Конспект урока по литературному чтению на тему: М.Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Лариса Александровна Колыбина

Конспект открытого урока с разнообразными видами работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._otkrytyy_urok.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России»

Класс: 4

Тема: М. Пришвин «Выскочка»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых знаний о жизни и творчестве  М.М. Пришвина, познакомиться с рассказом «Выскочка».

Задачи формирования УУД.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу; формировать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.

Регулятивные: развивать умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать прочитанное, определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.

Познавательные: формировать умение устанавливать аналогии; учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения.

Коммуникативные: содействовать строению понятных для товарищей высказываний; учить контролировать свои действия в классе; воспринимать различные точки зрения; умение работать в группах, в парах и договариваться со своими одноклассниками.

Планируемые результаты:

Знать: содержание рассказа М.М. Пришвина «Выскочка»

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть; презентация; наглядный материал; раздаточный материал.

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Психолого-эмоциональный

настрой на урок.

II. Мотивация к деятельности.

III. Упражнения на дыхание, голос, дикцию.

IV.Актуализация знаний.

V.Целеполагание

VI.Открытие нового знания.

А) Первичное чтение.

Б) Эмоционально-оценочная беседа.

Физкультминутка.

В) Вторичное чтение.

Г) Обсуждение прочитанного.

VII.Применение знаний и умений

  1. Деление

произведения на части. Составление плана.

  1. Творческий

пересказ.

VIII.Итог урока.

Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

X. Анализ активности учащихся.

1 мин

3 мин

1 мин

20 мин

8 мин

5 мин

1 мин

1 мин

 - Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я! Меня зовут Лариса Александровна.

- У вас хорошее настроение? Тогда улыбнитесь мне и друг другу!

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Сядьте правильно.

Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

-Ребята, покажите мне жестом, рукой ту оценку, которую вы хотите получить в конце урока и напишите ее на карточке. Надеюсь, вы будете стараться, что бы получить эти оценки.

- Чтобы найти в произведении писателя или поэта что-то необычное, интересное, каким должен быть читатель?

- Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

1. Упражнения на дыхание, голос, дикцию.

1)Упражнение на дыхание.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

2) Работа со скороговоркой. (слайд 1)

Поработаем со скороговоркой.

Послушайте, как её прочитаю я:

Три сороки-тараторки,

Тараторили на горке,

Тараторили на горке:

- Где украсть бы помидорки?

Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.

- Какие звуки повторяются чаще всего?

- Давайте проговорим эти звуки.

- Прочитаем скороговорку медленно.

Прочитаем быстро.

-Еще быстрее. Теперь прочитаем шепотом быстро-быстро.

Работа в парах.

Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу.

-Какая пара произнесёт скороговорку 3 раза?

-Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.

-Разгадаем ребус по первым буквам каждого предмета.

(На доске картинки с изображениями парты, ручки, иглы, розы, острова, дома, арбуза, буквы и, мыши, буквы ы).

-Что вы можете сказать об этой фразе?

- О чем произведения этого раздела?

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Михайловича Пришвина. (На доске портрет М. Пришвина) А название рассказа вы узнаете, если верно выполните задание. Работа в парах.

В О А К Т В Е С Н Е А О Ы Е Л Ц М Д К Ш Ч У А Ж

    5      7     1     3         8      2                      4              6

                                                                                                                                 

-Верно.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью.

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи, используя опорные слова.

Познакомиться…

Научиться…

Будем учиться…

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Один ученик выходит к доске и зачитывает определение из словаря)

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.

Поговорим о Михаиле Пришвине. Ваши одноклассники подготовили сообщение о писателе. Послушайте внимательно.

(По ходу рассказов на доску вывешиваются опорные слова)

1 ученик: М. Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

2 ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются, » - говорил Пришвин.

3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.

-В каком имении родился Михаил Михайлович?

-Кем работал Пришвин?

-Куда отправлялся Михаил Пришвин со своей записной книжкой?

-Какие произведения М. Пришвина вы уже читали?

-В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу.

- У меня на слайде незнакомые слова и выражения. Замените их синонимами. (слайд 2)

Словарная работа.

Бдительность –

Срам –

Радужный –

Выводок –

Поскакала  дуром –

С заскоком и пыльцой в голове –

На свой страх и риск –

Улучила момент –

-Переходим к чтению произведения «Выскочка»

-Я начну, а вы продолжите. После прочтения скажите мне, кто в произведении является выскочкой?

