Рабочие программы + КТП 1-2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_matem_1-z.docx | 20.58 КБ |
ktp_ppd_1-z.docx | 18.84 КБ |
ktp_sens.razv_.1-z.docx | 19.11 КБ |
ktp_dvig.raz_.2-p.docx | 19.82 КБ |
ktp_matem_2-p.docx | 25.02 КБ |
rabochaya_programma_2-p.docx | 64.57 КБ |
rabochaya_programma_1-z.docx | 54.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 1-З
Математические представления.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | 17 | ||
1)Количественные представления. | |||
1 | Диагностический период. | 5 | 01.09. 06.09 08.09 13.09 15.09 |
2 | Формирование умения находить одинаковые предметы без учета их признаков (из 2-х). | 12 | 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 |
II четверть | 14 | ||
2)Представления о форме. | |||
3 | Формирование представления о геометрических телах: шар | 14 | 08.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 22.12 |
III четверть | 20 | ||
3)Пространственные представления. | |||
4 | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | 5 | 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 |
5 | «верх» (вверху) | 7 | 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 |
6 | «низ» (внизу) | 8 | 28.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 21.03 23.03 |
. IV четверть | 14 | ||
4)Временные представления | |||
7 | Формирование представления о временах года | 2 | 04.04 06.04 |
8 | Формирование представления о временах года. Зима. | 3 | 11.04 13.04 18.04 |
9 | Формирование представления о временах года. Весна. | 3 | 20.04 25.04 27.04 |
10 | Формирование представления о временах года. Лето. | 3 | 02.05 04.05 11.05 |
11 | Формирование представления о временах года. Осень. | 3 | 16.05 18.05 23.05 |
Всего: 65 часов.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 1-З
Предметно-практические действия.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | 9 | ||
1) Действия с материалами. | |||
1 | Формирование умения сминать материал двумя руками: салфетка. | 3 | 01.09 08.09 15.09 |
2 | Формирование умения сминать материал двумя руками: газета. | 3 | 22.09 29.09 06.10 |
3 | Формирование умения сминать материал двумя руками: калька. | 3 | 13.10 20.10 27.10 |
II четверть | 7 | ||
4 | Формирование умения сминать материал одной рукой: салфетки | 3 | 10.11 17.11 24.11 |
5 | Формирование умения сминать материал одной рукой: газеты | 2 | 01.12 08.12 |
6 | Формирование умения сминать материал одной рукой: кальки | 2 | 15.12 22.12 |
III четверть | 10 | ||
2) Действия с предметами. | |||
7 | Формирование умения захватывать предмет | 5 | 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 |
8 | Формирование умения удерживать предмет | 5 | 16.02 02.03 09.03 16.03 23.03 |
. IV четверть | 7 | ||
9 | Формирование умения отпускать предмет | 7 | 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 |
Всего: 33 часа.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 1-З
Сенсорное развитие.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | 8 | ||
1) Зрительное восприятие. | |||
1 | Диагностический период. | 4 | 06.09 13.09 20.09 27.09 |
2 | Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. | 4 | 04.10 11.10 18.10 25.10 |
II четверть | 7 | ||
2) Слуховое восприятие. | |||
3 | Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука | 7 | 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 |
III четверть | 10 | ||
3) Кинестетическое восприятие. | |||
4 | Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека | 5 | 10.01 17.01 24.01 31.01 07.02 |
4) Восприятие запаха. | |||
5 | Формирование адекватной реакции на запахи | 5 | 14.02. 28.02 07.03 14.03 21.03 |
. IV четверть | 7 | ||
5) Восприятие вкуса. | |||
6 | Формирование адекватной реакции на продукты | 1 | 04.04 |
7 | Формирование адекватной реакции на продукты: сладкий | 3 | 11.04 18.04 25.04 |
8 | Формирование адекватной реакции на продукты: солёный | 3 | 02.05 16.05 23.05 |
Всего: 32 часов.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 2- П
Двигательное развитие.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
I четверть | 8 | |||
1 | Формирование умения удерживать голову в положении сидя. | 8 | 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 | |
II четверть | 7 | |||
2 | Формирование умения выполнять движения головой вправо | 6 | 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 | |
3 | Диагностический контроль | 1 | 19.12 | |
III четверть | 11 | |||
4 | Формирование умения выполнять движения головой влево | 4 | 09.01 16.01 23.01 30.01 | |
