Комбинированный урок обучение грамоте (2 часа). Тема: Разделительный ь, его роль в слове.
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Комбинированный урок обучения грамоте (2 часа). Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове.

Цель урока: 

§  продолжить знакомство с буквой Ь;

§  познакомить с разделительной функцией Ь;

§  формировать навыки чтения слов с этой буквой;

§  совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;

§  познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;

§  формирование навыка письма;

§  развивать память, речь, мышление, внимание;

§  воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Букварь / Р.Н.Бунеев и др.,

пропись к Букварю 

Используемое оборудование: 

презентация;

мультимедийный проектор, экран, компьютер; 

карточки со словами; 

тетрадь для печатания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 95 (2 ч.).

Тема: Разделительный ь, его роль в слове.

Цель урока: 

  • продолжить знакомство с буквой Ь;
  • познакомить с разделительной функцией Ь;
  • формировать навыки чтения слов с этой буквой;
  • совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;
  • формирование навыка письма;
  • развивать память, речь, мышление, внимание;
  • воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Букварь / Р.Н.Бунеев и др.,

пропись к Букварю 

Используемое оборудование: 

презентация;

мультимедийный проектор, экран, компьютер; 

карточки со словами; 

тетрадь для печатания.

1й урок.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. (2-3 мин.)

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

- Ребята, вы любите сказки?

- Тогда вы без труда отгадаете загадку про героя одной замечательной сказки.  

Мальчик с Азбукой под мышкой -

деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый ... (Буратино).

- А как называется сказка и кто её автора. (Алексей Николаевич Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Слайд 1.

- Почему Буратино «ждали ужасные опасности и страшные приключения?» (Не хотел изучать грамоту).

- А мы с вами хорошо знаем, что «Ученье лучше богатства».

Слайд 2.

- Как вы понимаете пословицу? (Высказывания детей).

- А помогут нам сегодня Буратино и его друзья. За правильные ответы они нам будут «давать Золотые ключики».

II. Актуализация знаний. (6-7 мин).

- Первое задание от Буратино: назвать буквы гласных, обозначающих мягкость согласных. (Е, ё, ю, я, и).

 - Когда эти буквы обозначают мягкость согласных? (Когда стоят после буквы согласного).

- А в чем особенность 4х букв из пяти? (Обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или после буквы гласного).

- Ребята, вы заработали первый Золотой ключик. На слайде появляется «Золотой ключик».

- Отгадайте ещё одну загадку.

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее …     (Мальвина)

Слайд 3.

- В тетради для печатания сделаем схему слова Мальвина.

- Откройте тетрадь, положите её под наклоном, возьмите карандаш правильно. Спина прямая.

- Сколько клеток надо пропустить между работами? (4).

-Найдите середину строки.

- Запишем дату 09.02.

- Сколько клеток надо пропустить вниз? (2). Слева? (1).

- Давайте составим схему слова Мальвина. Чем особенно это слово? (Это имя. Чертим уголок).

- Чертим линию на 8 клеток.

- Произнеси слово и назови гласные звуки. (В этом слове 3 гласных: [а], [и], [а]. Ставлю 3 красные точки.).

- Значит… (В слове 3 слога).

- Посчитаем слоги – ладонь под подбородок. Обозначим слоги на схеме. (4клетки, 2 клетки, 2 клетки).

- Найдём ударный слог, обозначим его на схеме. (Ударный второй слог).

- Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? (Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый. Ставлю синюю точку. Пишу букву «эм». Звук [а] – гласный. Пишу букву «а». Звук [л`] – согласный, звонкий, мягкий. Ставлю зелёную точку. Пишу букву «эль».)

- Назовите ещё раз первый слог. ([мал`])

- Сколько в нём звуков? (3).

- Прочитайте слог по буквам. («Мал»).

- Почему несоответствие? (Нет буквы обозначающий мягкий звук).

- Какой буквы не хватает? (Буквы Ь).

Аналогичная работа с остальными слогами.

- Сколько звуков? (7).

- Сколько в слове букв? (8). Записать количество звуков и букв.

- Почему букв больше? (Мягкий знак не обозначает звука).

- Какую роль выполняет Ь в этом слове?  (Обозначает мягкость). На слайде появляется бука Ь.

- Молодцы! Мы заработали ещё один ключик. На слайде появляется ключик.

III. Создание проблемной ситуации. (5 мин.)

- Вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:

Ну, а этот персонаж

У Мальвины верный паж.

Есть печаль в его глазах,

Он с гитарою в руках. (Пьеро). На слайде появляется картинка.

- Давайте составим схему имени Пьеро. Вниз пропустите 2 клетки. Мы начинаем с уголка и начертим линию в 5 клеток.

