- Организационный момент.
Психолого-эмоциональный настрой на урок.
II. Мотивация к деятельности.
III. Упражнения на дыхание, голос, дикцию.
IV.Актуализация знаний.
V.Целеполагание
VI.Открытие нового знания.
А) Первичное чтение. Б) Эмоционально-оценочная беседа.
Физкультминутка.
В) Вторичное чтение. Г) Обсуждение прочитанного.
VII.Применение знаний и умений - Деление
произведения на части. Составление плана.
- Творческий
пересказ.
VIII.Итог урока. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
X. Анализ активности учащихся. | 1 мин
3 мин
1 мин
20 мин
8 мин
5 мин
1 мин
1 мин
| - Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я! Меня зовут Лариса Александровна. - У вас хорошее настроение? Тогда улыбнитесь мне и друг другу! - Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Сядьте правильно. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. -Ребята, покажите мне жестом, рукой ту оценку, которую вы хотите получить в конце урока и напишите ее на карточке. Надеюсь, вы будете стараться, что бы получить эти оценки. - Чтобы найти в произведении писателя или поэта что-то необычное, интересное, каким должен быть читатель? - Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями. 1. Упражнения на дыхание, голос, дикцию. 1)Упражнение на дыхание. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). 2) Работа со скороговоркой. (слайд 1) Поработаем со скороговоркой. Послушайте, как её прочитаю я: Три сороки-тараторки, Тараторили на горке, Тараторили на горке: - Где украсть бы помидорки? Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово. - Какие звуки повторяются чаще всего? - Давайте проговорим эти звуки. - Прочитаем скороговорку медленно. Прочитаем быстро. -Еще быстрее. Теперь прочитаем шепотом быстро-быстро. Работа в парах. Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу. -Какая пара произнесёт скороговорку 3 раза?
-Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению. -Разгадаем ребус по первым буквам каждого предмета. (На доске картинки с изображениями парты, ручки, иглы, розы, острова, дома, арбуза, буквы и, мыши, буквы ы). -Что вы можете сказать об этой фразе?
- О чем произведения этого раздела? Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Михайловича Пришвина. (На доске портрет М. Пришвина) А название рассказа вы узнаете, если верно выполните задание. Работа в парах. В О А К Т В Е С Н Е А О Ы Е Л Ц М Д К Ш Ч У А Ж 5 7 1 3 8 2 4 6
-Верно. Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью.
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи, используя опорные слова. Познакомиться… Научиться… Будем учиться… - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
- Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Один ученик выходит к доске и зачитывает определение из словаря) Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.
Поговорим о Михаиле Пришвине. Ваши одноклассники подготовили сообщение о писателе. Послушайте внимательно. (По ходу рассказов на доску вывешиваются опорные слова)
1 ученик: М. Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
2 ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются, » - говорил Пришвин.
3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.
-В каком имении родился Михаил Михайлович? -Кем работал Пришвин?
-Куда отправлялся Михаил Пришвин со своей записной книжкой?
-Какие произведения М. Пришвина вы уже читали?
-В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу.
- У меня на слайде незнакомые слова и выражения. Замените их синонимами. (слайд 2) Словарная работа. Бдительность – Срам – Радужный – Выводок – Поскакала дуром – С заскоком и пыльцой в голове –
На свой страх и риск –
Улучила момент – -Переходим к чтению произведения «Выскочка» -Я начну, а вы продолжите. После прочтения скажите мне, кто в произведении является выскочкой? Чтение произведения. -Так кто же в рассказе является выскочкой? -Ответьте на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека? -Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
- А теперь немного отдохнем! Встаньте все из-за парт. Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нам\и, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём.
Прочитаем рассказ еще раз по цепочке по одному предложению. -Как вы думаете, почему М. Пришвин назвал свое произведение «Выскочка»? -Кто действующие герои этого произведения?
- Какой эпизод понравился больше всего? - Кто рассказал эту историю? - Кем здесь выступает автор? Напомню, что автор может выступать еще автором – героем. -На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? -Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему вы так считаете? Прочитайте этот отрывок.
-Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить? (Слайд 3)
-Прочитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство.
-Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? -Что они ей сказали? Зачитайте.
- С каким настроением нужно читать возгласы сорок? -А как ответила им сорока?
- Попробуйте передать это настроение при чтении. -Как вы думаете, какое чувство испытала выскочка в конце рассказа? Почему? -Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, сострадаем?
Деление на части. Составление плана. - На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? Работа в группах. -Какой план вы составили? (Каждая подгруппа зачитывает свой план)
- Расскажите от лица собаки Вьюшки об этом случае. - Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?
- М.М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (слайд 4) Объясните, как вы понимаете.
-Ребята, давайте еще раз вспомним, с каким произведением мы знакомились на уроке? -О чем говорится в рассказе?
-Чему мы научились, прочитав это произведение?
-Познакомились ли мы с произведением? -Научились составлять план рассказа? -Будем дальше учиться выразительно читать? -Так выполнили мы задачи, поставленные в начале урока? -Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке.
-У вас на партах круги. Закрасьте ту часть круга, которая больше всего подходит вам на сегодняшнем уроке. -Было легко и интересно -Было трудно, но интересно -Было трудно и неинтересно. -Поднимите круг те, кому было легко и интересно; трудно, но интересно; трудно и не интересно.
Откройте дневник и запишите домашнее задание: С. 92-95 выразительное чтение.
Сегодня на уроке отметку «5» получают …, т.к. они правильно выполнили задание и активно работали на уроке. «4» - получают …, т.к. в работе были допущены неточности. | -Ученики проверяют свою готовность к уроку.
Учащиеся проверяют, как организовано их рабочее место.
- Читатель должен быть думающим и внимательным.
Затем упражнение вместе с учителем выполняют дети.
[т], [р]
Природа и мы.
Так называется раздел, который мы изучаем. О природе, животных.
М.М. Пришвин «Выскочка».
Познакомиться с произведением М.М.Пришвина «Выскочка». Будем учиться выразительно читать. Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание
В имении Хрущёво. Сначала агрономом, потом учителем и библиотекарем. Далеко в лес воспевать красоту природы, и разгадывать ее тайны. «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца» «Медведь»
Внимательность, настороженность Стыд, позор. Разноцветный. Птенцы. Двигалась странно. Крайность, странность в поведении. Действовать полностью на свою ответственность. Нашла подходящее время.
Сорока.
Можно.
Нельзя быть выскочкой.
Дети плавно качают руками над головой. Потягивания — руки вверх
Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.
Ходьба на месте. Дети садятся.
Ответы учащихся.
Собака Вьюшка, сорока Выскочка, сороки. Высказывания учащихся. М. Пришвин Автор – рассказчик
Отобрать косточку. Когда Выскочка хотела отобрать косточку у Вьюшки, а Вьюшка это поняла. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром. Нет. - Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо! С тревогой. - Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.
Досаду. У нее не получилось отобрать косточку. С любовью и насмешкой.
4
- Подарок Вьюшке. (Вьюшка
получила подарок). - Украденная косточка.
- Выскочка.
- Выскочка осталась без хвоста.
Люди тоже иногда ведут себя хвастливо и задиристо. Пришвин в рассказах наделяет животных человеческими качествами. М.М. Пришвин «Выскочка»
Сорока хотела украсть косточку, но у нее ничего не получилось, и она осталась без хвоста. Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой
Да. Да. Да. Высказывания учащихся.
-Учащиеся выполняют требование учителя. |