5 | Формирование умения выполнять движения головой вперед | 3 | 06.02 13.02 20.02 | |
6 | Формирование умения выполнять движения головой назад | 4 | 27.02 06.03 13.03 20.03 | |
. IV четверть | 7 | |||
7 | Формирование умения выполнять движения руками вверх | 2 | 03.04 10.04 | |
8 | Формирование умения выполнять движения руками вниз | 2 | 17.04 24.04 | |
9 | Формирование умения выполнять движения руками в стороны | 1 | 08.05 | |
10 | Диагностический контроль | 1 | 15.05 | |
11 | Итоговый диагностический контроль | 1 | 22.05 |
Всего: 32 часов.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 2-П
Математические представления.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата | |
I четверть | 17 | ||||
1)Количественные представления. | |||||
1 | Формирование умения разъединять множество. | 6 | Разъединять разложенные предметы по одному. | 02.09 07.09 09.09 14.09 16.09 21.09 | |
2 | Формирование умения объединять предметы в единое множество. | 6 | собирать вместе разложенные на столе предметы | 23.09 28.09 30.09 05.10 07.10 12.10 | |
3 | Формирование различения множеств один, много. | 4 | Повторить «один»; «много». | 14.10 19.10 21.10 26.10 | |
4 | Диагностический контроль | 1 | 28.10 | ||
II четверть | 14 | ||||
2)Представления о форме. | |||||
5 | Формирование представления о геометрических телах: шар | 5 | Повторить геометрическое тело - шар | 09.11 11.11 16.11 18.11 23.11 | |
6 | Формирование представления о геометрических телах: куб | 5 | Повторить геометрическое тело - куб | 25.11 30.11 02.12 07.12 09.12 | |
7 | Формирование умения соотнесения формы предмета с геометрическими телами, фигурой. | 3 | Соотносить форму предмета с геометрическим телом (шар, куб) | 14.12 16.12 21.12 | |
8 | Диагностический контроль | 1 | 23.12 | ||
III четверть | 20 | ||||
3)Пространственные представления. | |||||
9 | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | 3 | Повторить части тела | 11.01 13.01 18.01 | |
10 | «верх» (вверху) | 4 | Повторить поднимание рук верх | 20.01 25.01 27.01 01.02 | |
11 | «низ» (внизу) | 4 | Повторить опускание рук вниз | 03.02 08.02 10.02 15.02 | |
12 | «право» | 4 | Повторить правая рука | 17.02 22.02 01.03 03.03 | |
13 | «лево» | 4 | Повторить левая рука | 10.03 15.03 17.03 22.03 | |
14 | Диагностический контроль | 1 | 24.03 | ||
. IV четверть | 14 | ||||
4)Временные представления | |||||
13 | Формирование узнавание (различение) частей суток. | 3 | Повторить части суток | 05.04 07.04 12.04 | |
14 | Формирование узнавание (различение) частей суток: утро | 3 | Повторить часть суток-утро | 14.04 19.04 21.04 | |
15 | Формирование узнавание (различение) частей суток: день | 3 | Повторить часть суток-день | 26.04 28.04 03.05 | |
16 | Формирование узнавание (различение) частей суток: ночь | 3 | Повторить часть суток-ночь | 05.05 10.05 12.05 | |
17 | Диагностический контроль | 1 | 17.05 | ||
18 | Итоговый диагностический контроль | 1 | 19.05 |
Всего: 65 часов.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«____»__________2016 года
Протокол №_____________
И. О. Директора
_______________ Бурлакина О.В.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
2«П» КЛАСС
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель Лопарева Е.В.
Москва 2016г.
Содержание.
- Целевой раздел 3
- Критерии оценки 6
- Содержательный раздел 7
- Формирования базовых учебных действий 7
- Программы учебных предметов
- Речь и альтернативная коммуникация. 8
- Математические представления. 10
- Окружающий природный мир. 12
- Сенсорное развитие. 14
- Предметно-практические действия. 15
- Двигательное развитие. 17
- Изобразительная деятельность. 19
- Целевой раздел
Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативно-
правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанная на основе ФГОС.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Учебный план ГКОУ ЦИО «Южный»
- Устав ГКОУ ЦИО «Южный»
Программа рассчитана на 306 часа(9 часов в неделю)
Учебные предметы | класс |
2-П | |
Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
Математические представления | 2 |
Окружающий природный мир | 1 |
Сенсорное развитие | 1 |
Предметно-практические действия | 1 |
Двигательное развитие | 1 |
ИЗО | 1 |
ИТОГО: | 9 |
У детей с умственной отсталостью медленно развивается понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстаёт и развитие навыков самообслуживания, моторики. Ограничены школьные успехи. Образовательные программы могут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объёмом усваиваемого материала.
