Внеурочная деятельность Музей в твоем классе
рабочая программа (2 класс) на тему

Едунова Татьяна Александровна

"Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_v_tvoem_klasse.docx35.25 КБ
Файл ktp_muzey_v_tvoem_klasse.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музей в твоем классе» Чураковой Н.А., Малаховской О.В. положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живопись: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цели внеурочной деятельности:

- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность — к импрессионистической пленэрности;

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

Задачи:

  1. дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
  2. сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
  3. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
  4. Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
  5. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
  6. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
  7. Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой  деятельности.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Преподавание курса «Музей в твоем классе» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на экскурсиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев библиотекарь, родители школьников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Музей в твоем классе»

Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

В результате изучения курса «Музей в твоем классе» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  •  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

3.3.  Содержание программы курса «Музей в твоем классе»

3.3.1. Учебно-тематический план программы.

2 класс – 34часа

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание материала

Введение.

И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт

1

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части.

Г. Серебрякова. «За завтраком

(За обедом)»

2

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

Г. Серебрякова.

«На кухне. Портрет Кати»

2

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

В. Поленов. «Московский дворик»

1

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы).

Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

А.А.Киселёв

«Усадьба в Туапсе»

1

И. Левитан.

«Свежий ветер. Волга»

1

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море.  

А.А.Киселёв «Морской вид»

1

Б. Кустодиев. «Морозный день»

2

Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Б. Кустодиев. «Масленица»

2

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

П. Федотов. «Сватовство майора»

2

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

К. Брюллов. «Последний день Помпеи»

2

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.

Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей  над городом страшной угрозы.

И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе»

2

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

И. Горюшкин-Сорокопудов.

«Сцена из 17-го столетия»

2

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей.

Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

В. Маковский.

«Две сестры

(Две дочери)»

2

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

В. Маковский.

«Две матери. Мать приемная и родная»

2

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

М.В. Нестеров. «Три старца»

2

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?

Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов.

Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

К.А. Коровин. «За чайным столом»

2

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый).

Помещение, время года, состояние погоды.

Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям?

Рассматривание фрагментов по названиям.

К.А. Коровин. «Алупка»

2

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город.

Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла.

А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе»

1

И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

1

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.

Впечатление, которое производит  портрет.

Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины.

Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии.

В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва.

Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва

1

ИТОГО

34

Список литературы.

  1. Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.–  М.: Классика, 2001.  
  2. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб:  Искусство – СПБ, 2005.
  3. Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
  4. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
  5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
  6. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Художник России. 2004.
  7. Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
  8. Мальцева Ф.С.  Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
  9. Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
  10. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
  11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
  12. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной  модели образования средствами УМК «Перспективная начальная  школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Музей в твоем классе».

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

Введение.

И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт

1

08.09.

Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» Своеобразный  семейный портрет. Фрагменты портрета.

2

15.09.

22.09.

Г. Серебрякова. «За завтраком(За обедом)» Обсуждение картины с точки зрения содержания и средств выразительности

Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати»

Определение жанра произведения. Выделение главного в полотне

2

29.09.

06.10

Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати»

Использование информационных технологий  в процессе поиска дополнительного материала.

В. Поленов. «Московский дворик»

1

13.10.

А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе»

1

20.10.

И. Левитан. «Свежий ветер. Волга»

1

27.10.

А.А.Киселёв «Морской вид»

1

10.11.

Б. Кустодиев. «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником.

2

17.11.

24.11.

Б. Кустодиев. «Морозный день»

Составление плана устного рассказа по картине.

Б. Кустодиев. «Масленица»

Анализ художественного произведения.

2

01.12

08.12.

Б. Кустодиев. «Масленица»

Сюжет и выразительные средства.

П. Федотов. «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сцену, изображенную на картине.

2

15.12.

22.12.

П. Федотов. «Сватовство майора»

Остановка комнаты и наряды. Название ткани расцветок, их качеств.

К. Брюллов. «Последний день Помпеи»

Сбор информации об историческом событии, изображенном на картине

2

29.12.

12.01.

К. Брюллов. «Последний день Помпеи»

Обсуждение и анализ произведения с позиций творческих задач художника.

И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе»

Определение жанра картины.

2

19.01.

26.01.

И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе»

Выполнение набросков стен и ворот городского кремля.

И. Горюшкин-Сорокопудов.

«Сцена из 17-го столетия»

Выделение фрагментов картины по заданным названиям.

2

02.02.

09.02.

И. Горюшкин-Сорокопудов.

«Сцена из 17-го столетия» Выявление содержания замысла художника и особенности его воплощения.

В. Маковский. «Две сестры(Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Сбор информации.

2

16.02.

01.03.

В. Маковский. «Две сестры(Две дочери)»

Детали картины, указывающие на интересы персонажей

В. Маковский.

«Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и её название

2

15.03.

22.03.

В. Маковский.

«Две матери. Мать приемная и родная»

Творческая работа. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

М.В. Нестеров. «Три старца»

Цвета и оттенки на репродукции картины.

2

05.04.

12.04.

М.В. Нестеров. «Три старца»

Рассматривание фрагментов. Сходство фрагментов.

К.А. Коровин. «За чайным столом»

Определение жанра картины. Рассматривание фрагментов.

2

19.04.

26.04.

К.А. Коровин. «За чайным столом»

Творческая работа. Выполнение набросков посуды.

К.А. Коровин. «Алупка»

Темы и объекты, изображаемые художником.

2

03.05.

К.А. Коровин. «Алупка»

Рассматривание фрагментов.

А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе»

1

10.05.

И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

1

17.05.

Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва

1

24.05.

ИТОГО

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс

Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа  составлена    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...

Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"

"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...

Программа по внеурочной занятости "Музей в твоем классе"

Рабочая программа кружка «Образ и мысль»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений ...

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".

Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе"   Иван Горюшкин – Сорокопудов  "Базарный день в старом  городе" 1 класс. Цель:формирование и развитие ценностного о...

"Музей в твоем классе" Внеурочная деятельность в 1 классе по УМК ПНШ

Планирование курсов "Музей в твоем классе", "Природа родного края", "Мы раскрасим целый свет..." соствлено на основе авторской программы УМК "Перспективная начальная...