Презентация на тему:”Развитие речевых навыков в контексте ФГОС”
презентация к уроку (1 класс) на тему
Материал презентации направлен на создание условий для становления личности младших школьников, способного коммуникативно оправданно. полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.rechevye_navyki_fgos.ppt | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель развития речи создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи развития речи Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи. Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом. Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств
Задачи развития речи Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов интерпретации художественного текста. Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора. Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
коммуникативно-деятельностный подход идеи развивающего обучения личностно-ориентированный подход индивидуально – дифференцированный подход художественно – эстетический принцип Принципы развития речи
в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой деятельности, т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и восприятия высказываний, осуществляемых с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И.А.Зимняя) Коммуникативно-деятельностный подход
Функции речи Коммуникативная (общение) Информативная (сообщение) Воздействие - эмотивная - волюнтативная
Виды речевой деятельности Устная речь слушание говорение Письменная речь чтение письмо
Формы речи Диалог Монолог
Имитационный метод Коммуникативный метод Конструктивный метод (метод конструирования) Методы развития речи
Формы организации деятельности детей на уроке Учебное сотрудничество Взаимодействие с одноклассниками и взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач Работа в паре, группе, индивидуально
Основные результаты речевого развития младших школьников Формирование коммуникативно-речевых умений. Приобретение опыта ценностных ориентаций. Приобретение опыта творческой деятельности.
Коммуникативно-речевые умен ия 1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания: - понимать тему речевого высказывания; - понимать основную мысль речевого высказывания; - понимать заголовок текста и осуществлять прогнозирование на его основе; - устанавливать иерархию микротем; - выделять в тексте ключевые слова; - осуществлять смысловую компрессию текста.
Коммуникативно-речевые умения 2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания: - делить текст на логически законченные части; - соотносить текст с моделями речевого высказывания; - составлять план; - устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в текстах различных стилей и жанров; - перестраивать текст в соответствии с основными задачами речи и др.
Коммуникативно-речевые умения 3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи: - пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; - отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста; - отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и др.
Коммуникативно-речевые умения 4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания: - совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии с речевыми задачами; - редактировать чужой текст; - прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления; - осуществлять планирование собственной деятельности в процессе решения речевых задач; - организовывать индивидуальную, парную или групповую работу по решению речевых задач; - создавать собственные речевые высказывания и др.
Направления развития речи Развитие звуковой культуры речи Обогащение словаря Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи Развитие связной речи
Развитие звуковой культуры речи Работа над технической стороной речи: - дыхание; - дикция; - звукопроизношение. Работа над средствами выразительности устной речи: - логическая пауза, логическое ударение, мелодика голоса; - тон, темп, сила голоса (громкость), тембр; - жесты, мимика, поза и др.
Обогащение словаря Знакомство с новыми словами Уточнение словаря (работа с многозначными словами) Активизация словаря
Способы объяснения понятий Морфемный и словообразовательный анализ слова. Этимологический анализ слова. Показ предмета, иллюстрации, действия.
Способы объяснения понятий Логическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия. Развернутое описание, состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Способы объяснения понятий Подбор синонимов. Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный – мужественный, говорить – молвить - произнести. Однако каждый из синонимов имеет свой оттенок значения, поэтому важно не только подобрать синонимы, но и выявить их отличия, понять, почему авторы использовали именно это, а не другое слово. Подбор антонимов. Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и могут быть объяснены прежде всего через их сравнение: неизвестный — знакомый, далекий — близкий.
Способы объяснения понятий Объяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность. Включение слова в тематически близкую группу слов.
Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи Конструирование предложений Переконструирование предложений Работа с моделями Работа с деформированными предложениями
Развитие связной речи Основные продукты Рассказывание Пересказы Сочинение Изложение
Виды пересказов и изложений Подробные (близкие к тексту) Выборочные Сжатые (краткие) Творческие - с дополнением; - с изменением (в том числе с перестановкой текста); - на основе прогнозирования текста.
