Рабочая программа по предмету «Ритмика»» для обучающихся с тяжелым нарушением речи
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа по предмету «Ритмика»» для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika_7.1.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
#1055;ояснительная записка
Программа «Ритмика» обучающихся 1 – 4 классов (вариант ) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся школы.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения:
-нарушение координации движений; скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений; недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Задачи программы:
- воспитание правильной осанки.
- повышение работоспособности и двигательной активности.
- нормализация массы тела.
- улучшение психического состояния, снятие стрессов.
- развитие музыкальности, чувства ритма.
- повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
- коррекция минимального нарушения физического развития;
- развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.
- Общая характеристика коррекционного курса
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена возможностью создания условий для активного досуга учащихся во второй половине дня. Предлагаемая система практических заданий позволит педагогам и родителям повысить физическую активность детей, а выполнение музыкальных игровых заданий увеличивает эффективность обучения школьников двигательным действиям на фоне оптимальной двигательной активности и повышения двигательного опыта.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.
Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно
понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно, также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед
товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации.
Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
- Место учебного курса «Ритмика» в учебном плане
Нормативный срок освоения на уровне начального общего образования -5 лет обучения -1 час в неделю. Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 168 часов: 1 класс - 33,
1 дополнительный класс – 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс -34 часа, 4 класс - 34 часа.
- Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Ритмика»
Приоритетная цель физического образования в школе – физическое и духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям о физическом и духовном здоровье, об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира
Внедрение программы «Ритмика в школе» является важнейшим условием деятельности образовательного процесса. Эффект от проведения такой учебной дисциплины велик, особенно в начальной школе, где, помимо музыкального и двигательного образования, ребенок получает мощный оздоровительный комплекс направленных средств физической культуры. Это и коррекция различных отклонений в опорно-двигательном аппарате — осанка и плоскостопие. Это и содействие развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы. Активная физическая нагрузка благоприятно содействует развитию двигательных способностей.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает культурные традиции своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. Одна из главных задач курса –развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Особый характер танцевальной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве танца, можно постичь только через собственное переживание – проживание в форме танцевальных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка танца. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально ценностных критериев жизни.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного курса «Ритмика»
Личностные результаты
- Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей.
- способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.
- умения видеть свои достоинства и недостатки.
- уважать себя и верить в успех.
- проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ.
∙ Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
Метапредметные результаты регулятивные
∙ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
∙ умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
∙ воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений. познавательные
∙ умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
∙ рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
∙ соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
∙ самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
∙ передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
∙ передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
∙ повторять любой ритм, заданный учителем;
∙ задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). коммуникативные
∙ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
∙ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
∙ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Предметныерезультаты:
∙ Знать элементарные понятия элементов классического танца;
∙ необходимые сведения о многообразии танцев, особенностях танцев народов мира;
∙ приобретение опыта публичного выступления
Учащиеся должны знать и уметь
1 класс
Знать: термины: громко – тихо, высоко – низко; характер музыки и движения (быстро – медленно, умеренно); название простых танцевальных шагов (мягкий на полупальцах, приставной, галоп и т.д.).
Уметь: выполнять основные движения под музыку.
2 класс
Знать: термин двухдольный и трехдольный размер; термины: ансамбль, оркестр, отстроченное движение (канон); название различных новых элементов танца и танцевальных шагов.
Уметь: выразить хлопками и другими движениями сильные доли такта; ритмично и четко выполнять гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку на 3/4 и при чередовании размеров в произведении; подбирать самостоятельно свободные движения под музыку различного характера; согласовывать звучание инструментов в ансамбле; выполнять упражнения в отстроченном движении под музыку двухголосного канона; участвовать в исполнении разученных плясок и танцев.
3 класс
Знать: все изученные термины и названия.
Уметь: выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера и темпа; отражать изменение движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки; передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес; участвовать в инсценировке песен, в сценических изображениях музыкальных сказок; участвовать в исполнении разученных плясок и танцев.
