Словесные логические задачи
методическая разработка по теме
Кроме невербальных задач есть вербальные или словесные логические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словесные логические задачи | 147.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные логические задачи
Кроме невербальных задач, существуют вербальные (словесные) логические задачи. По мнению Марины Аромштам, способность ребенка к их решению во многом зависит от уровня развития его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом упирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития детей. Рассмотрим задачи на дополнение словесного ряда.
Задачи на подбор слов с противоположным значением
Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по значению. Упражнение можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им на уроках русского языка.
Слова, обозначающие людей, предметы, явления
(имена существительные)
Вопросы: Кто? Что?
Мама – папа
День – ночь
Утро – вечер
Зима – лето
Солнце – луна
Дождь – солнце
Мальчик – девочка
Мужчина – женщина
Брат – сестра
Жара – холод и др.
Слова – признаки предметов и явлений
(имена прилагательные)
Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Злой – добрый
Плохой – хороший
Высокий – низкий
Толстый – тонкий
Холодный – теплый
Грустный – веселый
Горький – сладкий
Слова – признаки можно задавать, ориентируясь на вопрос какой? (горький – сладкий), а можно – ориентируясь на вопросы какая?, какое?, какие? (горькая – сладкая). Тогда ребенок, подбирая пару, вынужден будет учитывать еще и эту особенность слова.
Слова – действия и слова – состояния
(глаголы)
Вопросы: Что делать? Что сделать?
Смеяться – плакать
Засмеяться – заплакать
Ненавидеть – любить
Молчать – кричать
Взлетать – приземляться
Намочить – высушить
Слова – признаки действия
(наречия)
Вопрос: Как?
Горячо – холодно
Тяжело – легко
Высоко – низко
Глубоко – мелко
Широко – узко
Далеко – близко
Шершаво – гладко
Есть пары слов, каждое из которых хорошо известно ребенку и присутствует в его речи. Но, бывает, что одно из слов уже «обжилось» в активном словаре ребенка, а другое – нет. Это надо учитывать, предлагая словесную игру. Например, слова «красивый», «красиво» ребенку хорошо знакомы. А вот словом «уродливый» он не пользуется. Поэтому задавать нужно именно «Уродливый». Точно так же выстраивать пары «покатый – крутой», «шершавый – гладкий».
Самой трудной группой для подбора слов является группа глаголов. Во-первых, наиболее удобный способ подобрать к глаголу пару с противоположным значением – это употребить то же самое слово с частицей «не». И эта пара будет не только самой легкой, но и самой точной, с точки зрения поставленной задачи. Но задача игры – не просто подобрать словесную пару с противоположным значением, но и работать над расширением словарного запаса детей. Поэтому нужно сразу оговорить условие: слова с частицей «не» не использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.
Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....
Статья по теме: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Статья по теме:«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Мышление и его особенности у детей младшего шко...
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не ...
Исследовательская работа "Формирование навыка связной речи, как средство развития словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлена система работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста....
методика исследования словесно-логического мышления
тесты для определения словесно-логического мышления...