Творческое изложение на основе прогнозирования текста №№ Этап работы Задачи этапа Компонент учебной деятельности Методы и приемы, формы деятельности учащихся Прогнозируемый результат (УУД и предметные результаты) Проект урока сжатого изложения
Сжатое изложение Этапы урока сжатого изложения Введение в тему. Задача: создание ситуации успеха, обобщение знаний учащихся о поведении воробьев. Постановка проблемы. Задача: актуализация знаний учащихся об особенностях текста-повествования (на основе работы с моделью текста-повествования); выявление особенностей краткого изложения (на основе опережающего сравнительного анализа краткого пересказа и краткого изложения). Работа над заголовком. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка. Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. Задача: знакомство учащихся с текстом. Анализ содержания (беседа по содержанию). Задача: выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Сжатое изложение Деление текста на части. Задача: формирование умения выделять части текста-повествования в соответствии с его типовой структурой. Выделение ключевых слов каждой части. Задача: формировать умение выделять ключевые слова, т.е. слова, отражающие основную мысль каждой части. Составление плана. Задача: формирование умения формулировать пункты плана. Сокращение текста по частям. Задача: формировать умение сокращать, т.е. преобразовывать текст. Чтение текста учителем с выделением ключевых слов (при необходимости). Написание изложения. Проверка и самопроверка полученного текста на основе сопоставления с моделью и ключевыми словами.
Сжатое изложение Воробей на часах Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом тексте? Какой это будет текст – повествование, описание или рассуждение? Каков может быть жанр этого текста – рассказ, сказка, басня, стихотворение? Изменится ли что-нибудь, если мы узнаем, кто автор этого текста?
Виды сочинений (классификация по различным основаниям) По источнику информации По типу текста По жанру По стилю речи По объему По форме организации деятельности учащихся По цели
Виды сочинений (по источнику информации) На основе личных наблюдений и опыта На основе чужого (опосредованного опыта): -по книгам (в том числе переводы); -по картинам; - по рассказам других людей; - по мультфильмам, кинофильмам и др. На основе воображения
Учимся создавать устные и письменные сочинения Я САМ увидел, услышал, почувствовал – я говорю и пишу. Я узнал, как ощущают и отражают мир ДРУГИЕ люди-авторы – я становлюсь соавтором – я говорю и пишу. Я «пленен моим ВООБРАЖЕНИЕМ» - я говорю и пишу.
Учимся писать сочинения по картине Рассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией. Каждый имеет право на свое мнение о картине в рамках возможных интерпретаций. Учимся сравнивать способы создания образов средствами различных видов искусства. Учимся писать самостоятельно и обсуждать с одноклассниками свои сочинения.
Диагностика речевого развития младших школьник ов Методика «Какого цвета звуки?» Метод косвенной семантизации Определение когнитивного и функционального поля слова Методика дополнения Реставрация текста
Учимся оценивать свою речевую деятельность Учитель похвалит нас И скажет: «Наш класс – просто класс!» А мы ему скажем в ответ, Что лучше учителя нет. И наш речевой урок Нам так во многом помог! Мы знаем: бывает речь Порой то лекарство, то меч. Мы поняли, речь нам зачем: Чтоб было радостней всем. Мы будем ее беречь, Нашу родную речь! (Коллективное сочинение – учеников и учителя)
1-2 класс Включение учащихся в условные и реальные речевые ситуации, что позволяет им осознавать различные функции речи. Особое внимание уделяется таким видам речевой деятельности, как слушание и говорение. Индивидуальное творчество детей - это устные рассказы, диалоги, сочинение и интерпретация небольших художественных текстов (стихотворений, сказок, чистоговорок, загадок, небылиц, считалок).
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Для чего человеку Слово? Чтоб к добру было сердце готово, Чтоб творить, а не вытворять, Чтоб дарить, любить, создавать! Прежде чем говорить, мы снова Будем думать: зачем нам СЛОВО?!
3 класс В третьем классе подготовительная работа с текстом ведётся преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний различных типов и жанров, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений). Большое внимание уделяется сочинению на основе личных наблюдений и воображения.
Из чего можно сделать прерию? Из пчелы и цветка клевера. Одной пчелы, одного цветка И мечты – задача легка. А если пчелы не отыщешь ты – Довольно одной МЕЧТЫ… (Эмили Дикинсон)
4 класс В четвёртом классе дети учатся работать над созданием речевого высказывания более самостоятельно, чаще выбирают индивидуальные задания, в том числе темы для сочинений. Больше времени начинает занимать работа над редактированием собственных речевых высказываний, совершенствованием сформированных коммуникативно-речевых умений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Презентация на тему: "Развитие навыков самостоятельной работы по математике в нач.школе"
Признаки самостоятельной работы на уроке, виды, типы.Правила организации сам.работы.Установка для детей для достижения результата . Виды заданий для развития творческого мышления....
Презентация на тему «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри Адамс, американский писатель и историк....
презентация по теме "Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий на уроках в условиях ФГОС"
презентиция по теме "...
Презентация по теме:«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно н...
Рекомендации для родителей на тему: «Развитие правильных речевых навыков»
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков ...
Презентация на тему: "Развитие двигательных навыков"
Здоровые люди- это люди будущего....