- Произнеси слово и назови гласные звуки. (В этом слове 2 гласных: [э], [о]. Ставлю 2 красные точки.).

- Значит… (В слове 2 слога).

- Посчитаем слоги – ладонь под подбородок. Обозначим слоги на схеме. (3клетки, 2 клетки).

- Найдём ударный слог обозначим его на схеме. (Ударный второй слог).

- Назовите первый звук первого слога. (Звук [п`] – согласный, глухой, мягкий. Ставлю зелёную точку. Пишу заглавную букву «пэ»).

- Какие звуки слышим дальше? Послушайте, я произнесу: [п`й’э]. (Звук [й] – согласный, звонкий, мягкий. Ставлю зелёную точку. Звук [э] – гласный.

- Как обозначим слияние звуков [й’э]? (Буквой «е»).

- Как мы знаем, буква «е» обозначает мягкость, а перед ней стоит буква мягкого согласного [п`]. Всё верно? (Да).

- Произнесите второй слог. Какие звуки мы слышим? (Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый. Ставлю синюю точку. Пишу букву «эр». Звук [о] – гласный. Пишу букву «о»).

- Прочитайте 2й слог. Какой это слог? («Ро», открытый).

- Назовите имя этого героя. (Пьеро).

-  Прочитайте запись буквами. (Перо). Что это? (То чем покрыто тело птиц).

- В чём несоответствие? (В первом слоге гласный «не сливается» с согласным).

- Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? (Высказывание детей).

- Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!

У учителя 3 карточки со словами: Перо, перо, Пьеро и карточка с буквой Ь.

Учитель разрезает карточку «Перо», отделяя букву «П» от «еро». Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.

- Получилось имя? Прочитайте его.

- Всего лишь одна такая буква, и «перо» превратилось «Пьеро».

- Допишем в схеме букву Ь.

Сколько звуков в слове? (5).

- Сколько букв? (5).

- Буква ь выполняет ту же «работу», как и в слове Мальвина? (Нет).

IV. Формулирование темы и цели урока. Составление плана. (1 мин.)

- Мы сегодня изучаем новую букву? (Нет, но её новую функцию-работу).

- Давайте сформулируем цель урока. (Узнать о новой «работе» буквы Ь).

- Значит в плане работы не будет пункта письма буквы. Составим план работы:

  1. Знакомство с новой «работой» буквы мягкий знак.
  2. Чтение и запись слов с «новым» ь.
  3. Чтение предложений и текстов.

V. Открытие нового знания. (2 мин.) 

- Давайте сравним 2 слова «перо» и «Пьеро». Что у них одинаково? (2 буквы гласных звуков, 2 слога, ударный второй слог. Одинаковы 4 буквы в словах).

- Чем отличаются? (Одно слово пишется с заглавной буквы, а другое нет. Количеством звуков и букв. В слове «перо» оба слога-слияния, а в слове «Пьеро» слияние только второй.)

- Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? (Обозначает мягкость).

- Но только ли эту функцию выполняет буква Ь? (Нет).

- Я открою вам секрет. В слове «Пьеро» буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении они не сливаются. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

Физминутка. (1 мин.)

Слайд 4.

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Видно, ключик не нашёл.

Улыбнулся и пошёл.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

VI. Наблюдение над местом в слове разделительного Ь. (5 мин.)

- Посмотрите ещё раз на слово «Пьеро». После какой буквы стоит «ь»? (После буквы «пэ», буквы согласного звука).

- Перед какой буквой стоит мягкий знак в слове «Пьеро»? (Перед буквой «е»).

- Понаблюдаем за «работой» этой буквы в других словах.

Слайд 5.

- Прочитаем хором первую пару слов. (Солю – солью).

- Что обозначает каждое слово? (Солю – посыпаю солью. Солью – выливаю воду).

- Различается ли произношение слов? (Да, в первом слове оба слога-слияния, а во втором слове согласный [л`] и гласный [у] «не сливаются», между ними звук [й].

- Различается ли написание слов? (Да, во втором слове буква «ь»). «Ь» подчеркивается одной чертой.

- Между какими буквами стоит буква «ь»? (После буквы согласного «эль» и перед буквой «ю»). Буквы «эль» и «ю» подчёркиваются 2 чертами.

Аналогичная работа с парами слов «Коля - колья», «суди – судьи»,

«полёт – польёт».

- Посмотрим на слова ещё раз. Буква «ь» стоит после букв «пэ», «эль», «дэ», «эль». Что общего у этих букв? (Буквы согласных мягких звуков).

- Перед какими буквами стоит «ь»? («Е», «ю», «я», «и», «ё»).

