Мастер-класс по теме «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»
статья на тему

Семенова Татьяна Михайловна

Цель мастер-класса:

-  выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;

-  рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапредметных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Доводы, до которых человек додумывается сам,

 обычно убеждают его больше, нежели те,

 которые пришли в голову другому»

Б. Паскаль

- Когда стоит вопрос о новых образоватльных стандартах, у нас возникает много вопросов, но что остается незабвенным - это профессиональная роль учителя и здесь самое важное знать, куда вести своих учеников

Успех - значит, вовремя успеть помочь ребенку поверить в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке и благодаря этому, можно добиться хорошего качества  образования.

Слайд 1.

       Тема: «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»

Слайд

        Современные требования к уроку ставят перед нами задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Слайд 2

     Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Слайд 3

Цель мастер-класса:

  • выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;
  • рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапредметных компетенций;

 Для реализации данной цели мне необходимо:

- создать условия для исследования ;

- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях  группы.

 Слайд 4

Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

- создание ситуации успеха;

- отбор необходимой информации;

- сопоставление;

- анализ и другие.

Слайд 5

А также методы

-проблемно-поисковый;

-комплексная оценка и другие.

Прежде всего давайте выясним, что такое метапредметный урок.

Работа в группах.

Я  попрошу вас опираясь на таблицу «Определение метапредметного урока, ответить на вопросы

- Метапредметный урок- это урок, целью которого

- Метапредметный урок- это урок, на котором

- Метапредметный урок- это урок, с помощью которого

(1 группа) Метапредметный урок-это урок, целью которого... 

-является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.

- является активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

-является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы

-является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования

-является формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.  

- является ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся

-является получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

-необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса

-является формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает 

( 2 группа) Метапредметный урок-это урок, на котором...

-происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;

- учитываются реальные потребности  и интересы школьников;

- происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка;

- организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;

- на котором необходимо "в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения;

- ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;

-ученик 1) промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

 (3 группа) Метапредметный урок-это урок, с помощью которого:

- происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

- не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться;

- включается метапредметное содержание путем:

- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "проблема", "знание", и др.)

- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира);

- можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

     

  Сегодня с вашей помощью я постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые  использую в своей педагогической практике.

И для работы в мастер – классе предлагаю поработать по  группам.

-У вас на столах лежат сердечки.

-Напишите на сердечках по 3 личностных  качества, которыми  должен обладать каждый человек.

- Какое умение мы формировали на данном этапе работы?

 ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (карточка на доску)      

- Сейчас я предлагаю вам поработать с информацией и ответить на вопрос: что мы будем изучать на уроке?

- Для ответа на этот вопрос я предлагаю поработать с информацией.

1 группа разгадывает кроссворд (экология)

2 группа читает определение экологии, без самого понятия.

- Какие умения формирует данный этап работы?

ПОИСК И ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

АНАЛИЗ

ОБОБЩЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ (карточки на доске)

- К какому выводу вы пришли? Что мы будем изучать? ( Отношение человека к природе)

- Я предлагаю построить исследование. Из каких частей состоит исследование?

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЫВОД (карточки на доске)

- Что мы будем исследовать? ( Отношение человека к природе)

- Первый шаг - выдвижение гипотезы. Возвращаясь к этапу ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, вы сказали, что человек должен обладать такими качествами, как доброта и ответственность. Попробуйте на основе понятий

ДОБРОТА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРИРОДА (карточки на доске)

сформулировать гипотезу.

- Следующий шаг – исследование.

- Вы, когда–нибудь пробовали собирать пазлы?

- Давайте поиграем. Соберем пазлы в картинку.

- Психологи  считают, что собирание подобных пазлов способствует развитию у человека таких качеств, как произвольное внимание, восприятие, образное и логическое мышление, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук и так далее.

- Что у вас получилось?

- Нравятся ли вам эти изображения? Какие чувства они вызывают?

- С какими  словами  ассоциируются картинки?

- Положите листочек со словом  экология перед собой, возьмите цветные карандаши  и закрасьте первую букву слова тем цветом, которое выражает  состояние экологии в настоящее время.

- У многих из вас я увидела темные цвета.

 -Что это означает? ( печаль, скука, тоска, страх).  Есть даже красный – предупреждающий об опасности цвет. Думаю, что настало время разобраться в этих причинах экологических проблем  и их способах  решения.

Продолжим работу в группах.

-Возьмите конверты с заданиями.

1 группа:

Конверт с заданием.

  1. Составьте текст из  предложений и озаглавьте его.

И вот уже множество белых колокольчиков украшают сад.

 Все знают это невысокое красивое растение, которое первым оживает после зимы .

Сначала подснежники выпускает пару  листьев, а вскоре зацветают поникающими белыми колокольчиками.

Подснежник – первое дыхание весны.

Им не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки.

