Уметь различать цвета | Наблюдение, оперативный разбор | ||
4 | 16.09 18.09 | Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Скорректировать представления детей о цвете и форме | Картинки и конструктор | Уметь различать цвета | Наблюдение, устный опрос | ||
5 | 22.09 23.09 | Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя | Совершенствования знаний, умений и навыков | личностно-ориентированного обучение | Сформировать умение выполнять инструкции учителя | Игра | Выполнение инструкций учителя | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | ||
6 | 25.09 29.09 30.09 | Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму) | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык воспроизведения слоговых компонентов | Слушание сказок, чистоговоррок | Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей | Наблюдение, оперативный разбор | ||
7 | 02.10 06.10 | Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык внимательно слушать | Слушание сказок, чистоговоррок | Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей | Наблюдение, оперативный разбор | ||
8 | 07.10, 09.10, 13.10, 14.10 | Слушание сказок в устном изложении учителя, выбор учащихся картинок по мере изложенного текста | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык внимательно слушать | Слушание сказок, чистоговоррок | Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | |
9 | 16.10, 20.10 | Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикулярного аппарата | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата | Игры и упражнения | четкость (по мере возможности) движений органов артикулярного аппарата | Наблюдение, оперативный разбор | ||
10 | 21.10, 23.10, 27.10, 28.10 | Заучивание чистоговорок с голоса учителя, их произношение | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выучить чистоговорку | Слушание и заучивание чистоговоррок | Чистоговорка | Наблюдение, оперативный разбор | ||
11 | 30.10 | Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен) | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Развитие речевого дыхания | Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен | Развитость речевого дыхания | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||||
11а | 10.11 | Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен) | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Развитие речевого дыхания | Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен | Развитость речевого дыхания | Наблюдение, оперативный разбор | ||
12 | 11.11 13.11 | Упражнения на развитие речевого дыхания (перечисление 2-3 предметов на одном дыхании) | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Развитие речевого дыхания | Перечисление 2-3 предметов на одном дыхании | Развитость речевого дыхания | Наблюдение, оперативный разбор | ||
13 | Упражнения на развитие речевого дыхания (произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений) | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Развитие речевого дыхания | Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений | Развитость речевого дыхания | Наблюдение, оперативный разбор | |||
14 | Различение громкой и тихой речи в игре. | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык различения громкой и тихой речи в игре. | Ролевая игра | Развитость речевого дыхания | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
15 | Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов. | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык произнесения ряда звуков, слогов, слов. | Упражнения | Произнесения ряда звуков, слогов, слов. | Наблюдение, оперативный разбор | |||
16 | Разучивание детских стихотворений. | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выучить стихотворение | Слушание, заучивание | Выученное стихотворение | Наблюдение, оперативный разбор | |||
17 | Вопросительная и восклицательная интонация в стихах | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык распознания вопросительной и восклицательной интонации | Слушание стихотворений | Умение распозновать вопросительную и восклицательную интонацию | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
18 | Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык распознания вопросительной и восклицательной интонации | Ролевая игра | Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации | Наблюдение, оперативный разбор | |||
19 | Выражение лица | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить распознавать выражение лица | Картинки, ролевые игры | Распознание эмоций | Наблюдение, оперативный разбор | |||
20 | Мимическая реакция на речь | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить распознавать выражение лица | Картинки, ролевые игры | Распознание эмоций | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
21 | Приветствие и прощание в школе и дома | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Картинки, ролевые игры | Употребление вежливых слов | Наблюдение, оперативный разбор | |||
22 | Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания» | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Картинки, ролевые игры | Употребление вежливых слов | Наблюдение, оперативный разбор | |||
23 | Использование выразительных средств речи, помощников речи | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Картинки, ролевые игры | Употребление вежливых слов | Наблюдение, оперативный разбор | |||
24 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!» Выявление представлений детей по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Картинки, ролевые игры | Употребление вежливых слов | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
25 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Картинки, ролевые игры, конструкто р | Употребление вежливых слов. Называние предметов и действий с ними. | Наблюдение, оперативный разбор | |||
26 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Составление предложений по вопросам учителя | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Сюжетные картинки, ролевые игры, | Употребление вежливых слов. Составление предложений по вопросам учителя | Наблюдение, оперативный разбор | |||
27 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Сюжетные картинки, ролевые игры | Употребление вежливых слов. Составление предложений по вопросам учителя | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
28 | «Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Коллективное составление рассказа по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить и сформировать навык вежливому общению | Сюжетные картинки, ролевые игры | Употребление вежливых слов. Составление рассказа | Наблюдение, оперативный разбор | |||
29 | «Играем в сказку: Теремок». Выявление представлений детей по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выявить представления детей по теме | Картинки | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
30 | «Играем в сказку: Теремок». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Скоректировать характеристики предметов | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
31 | «Играем в сказку: Теремок». Составление предложений по вопросам учителя - | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять предложения | Картинки | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
32 | «Играем в сказку: Теремок». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку - | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить сравнивать предметы | Картинки | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
33 | «Играем в сказку: Теремок». Употребление вежливых слов | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Формирование навыка вежливого общения | Картинки | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
34 | «Играем в сказку: Теремок». Коллективное составление рассказа по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять рассказ | Картинки | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
35 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». Выявление представлений детей по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выявить представления детей по теме | Картинки | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
36 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить различать предметы по форме, цвету и величине | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
37 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». Составление предложений по вопросам учителя | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять предложения | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
38 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить сравнивать предметы | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
39 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». Употребление вежливых слов | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить употреблять вежливые слова | Сюжетные картинки, игра | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
40 | «Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце». Коллективное составление рассказа по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять предложенния | Сюжетные картинки, игра | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
41 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек» Выявление представлений детей по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выявить представления детей по теме | Картинки | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
42 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить различать предметы по форме, цвету и величине | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
43 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять предложения | Картинки, игра | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
44 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Сравнение 2-х предметов по за данному признаку - | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить сравнивать предметы | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
45 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Употребление вежливых слов | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить употреблять вежливые слова | Сюжетные картинки, игра | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
46 | «Я дома: Мой адрес» Выявление представлений детей по теме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выявить представления детей по теме | Сюжетные картинки | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
47 | «Я дома: Мой адрес». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить различать предметы по форме, цвету и величине | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
48 | «Я дома: Мой адрес». Составление предложений по вопросам учителя | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять предложения | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
49 | «Я дома: Мой адрес». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить сравнивать предметы | Картинки, конструктор | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
50 | «Я дома: Мой адрес». Употребление вежливых слов | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить употреблять вежливые слова | Сюжетные картинки, игра | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор | ||
51 | «Я дома: Мой адрес». Коллективное составление рассказа по теме. | Комбинированный | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить составлять рассказ | Сюжетные картинки, игра | Ролевая игра | Наблюдение, оперативный разбор | |||
52 | Повторение пройденного материала | совершенствования знаний, умений и навыков | личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинками и игрушками | Ролевая игра | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Наблюдение, оперативный разбор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-242157-1367519323.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...