- Что общего у этих букв? (Буквы гласных, обозначают мягкость согласных).

- В какой части слова встречается разделительный ь? (В середине слова).

- Сделайте вывод. (Высказывания детей).

VII. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. (1 мин).

- Откройте Букварь на странице 154.  Найдите правило в рамочке.

- Какие буквы написаны вокруг буквы Ь? («Е». «ю», «и», «я», «ё»).

- Значит разделительный «ь» пишется после букв мягких согласных, перед гласными… («Е». «ю», «и», «я», «ё»).

- Написание разделительного Ь – это опасное место – орфограмма. Как подчеркиваем орфограмму разделительный Ь? (Ответы детей).

- Вывод, который сделали сами похож на вывод из учебника? Вот и ещё один Золотой ключик.

Слайд 6.

VIII. Первичное закрепление.

 1. Работа в прописях. (3 мин.)

- Откройте прописи на странице 36.

- С какими буквами соединяется «ь» на первой строке? («Ё», «ю», «я»).

- Соединений с какими гласными не хватает? («Е», «и»).

- Это легко исправить, над одной из букв «ё» мы не поставим точки, а в конце строки допишем соединение «ьи».

- Положите тетрадь под наклоном, правильно возьмите ручку (карандаш). Проверьте посадку.

- Какое соединение у буквы «ь» и букв «е, ё»? (Среднее).

- Обведите эти соединения.

Аналогично проводится работа с другими соединениями на строке.

Зарядка для глаз. (1 мин.)

  1. Жмуримся. Крепко-крепко зажмуриваем глазки на 4-5 секунд, затем открываем.
  2. Крылья бабочки. Моргаем глазами, как бабочка машет крыльями. Движения должны быть без напряжения, быстро, легко и непринужденно.
  3. Светофор. Знаете, как мигает светофор на перекрестке? Давайте его изображать: закрываем поочередно то правый, то левый глазик.
  4. «Часики. Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник. Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз.

2. Работа в прописях. (4 мин.)

- Продолжаем работать в прописях. Проверьте наклон тетради, посадку, ручку (карандаш).

- Самостоятельно прочитайте пары слов, написанные рядом с рамочкой.

- Объясните значение слов «полю», «полью». (Полю – вырываю сорняки, полью – налью воды).

- Как подчёркиваем букву «ь»? Буквы согласного и гласного? Подчеркните.

 - Запишите только слова с разделительным Ь. Подчеркните орфограмму.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное друг у друга. Будьте корректными.

-Опять поменяйтесь тетрадками.

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок в записи и подчёркивании. Молодцы! Все вместе заработали четвёртый ключик. На 6 слайде появляется ключик.

3. Игра «Роль буквы «ь». (4 мин.)

- Буратино придумал новую игру. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква «ь». Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.

Учитель вызывает двух детей и даёт таблички со словами «Мальвина» и «Пьеро».

- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? (Обозначает мягкость согласного).

- Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова.

- А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? (Разделительный).

- К Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.

С места выходят ученики к доске, берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.

Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.

- Молодцы! Вот и ещё один Золотой ключик от Буратино.

Слайд 8.

4. Рефлексия (итог первого урока). (2 мин).

- Какую цель мы ставили перед собой на этот урок? (Узнать о новой «работе» буквы Ь).

- Какую «работу» выполняет буква разделительный Ь? (Ответы детей).

- Какой план составили?

1.        Знакомство с буквой разделительный мягкий знак.

2.        Чтение и запись слов с разделительным ь.

4.        Чтение предложений и текстов.

- Весь план выполнили? (Нет).

- Продолжим работу на следующем уроке.

2й урок.

Ход урока.

VIII. Первичное закрепление.

5. Работа со столбиками слов в Букваре.

- Начнем второй урок. Назовите тему урока. (Разделительный Ь).

- Для чего нужен разделительный мягкий знак? (На письме разделяет согласный от гласного).

- Где пишется разделительный Ь? (В середине слова, после мягкого согласного, перед гласными «е, ё, ю, я, и»).

Слайд 9.

- Откройте Букварь на странице 154.

Слайд 10.

- Найдите столбики слов. Прочитайте слова второго столбика. (Деревья, листья, сучья).

- Сколько предметов обозначают слова, один или много? (Несколько).

- Что такое «сучья» (Обломанные ветки).

- Какую «работу» выполняет ь?

- Прочитаем слова третьего столбика. (Бельё, зверьё, вьюга). Найдите слово, которое называет явление природы. (Вьюга). Что такое вьюга? (Сильный ветер со снегом).

- Какое слово обозначает одежду? (Бельё).

