Комбинированный урок обучения грамоте и письма.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

 Светлана Юрьевна Кусковская

Урок обучения грамоте и письма на тему : "Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированный урок обучения грамоте и письма в 1 классе

Цель проведения урока: Преемственность в обучении и воспитании детей в рамках «детский сад-школа»

Тема урока: Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С с.

Цели и задачи урока:

        1.Развитие фонематического слуха, умение вычленять звуки из слова, производить звуко-буквенный анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах

         2.Проводить работу над лексическим значением слов  

         3.Формирование и совершенствование  навыка чтения у детей; привитие интереса к чтению и желания читать

         4.Работать над графикой заглавных и строчных букв. Познакомить с написанием заглавной и строчной буквы С,с 

         5. Продолжать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии; обогащать словарный запас

         6.Познакомить с русскими народными песнями.

          7. Прививать любовь к родному краю

Оборудование:

  1.  Выставка рисунков «Мой город» , иллюстраций, литературы о городе Новая Ладога.
  2. Видео к уроку- Написание букв и сочетаний, слияний
  3. Видео-мультик «Лиса и лисенок. Игра «найди предметы в которых есть буква «эс»
  4. Лексическое значение слов – плакаты
  5. Памятки-корня
  6. Схемы сочетаний, слов, предложения, текста
  7. «человечки» согласных,гласных
  8. Пройденные буквы
  9. Картинки
  10. Сигнальные карточки
  11. Карточки – (.   !   ?)
  12. Согласные буквы- С,П,Т,К,Р,Л,М,Н (пройденные)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний

  1. Организационный момент:
  1. Сегодня на уроке мы будем:

Читать, писать, рассуждать,находить закономерности, анализировать,сравнивать,выделять главное, вычленять,работать со схемами…

Мы с Вами по максимуму должны показать своим воспитателям,чему научились за эти 2 месяца в школе…

  1. Настроились на урок…Пожелали друг другу удачи…улыбнулись


2.Повторение:

*  Показ иллюстраций «Мой город».

*  Выставка и позитивный анализ детских рисунков с комментариями авторов (какой город изобразили, что изображено на рисунке).

*   Над каким правилом работали на прошлом уроке?

*   Как же пишутся географические названия?

*   Работа по учебнику: (по рядам)


1) 1 ряд- найти в тексте названия русских городов, полученные от рек на которых они строились (Москва, Тула, Орел, Воронеж)

2 ряд – названы именами великих людей (Чехов, Пушкинские горы,Санкт-Петербург)

3 ряд – от мест, на которых они строились (Курган, Верея, Холмс, Белая гора)

2) Кто ответит на вопрос, заданный нам в конце текста?

*  Почему наш город назвали Новая Ладога? (построен на берегу Ладожского озера в 1704 году .Основатель –Петр Первый)

3)  Расскажите о любимых местах своего города (используются рисунки)

3.Полетное повторение:

Игра «Веришь-не веришь» (сигнальными карточками)

Верите ли Вы,что:

  1. Все звуки делятся на гласные и согласные (да)
  2. В слове столько слогов, сколько согласных букв (нет)
  3. Есть гласные-показатели мягкости и показатели твердости согласного(да)
  4. Гласная «и» показатель твердости согласного (нет)
  5. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (да)
  6. Согласный звук «П» -  звонкий (нет)
  7. «Г» и «К» -это парные согласные по звонкости и глухости (да)
  8. Предлоги со словами пишутся слитно (нет)
  9. Он, она, оно, они – это предлоги (нет)
  10. В конце предложения ставится только точка (нет- ! ? …)
  11. Предложение начинается с большой буквы (да)
  12. Имена, фамилия, города, реки, страны пишутся с маленькой буквы (нет )


 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.









ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


1. Введение в урок

Давайте рассмотрим с. 72 «Букваря» и составим план нашей работы на уроке.

План (примерный)   3   2

  1. Чтение слогов и слов.
  2. Письмо букв, слогов и слов.
  3. Работа с предложением.
  4. Работа с текстом.

