Программа внеурочной деятельности "По тропинкам Югории"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
Программа «По тропинкам Югории» разработана для занятий с учащимися 1- 4 классов во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnoe_zadanie.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа внеурочной деятельности»
Выполнила:
Бердикулова Лилия Ирековна,
учитель начальных классов
КУ «Нижневартовская
общеобразовательная
санаторная школа»
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного
направления «По тропинкам Югории»
Пояснительная записка
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям в родном крае. Потому я и считаю, что краеведение как предмет должно обязательно присутствовать в воспитательно- образовательном процессе, помогающий ученику сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм. А он начинается с любви к своей малой родине. Родная природа - снежные просторы тайги, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Большое место при ознакомлении детей с родным краем должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека всей их целостности и многообразии.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
- воспитание нравственно-этических основ через знакомство детей с традициями, историей и культурой родного края.
Задачи:
∙ познакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов ханты и манси
∙ развивать познавательный интерес к своей малой родине и к чтению краеведческой литературы
∙ воспитывать нравственно-этические нормы и гуманное отношение к окружающей среде и всем формам жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства
народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической стабильности. Невозможно создать современную
инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его
внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в
социально-исторических, культурных, семейных традициях
многонационального народа России, передаваемые от поколения к
поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Основная часть
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность
нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и
социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе,
детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему
живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к
жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от
предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;
позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется
малой Родиной - наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «По тропинкам Югории» состоит в том, что содержание
рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к
целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации,
альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических
проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от
поведения и поступков людей по отношению к природной и
социокультурной среде.
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Программа «По тропинкам Югории» разработана для занятий с учащимися 1- 4 классов во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Содержание программы связано с такими
учебными предметами, как:
1) русский язык;
2) литературное чтение;
3) окружающий мир;
4) технология;
5) изобразительное искусство
Место проведения занятий - учебные кабинеты, живой уголок учреждений
дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок,
читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории
кабинетов химии, физики, биологии.
Программа «По тропинкам Югории» относится к духовно-
нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 203
часа, 1-2 классы- 1 час в неделю, 3-4 классы-2 часа в неделю.
Класс | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
1 класс | 33 часа | 10 часов | 23 часа |
2 класс | 34 часа | 8 часов | 26 часов |
3 класс | 68 часов | 20 часов | 48 часов |
4 класс | 68 часов | 22 часа | 46 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «По тропинкам Югории»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации Требований к результатам освоения основных образовательных
программ федерального государственного стандарта. Планируемые
результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях
выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «По тропинкам Югории», формы и методы работы позволят достичь следующих
результатов:
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания ≪Я≫ как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
-овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во
взаимодействии.
Познавательные универсальныеучебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов,
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Первый уровень результатов освоения программы «По тропинкам Югории» будет:
духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся
вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках,
конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить,
участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному
краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего
школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С
этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными
наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические
КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов
на микроучастке школы.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут
использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения).
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Оценка метапредметных результатов
Виды УУД | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Познавательтные | Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карповой0 | Построение числового эквивалента или взаимооднознач ного соответствия (методика Ж.Пиаже, А.Шеминьска0 | Методика ≪Репка» | Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, модифицированный вариант методики) |
Регулятивные | Выкладывание узора из кубиков | Методика ≪Кодирование≫ (11-ый субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю. Паиасюка) | Проба внимания (СЛ. Гальперин) | Методика сформированное ™ действия оценки (методика Г.В.Репкина, Е.В.Заики) |
Коммуникативные | ≪Левая и правая стороны≫ (методика Ж.Пиаже) | ≪Рукавички≫ (методика Г.А. Цукермана) | ≪Кто прав≫ (методика Г.А. Цукермана) | ≪Дорога к дому≫ (модифицированн ый вариант методики ≪Архитектор- строитель≫) |
Тематический план программы
№ п/п | 1 класс Темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в экологию. | 1 | 1 |
2 | Молчаливые соседи. | 1 | 2 |
3 | Пернатые друзья. | 1 | 1 |
4 | О чём шепчут деревья. | 1 | 1 |
5 | Загадки животного мира. | 1 | 2 |
6 | Секреты неживой природы. | 1 | 1 |
7 | Оранжерея на окне. | 1 | 3 |
8 | Человек – часть живой природы. | 2 | 2 |
9 | Охрана природы. | 1 | 2 |
10 | Досуговые мероприятия. | 8 | |
Итого: | 10 | 23 |
№ п/п | 2 класс Темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Общение с природой. Сезонные явления в природе. | 2 | 5 |
2 | Солнце, воздух, вода…. и растения. | 2 | 4 |
3 | Птицы нашего края. | 1 | 5 |
4 | Богатство родной природы в творчестве народа. | 1 | 4 |
5 | Что мы знаем о своём городе. | 1 | 4 |
6 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | 4 |
7 | Досуговые мероприятия. | 2 | |
Итого: | 8 | 26 |
№ п/п | 3 класс Темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводный урок ≪Почему мы часто слышим слово ≪экология≫. | 1 | |
2 | Вода – источник жизни. | 3 | 8 |
3 | Воздух и его охрана. | 4 | 6 |
4 | Удивительный мир растений. | 6 | 12 |
5 | Загадочный мир животных. | 6 | 14 |
6 | Уголок хорошего настроения. | 8 | |
Итого: | 20 | 48 |
№ п/п | 4 класс Темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Мир глазами эколога. | 2 | 4 |
2 | Мы любим свой город. | 2 | 6 |
3 | История нашего края. | 4 | 4 |
5 | Птицам наша забота. | 2 | 6 |
6 | Охрана растений Югры. | 2 | 6 |
7 | Животные, которым грозит исчезновение. | 2 | 8 |
8 | Заповедники и заказники родного края. | 4 | 6 |
9 | Чем занимаются люди земли Югорской. | 2 | 3 |
10 | Передаём свои знания. | 2 | 3 |
Итого: | 22 | 46 |
Список источников
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. -
М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. -
М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников
/ Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2012 - №11 - С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в
начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М . : Просвещение, 2013, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании - 2012 - №3 - С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / ГЛ. Л.
Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С.
Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты
второго поколения). - ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план
внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.-Ч. 1:240 с.
Дополнительная литература
ГКропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 2011, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое
пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 2013 г., 42с.
З.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по
естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во ≪Феникс≫,2013.- 448с.
З.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по
естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во ≪Феникс≫,2011.- 448с.
_____________________________
«____»__________________20___ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"
Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к самому себе"
В данной программе представлены приложения в виде тестовых материалов, токорые помогут при реализации данной программы....
Программа внеурочной деятельности "Тропинка"
Программа разработана по внеурочной деятельности "Тропинка"...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психо...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4кл....