Поскольку обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) не обладает достаточными интеллектуальными возможностями для освоения АООП (вариант 1), они получают образование по варианту 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности учащегося.
Основной целью программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволят им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат их включенность в жизнь общества. Программа реализуется путем индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта учащихся, в том числе и с помощью повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах и формах.
Образование обучающихся с умственной отсталостью направлено на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Методы и формы обучения.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.
- Учебный процесс опирается на развитие у учащихся базовых эмоцийдля повышения мотивации к освоению предмета обучения.
- Детальное разделение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценкадаже малейших учебных достижений ребенка
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы и коррекционные курсы:
- речь и альтернативная коммуникация;
- математические представления;
- окружающий природный мир;
- сенсорное развитие;
- предметно-практическая деятельность;
- двигательное развитие
Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется.
- Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:
- «выполняет действие самостоятельно»;
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
- «выполняет действие по образцу»;
- «выполняет действие с частичной физической помощью»;
- «выполняет действие со значительной физической помощью»;
- «действие не выполняет»;
Основными критериями сформированности представления являются:
- «узнает объект»;
- «не всегда узнает объект»;
- «не узнает объект».
Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.
- Содержательный раздел.
- Формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием образовательной программы и включает следующие задачи:
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими.
- Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- Включение учащихся в разные виды деятельности.
- Создание разных форм мотивации, позволяющих включать в мотивированную деятельность и поддерживать активность.
2.Программы учебных предметов
Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбираются альтернативные средства коммуникации, например, жесты, пиктограммы или др.
К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи:
- раздела «Коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
- раздела «Развитие речи» направлены на формирование умения понимать обращенную речь и на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова.
Материально-техническое оснащение учебного предмета:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- аудио и видеоматериалы
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1) Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||
1 | Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | I четверть | установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником |
2 | Формирование умения приветствовать собеседника звуком, жестом, словом | приветствие собеседника звуком, жестом, словом | |
3 | Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом | прощание с собеседником звуком, жестом, словом | |
2) Коммуникация с использованием невербальных средств. | |||
4 | Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | II четверть | выражение жестом согласие, несогласие |
5 | Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | выражение жестом приветствие, прощание | |
3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||
Импрессивная речь. | |||
6 | Формирование умения узнавать, различать имена одноклассников, педагога | III четверть | узнавание (различение) учащихся класса, педагогов |
7 | Формирование умения понимать слова, обозначающие предмет: посуда, мебель | понимание слов, обозначающих предмет(посуда,мебель) | |
Экспрессивная речь. | |||
8 | Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы | IV четверть | называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов «А»; «О» |
Математические представления.
Пояснительная записка.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут формироваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы формируется при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Образовательные задачи направлены на формирование представлений о форме, величине;
а также, формирование количественных (до числовых), пространственно- временных представлений, и применение их в повседневной жизни.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1)Количественные представления. | |||
1 | Формирование умения разъединять множество. | I четверть | разъединение множества |
2 | Формирование умения объединять предметы в единое множество. | объединение предметов в единое множество. | |
3 | Формирование различения множеств один, много | различение множеств: «один», «много» | |
2)Представления о форме. | |||
4 | Формирование представления о геометрических телах: шар | IIчетверть | узнавание (различение) геометрических тел: «шар» |
5 | Формирование представления о геометрических телах: куб | узнавание (различение) геометрических тел: «куб» | |
6 | Формирование умения соотнесения формы предмета с геометрическими телами, фигурой. | умение соотнести форму предмета с геометрическим телом, фигурой. | |
3)Пространственные представления. | |||
7 | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | IIIчетверть | ориентация в пространственном расположении частей тела на себе |
8 | «верх» (вверху) | отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх | |
9 | «низ» (внизу) | опустить руки вниз | |
10 | «право» | отрабатываются на упражнениях правая рука | |
11 | «лево» | отрабатываются на упражнениях левая рука | |
4)Временные представления | |||
12 | Формирование узнавание (различение) частей суток. | IVчетверть | узнавание (различение) частей суток |
13 | утро | утро | |
14 | день | день | |
15 | ночь | ночь |
Окружающий природный мир.