– Будут ли новый звук, буква?

– Давайте обратим особое внимание на то, что нового мы всё-таки узнаем на уроке.

2.Знакомство с новым звуком (с, сь)

Просмотр мультика «Лиса и лисенок

 ( На слух запомнить слова со звуками «с» «сь» )

Чему учит текст (Правилу дорожного движения)

-Можно ли слоненку ездить на самокате по дороге?

Почему?

Какие слова услышали со звуками «с», «сь»-(смотрим картинку) (Солнечный,Лисавета,сын,светофор,свет,слоненок,бусы, сосна,сейчас,Лисенок )

Встретились ли нам слова, писать которые мы будем с заглавной буквы? Что они обозначают?(Лисавета, Лиска)

3. Работа по «Букварю» с.72

 Работа со звуками-человечками(на доске человечки с буквами)

      1)…Работа у доски- поселить буквы в человечков (1 ученик)

      2)…Работа в Азбуке (самостоятельная)

      3)… Проверка

  *      на какие 2 группы они разделены? (это схемы букв, обозначающих звонкие и глухие согласные )

* Как вы догадались? (по шляпам)

* Какие согласные мы уже знаем?

 Какими буквами они обозначаются на письме? (п,т,с,к       н,м,р,г,л)

*  Они парные по какому признаку? (по твердости и мягкости)

Какие сочетания доказывают, что согласный звук «с» «сь»-твердый(мягкий) (са,со,су,сы-твердость; си- мягкость)

  1. Чтение столбиков –слогов.


1)Чтение слогов –самостоятельно

2) Назови слог по схеме -слога

          3)Игра «Доскажи словечко»

  СА- чок ,хар,лат, мовар                  АС- тра, тролог

СО- ль,к                                                ОС- а,

СУ-мка,к,чок                                       УС-ы, луга,илие
СИ-то, рень                                          ИС-тория,ток,тина

          4)Прочитайте слоги, которые являются словами (ус, (много ОС)


6.Работа в тетради по печатанию(Пропедевтика)

Звуко –буквенный разбор слова (кошки)


(Учитель показывает игрушку: (кошку)

  1. Кто это?
  2. Как назвать по разному?
  3. Добавляет еще 1 котенка…
  4. А теперь как назвать этих животных? (Кошки)
  5. Составить предложение с этим словом

       (ученик у доски-остальные-в тетради)

  1. Характеристика предложения (Кошки гуляли во дворе)


7.Работа со столбиками слов с.72


( Чтение слов, работа над их лексическим значением)

Дети читают про себя, затем вслух по заданиям.

1) Что означают слова в 1-м столбике1 ряда?

Почему они написаны с большой буквы? (названия городов)

Обозначьте простым карандашом заглавную букву уголком.

•        Названия каких городов нашей Ленинградской области вы еще знаете?

2) Прочитайте слова в 1-м столбике второго ряда.

 

– На какие группы их можно разделить?

– Чем отличаются слова

 слон и слоник?

 Лом и поломка?

(ПРОПЕДЕВТИКА!)

– Что общего?

– Какая часть повторилась в обоих словах?

– Кто помнит, как называется такая общая часть слов?

– Как её обозначить? (Плакат «Правила корня)


3)Прочитайте 2 столбик.


Как вы думаете, есть ли в этом столбике однокоренные слова?

– Какие? Почему?

Обозначьте общую часть.

Возможно, дети назовут слова солонка и посолила.

– Что такое солонина?

Солонина  – пригодное в пищу мясо, полученное путём длительного держания его в соли. Процесс получения солонины называется посолом (реже – засолкой или засаливанием) мяса.

– Что такое сало?

Са́ло – животный жир, откладывается под кожей, возле почек,

в брюшной полости.


4)Прочитайте 3 столбик.