4 класс
Знать: все изученные термины и названия.
Уметь: отражать изменение движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки; передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес; участвовать в исполнении разученных плясок и танцев; участвовать в инсценировке песен, в сценических изображениях музыкальных сказок; выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера и темпа.
- Содержание учебного курса «Ритмика»
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождения сходств и различий, группировки, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию.
Программа по ритмике состоит из четырех разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения». В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально ритмической деятельности. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. П. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). Обучению детей с ЗПР танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами.
Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.) Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
7. Тематическое планирование курса «Ритмика» 1 дополнительный класс
№ урока | Кол-во часов | Название темы | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Что такое «Ритмика»? Основные понятия. | Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности. Музыка и движение. Красота движения и музыкально - ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. |
2 | 1 | Разминка. Поклон. шаги | Поклон Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: - позиции ног; - позиции рук; - позиции в паре. - точки класса; |
3 | 1 | Постановка корпуса. Основные правила. | Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве. При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца». |
4-5 | 2 | Позиции рук. Позиции ног. Основные правила | Выполняют 1-ю позицию: пятки сомкнуты, носки наружу. При этом ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе. Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Выполняют 2-ю позицию: ноги врозь носки наружу. При этом ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами. Руки отведены в стороны слегка округло согнуты в локте. Выполняют 3-позицию: Стопа правой ноги приставлена к середине левой стопы (носки наружу). Руки подняты вверх над головой с округлыми локтями. Продолжают выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям и предполагающих выполнение в парах, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыкального произведения или его частей. Оценивают свои достижения на занятии. |
6 | 1 | Общеразвивающие упражнения | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»;- «рыбка». |
7 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
8 | 1 | Движения на развитие координации. Бег и подскоки. | Продолжают выполнять ходьбу и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Повторяют основные позиции рук и ног. Осуществляют ритмичные движения в соответствии с различным характером частей музыкального произведения, регистрами (высокий, средний, низкий). Совершенствуют умение изменять направления и формы ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.д.). Определяют нужное направление движения по словесной инструкции педагога или по звуковым ориентирам. Оценивают свои достижения на занятии. |
9 | 1 | Физическая подготовка | приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). |
10-11 | 2 | Разминка. Упражнения для улучшения гибкости | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
12 | 1 | Движения по линии танца. | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»;- «рыбка». |
13 | 1 | Комбинация «Слоник». | . Комбинация «Слоник»: - шаг приставка, руками «нарисовать» уши; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; - колено, локоть; - прыжки. |
14 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
15 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
16 | 1 | Игры под музыку. Комбинация «Гуси». | Отрабатываются разновидности шагов 1. Комбинация «Гуси»: - шаги на месте; - шаги с остановкой на каблук; - шаги по точкам (I, III, V, VII); - приставные шаги. Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка». |
17-19 | 3 | Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца. | - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. |
20-21 | 2 | Упражнения для улучшения гибкости | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
22-23 | 2 | Комбинация «Ладошки». | Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы Отрабатываются разновидности шагов. |
24-25 | 2 | Тренировочный танец «Стирка» | Имитируется процесс стирки белья. - два шага вправо, два шага влево, стираем; - полощем; - выжимаем; - развешиваем; - устали. |
26 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
27-30 | 4 | Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. | 1. Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. |
31 | 1 | Общеразвивающие упражнения. |
Передают притопами, хлопками и другими движениями резкие акценты в музыке. Участвуют в музыкальных играх с предметами. Продолжают совершенствовать направления и формы ходьбы, бега, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Выполняют игровые и плясовые движения. Оценивают свои достижения на занятии. |
