Комбинированный урок обучение грамоте (2 часа). Тема: Разделительный ь, его роль в слове.
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Комбинированный урок обучения грамоте (2 часа). Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове.
Цель урока:
§ продолжить знакомство с буквой Ь;
§ познакомить с разделительной функцией Ь;
§ формировать навыки чтения слов с этой буквой;
§ совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;
§ познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;
§ формирование навыка письма;
§ развивать память, речь, мышление, внимание;
§ воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Букварь / Р.Н.Бунеев и др.,
пропись к Букварю
Используемое оборудование:
презентация;
мультимедийный проектор, экран, компьютер;
карточки со словами;
тетрадь для печатания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 50.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Урок 95 (2 ч.).
Тема: Разделительный ь, его роль в слове.
Цель урока:
- продолжить знакомство с буквой Ь;
- познакомить с разделительной функцией Ь;
- формировать навыки чтения слов с этой буквой;
- совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;
- познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;
- формирование навыка письма;
- развивать память, речь, мышление, внимание;
- воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Букварь / Р.Н.Бунеев и др.,
пропись к Букварю
Используемое оборудование:
презентация;
мультимедийный проектор, экран, компьютер;
карточки со словами;
тетрадь для печатания.
1й урок.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. (2-3 мин.)
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.
- Ребята, вы любите сказки?
- Тогда вы без труда отгадаете загадку про героя одной замечательной сказки.
Мальчик с Азбукой под мышкой -
деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый ... (Буратино).
- А как называется сказка и кто её автора. (Алексей Николаевич Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Слайд 1.
- Почему Буратино «ждали ужасные опасности и страшные приключения?» (Не хотел изучать грамоту).
- А мы с вами хорошо знаем, что «Ученье лучше богатства».
Слайд 2.
- Как вы понимаете пословицу? (Высказывания детей).
- А помогут нам сегодня Буратино и его друзья. За правильные ответы они нам будут «давать Золотые ключики».
II. Актуализация знаний. (6-7 мин).
- Первое задание от Буратино: назвать буквы гласных, обозначающих мягкость согласных. (Е, ё, ю, я, и).
- Когда эти буквы обозначают мягкость согласных? (Когда стоят после буквы согласного).
- А в чем особенность 4х букв из пяти? (Обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или после буквы гласного).
- Ребята, вы заработали первый Золотой ключик. На слайде появляется «Золотой ключик».
- Отгадайте ещё одну загадку.
С голубыми волосами
И с огромными глазами.
Дружит с самим Буратино,
А зовут ее … (Мальвина)
Слайд 3.
- В тетради для печатания сделаем схему слова Мальвина.
- Откройте тетрадь, положите её под наклоном, возьмите карандаш правильно. Спина прямая.
- Сколько клеток надо пропустить между работами? (4).
-Найдите середину строки.
- Запишем дату 09.02.
- Сколько клеток надо пропустить вниз? (2). Слева? (1).
- Давайте составим схему слова Мальвина. Чем особенно это слово? (Это имя. Чертим уголок).
- Чертим линию на 8 клеток.
- Произнеси слово и назови гласные звуки. (В этом слове 3 гласных: [а], [и], [а]. Ставлю 3 красные точки.).
- Значит… (В слове 3 слога).
- Посчитаем слоги – ладонь под подбородок. Обозначим слоги на схеме. (4клетки, 2 клетки, 2 клетки).
- Найдём ударный слог, обозначим его на схеме. (Ударный второй слог).
- Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? (Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый. Ставлю синюю точку. Пишу букву «эм». Звук [а] – гласный. Пишу букву «а». Звук [л`] – согласный, звонкий, мягкий. Ставлю зелёную точку. Пишу букву «эль».)
- Назовите ещё раз первый слог. ([мал`])
- Сколько в нём звуков? (3).
- Прочитайте слог по буквам. («Мал»).
- Почему несоответствие? (Нет буквы обозначающий мягкий звук).
- Какой буквы не хватает? (Буквы Ь).
Аналогичная работа с остальными слогами.
- Сколько звуков? (7).
- Сколько в слове букв? (8). Записать количество звуков и букв.
- Почему букв больше? (Мягкий знак не обозначает звука).
- Какую роль выполняет Ь в этом слове? (Обозначает мягкость). На слайде появляется бука Ь.
- Молодцы! Мы заработали ещё один ключик. На слайде появляется ключик.
III. Создание проблемной ситуации. (5 мин.)
- Вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:
Ну, а этот персонаж
У Мальвины верный паж.
Есть печаль в его глазах,
Он с гитарою в руках. (Пьеро). На слайде появляется картинка.