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР является расширение представления об окружающем их природном мире. Программный материал по «Окружающему природному миру» поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, её многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
Основными задачами программы «Окружающий природный мир» являются формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, временных представлений, и представлений о растительном и животном мире.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки длядемонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов; пиктограммы сизображениями действий, операций по уходу животными;
- различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
- рабочиететради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о
- природе;
- аудио- и видеоматериалы;
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1)Временные представления. | |||
1 | Формирование представления о явлениях природы: | Iчетверть | узнавание (различение) явлений природы дождь; снег |
2 | дождь | ||
3 | снег | ||
4 | Узнавание (различение) частей суток | Узнавание (различение) частей суток | |
5 | утро | утро | |
6 | день | день | |
7 | ночь | ночь | |
2)Животный мир. | |||
8 | Формирование представления о домашних животных | IIчетверть | узнавание (различение) домашних животных |
9 | собака | собака | |
10 | кошка | кошка | |
11 | корова | корова | |
12 | свинья | свинья | |
13 | коза | коза | |
3)Объекты природы. | |||
14 | Формирование представления о воде | IIIчетверть | узнавание воды, свойства воды, водоёмы |
4)Растительный мир. | |||
15 | Формирование представления о фруктах: | IVчетверть | узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу |
16 | яблоко | ||
17 | банан | ||
18 | лимон | ||
19 | Формирование представления об овощах: | узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу | |
20 | картофель | ||
21 | морковь | ||
22 | свекла |
Сенсорное развитие.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого ксложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Материально- техническое оснащение включает:
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- вибромассажеры и т.д.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1)Зрительное восприятие. | |||
1 | Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. | I четверть | фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) |
2 | Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом | прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали, по вертикали | |
2)Слуховое восприятие. | |||
3 | Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука | II четверть | локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха |
3)Кинестетическое восприятие. | |||
4 | Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека | III четверть | адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
4)Восприятие запаха. | |||
5 | Формирование адекватной реакции на запахи | III четверть | адекватная реакция на запахи: кофе, лимон |
5) Восприятие вкуса. | |||
6 | Формирование адекватной реакции на продукты: | IVчетверть | адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам |
7 | сладкий | ||
8 | соленый |
Предметно-практические действия.
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно - практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Материально-техническое оснащение включает:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1)Действия с материалами. | |||
1 | Формирование умения сминать материал двумя руками | Iчетверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками |
2 | салфетки | ||
3 | газета | ||
4 | калька | ||
5 | Формирование умения сминать материал одной рукой | II четверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой
|
6 | салфетки | ||
7 | газета | ||
8 | калька | ||
2) Действия с предметами. | |||
9 | Формирование умения захватывать предмет | III-IV четверть | захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
10 | Формирование умения удерживать предмет | удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) | |
11 | Формирование умения отпускать предмет | отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
Двигательное развитие.
Пояснительная записка.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Цель обучения - обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.
Материально-техническое оснащение включает:
- средства для фиксации ног; мягкие формы и приспособления для придания положения сидя, стоя; ограничители;
- гимнастические мячи различного диаметра
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1 | Формирование умения удерживать голову в положении сидя | I четверть | удержание головы в положении сидя |
2 | Формирование умения выполнять движения головой | II -III четверть | выполнение движений головой, повороты (вправо, влево, вперед, назад) |
3 | вправо | повороты вправо | |
4 | влево | повороты влево | |
5 | вперед | выполнение движений головой, наклон вперед | |
6 | назад | выполнение движений головой, наклон назад | |
7 | Формирование умения выполнять движения руками | IV четверть | выполнение движений руками: вверх, вниз, в стороны |
8 | вверх | вверх | |
9 | вниз | вниз | |
10 | в стороны | в стороны |
Изобразительная деятельность.
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Цель обучения - является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
- Лепка
- Рисование
- Аппликация
Материально-техническое оснащение включает:
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью (кисти, ножницы, шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки) и т.д.