32 | 1 | Подводящие танцевальные упражнения | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
33 | 1 | Урок-закрепления основных движений | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
ИТОГО 33 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Кол-во часов | Название темы | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Что такое «Ритмика»? Основные понятия. | Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности. Музыка и движение. Красота движения и музыкально - ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. |
2 | 1 | Разминка. Поклон. шаги | Поклон Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: - позиции ног; - позиции рук; - позиции в паре. - точки класса; |
3 | 1 | Постановка корпуса. Основные правила. | Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве. При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца». |
4-5 | 2 | Позиции рук. Позиции ног. Основные правила | Выполняют 1-ю позицию: пятки сомкнуты, носки наружу. При этом ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе. Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Выполняют 2-ю позицию: ноги врозь носки наружу. При этом ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами. Руки отведены в стороны слегка округло согнуты в локте. Выполняют 3-позицию: Стопа правой ноги приставлена к середине левой стопы (носки наружу). Руки подняты вверх над головой с округлыми локтями. Продолжают выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям и предполагающих выполнение в парах, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыкального произведения или его частей. Оценивают свои достижения на занятии. |
6 | 1 | Общеразвивающие упражнения | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»;- «рыбка». |
7 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
8 | 1 | Движения на развитие координации. Бег и подскоки. | Продолжают выполнять ходьбу и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Повторяют основные позиции рук и ног. Осуществляют ритмичные движения в соответствии с различным характером частей музыкального произведения, регистрами (высокий, средний, низкий). Совершенствуют умение изменять направления и формы ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.д.). Определяют нужное направление движения по словесной инструкции педагога или по звуковым ориентирам. Оценивают свои достижения на занятии. |
9 | 1 | Физическая подготовка | приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). |
10-11 | 2 | Разминка. Упражнения для улучшения гибкости | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
12 | 1 | Движения по линии танца. | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»;- «рыбка». |
13 | 1 | Комбинация «Слоник». | . Комбинация «Слоник»: - шаг приставка, руками «нарисовать» уши; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; - колено, локоть; - прыжки. |
14 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
15 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
16 | 1 | Игры под музыку. Комбинация «Гуси». | Отрабатываются разновидности шагов 1. Комбинация «Гуси»: - шаги на месте; - шаги с остановкой на каблук; - шаги по точкам (I, III, V, VII); - приставные шаги. Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка». |
17-19 | 3 | Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца. | - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. |
20-21 | 2 | Упражнения для улучшения гибкости | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
22-23 | 2 | Комбинация «Ладошки». | Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы Отрабатываются разновидности шагов. |
24-25 | 2 | Тренировочный танец «Стирка» | Имитируется процесс стирки белья. - два шага вправо, два шага влево, стираем; - полощем; - выжимаем; - развешиваем; - устали. |
26 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
27-30 | 4 | Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. | 1. Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. |
31 | 1 | Общеразвивающие упражнения. |
Передают притопами, хлопками и другими движениями резкие акценты в музыке. Участвуют в музыкальных играх с предметами. Продолжают совершенствовать направления и формы ходьбы, бега, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Выполняют игровые и плясовые движения. Оценивают свои достижения на занятии. |
32 | 1 | Подводящие танцевальные упражнения | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
33 | 1 | Общеразвивающие упражнения | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; |
34 | 1 | Урок-закрепления основных движений | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
ИТОГО 34 |
Календарно-тематическое планирование, 2 класс
№ урока | Кол-во часов | Название темы | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности. Музыка и движение. Красота движения и музыкально - ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. |
2 | 1 | Разминка. Шаги и связка с руками | Поклон Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: - позиции ног; - позиции рук; - позиции в паре. - точки класса; |
3-4 | 2 | Общеразвивающие упражнения. Свободный танец | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