- Давайте составим схему имени Пьеро. Вниз пропустите 2 клетки. Мы начинаем с уголка и начертим линию в 5 клеток.
- Произнеси слово и назови гласные звуки. (В этом слове 2 гласных: [э], [о]. Ставлю 2 красные точки.).
- Значит… (В слове 2 слога).
- Посчитаем слоги – ладонь под подбородок. Обозначим слоги на схеме. (3клетки, 2 клетки).
- Найдём ударный слог обозначим его на схеме. (Ударный второй слог).
- Назовите первый звук первого слога. (Звук [п`] – согласный, глухой, мягкий. Ставлю зелёную точку. Пишу заглавную букву «пэ»).
- Какие звуки слышим дальше? Послушайте, я произнесу: [п`й’э]. (Звук [й] – согласный, звонкий, мягкий. Ставлю зелёную точку. Звук [э] – гласный.
- Как обозначим слияние звуков [й’э]? (Буквой «е»).
- Как мы знаем, буква «е» обозначает мягкость, а перед ней стоит буква мягкого согласного [п`]. Всё верно? (Да).
- Произнесите второй слог. Какие звуки мы слышим? (Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый. Ставлю синюю точку. Пишу букву «эр». Звук [о] – гласный. Пишу букву «о»).
- Прочитайте 2й слог. Какой это слог? («Ро», открытый).
- Назовите имя этого героя. (Пьеро).
- Прочитайте запись буквами. (Перо). Что это? (То чем покрыто тело птиц).
- В чём несоответствие? (В первом слоге гласный «не сливается» с согласным).
- Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? (Высказывание детей).
- Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!
У учителя 3 карточки со словами: Перо, перо, Пьеро и карточка с буквой Ь.
Учитель разрезает карточку «Перо», отделяя букву «П» от «еро». Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.
- Получилось имя? Прочитайте его.
- Всего лишь одна такая буква, и «перо» превратилось «Пьеро».
- Допишем в схеме букву Ь.
Сколько звуков в слове? (5).
- Сколько букв? (5).
- Буква ь выполняет ту же «работу», как и в слове Мальвина? (Нет).
IV. Формулирование темы и цели урока. Составление плана. (1 мин.)
- Мы сегодня изучаем новую букву? (Нет, но её новую функцию-работу).
- Давайте сформулируем цель урока. (Узнать о новой «работе» буквы Ь).
- Значит в плане работы не будет пункта письма буквы. Составим план работы:
- Знакомство с новой «работой» буквы мягкий знак.
- Чтение и запись слов с «новым» ь.
- Чтение предложений и текстов.
V. Открытие нового знания. (2 мин.)
- Давайте сравним 2 слова «перо» и «Пьеро». Что у них одинаково? (2 буквы гласных звуков, 2 слога, ударный второй слог. Одинаковы 4 буквы в словах).
- Чем отличаются? (Одно слово пишется с заглавной буквы, а другое нет. Количеством звуков и букв. В слове «перо» оба слога-слияния, а в слове «Пьеро» слияние только второй.)
- Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? (Обозначает мягкость).
- Но только ли эту функцию выполняет буква Ь? (Нет).
- Я открою вам секрет. В слове «Пьеро» буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении они не сливаются. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.
Физминутка. (1 мин.)
Слайд 4.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Видно, ключик не нашёл.
Улыбнулся и пошёл.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
VI. Наблюдение над местом в слове разделительного Ь. (5 мин.)
- Посмотрите ещё раз на слово «Пьеро». После какой буквы стоит «ь»? (После буквы «пэ», буквы согласного звука).
- Перед какой буквой стоит мягкий знак в слове «Пьеро»? (Перед буквой «е»).
- Понаблюдаем за «работой» этой буквы в других словах.
Слайд 5.
- Прочитаем хором первую пару слов. (Солю – солью).
- Что обозначает каждое слово? (Солю – посыпаю солью. Солью – выливаю воду).
- Различается ли произношение слов? (Да, в первом слове оба слога-слияния, а во втором слове согласный [л`] и гласный [у] «не сливаются», между ними звук [й].
- Различается ли написание слов? (Да, во втором слове буква «ь»). «Ь» подчеркивается одной чертой.
- Между какими буквами стоит буква «ь»? (После буквы согласного «эль» и перед буквой «ю»). Буквы «эль» и «ю» подчёркиваются 2 чертами.
Аналогичная работа с парами слов «Коля - колья», «суди – судьи»,
«полёт – польёт».
- Посмотрим на слова ещё раз. Буква «ь» стоит после букв «пэ», «эль», «дэ», «эль». Что общего у этих букв? (Буквы согласных мягких звуков).