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- изделия из глины;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
Оборудование:
- мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
- магнитная и ковролиновая доски;
- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1)Лепка | |||
1 | Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто | I четверть | учится выбирать определённый вид пластичного материала из 2-х предложенных |
2 | Разминание пластилина, тесто | разминание пластилина (теста, пластилина) | |
3 | Отрывание кусочка материала от целого куска. | учится отрывать надрезанный кусок материала. | |
2) Аппликация. | |||
4 | Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка | IIчетверть | узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка |
5 | Сминание бумаги. | сминание бумаги | |
6 | Отрывание бумаги заданной формы | отрывание бумаги заданной формы (размера) | |
7 | Скручивание листа бумаги. | скручивание листа бумаги | |
8 | Намазывание всей (части) поверхности клеем. | IIIчетверть | намазывание всей (части) поверхности клеем |
9 | Сборка изображения объекта из нескольких деталей. | собирать изображение объекта, состоящего из 2-х частей. | |
3) Рисование. | |||
10 | Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды | IIIчетверть | знакомится с красками (акварельные, акриловые, гуашь и др.), карандашами (цветными и простыми) фломастерами, рисует ими по бумаге. |
11 | Оставление графического следа. | IVчетверть | учится «рисовать» рукой и пальцем на горизонтальной плоскости |
12 | Рисование точек. Пальцем. Карандашом. Кистью. | учится ставить точки пальцем, карандашом и кистью. | |
13 | Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. | учится проводить прямые линии горизонтальные, вертикальные |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«____»__________2016 года
Протокол №_____________
И. О. Директора
_______________ Бурлакина О.В.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
1«З» КЛАСС
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель Лопарева Е.В.
Москва 2016г.
Содержание.
- Целевой раздел 3
- Критерии оценки 6
- Содержательный раздел 7
- Формирования базовых учебных действий 7
- Программы учебных предметов
- Речь и альтернативная коммуникация. 8
- Математические представления. 10
- Окружающий природный мир. 12
- Сенсорное развитие. 14
- Предметно-практические действия. 15
- Целевой раздел
Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативно-
правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанная на основе ФГОС.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Учебный план ГКОУ ЦИО «Южный»
- Устав ГКОУ ЦИО «Южный»
Программа рассчитана на 231 час(7 часов в неделю)
Учебные предметы | классы |
1-Е | |
Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
Математические представления | 2 |
Окружающий природный мир | 1 |
Сенсорное развитие | 1 |
Предметно-практические действия | 1 |
ИТОГО: | 7 |
У детей с умственной отсталостью медленно развивается понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстаёт и развитие навыков самообслуживания, моторики. Ограничены школьные успехи. Образовательные программы могут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объёмом усваиваемого материала.
Поскольку обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) не обладает достаточными интеллектуальными возможностями для освоения АООП (вариант 1), они получают образование по варианту 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности учащегося.
Основной целью программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволят им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат их включенность в жизнь общества. Программа реализуется путем индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта учащихся, в том числе и с помощью повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах и формах.
Образование обучающихся с умственной отсталостью направлено на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Методы и формы обучения.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.
- Учебный процесс опирается на развитие у учащихся базовых эмоцийдля повышения мотивации к освоению предмета обучения.
- Детальное разделение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценкадаже малейших учебных достижений ребенка
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы и коррекционные курсы:
- речь и альтернативная коммуникация;
- математические представления;
- окружающий природный мир;
- сенсорное развитие;
- предметно-практическая деятельность;
- двигательное развитие
Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется.
- Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:
- «выполняет действие самостоятельно»;
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
- «выполняет действие по образцу»;
- «выполняет действие с частичной физической помощью»;
- «выполняет действие со значительной физической помощью»;
- «действие не выполняет»;
Основными критериями сформированности представления являются:
- «узнает объект»;
- «не всегда узнает объект»;
- «не узнает объект».
Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.
- Содержательный раздел.
- Формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием образовательной программы и включает следующие задачи:
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими.
- Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- Включение учащихся в разные виды деятельности.
- Создание разных форм мотивации, позволяющих включать в мотивированную деятельность и поддерживать активность.
2.Программы учебных предметов
Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбираются альтернативные средства коммуникации, например, жесты, пиктограммы или др.
К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи:
- раздела «Коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
- раздела «Развитие речи» направлены на формирование умения понимать обращенную речь и на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова.