5-8 | 4 | Танец «Полька». | 1. Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. |
9-10 | 2 | Разминка. Упражнения на гибкость | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
11 | 1 | Общеразвивающие упражнения. | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
12-13 | 2 | Движения по линии танца. | Точность движения. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом на месте. Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг. Тройной шаг. Шаг польки. Музыкально-двигательный образ. Преодоление трудностей развития движений, развитие связи движений с музыкой. Отрабатываются разновидности шагов 2. - приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). |
14-18 | 5 | Разминка. Дыхательная гимнастика, упражнения на гибкость и силу. | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
19-22 | 4 | Движения по линии танца. | Точность движения. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом на месте. Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг. Тройной шаг. Шаг польки. Музыкально-двигательный образ. Преодоление трудностей развития движений, развитие связи движений с музыкой. Отрабатываются разновидности шагов 2. - приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). |
23 | 1 | Танец «Вару – Вару». | - шаг-приставка по одному, в парах; - прыжки по одному, в парах; - хлопушки по одному, в парах; - шаг-поворот по одному, в парах; - полностью танец по одному, в парах |
24 | 1 | Игры под музыку | - шаг приставка, руками «нарисовать» уши; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; - колено, локоть; - прыжки. |
25-29 | 5 | Танец «Диско» | - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. |
30 | 1 | Разминка. Развивающие упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
31 | 1 | Движения по линии танца. | - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног; - позиции европейских танцев; - позиции латиноамериканских танцев; - линия танца; - направление движения; - углы поворотов. Упражнения на улучшение гибкости Закрепляются знания и навыки. |
32 33 | 2 | Индивидуальное творчество «Я – герой любимой сказки». | «Я - герой любимой сказки» Выявляются творческие возможности учащихся. Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце. Импровизация сказки. |
34 | 1 | Урок-закрепления основных движений | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
34 | ИТОГО: |
Календарно-тематическое планирование, 3 класс
№ урока | Кол-во часов | Название темы | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Что такое «Ритмика»? Основные понятия. | Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности. Музыка и движение. Красота движения и музыкально - ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. |
2 | 1 | Постановка корпуса. Основные правила. | Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве. При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца». |
3 | 1 | Позиции рук. Позиции ног. Основные правила | Выполняют 1-ю позицию: пятки сомкнуты, носки наружу. При этом ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе. Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Выполняют 2-ю позицию: ноги врозь носки наружу. При этом ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами. Руки отведены в стороны слегка округло согнуты в локте. Выполняют 3-позицию: Стопа правой ноги приставлена к середине левой стопы (носки наружу). Руки подняты вверх над головой с округлыми локтями. Продолжают выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям и предполагающих выполнение в парах, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыкального произведения или его частей. Оценивают свои достижения на занятии. |
4-5 | 2 | Танец «Диско» | - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. |
6 | 1 | Общеразвивающие упражнения | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»;- «рыбка». |
7 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
8 | 1 | Движения на развитие координации. Бег и подскоки. | Продолжают выполнять ходьбу и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Повторяют основные позиции рук и ног. Осуществляют ритмичные движения в соответствии с различным характером частей музыкального произведения, регистрами (высокий, средний, низкий). Совершенствуют умение изменять направления и формы ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.д.). Определяют нужное направление движения по словесной инструкции педагога или по звуковым ориентирам. Оценивают свои достижения на занятии. |
9 | 1 | Физическая подготовка | приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). |
10-11 | 2 | Разминка. Упражнения для улучшения гибкости | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
12 | 1 | Движения по линии танца. | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»;- «рыбка». |
13 | 1 | Комбинация «Слоник». | . Комбинация «Слоник»: - шаг приставка, руками «нарисовать» уши; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; - колено, локоть; - прыжки. |
14 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
15 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
16 | 1 | Танец «Сударушка» | - шаг по л. т. по одному, движения рук; - выход в парах; - приглашение к танцу; - «расходимся – сходимся». |
