Внеурочная деятельность Музей в твоем классе
рабочая программа (2 класс) на тему
"Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_v_tvoem_klasse.docx | 35.25 КБ |
ktp_muzey_v_tvoem_klasse.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музей в твоем классе» Чураковой Н.А., Малаховской О.В. положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живопись: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цели внеурочной деятельности:
- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность — к импрессионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
Задачи:
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
- Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
- Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
- Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
- Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
- Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Преподавание курса «Музей в твоем классе» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на экскурсиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев библиотекарь, родители школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Музей в твоем классе»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
В результате изучения курса «Музей в твоем классе» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
3.3. Содержание программы курса «Музей в твоем классе»
3.3.1. Учебно-тематический план программы.
2 класс – 34часа
Тема занятия | Кол-во часов | Содержание материала |
Введение. И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | 1 | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части. |
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | 2 | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. |
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» | 2 | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. |
В. Поленов. «Московский дворик» | 1 | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. |
А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | 1 | |
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | 1 | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море. |
А.А.Киселёв «Морской вид» | 1 | |
Б. Кустодиев. «Морозный день» | 2 | Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? |
Б. Кустодиев. «Масленица» | 2 | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. |
П. Федотов. «Сватовство майора» | 2 | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. |
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | 2 | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | 2 | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | 2 | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. |
В. Маковский. «Две сестры (Две дочери)» | 2 | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. |
В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и родная» | 2 | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. |
М.В. Нестеров. «Три старца» | 2 | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. |
К.А. Коровин. «За чайным столом» | 2 | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. |
К.А. Коровин. «Алупка» | 2 | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город. Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла. |
А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе» | 1 | |
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 1 | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва. |
Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Список литературы.
- Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.– М.: Классика, 2001.
- Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб: Искусство – СПБ, 2005.
- Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
- Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
- Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
- Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Художник России. 2004.
- Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
- Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
- Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
- Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
- Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
- Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Музей в твоем классе».
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
Введение. И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | 1 | 08.09. | ||
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» Своеобразный семейный портрет. Фрагменты портрета. | 2 | 15.09. 22.09. | ||
Г. Серебрякова. «За завтраком(За обедом)» Обсуждение картины с точки зрения содержания и средств выразительности | ||||
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» Определение жанра произведения. Выделение главного в полотне | 2 | 29.09. 06.10 | ||
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» Использование информационных технологий в процессе поиска дополнительного материала. | ||||
В. Поленов. «Московский дворик» | 1 | 13.10. | ||
А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | 1 | 20.10. | ||
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | 1 | 27.10. | ||
А.А.Киселёв «Морской вид» | 1 | 10.11. | ||
Б. Кустодиев. «Морозный день» Темы и объекты, изображаемые художником. | 2 | 17.11. 24.11. | ||
Б. Кустодиев. «Морозный день» Составление плана устного рассказа по картине. | ||||
Б. Кустодиев. «Масленица» Анализ художественного произведения. | 2 | 01.12 08.12. | ||
Б. Кустодиев. «Масленица» Сюжет и выразительные средства. | ||||
П. Федотов. «Сватовство майора» Работа над лексикой, позволяющей понять сцену, изображенную на картине. | 2 | 15.12. 22.12. | ||
П. Федотов. «Сватовство майора» Остановка комнаты и наряды. Название ткани расцветок, их качеств. | ||||
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» Сбор информации об историческом событии, изображенном на картине | 2 | 29.12. 12.01. | ||
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» Обсуждение и анализ произведения с позиций творческих задач художника. | ||||
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» Определение жанра картины. | 2 | 19.01. 26.01. | ||
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» Выполнение набросков стен и ворот городского кремля. | ||||
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» Выделение фрагментов картины по заданным названиям. | 2 | 02.02. 09.02. | ||
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» Выявление содержания замысла художника и особенности его воплощения. | ||||
В. Маковский. «Две сестры(Две дочери)» Двойное название картины: персонажи на полотне. Сбор информации. | 2 | 16.02. 01.03. | ||
В. Маковский. «Две сестры(Две дочери)» Детали картины, указывающие на интересы персонажей | ||||
В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и родная» Персонажи картины и её название | 2 | 15.03. 22.03. | ||
В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и родная» Творческая работа. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | ||||
М.В. Нестеров. «Три старца» Цвета и оттенки на репродукции картины. | 2 | 05.04. 12.04. | ||
М.В. Нестеров. «Три старца» Рассматривание фрагментов. Сходство фрагментов. | ||||
К.А. Коровин. «За чайным столом» Определение жанра картины. Рассматривание фрагментов. | 2 | 19.04. 26.04. | ||
К.А. Коровин. «За чайным столом» Творческая работа. Выполнение набросков посуды. | ||||
К.А. Коровин. «Алупка» Темы и объекты, изображаемые художником. | 2 | 03.05. | ||
К.А. Коровин. «Алупка» Рассматривание фрагментов. | ||||
А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе» | 1 | 10.05. | ||
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 1 | 17.05. | ||
Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва | 1 | 24.05. | ||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс
Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...
Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"
"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...
Программа по внеурочной занятости "Музей в твоем классе"
Рабочая программа кружка «Образ и мысль» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений ...
Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".
Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе" Иван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом городе" 1 класс. Цель:формирование и развитие ценностного о...
"Музей в твоем классе" Внеурочная деятельность в 1 классе по УМК ПНШ
Планирование курсов "Музей в твоем классе", "Природа родного края", "Мы раскрасим целый свет..." соствлено на основе авторской программы УМК "Перспективная начальная...