Чтение произведения.

-Так кто же в рассказе является выскочкой?

-Ответьте на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

- А теперь немного отдохнем! Встаньте все из-за парт.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нам\и,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Прочитаем рассказ еще раз по цепочке по одному предложению.

-Как вы думаете, почему М. Пришвин назвал свое произведение «Выскочка»?

-Кто действующие герои этого произведения?

- Какой эпизод понравился больше всего?

- Кто рассказал эту историю?

- Кем здесь выступает автор? Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

-На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

-Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему вы так считаете? Прочитайте этот отрывок.

-Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить? (Слайд 3)

-Прочитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство.

-Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

-Что они ей сказали? Зачитайте.

- С каким настроением нужно читать возгласы сорок?

-А как ответила им сорока?

- Попробуйте передать это настроение при чтении.

-Как вы думаете, какое чувство испытала выскочка в конце рассказа? Почему?

-Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью,  юмором, насмешкой, нежностью, сострадаем?

Деление на части. Составление плана.

- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение?

Работа в группах.

-Какой план вы составили?

(Каждая подгруппа зачитывает свой план)

- Расскажите от лица собаки Вьюшки об этом случае.

- Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?

- М.М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же

только о людях и думаю». (слайд 4) Объясните, как вы понимаете.

-Ребята, давайте еще раз вспомним, с  каким произведением мы знакомились на уроке?

-О чем говорится в рассказе?

-Чему мы научились, прочитав это произведение?

-Познакомились ли мы с произведением?

-Научились составлять план рассказа?

-Будем дальше учиться выразительно читать?

-Так выполнили мы задачи, поставленные в начале урока?

-Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке.

-У вас на партах круги.

Закрасьте ту часть круга, которая больше всего подходит вам на сегодняшнем уроке.

-Было легко и интересно

-Было трудно, но интересно

-Было трудно и неинтересно.

-Поднимите круг те, кому было легко и интересно; трудно, но интересно; трудно и не интересно.

Откройте дневник и запишите домашнее задание:

С. 92-95 выразительное чтение.

Сегодня на уроке отметку «5» получают …, т.к. они правильно выполнили задание и активно работали на уроке.

«4» - получают …, т.к. в работе  были допущены неточности.

-Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Учащиеся проверяют, как организовано их рабочее место.

- Читатель должен быть думающим и внимательным.

Затем упражнение  вместе с учителем выполняют дети.

[т], [р]

 

Природа и мы.

Так называется раздел, который мы изучаем.

О природе, животных.

В

Ы

С

К

О

Ч

К

А

М.М. Пришвин «Выскочка».

Познакомиться с произведением М.М.Пришвина «Выскочка».

Будем учиться выразительно читать.

Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание

В имении Хрущёво.

Сначала агрономом, потом учителем и библиотекарем.

Далеко в лес воспевать красоту природы, и разгадывать ее тайны.

«Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца»

«Медведь»

Внимательность, настороженность

Стыд, позор.

Разноцветный.

Птенцы.

Двигалась странно.

Крайность, странность в поведении.

Действовать  полностью на свою ответственность.

Нашла подходящее время.

Сорока.

Можно.

Нельзя быть выскочкой.

Дети плавно качают руками над головой.

Потягивания — руки вверх

Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.

Ходьба на месте.

Дети садятся.

Ответы учащихся.

Собака Вьюшка, сорока Выскочка, сороки.

Высказывания учащихся.

М. Пришвин

Автор – рассказчик

Отобрать косточку.

Когда Выскочка хотела отобрать косточку у Вьюшки, а Вьюшка это поняла.

Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

Нет.

- Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

С тревогой.

- Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Досаду. У нее не получилось отобрать косточку.

С любовью и насмешкой.

4

  1. Подарок Вьюшке. (Вьюшка

получила подарок).

  1. Украденная косточка.
  2. Выскочка.
  3. Выскочка осталась без хвоста.

Люди тоже иногда ведут себя хвастливо и задиристо.

Пришвин в рассказах наделяет животных человеческими качествами.

М.М. Пришвин «Выскочка»

Сорока хотела украсть косточку, но у нее ничего не получилось,  и она осталась без хвоста.

Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой

Да.

Да.

Да.

Высказывания учащихся.

-Учащиеся выполняют требование учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать  текстом, соотносить иллюстрацию  с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...