- Прочитайте следующий столбик. (Воробьи, муравьи, соловьи, ручьи).

- Найдите слова, называющие птиц.

- Прочитайте слово, называющее насекомых.

- Сколько животных называет каждое слово? (Много).

- Прочтите пары слов. (Перо – перья, крыло – крылья, стул – стулья, брат – братья).

- Чем отличаются слова? (В первом столбце – один предмет, во втором – много).

- Какую роль играет Ь в словах этих столбиков? (Разделительную).

- Когда пишется разделительный мягкий знак в словах? (Ответы детей).

- Сколько звуков обозначает гласный, стоящий после Ь?

- А вот и ещё один ключик. На слайде появляется Золотой ключик.

Зарядка для глаз.

6. Работа в прописях.

- В прописях на странице 36 под рамочкой с Ь записаны три слова. Прочитайте их. (Листья, сучья, деревья).

- Какую роль выполняет в них Ь? (Разделительный Ь).

- Как подчеркнуть орфограмму? (Ответы детей).

- Сейчас я загадаю вам загадку, отгадкой будет одно из этих трех слов. Именно это слово вы запишите на строчке ниже. Вот эта загадка:

В шубе летом, а зимой раздеты.  (Деревья). Дети самостоятельно записывают слово-отгадку.

- Какое слово вы записали? Возьмите карандашики и подчеркните опасное место. Сколько звуков обозначает буква «я»? (2).

- Почему? Какие это звуки? ([й`а]).

- Какие остались слова? Из них выберите отгадку к следующей загадки.

Летом вырастают, осенью опадают. (Листья). Дети самостоятельно записывают слово-отгадку.

- Какое слово вы записали? Подчеркните карандашом орфограмму. Какие звуки слышим после мягкого знака? Почему буква «я» обозначает два звука?

- Какое слово мы не записали? (Сучья) Запишите его и подчеркните мягкий знак. Сколько звуков обозначает «я» после Ь? Почему?

- Молодцы! На слайде появляется Золотой ключик.

Слайд 11.

- Ниже найдите два столбика слов.

Слайд 12.

- Игра «Молчанка». Одному ученику надо выйти к доске и «найти работу буквы Ь», то есть подчеркнуть опасное место, остальные ребята подчёркивают в тетрадях. Как подчёркиваем «ь» обозначающий мягкость, а как разделительный? (Ответы детей).

- Начинаем игру.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием и заработали Золотой ключик. На слайде появляется ключик.

7. Самостоятельная работа.

- А теперь самостоятельно сначала запишите слова с разделительным Ь, а потом с Ь обозначающим мягкость согласного.

Физминутка.

 

8. Работа с текстом.

- Придвиньте к себе Буквари. У нас есть текст, который нам предстоит прочитать. Его написал Геннадий Цыферов. Называется он «Как цыпленок впервые сочинил сказку». Нам из названия понятно о ком будет идти речь в тексте. И мы можем догадаться, что произойдет. Наверно, цыпленок будет сочинять сказку. А как вы думаете, этот текст, который написал Геннадий Цыферов сказка или рассказ? Почему? 

Дети отвечают и делают вывод, что это сказка.

- Поставьте все пальчик на название сказки. Я начну читать, а вы следите очень внимательно, потому что я могу остановиться, и читать продолжит кто-то другой.

Учитель читает текст до середины. Дальше читают учащиеся.

- Понравилась вам сказка, которую сочинил цыпленок?

- Найдите в тексте и прочитайте, о чем он написал свою сказку?

- Как выглядел домик на телячьих ножках? Прочитайте.

- Что росло у домика на заячьих ножках? Прочитайте.

-  Прочитайте, как выглядел домик на слоновьих ножках.

- А как выглядел домик на курьих ножках?

        

IX. Домашнее задание

- Понравилась вам сказка Геннадия Цыферова? Дома прочитайте ее еще раз и выберете из придуманных цыпленком домиков тот домик, который вам больше всего понравился, нарисуйте его. Вы можете придумать к этому домику что-нибудь свое.

 

X. Рефлексия.

- Какие роли Ь может выполнять в словах?

рад

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

удивлени

Вы считаете, что научились решать примеры и задачи, но вам ещё нужна помощь.

печ

Вы считаете, что было трудно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и внекл чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И. Чуковского"

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и вн чтения в 1 классе "Буква Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Комбинированный урок обучения грамоте и письма.

Урок обучения грамоте и письма на тему : "Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С.С....

Конспект урока обучения грамоте "Твёрдый и мягкий разделительные знаки"

Конспект урока обучения грамоте "Твёрдый и мягкий разделительные знаки" в 1 классе по УМК "Школа России"...

Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....