И это верный знак – весна совсем близко!

2. Найдите в Красной книге это растение.

3. Какова причина исчезновения подснежников?

4. Разработайте план – стратегию сохранения этого растения.

5. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

6. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень  «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Программный уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

Необходимый уровень «Нормально»   Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

2 группа:

Конверт с заданием:

Решает экологическую задачу.

  1. Решите задачу.

Один человек в день производит 2 кг мусора. Сколько мусора произведет семья из 4 человек за, месяц? За 1 год?

За день______________________________________________

За месяц ___________________________________________

За год_______________________________________________

  1. Сколько грузовых машин перевезут этот мусор?

Вид транспорта

Грузоподъемность

Газель тент / фургон

1, 5 т

  1. Большую часть мусора составляют пластиковые изделия. Каковы ваши идеи для  «второй» жизни пластиковой тары? Запишите как можно больше вариантов.

4. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

5. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень  «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Программный уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

Необходимый уровень «Нормально»   Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

3 группа:

Конверт с заданием:

Составляет  экологическую  сказку.

  1. Сочините экологическую сказку о проблеме загрязнения воды водоема заводами, фабриками  и человеком   по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Жил Старик со своею Старухой у ……….

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду – пришёл невод с  …………

Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с ………,

В третий раз закинул он невод – …………………………...

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

………………………………………..

Хотел  уж было,  Старик

воротиться к своей Старухе,

Да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою – ……………..

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

……………………………………………………………..

…………………………………………………………….

…………………………………………………………….

……………………………………………………………

2.Какие меры охраны водоема вы бы предложили?

3. Сделайте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

4. Оцените свою деятельность по следующей схеме.

Максимальный уровень  «Отлично»         Решена необычная, в чём-то новая задача

Программный уровень      «Хорошо»  Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

Необходимый уровень «Нормально»   Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Во время работы двух  групп ведётся работа с 4-ой группой.

- Какие умения формируются в ходе исследования?

Группы  работают по предложенному плану - это

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (карточки на доске)

- Участники группы общаются между собой, следовательно развиваются

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ (карточка на доске)

-Кто готов представить результаты своего исследования?

Отчет групп о выполнении заданий.

- Обе группы пришли  к заключению, что гипотеза подтвердилась.

- Я прошу группы обменяться оценочными листами и выразить в них своё отношение к работе соседней группы, а затем передать эти листы в группу аналитиков для общей оценки.

- Возьмите листочек со словом  природа. С каким цветом ассоциируется это слово? Раскрасьте слово карандашами.

Я вижу, что у вас разноцветное восприятие этого слова.  Самыми яркими и разноцветными представителями животного мира являются бабочки. Положите ее на ладошку.

«Давным-давно жил на белом свете мудрец. Один человек задумал обмануть мудреца. Он задумал поймать бабочку и, зажав ее в ладонях, спросить у мудреца, живая или мертвая бабочка. И если тот скажет, что живая, - задавить ее, а если мудрец скажет, что мертвая, - отпустить на волю. Так он и сделал. Подошел к мудрецу и задал свой вопрос, на который мудрец ответил следующим образом: "Все в твоих руках...".

-Наш мир разноцветный и хрупкий, как эта бабочка. Сохранить ее такой прекрасной может только сам человек. Наши поступки по отношению к природе, как частички пазлов складываются каждый день в картину мира. От того какой будет наша планета зависит только от нас. Все находится в наших руках.

- А сейчас выйдите ко мне и встаньте в круг. Если вы считаете, что постарались, у вас получилось все отлично, вы показываете большой палец вверх, если чуть хуже - в сторону.

Итак, ваше мнение - отношение на занятии к себе. Вот так!

Садитесь.

- Как называется последний этап исследования?

- Мы интересовались, как  прошло  занятие?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (карточка на доске)

- Посмотрите на все слова на доске и скажите, что вы видите? Как можно всё назвать одним выражением?

- УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (карточки на доске). Они являются основой новых стандартов, которые направлены на изменение результатов образования, формирование и социализацию личности.

-Итак, подведем итог.

Слайд

Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций на основе формирования умения учиться. Эта возможность позволяет ученикам ориентироваться в различных учебных областях.

На данном занятии мы развивали ключевые компетенции, которые относятся к метапредметному содержанию образования:

-Ценностно-смысловая;

- учебно-познавательная;

- социокультурная;

- коммуникативная;

- информационная;

- здроровьесберегающая.

Спасибо за работу! Сегодня вы получили довольно высокие оценки, что подтверждает мысль о том, что педагоги являются сами отличными учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Мастер-класс по теме «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»

Цель мастер-класса:-  выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;-  рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапр...

Мастер-класс по теме «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»

Цель мастер-класса:-  выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;- рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапредметн...

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...

Мастер-класс на тему «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе на уроках в начальной школе» (сценарная разработка из опыта работы)

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных проц...