 Какое слово лишнее? (салака)

– Какая часть повторилась во всех словах?(салат)

– Как она называется?(корень)

5)3 ряд -1 столбик

Работа в парах:

- найти и выделить общую часть (корень)

6)3 ряд -2,3 столбик

  1. Есть ли лишние слова? (Соло,слалом)
  2. Вы знаете,что обозначают эти слова?
  3. Лексическое значение слов:

соло-музыкальное произведение,предназначенное для 1 исполнителя; исполнение такого произведения одним человеком

слалом-в спорте:скоростное  движение по заданному извилистому маршруту (спуск с горы на лыжах по протяженной трассе)


7)Прочитайте слова с корнем- мост.

(Мост, мосты, мосток, мостик, мостит, подмостки.) 

– Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет. (Мост.)

– Прочитайте большое (длинное) слово, обозначающее маленький предмет. (Мосток, мостик.)  

 Лексическое значение слов:

(с показом фото мостов,мостков города Новая Ладога)

Мост- сооружение для перехода,переезда через реку, овраг, железнодорожный путь

 мостит- делать настил из досок

подмостки-настил из досок на возвышении

- Когда говорят мостик, а когда – мосток?

 (Мостик – это слово употребляется в уменьшительно-ласкательном значении в повсе¬дневной жизни. Мосток – тоже употребляется в уменьшительно-¬ласкательном значении, но больше в сказках, потешках.) 

  Можно обратить внимание на то, что слова в паре один-много не являются родственными, т.к. это формы одного и того же слова.

8) Работа в парах.( 4 ряд 1 столбик)

– Поработайте в парах.

-Прочитайте однокоренные слова

 Объясните, чем похожи слова. Чем они отличаются?

 Составьте устно предложения с этими словами.


9)Проверка по алгоритму формирования самооценки.

*   Выборочное составление предложений со словами по заданию учителя.


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе это?

– Ты составил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.





10)2-4столбики 4ряда :

Наблюдение над однокоренными словами;

самостоятельный подбор однокоренных слов

- мыс, мысик, мысок

(Мыс-это часть суши,выдающаяся острым углом в море, озеро, реку)-показ картинок

Сом- сомик (сомок-нет)

 

11)Работа со схемами слов

Найти слова в столбиках по схеме слова (показ схем –слоник, мосток, мостик)





                              8.Работа в прописи

  1. Откройте прописи, с. 16.
  2.  Сравните заглавную и строчную буквы С.
  3. Обведите сначала все строчные буквы ,потом заглавные
  4. Пропишите самостоятельно по 2 буквы

     

  1. Запись слогов и слов с буквой С,( отработка верхнего и нижнего соединений).  

–В каких словах встретятся эти слоги и соединения?

– Обведите слог, который встречается в словах такси, соска, остров, искал, санки, астра, сумка, ускакал. (Используем ручки двух цветов.)










Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

9.Работа в «Букваре». С.72

 1) Работа с  предложениями

1) Самостоятельная работа с предложениями

       1…плакаты со схемами предложений, текста

Задание: Определить на какой схеме текст, а где просто предложения

* Это текст или отдельные предложения? Почему?

*  Найдите предложение к картинке

*  Найдите однокоренные слова и выделите корень (-класс)

*  Найдите предложение с предлогами…

*  найдите предложение по схеме !__  !_____  ______ (У Симы ластик). (Расскажите все о предложении)

*  Произнесите это предложение с !  ? знаками.


10.Работа в «Букваре»с.73

  1.  Чтение русских народных колыбельных песенок

 1) До чтения.

– Прочитайте название. Это стихотворение или проза?

– Почему эти песенки называются колыбельными?

 *  - Как вы думаете, кто исполняет эту песню? (мама,бабушка. Поют тихо,по доброму, Чувствуется их любовь к малышу)
- Как читать этот текст (напевно)

Что такое колыбель?( люлька для младенца)

– Рассмотрите рисунки.

– О чём будут эти песенки? (О младенце, о котике.)

2) Чтение 1-й песенки сначала про себя, затем вслух.

Вопросы по ходу чтения:

– Каким представляете котика?

– Как это –  «во печурочке поспать»? (Когда натопленная печка остывает, в ней тепло.)

– А кто поёт эту песенку?