- Перед какими буквами стоит «ь»? («Е», «ю», «я», «и», «ё»).
- Что общего у этих букв? (Буквы гласных, обозначают мягкость согласных).
- В какой части слова встречается разделительный ь? (В середине слова).
- Сделайте вывод. (Высказывания детей).
VII. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. (1 мин).
- Откройте Букварь на странице 154. Найдите правило в рамочке.
- Какие буквы написаны вокруг буквы Ь? («Е». «ю», «и», «я», «ё»).
- Значит разделительный «ь» пишется после букв мягких согласных, перед гласными… («Е». «ю», «и», «я», «ё»).
- Написание разделительного Ь – это опасное место – орфограмма. Как подчеркиваем орфограмму разделительный Ь? (Ответы детей).
- Вывод, который сделали сами похож на вывод из учебника? Вот и ещё один Золотой ключик.
Слайд 6.
VIII. Первичное закрепление.
1. Работа в прописях. (3 мин.)
- Откройте прописи на странице 36.
- С какими буквами соединяется «ь» на первой строке? («Ё», «ю», «я»).
- Соединений с какими гласными не хватает? («Е», «и»).
- Это легко исправить, над одной из букв «ё» мы не поставим точки, а в конце строки допишем соединение «ьи».
- Положите тетрадь под наклоном, правильно возьмите ручку (карандаш). Проверьте посадку.
- Какое соединение у буквы «ь» и букв «е, ё»? (Среднее).
- Обведите эти соединения.
Аналогично проводится работа с другими соединениями на строке.
Зарядка для глаз. (1 мин.)
- Жмуримся. Крепко-крепко зажмуриваем глазки на 4-5 секунд, затем открываем.
- Крылья бабочки. Моргаем глазами, как бабочка машет крыльями. Движения должны быть без напряжения, быстро, легко и непринужденно.
- Светофор. Знаете, как мигает светофор на перекрестке? Давайте его изображать: закрываем поочередно то правый, то левый глазик.
- «Часики. Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник. Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз.
2. Работа в прописях. (4 мин.)
- Продолжаем работать в прописях. Проверьте наклон тетради, посадку, ручку (карандаш).
- Самостоятельно прочитайте пары слов, написанные рядом с рамочкой.
- Объясните значение слов «полю», «полью». (Полю – вырываю сорняки, полью – налью воды).
- Как подчёркиваем букву «ь»? Буквы согласного и гласного? Подчеркните.
- Запишите только слова с разделительным Ь. Подчеркните орфограмму.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное друг у друга. Будьте корректными.
-Опять поменяйтесь тетрадками.
- Поднимите руку те, у кого нет ошибок в записи и подчёркивании. Молодцы! Все вместе заработали четвёртый ключик. На 6 слайде появляется ключик.
3. Игра «Роль буквы «ь». (4 мин.)
- Буратино придумал новую игру. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква «ь». Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.
Учитель вызывает двух детей и даёт таблички со словами «Мальвина» и «Пьеро».
- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? (Обозначает мягкость согласного).
- Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова.
- А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? (Разделительный).
- К Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.
С места выходят ученики к доске, берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.
Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.
- Молодцы! Вот и ещё один Золотой ключик от Буратино.
Слайд 8.
4. Рефлексия (итог первого урока). (2 мин).
- Какую цель мы ставили перед собой на этот урок? (Узнать о новой «работе» буквы Ь).
- Какую «работу» выполняет буква разделительный Ь? (Ответы детей).
- Какой план составили?
1. Знакомство с буквой разделительный мягкий знак.
2. Чтение и запись слов с разделительным ь.
4. Чтение предложений и текстов.
- Весь план выполнили? (Нет).
- Продолжим работу на следующем уроке.
2й урок.
Ход урока.
VIII. Первичное закрепление.
5. Работа со столбиками слов в Букваре.
- Начнем второй урок. Назовите тему урока. (Разделительный Ь).
- Для чего нужен разделительный мягкий знак? (На письме разделяет согласный от гласного).
- Где пишется разделительный Ь? (В середине слова, после мягкого согласного, перед гласными «е, ё, ю, я, и»).
Слайд 9.
- Откройте Букварь на странице 154.
Слайд 10.
- Найдите столбики слов. Прочитайте слова второго столбика. (Деревья, листья, сучья).
- Сколько предметов обозначают слова, один или много? (Несколько).
- Что такое «сучья» (Обломанные ветки).
- Какую «работу» выполняет ь?
- Прочитаем слова третьего столбика. (Бельё, зверьё, вьюга). Найдите слово, которое называет явление природы. (Вьюга). Что такое вьюга? (Сильный ветер со снегом).
- Какое слово обозначает одежду? (Бельё).
