Урок русского языка
методическая разработка (3 класс) на тему
Существительные с суффиксом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.
Предмет – русский язык
Класс - 3
Автор разработки – Чернигова Екатерина Валентиновна, учитель начальных классов
МБОУ Идеальская СОШ
Краткое описание: Работа спланирована по УМК «Перспективная начальная школа», по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, авторы М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2, автор Т.А.Байкова . Использована технология деятельностного метода обучения. Составлена презентация урока.
Тип урока - комбинированный
Форма организации – урок
Формы работы на уроке – парная, групповая, фронтальная
Планируемые результаты:
Личностные результаты: продолжить формировать
- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;
- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.
Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные результаты: научиться
- правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих.
Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих.
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Здравствуйте, ребята, садитесь. Учебник на столе у вас? Предлагаю вам интересное путешествие в мир русского языка. Работать мы будем сегодня по группам. На доске эпиграф: С малой удачи начинается успех! Какое ключевое слово в этом высказывании? Что необходимо для успешной работы на уроке? Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха! | Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. Успех. Внимательно слушать учителя, друг друга, аккуратно и грамотно выполнять задания. | Регулятивные самооценка готовности к уроку формулируют правила поведения на уроке, установлен контакт с одноклассниками |
2. Актуализация знаний. | Актуализировать необходимые и достаточные знания по словарным словам. Cоздать условие для повторения словообразовательного разбора. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Начнем работать. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Предлагаю выполнить словарную работу. Диктую: багаж, восток, овощ, рисунок, солома, песок, пирог, молоток. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки? А теперь такое задание, ребята. Образуйте от слова пирог родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением. Кто запишет это слово на доске? А как же правильно? В какой части слова возникло затруднение в написании? | Дети пишут под диктовку слова. Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр. 160 Дети предлагают такие варианты: пирожок или пирожёк
Дети сомневаются. В суффиксе, после шипящего. | Предметные знать словарные слова Регулятивные контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания Познавательные ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно выполнять полученное задание и предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи |
3. Постановка учебной задачи | Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока. | Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока? Что нам предстоит узнать на уроке? | О суффиксе существительных, его написании. Упражняться правильно писать слова – существительные с этим суффиксом. Будем соревноваться, размышлять, делать выводы. Будем работать в группах. | Регулятивные формирование учебной мотивации сознательная формулировка темы и цели урока |
4. Открытие новых знаний. 5. Первичное закрепление. | Организовать наблюдение за словами в словаре, практическую работу со словами, в которых встречается суффикс – ок- Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок. Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. | Откройте словарь на букву -к-, на -ок-. Какой суффикс есть во многих словах этого списка? Среди слов найдите те, в которых суффикс –ок- идет после корня, оканчивающегося на шипящий. Составьте с ними словосочетания прил.+ сущ. Устно поставьте ударение в существительном. Например, красный флажок Куда падает ударение в существительных? Продолжаем наблюдать. Найдите слова на – чок, и на – шок. Работа у доски. 1 ряд: выпишите только одушевленные существительные (4 слова). 2 ряд: выпишите только неодушевленные сущ. (4 слова) Также поставьте в них ударение. Назовите, от каких слов они образованы. Теперь вы можете сказать, какая гласная буква пишется в суффиксе после корня, который оканчивается на шипящий? Что еще их объединяет? Можете сказать правило?
Сейчас каждая группа получит задание. Карточка 1 Вы должны будете внимательно прочитать задание и письменно его выполнить в тетради. Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок. 1 группа: Сапог, каблук, круг, хомяк, друг, пятак, пастух, корень. 2 группа: Берег, кулак, снег, башмак, червяк, смех, петух, лопух. Какая группа справилась с заданием, давайте проверять. Каждый ответ сверяется с ответом на слайде. Правильно справившиеся с заданием группы получают жетон. | Дети работают с обратным словарем ч.2 Суффикс –ок- Дети составляют словосочетания. Ударение падает на суффикс – ок-. Учащиеся выполняют задания по группам Суффикс –ок. На – ок падает ударение. Дети пытаются сформулировать правило. Или же можно посмотреть в учебнике стр. 98 Читают задание: образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его. Проверка на местах (по ряду пойдет карточка- вписать новое слово), остальные проверяют по слайду | Познавательные формировать умение поиска информации в словаре
Регулятивные работа в группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Предметные формировать знание о написании суффикса -ОК- после шипящих Регулятивные корректируют работу и переживают ситуацию успеха. |
Физкультминутка | Снять мышечное напряжение, переключить внимание | Утром бабочка проснулась, | Дети выполняют упражнение | |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков 7. Рефлексия деятельности | Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-(-оч), -ек-, отработка анализа состава слова. Организовать ситуацию рефлексии Оценивание работы ребят | Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания. Предлагаю вам следующее задание. Карточка 2 Выписать группы родственных слов, записывая слова в таком порядке. Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, звон, шажок, звонок, шаг. Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. Как вы думаете, мы её достигли? А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа? Вспомните эпиграф нашего урока. На ваш взгляд, вы достигли успеха? А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной? | Читают задание, затем работают в группах. Кто первый справляется с упражнением, проверяет у своей группы Учащиеся выполняют задания по карточке (работа в паре) Научиться писать в существительных суффикс с буквой после шипящего. Ответы детей. Подведение итогов работы. «С малой удачи начинается успех!» | Коммуникативные договариваются друг с другом, выполняя различные роли в группе Регулятивные осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, мотивируют свою позицию, переживание ситуации успеха Регулятивные анализируют свою работу на уроке переживание ситуации успеха Личностные в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
Домашнее задание | Спасибо, ребята за работу! Запишите домашнее задание: У с. 99 №111 | Запись д/з. |
Приложение к уроку
Карточка 1
Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.
1 группа: Сапог, каблук, круг, хомяк, друг, пятак, пастух, корень.
2 группа: Берег, кулак, снег, башмак, червяк, смех, петух, лопух.
Карточка 2
Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке
Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, звон, шажок, звонок, шаг.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....