3) Словарная работа: плисовая шубка (бархатная), корки с мяконьком (корка с мягкой частью печёного хлеба).

4) Вопросы после чтения.

– В какой форме написана песенка: в форме совета, в форме просьбы, в форме угрозы?

– Какие слова использованы в песенке? (В уменьшительно-ласкательном значении.) Приведите примеры.

– Как вы думаете, кто исполняет эту песню? Когда? (Мама, бабушка. Поют на ночь, тихо, по-доброму. Чувствуется их любовь к малышу.)

– Постарайтесь при чтении передать напевность русских колыбельных песенок.

Выразительное чтение.

Чтение 2-й песенки-самостоятельно.

После чтения.

– Кто автор этих песенок? (У них нет автора. Эти песенки появились очень давно. Кто-то их сочинил, другой человек услышал, запомнил и спел, добавляя свои слова, эти песенки передавались от мамы к детям, а от тех – своим детям, так и стали народными.)

Подведение итогов . 

Вспомните,какие колыбельные песенки пели вам мамы, бабушки




2. Работа в прописи. 2  

1) – Есть ли в прописи однокоренные слова?

Откройте с. 16. Посмотрите.

– Прочитайте эти слова. Напишите.

Письмо с комментированием.

– Прочитайте предложение, которое написано ниже. (У Симы и Сони косы).

– Сколько слов в этом предложении?

– Найдите на доске схему этого предложения.

– Прочитайте первое слово.

– Почему оно написано с большой буквы?

– Что это за слово?

– Для чего нужны предлоги? Отметьте заглавную букву уголком.

– Прочитайте второе слово. Почему оно написано с большой буквы?

– Отметьте заглавную букву уголком.

– Прочитайте третье слово. (Это союз.)

– Прочитайте четвёртое слово. Почему оно написано с большой буквы?

– Отметьте заглавную букву уголком.

– Какое пятое слово? Что имел в виду автор?

– Какие косы у Симы и Сони?

– Отметьте гласные буквы красными кружками.

2) – Зачем над словами поставили цифры? Что нужно сделать? (Изменить порядок слов.)

– Назовите предложение, которое получилось. Запишите его.

3) Запись слов с печатного образца.

– Прочитайте слова, которые написаны ниже.

– Что обозначают эти слова?

– Почему они написаны с большой буквы?

– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

– Спишите эти слова.

– Проверьте, прочитав ещё раз по слогам.


– Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

– А что у вас хорошо получилось?

– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.


 


 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.












Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
















Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание

3)воспитание  любви к родному краю;

4) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

5) воспитание здорового и безопасного образа жизни ;

6) экологическое воспитание;

7) эстетическое воспитание

.






































ΙV. Итог

– Какую работу мы сегодня выполняли?  

– Все ли пункты плана выполнили?

– Что нового узнали на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Отметки ученикам первого класса не ставят.

А каким бы смайликом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

1. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали  буквы.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно объясняли лексическое значение слов.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали предложения.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали предложения.

* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.

*  Отметить учеников, которые подготовили рисунки и рассказы о своем любимом месте в городе

ПРИЛОЖЕНИЯ- карточки-памятки

  1. КОРЕНЬ- общая часть родственных однокоренных слов
  2. МЫС- это часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро, реку
  3. Схемы слов – мостик, слоник, мосток
  4. Схемы текста, предложений
  5. Схема сочетаний- са,со,су,си
  6. . ! ? знаки
  7. Согласные буквы н,т,к,п,с,р,г.л,м

КОРЕНЬ- общая часть родственных однокоренных слов

МЫС- это часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро, реку

ОН

 ОНА

ОНО ОНИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и внекл чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И. Чуковского"

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и вн чтения в 1 классе "Буква Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Комбинированный урок обучение грамоте (2 часа). Тема: Разделительный ь, его роль в слове.

Комбинированный урок обучения грамоте (2 часа). Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове.Цель урока: §  продолжить знакомство с буквой Ь;§  познакомить с разделительной функци...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д....