17-19 | 3 | Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца. | - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. |
20-21 | 2 | Упражнения для улучшения гибкости | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
22-23 | 2 | Бальные танцы | Танец «Самба» - основное движение по одному, в парах; - самба-ход на месте по одному, в парах; - виск по одному, в парах; - виск с поворотом; - самба-ход; - самба-ход в променадной позиции; - поворот под рукой; - Вольта |
24-25 | 2 | Тренировочный танец «Стирка» | Имитируется процесс стирки белья. - два шага вправо, два шага влево, стираем; - полощем; - выжимаем; - развешиваем; - устали. |
26 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
27-30 | 4 | Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. | 1. Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. |
31 | 1 | Общеразвивающие упражнения. |
Передают притопами, хлопками и другими движениями резкие акценты в музыке. Участвуют в музыкальных играх с предметами. Продолжают совершенствовать направления и формы ходьбы, бега, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Выполняют игровые и плясовые движения. Оценивают свои достижения на занятии. |
32 | 1 | Подводящие танцевальные упражнения | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
33 | 1 | Общеразвивающие упражнения | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; |
34 | 1 | Урок-закрепления основных движений | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
ИТОГО 34 |
Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№ урока | Кол-во часов | Название темы | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности. Музыка и движение. Красота движения и музыкально - ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. |
2 | 1 | Разминка. Шаги и связка с руками | Поклон Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: - позиции ног; - позиции рук; - позиции в паре. - точки класса; |
3-4 | 2 | Общеразвивающие упражнения. Свободный танец | Движения по линии танца и диагональ класса: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
5-8 | 4 | Танец «Полька». | 1. Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. |
9-10 | 2 | Разминка. Упражнения на гибкость | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
11 | 1 | Общеразвивающие упражнения. | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
12-13 | 2 | Движения по линии танца. | Точность движения. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом на месте. Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг. Тройной шаг. Шаг польки. Музыкально-двигательный образ. Преодоление трудностей развития движений, развитие связи движений с музыкой. Отрабатываются разновидности шагов 2. - приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). |
14-18 | 5 | Разминка. Дыхательная гимнастика, упражнения на гибкость и силу. | - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; - «рыбка». |
19-22 | 4 | Фигурный вальс | - балансе; - вальс правый поворот; - вальс левый поворот; - окошечко; - раскрытие; - повороты; - вальсовая дорожка; - переходы из позиции в позицию; - поклон. |
23 | 1 | Танец «Вару – Вару». | - шаг-приставка по одному, в парах; - прыжки по одному, в парах; - хлопушки по одному, в парах; - шаг-поворот по одному, в парах; - полностью танец по одному, в парах |
24-26 | 3 | Бальные танцы | #1058;анец «Джайв» - основной шаг по одному, в парах; - раскрытие и закрытие по одному, в парах; - американ спин; - хлыст по одному, в парах; - смена мест справа налево по одному, в парах; - смена мест слева направо по одному, в парах; - стоп энд гоу по одному, в парах. |
27-29 | 3 | Танец «Диско» | - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. |
30 | 1 | Разминка. Развивающие упражнения | - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; |
31 | 1 | Движения по линии танца. | - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног; - позиции европейских танцев; - позиции латиноамериканских танцев; - линия танца; - направление движения; - углы поворотов. Упражнения на улучшение гибкости Закрепляются знания и навыки. |
32 33 | 2 | Индивидуальное творчество «Я – герой любимой сказки». | «Я - герой любимой сказки» Выявляются творческие возможности учащихся. Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце. Импровизация сказки. |
34 | 1 | Урок-закрепления основных движений | Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Совершенствуют исполнительские умения. Участвуют в музыкальных подвижно-ритмических играх. Оценивают свои достижения на занятии. |
34 | ИТОГО: |
8. Материально техническое обеспечение
Учебно-практическое оборудование:
- Компьютер
- Колонки
- Диск с музыкой «Детский XXXL праздничный» № 0263, съемный носитель.
- Хореографический станок
- Зеркала
- Коврики гимнастические
- Скакалки гимнастические
- Палки гимнастические
- Обручи
- Модули
- Игровой мяч (волейбольный)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...
Рабочая программа по логоритмике. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (Вариант 5.1)
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Д...
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»...