Материально-техническое оснащение учебного предмета:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- аудио и видеоматериалы
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||
2. | Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | I четверть | установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником |
3. | Формирование умения реагировать на собственное имя | реагирование на собственное имя | |
4. | Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом | приветствие собеседника звуком, словом | |
5. | Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом | прощание с собеседником звуком, жестом, словом | |
2) Коммуникация с использованием невербальных средств. | |||
6. | Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации | II четверть | выражение приветствия, прощания с использованием мимики |
7. | Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | выражение жестом приветствие, прощание | |
3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||
Импрессивная речь. | |||
8. | Формирование умения реагировать на собственное имя | III четверть | реагирование на собственное имя |
9. | Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять) | |
Экспрессивная речь. | |||
10. | Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы | IV четверть | называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
Математические представления.
Пояснительная записка.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут формироваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы формируется при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Образовательные задачи направлены на формирование представлений о форме, величине;
а также, формирование количественных (до числовых), пространственно- временных представлений, и применение их в повседневной жизни.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Количественные представления. | |||
2. | Формирование умения находить одинаковые предметы без учета их признаков (из 2-х) | I четверть | нахождение одинаковых предметов |
2)Представления о форме. | |||
3. | Формирование представления о геометрических телах: шар | IIчетверть | узнавание (различение) геометрических тел: «шар», |
3)Пространственные представления. | |||
4. | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | IIIчетверть | ориентация в пространственном расположении частей тела на себе |
5. | «верх» (вверху) | отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх | |
6. | «низ» (внизу) | опустить руки вниз | |
4)Временные представления | |||
7. | Формирование представления о неделе | IVчетверть | неделя |
8. | Знание последовательности дней недели | знание последовательности дней недели | |
9. | Формирование представления о временах года | различение времен года (весна, лето, осень, зима) |
Окружающий природный мир.
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР является расширение представления об окружающем их природном мире. Программный материал по «Окружающему природному миру» поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, её многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
Основными задачами программы «Окружающий природный мир» являются формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, временных представлений, и представлений о растительном и животном мире.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки длядемонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов; пиктограммы сизображениями действий, операций по уходу животными;
- различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
- рабочиететради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о
- природе;
- аудио- и видеоматериалы;
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Временные представления. | |||
2. | Формирование представления о явлениях природы: | Iчетверть | узнавание (различение) явлений природы дождь; снег |
3. | дождь | ||
4. | снег | ||
2)Животный мир. | |||
5. | Формирование представления о домашних животных: | IIчетверть | узнавание (различение) домашних животных собака; кошка |
6. | собака | ||
7. | кошка | ||
3)Объекты природы. | |||
8. | Формирование представления о воде | IIIчетверть | узнавание воды |
4)Растительный мир. | |||
9. | Формирование представления о фруктах: | IVчетверть | узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу |
10. | яблоко | ||
11. | банан | ||
12. | Формирование представления об овощах: | узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу | |
13. | картофель | ||
14. | морковь |
Сенсорное развитие.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого ксложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Материально- техническое оснащение включает:
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- вибромассажеры и т.д.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Зрительное восприятие. | |||
2. | Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. | I четверть | фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) |
2)Слуховое восприятие. | |||
3. | Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука | II четверть | локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха |
3)Кинестетическое восприятие. | |||
4. | Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека | III четверть | адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
4)Восприятие запаха. | |||
5. | Формирование адекватной реакции на запахи | III четверть | адекватная реакция на запахи |
5) Восприятие вкуса. | |||
6. | Формирование адекватной реакции на продукты: | IVчетверть | адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам |
7. | сладкий | ||
8. | соленый |
Предметно-практические действия.
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно - практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Материально-техническое оснащение включает:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Действия с материалами. | |||
2. | Формирование умения сминать материал двумя руками | Iчетверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками |
3. | салфетки | ||
4. | газета | ||
5 | калька | ||
6. | Формирование умения сминать материал одной рукой | II четверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой
|
7. | салфетки | ||
8. | газета | ||
9. | калька | ||
2) Действия с предметами. | |||
10. | Формирование умения захватывать предмет | III-IV четверть | захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
11. | Формирование умения удерживать предмет | удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) | |
12. | Формирование умения отпускать предмет | отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....