- Прочитайте следующий столбик. (Воробьи, муравьи, соловьи, ручьи).
- Найдите слова, называющие птиц.
- Прочитайте слово, называющее насекомых.
- Сколько животных называет каждое слово? (Много).
- Прочтите пары слов. (Перо – перья, крыло – крылья, стул – стулья, брат – братья).
- Чем отличаются слова? (В первом столбце – один предмет, во втором – много).
- Какую роль играет Ь в словах этих столбиков? (Разделительную).
- Когда пишется разделительный мягкий знак в словах? (Ответы детей).
- Сколько звуков обозначает гласный, стоящий после Ь?
- А вот и ещё один ключик. На слайде появляется Золотой ключик.
Зарядка для глаз.
6. Работа в прописях.
- В прописях на странице 36 под рамочкой с Ь записаны три слова. Прочитайте их. (Листья, сучья, деревья).
- Какую роль выполняет в них Ь? (Разделительный Ь).
- Как подчеркнуть орфограмму? (Ответы детей).
- Сейчас я загадаю вам загадку, отгадкой будет одно из этих трех слов. Именно это слово вы запишите на строчке ниже. Вот эта загадка:
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья). Дети самостоятельно записывают слово-отгадку.
- Какое слово вы записали? Возьмите карандашики и подчеркните опасное место. Сколько звуков обозначает буква «я»? (2).
- Почему? Какие это звуки? ([й`а]).
- Какие остались слова? Из них выберите отгадку к следующей загадки.
Летом вырастают, осенью опадают. (Листья). Дети самостоятельно записывают слово-отгадку.
- Какое слово вы записали? Подчеркните карандашом орфограмму. Какие звуки слышим после мягкого знака? Почему буква «я» обозначает два звука?
- Какое слово мы не записали? (Сучья) Запишите его и подчеркните мягкий знак. Сколько звуков обозначает «я» после Ь? Почему?
- Молодцы! На слайде появляется Золотой ключик.
Слайд 11.
- Ниже найдите два столбика слов.
Слайд 12.
- Игра «Молчанка». Одному ученику надо выйти к доске и «найти работу буквы Ь», то есть подчеркнуть опасное место, остальные ребята подчёркивают в тетрадях. Как подчёркиваем «ь» обозначающий мягкость, а как разделительный? (Ответы детей).
- Начинаем игру.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием и заработали Золотой ключик. На слайде появляется ключик.
7. Самостоятельная работа.
- А теперь самостоятельно сначала запишите слова с разделительным Ь, а потом с Ь обозначающим мягкость согласного.
Физминутка.
8. Работа с текстом.
- Придвиньте к себе Буквари. У нас есть текст, который нам предстоит прочитать. Его написал Геннадий Цыферов. Называется он «Как цыпленок впервые сочинил сказку». Нам из названия понятно о ком будет идти речь в тексте. И мы можем догадаться, что произойдет. Наверно, цыпленок будет сочинять сказку. А как вы думаете, этот текст, который написал Геннадий Цыферов сказка или рассказ? Почему?
Дети отвечают и делают вывод, что это сказка.
- Поставьте все пальчик на название сказки. Я начну читать, а вы следите очень внимательно, потому что я могу остановиться, и читать продолжит кто-то другой.
Учитель читает текст до середины. Дальше читают учащиеся.
- Понравилась вам сказка, которую сочинил цыпленок?
- Найдите в тексте и прочитайте, о чем он написал свою сказку?
- Как выглядел домик на телячьих ножках? Прочитайте.
- Что росло у домика на заячьих ножках? Прочитайте.
- Прочитайте, как выглядел домик на слоновьих ножках.
- А как выглядел домик на курьих ножках?
IX. Домашнее задание
- Понравилась вам сказка Геннадия Цыферова? Дома прочитайте ее еще раз и выберете из придуманных цыпленком домиков тот домик, который вам больше всего понравился, нарисуйте его. Вы можете придумать к этому домику что-нибудь свое.
X. Рефлексия.
- Какие роли Ь может выполнять в словах?
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. | |
Вы считаете, что научились решать примеры и задачи, но вам ещё нужна помощь. | |
Вы считаете, что было трудно на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...
Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и внекл чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И. Чуковского"
Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и вн чтения в 1 классе "Буква Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...
Комбинированный урок обучения грамоте и письма.
Урок обучения грамоте и письма на тему : "Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С.С....
Конспект урока обучения грамоте "Твёрдый и мягкий разделительные знаки"
Конспект урока обучения грамоте "Твёрдый и мягкий разделительные знаки" в 1 классе по УМК "Школа России"...
Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест....
Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках....
комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."
Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....